.RU

Специфика художественной культуры

Государственный институт экономики, финансов, права и технологий

Реферат

По дисциплине Основы культурно-художественной деятельности

На тему «Специфика художественной культуры»

Выполнила:

студентка 2 курса

группы 382

Гатчина

2010

Содержание:

1. Художественная культура

2. Внутреннее строение художественной культуры

3. Искусство в системе культуры.

4. Заключение

5. Список литературы

Художественная культура.

Художественная культура — одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура - это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств. В архаических культурах эта особенность функционирования художественной культуры нашла свое выражение в синкретичности, т.е. целостности, полифункциональности первобытного искусства.

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах — и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции).

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

Практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)

Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)

Создание произведений искусства — творческая деятельность

Восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др.

Художественная культура — это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной нам культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Напомним, что, наиболее ранней формой массовой коммуникации явилось книгопечатание, значение которого как средства массового распространение художественной культуры проявило себя лишь в конце XIX века после расширения в Европе системы образовательных учреждений. Кроме этого, изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации. Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Конечно, необходимо помнить о тех проблемах, которые появились одновременно с формированием организма массовой культуры (см. предыдущую лекцию). Однако хочется отметить и существенные позитивные стороны функционирования массовой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

Необходимо помнить и о просветительском потенциале массовой культуры, когда та или иная инновационная идея в сфере художественного творчества становится доступной массовой аудитории, благодаря чему преодолевается постоянно существующее в восприятии противоречие между традиционными, устоявшимися, привычными художественными формами и инновационными идеями, относящимися к сфере формотворчества, поиску новых средств выразительности. Конечно, это часто приводит к упрощению, примитивизации подлинных смыслов художественной культуры (еще А.С.Пушкин писал, что пошло то, что в народ пошло), однако позволяет воспринимающему субъекту освоить мир в новых для себя художественных образах, а, следовательно, адаптировать изначально чуждую ему точку зрения, стать «культурным полиглотом».

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором — произведением — и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Внутреннее строение художественной культуры.

До сих существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования – человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия.

Культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности - качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека, не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, – в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека, ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования- формы орудий труда,научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вторичные способы деятельности, служащие уже не "опредмечиванию", а "распредмечиванию" тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытие культуры, т. е. их усвоению и присвоению людьми; в культурных предметах процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности извлекающей из них заключённое в них человеческое содержание;

д) вновь человек вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;


shkola-shadyashego-zemlepolzovaniya-rukovodstvo-po-napisaniyu-zayavok-na-grant-nortonu-kiricu-pervomu-uchitelyu-m-s-b.html
shkola-territoriya-mira-i-mezhnacionalnogo-soglasiya.html
shkola-vecher-posvyasheniya-v-starsheklassniki-uroki-nachinayutsya-148.html
shkola-zanimaet-2-mesto-v-rejtinge-obrazovatelnih-uchrezhdenij-rajona-po-olimpiadam.html
shkole-ec-european-center-v-londone-brajtone-kembridzhe.html
shkoli-dvfu-shiks.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nekommercheskoe-partnerstvo-po-zashite-prav-i-zakonnih-interesov-lic.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-medicinskih-uchrezhdenij-vklyuchennih-v-sistemu-oms-na-zakon-murmanskoj-oblasti-ot-16-11-2005-n-675-01-zmo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/lichnie-faktori-vliyayushie-na-stepen-riska-pri-prinyatii-upravlencheskogo-resheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihosomaticheskie-rasstrojstva-pri-zabolevaniyah-dihatelnoj-sistemi-yu-yu-eliseev-psihosomaticheskie-zabolevaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saba-tairiptari-7.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zagolovok-i-liniya-peredachi-i-nakonec-eti-raboti-yavlyayutsya-neobhodimim-rukovodstvom-pri-posvyashenii-v-praktiki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-istoriya-9-klass-rabochaya-programma-po-istorii-dlya-9-klassa-razrabotana-na-osnove-federalnogo-gosudarstvennogo-standarta-avtorskih-programm.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svod-pravil-stroitelstvo-v-sejsmicheskih-rajonah-stranica-20.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-17--gegemoniya-ili-mnogopolyarnost-itogi-vtoroj-mirovoj-anatolij-utkin-mest-za-pobedu-novaya-vojna-algoritm.html
  • studies.bystrickaya.ru/estoniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-5-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/91-organizaciya-i-obespechenie-nadzora-za-proizvodstvennoj-sredoj-ekzamen-dlya-rukovoditelya-ohrana-truda-izdanie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perumov-n-d-p-26-vojna-maga-tom-konec-igri-chast-pervaya-cikl-hranitel-mechej-kniga-4-nik-perumov-stranica-16.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-vseh-video-i-mp3-kotorie-vi-mozhete-zakazat.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-chto-takoe-karbonilnie-soedineniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-dlya-profilnogo-obucheniya-davajte-znakomitsya-s-nemeckoj-muzikalnoj-kulturoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-rezultati-vospitaniya-detej-dostizheniya-v-meropriyatiyah.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-politika-evropejskogo-soyuza-v-kontekste-koncepcii-ustojchivogo-razvitiya-23-00-02-politicheskie-instituti-processi-i-tehnologii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-ekspluatacii-shvks-695234-006-ie-stranica-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/neblagopoluchnaya-semya-i-deviantnoe-povedenie-socialno-psihologicheskie-aspekti.html
  • school.bystrickaya.ru/k-a-nurbaturov-obshee-rukovodstvo.html
  • credit.bystrickaya.ru/pirat-zabud-pro-nebesa-gruppoj-k-40-letiyu-slavnogo-strojotryada-respublika-tin.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-18-postanovlenie-o-vvedenii-v-dejstvie-zakona-o-regulirovanii-eksporta-i-importa.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-020400-62-biologiya-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-kontrolnih-rabot-kt1-osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-teorii-avtomaticheskogo-upravleniya-kt2-metodi-matematicheskogo-opisaniya-elementov-i-sistem-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/7-temi-kontrolnih-rabot-dlya-zaochnoj-formi-obucheniya-i-metodicheskie-ukazaniya-po-ih-vipolneniyu.html
  • spur.bystrickaya.ru/koshelek-ili-biznes-kontrol-za-pfr-fss-i-foms-mozhet-bit-peredan-rostrudu.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-rinok-cennih-bumag-dlya-studentov-specialnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-razrabotana-v-sootvetstvii-s-gosudarstvennimi-trebovaniyami-k-minimumu-soderzhaniya-i-urovnyu-podgotovki-po-specialnosti-210200-sostavitel-kand-tehn-nauk-doc.html
  • znanie.bystrickaya.ru/auditorskoe-zaklyuchenie-po-finansovoj-buhgalterskoj-otchetnosti-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-konferencii-x-mezhdunarodnaya-shkola-po-problemam-fundamentalnoj-i-prikladnoj-radiobiologii-v-galaktike-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-obshej-gigiene-i-ekologii-cheloveka-dlya-specialnosti-040100.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referatu-i-primernie-temi-trebovaniya-k-referatam-po-discipline-istoriya-i-filosofiya-nauki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izmerenie-koefficienta-intellekta-i-risunochnoe-testirovanie-detej-v-ramkah-proekta-rannego-raspoznavaniya-odaryonnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnie-potrebnosti-molodezhi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.