.RU

Специфика художественной культуры

Государственный институт экономики, финансов, права и технологий

Реферат

По дисциплине Основы культурно-художественной деятельности

На тему «Специфика художественной культуры»

Выполнила:

студентка 2 курса

группы 382

Гатчина

2010

Содержание:

1. Художественная культура

2. Внутреннее строение художественной культуры

3. Искусство в системе культуры.

4. Заключение

5. Список литературы

Художественная культура.

Художественная культура — одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура - это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств. В архаических культурах эта особенность функционирования художественной культуры нашла свое выражение в синкретичности, т.е. целостности, полифункциональности первобытного искусства.

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах — и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции).

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

Практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)

Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)

Создание произведений искусства — творческая деятельность

Восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др.

Художественная культура — это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной нам культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Напомним, что, наиболее ранней формой массовой коммуникации явилось книгопечатание, значение которого как средства массового распространение художественной культуры проявило себя лишь в конце XIX века после расширения в Европе системы образовательных учреждений. Кроме этого, изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации. Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Конечно, необходимо помнить о тех проблемах, которые появились одновременно с формированием организма массовой культуры (см. предыдущую лекцию). Однако хочется отметить и существенные позитивные стороны функционирования массовой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

Необходимо помнить и о просветительском потенциале массовой культуры, когда та или иная инновационная идея в сфере художественного творчества становится доступной массовой аудитории, благодаря чему преодолевается постоянно существующее в восприятии противоречие между традиционными, устоявшимися, привычными художественными формами и инновационными идеями, относящимися к сфере формотворчества, поиску новых средств выразительности. Конечно, это часто приводит к упрощению, примитивизации подлинных смыслов художественной культуры (еще А.С.Пушкин писал, что пошло то, что в народ пошло), однако позволяет воспринимающему субъекту освоить мир в новых для себя художественных образах, а, следовательно, адаптировать изначально чуждую ему точку зрения, стать «культурным полиглотом».

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором — произведением — и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Внутреннее строение художественной культуры.

До сих существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования – человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия.

Культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности - качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека, не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, – в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека, ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования- формы орудий труда,научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вторичные способы деятельности, служащие уже не "опредмечиванию", а "распредмечиванию" тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытие культуры, т. е. их усвоению и присвоению людьми; в культурных предметах процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности извлекающей из них заключённое в них человеческое содержание;

д) вновь человек вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;


shkola-shadyashego-zemlepolzovaniya-rukovodstvo-po-napisaniyu-zayavok-na-grant-nortonu-kiricu-pervomu-uchitelyu-m-s-b.html
shkola-territoriya-mira-i-mezhnacionalnogo-soglasiya.html
shkola-vecher-posvyasheniya-v-starsheklassniki-uroki-nachinayutsya-148.html
shkola-zanimaet-2-mesto-v-rejtinge-obrazovatelnih-uchrezhdenij-rajona-po-olimpiadam.html
shkole-ec-european-center-v-londone-brajtone-kembridzhe.html
shkoli-dvfu-shiks.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-uchastnikov-kazahstansko-belorusskogo-delovogo-foruma-20-maya-2010-goda-g-minsk-nacionalnaya-biblioteka-belarusi-registraciya-s-20-vremya-raboti-s-10-00.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-ezhegodno-razmeshaetsya-na-oficialnom-sajte-shkoli-i-predstavlyaetsya-obshestvennosti-v-nachale-uchebnogo-goda-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/potreblenie-osnovnih-produktov-pitaniya-na-dushu-naseleniya-v-god-kg-s-m-movshovich-kand-tehn-nauk-docent.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-vnutrennie-dokazatelstva-podlinnosti-pisaniya-neosporimie-svidetelstva.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-vvedenie-v-specialnost-dlya-specialnosti-0608-kommerciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-sozidatelnaya-rabota-v-rossii-i-gibnushij-petrograd.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-geomorfologiya-specialnost-050609-geografiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-41-avtomatizaciya-kompressornih-stancij-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-kontrolnoj-raboti-uchebnoj-disciplini.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-kadrovoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-osnovnie-obsheobrazovatelnie-programmi-n-pp-uroven.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-uroka-znat-naznachenie-i-sostav-os-umet-ispolzovat-internet-dlya-proverki-poluchennih-znanij.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnik-dlya-postupayushih-v-permskij-gosudarstvennij-tehnicheskij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-b-abuova-geografiya-sabatarindai-kartalarmen-zhmis-zhne-oushilardi-blmn-tekseru-zholdari.html
  • letter.bystrickaya.ru/naznachenie-ekom-3000-poyasnitelnaya-zapiska-k-diplomnomu-proektu-na-temu-elektrosnabzhenie-i-tehnicheskij-uchet-elektroenergii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-ministerstva-obrazovaniya-moskovskoj-oblasti-na-ii-polugodie-2012-g-1-stranica-15.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultatov-metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-prohodyashih-pedagogicheskuyu-praktiku.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-podrazdelu-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-energosberegayushej-tehnologii-rektifikacii-ciklicheskih-uglevodorodov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mou-sosh-10-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-10.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razvitie-regiona-v-sostave-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga-vologodskaya-oblast.html
  • control.bystrickaya.ru/chrezvichajnoj-situacii-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-6-avgusta-2010-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/fajnberg-v-l-inie-izmereniya-kniga-rasskazov-stranica-9.html
  • books.bystrickaya.ru/chteniya-lekcij-po-bioorganicheskoj-himii-dlya-studentov-stomatologicheskogo-fakulteta-na-1-semestr-20102011-uch-goda.html
  • composition.bystrickaya.ru/ou-motivaciyasi-tmen-oushilarmen-zhmis-oristi-ojshil-alimi-d-i-mendeleev-malmn-bkl-matanishi-shkrtnde-z-shashan-rpaini-sp-nunde.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ucheno-kalendarnij-plan-rasschitan-na-54-chasa-1-polugodie-1-chas-v-nedelyu-2-polugodie-2-chasa-v-nedelyu-.html
  • school.bystrickaya.ru/13prostoe-predlozhenie-the-simple-sentence-prakticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-statya-osnovnie-termini-i-opredeleniya-ispolzuemi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/po-logike-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/medvedev-poruchil-pomoch-postradavshim-pri-avarii-na-burovoj-platforme-informacionnoe-agentstvo-baltijskoe-informacionnoe-agentstvo-18122011.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vii-buhgalterskaya-otchetnost-emitenta-i-inaya-finansovaya-informaciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regionalnoj-sistemi-obshego-obrazovaniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-svodnij-doklad-respubliki-buryatiya-o-rezultatah-monitoringa-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-osnove-iniciativnih-dejstvij-vnutrennij-prediktor-sssr-osnovi-sociologii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-strategicheskogo-razvitiya-rostovskogo-gosudarstvennogo-stroitelnogo-universiteta-na-2012-2016-godi-spisok-tem-nauchno-obrazovatelnih-innovacionnih-proektov.html
  • learn.bystrickaya.ru/genrih-byoll-glazami-klouna-stranica-10.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-15-doktrina-shoka-kniga-unikalnaya-eto-epicheskoe-tvorenie-eto-vest-kotoruyu-neobhodimo-uslishat-snastojchivostyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.