.RU

Специфика художественной культуры

Государственный институт экономики, финансов, права и технологий

Реферат

По дисциплине Основы культурно-художественной деятельности

На тему «Специфика художественной культуры»

Выполнила:

студентка 2 курса

группы 382

Гатчина

2010

Содержание:

1. Художественная культура

2. Внутреннее строение художественной культуры

3. Искусство в системе культуры.

4. Заключение

5. Список литературы

Художественная культура.

Художественная культура — одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура - это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств. В архаических культурах эта особенность функционирования художественной культуры нашла свое выражение в синкретичности, т.е. целостности, полифункциональности первобытного искусства.

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах — и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции).

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

Практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)

Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)

Создание произведений искусства — творческая деятельность

Восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др.

Художественная культура — это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной нам культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Напомним, что, наиболее ранней формой массовой коммуникации явилось книгопечатание, значение которого как средства массового распространение художественной культуры проявило себя лишь в конце XIX века после расширения в Европе системы образовательных учреждений. Кроме этого, изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации. Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Конечно, необходимо помнить о тех проблемах, которые появились одновременно с формированием организма массовой культуры (см. предыдущую лекцию). Однако хочется отметить и существенные позитивные стороны функционирования массовой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

Необходимо помнить и о просветительском потенциале массовой культуры, когда та или иная инновационная идея в сфере художественного творчества становится доступной массовой аудитории, благодаря чему преодолевается постоянно существующее в восприятии противоречие между традиционными, устоявшимися, привычными художественными формами и инновационными идеями, относящимися к сфере формотворчества, поиску новых средств выразительности. Конечно, это часто приводит к упрощению, примитивизации подлинных смыслов художественной культуры (еще А.С.Пушкин писал, что пошло то, что в народ пошло), однако позволяет воспринимающему субъекту освоить мир в новых для себя художественных образах, а, следовательно, адаптировать изначально чуждую ему точку зрения, стать «культурным полиглотом».

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором — произведением — и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.

Внутреннее строение художественной культуры.

До сих существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования – человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия.

Культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности - качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека, не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, – в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека, ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования- формы орудий труда,научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вторичные способы деятельности, служащие уже не "опредмечиванию", а "распредмечиванию" тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытие культуры, т. е. их усвоению и присвоению людьми; в культурных предметах процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности извлекающей из них заключённое в них человеческое содержание;

д) вновь человек вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;


shkola-shadyashego-zemlepolzovaniya-rukovodstvo-po-napisaniyu-zayavok-na-grant-nortonu-kiricu-pervomu-uchitelyu-m-s-b.html
shkola-territoriya-mira-i-mezhnacionalnogo-soglasiya.html
shkola-vecher-posvyasheniya-v-starsheklassniki-uroki-nachinayutsya-148.html
shkola-zanimaet-2-mesto-v-rejtinge-obrazovatelnih-uchrezhdenij-rajona-po-olimpiadam.html
shkole-ec-european-center-v-londone-brajtone-kembridzhe.html
shkoli-dvfu-shiks.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-apk.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/valyutnaya-politika-obshego-rinka-volfgang-hojer-kak-delat-biznes-v-evrope.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-tretya-dzhordzhii-garret-billu-skott-kerru.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-n-boyadzhiev-zhan-batist-moler-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-rezultativnost-obrazovatelnoj-deyatelnosti-doklad-prizvan-informirovat-roditelej-zakonnih-predstavitelej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-po-viboru-predprofilnoj-podgotovki-uchashihsya-9-h-klassov-voditeli-mehanicheskih-transportnih-sredstv.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-akcii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/marketingovaya-deyatelnost-torgovo-proizvodstvennogo-predpriyatiya-zavod-derevoizdelij-g-moskvi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antuan-de-sent-ekzyuperi-stranica-7.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-pri-rabote-za-pk-14-ozdorovitelno-profilakticheskie-uprazhneniya-16.html
  • nauka.bystrickaya.ru/virtualnaya-kultura-kak-fenomen-globalizacii-filosofsko-kulturologicheskoe-osmislenie-09-00-13-filosofskaya-antropologiya-filosofiya-kulturi-filosofskie-nauki.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-e-dementev-cemi-ran-moskva.html
  • spur.bystrickaya.ru/lidiya-yanovskaya-tvorcheskij-put-mihaila-bulgakova-moskva-sovetskij-pisatel-stranica-14.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravonarushenie-i-administrativnaya-otvetstvennost.html
  • knigi.bystrickaya.ru/registraciya-zaloga-i-drugih-obremenenij-programmi-professionalnoj-podgotovki-professionalnoj-perepodgotovki.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-11-ustanovlenie-cen-na-tovari-podhodi-k-probleme-cenoobrazovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostav-delegatskogo-korpusa-vi-xx-sezda-std-rf.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-filosofskoe-antikovedenie-i-klassicheskaya-tradiciya-tom-i-vipusk-2.html
  • school.bystrickaya.ru/defektologiya-chast-7.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-obsuzhdeniya-standarti-evro-5.html
  • crib.bystrickaya.ru/kandiba-dmitrij-viktorovich-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-20-den-braun-angeli-i-demoni.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskogo-zaochnogo-internet-konkursa-dalekomu-muzhestvu-vernost-hranya-posvyashennogo-70-letiyu-pobedi-v-velikoj-otechestvennoj-vojne.html
  • school.bystrickaya.ru/brak-gaya-siliya-i-valerii-messalini-v-izlozhenii-korneliya-tacita.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-i-bagalej-nauchnaya-i-obshestvenno-politicheskaya-deyatelnost-stranica-8.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbor-sociologicheskoj-informacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrumentarij-stranica-13.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-konkurs-provedenie-igr-i-pari-2-chasa-ponyatie-i-pravovaya-priroda-publichnogo-obeshaniya-nagradi.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommentarij-iz-1995-g-s-g-kara-murza.html
  • turn.bystrickaya.ru/plastovaya-vodonapornaya-sistema-slovar-po-gidrogeologii-i-inzhenernoj-geologii-annotaciya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-f-08-pochvovedenie.html
  • education.bystrickaya.ru/32-ocenka-ekonomicheskoj-effektivnosti-izmenenij-organizacionnoj-strukturi-organizacionnaya-struktura-upravleniya-predpriyatiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-sokrashenij-i-dopolnitelnih-istochnikov-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-publichnie-slushaniya-i-publikaciya-osnovnih-polozhenij-gradostroitelnogo-razvitiya.html
  • college.bystrickaya.ru/10-4-doklad-upravleniya-obrazovaniem-na-avgustovskoj-konferencii-o-sostoyanii-kachestva-rezultata-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.