.RU

Современный русский язык - часть 17

При перечислении между частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятые.

Сопоставление выражается интонацией (противительной»), особенностью которой является более высокий тон в первой предикативной части, более низкий – во второй,между частями выдерживается пауза.

Предложения равнозначного типа могут быть перестроены в сложносочиненные, т. е. они допускают введение сочини­тельных союзов и, а.

В предложениях неравнозначного типа выражается логическая связь событий, положений.

Условные отношения отражают обусловленность одного события другим; условие заключается в первой части. Основной знак - тире; например: Напролом идут - волос не жалеют (Поел.); значение условия может опираться на форму сослагательного наклонения; например; Было б поле, найдем и сошку (Поел.).

Причинно-следственные отношения ; 1) при­чина во второй предикативной части; например: Радости жиз­ни нельзя навсегда удержать у себя: радость приходит и ухо­дит, как гость (Пришв,); 2) следствие во второй части; напри­мер: Учись доброму - худое на ум не пойдет (Поел.).

В предложениях со значением причины основной знак - двоеточие, со значением следствия - тире.

Пояснительные отношения выражаются во вто­рой части бессоюзного сложного предложения в следующих случаях: 1) в первой части имеется указательное слово; например: Этот голос всегда означал только одно : другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь (Сол.); 2) в первой части употреблен глагол, который нуждается в дополнении; например: Так, не ошиблись вы: три клада в сей жизни были мне отрада (П.); 3) в первой чисти употреблено слово с метафорическим или слишком широким значением которое нуждается в уточнении, разъяснении; например: года и благодарность - родные: одна родилась в природе, другая - в душе человека (Пришв.).

В предложениях с пояснительными отношениями основ­ной знак - двоеточие.

Предложения неравнозначного типа могут быть перестро­ены в сложноподчиненные с помощью соответствующих сою­зов (если, потому что, так что и др.).

Кроме предложений равнозначного и неравнозначного ти­па, бессоюзное строение имеют присоединительные конструкции . Они не аналогичны сложносочиненным и сложноподчиненным, не допускают введения соответствую­щих союзов.

Во-первых, это предложения, где в первой части употреб­лены глаголы, которые называют действия, связанные с вос­приятием: выглянул, оглянулся (чтобы увидеть), замер, зата­ился (чтобы услышать) и т. п., или которые обозначают вос­приятие, не направленное прямо на объект: прислушался, взглянул, вгляделся и под. Вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает событие, положение, которое воспри­нято; например: Самгин оглянулся: за спиной его сидела на диване молоденькая девушка и навзрыд плакала (М. Г.); Вдруг все смолкли и подняли головы: из-за избы показался сосед (Б.).

В этих предложениях употребляется двоеточие.

Во-вторых, первая часть является законченной, не нужда­ется в добавлении; вторая часть выражает содержание тоже вполне самостоятельное. Основной знак - точка с запятой; на­пример: Но вот на колокольне монастыря пробило пять ча­сов; вечер быстро приближался (Т.).

Принципы современной русской пунктуации

Пунктуация - это совокупность знаков препинания и пра­вила их употребления в письменной речи. Пунктуация имеет обязательный характер; значение и употребление знаков пре­пинания определяется нормой, одинаковой для пишущего и читающего. С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особен­ности интонации.

Принципы русской пунктуации - это осно­вы современных пунктуационных правил, определяющих ис­пользование знаков препинания. Надо помнить, что назначе­ние знаков препинания - помогать перенести на письмо зву­чащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно. Знаки отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение.

Знаки препинания - это графические (письмен­ные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на пред­ложения, передать на письме особенности строения предложе­ний и их интонацию.

Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопроси­тельный знак. восклицательный знак - это знаки конца пред­ложения; 2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения; 3) скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части пред­ложения, для этого же употребляются запятая и тире как пар­ные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале пли в конце предложения, употребляется одна запятая или тире; 4) особый знак многоточие, «смысловой»; он может ставиться в конце пред­ложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи.

Особое, сложное значение передают сочетания зна­ков. Так, употребление вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический вопрос (т.е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской: Кто же из нас не думал о воине?! Конечно, все думали (Сим.). Соединение разныхзначений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком: Проехал черныйверховой, качаясь в седле, -подковы высеклидве синие искры из камня (М. Г.); Над лесом небо прояснилось, - бледное солнце пролилосьнасерые колокольни Белоомута (Пауст.) - грамматическая од­нородность,перечисление передаются запятой, а с помощью тире подчеркиваетсязначение следствия-результата. Чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу, на­пример тире в бессоюзном сложном предложении после запя­той, передающей обособление; ср.: Ты, брат, - это батальон (Тв.) - тире употреблено по правилу «тире между подлежа­щим и сказуемым (перед частицей-связкой это)», а запятыми выделено обращение.

Варианты употребления знаков препинания преду­смотрены пунктуационными правилами. Если допускается по­становка разных знаков, то обычно один из них является ос­новным, т- е. ему предоставляется преимущество. Так, встав­ные конструкции выделяются, как правило, скобками: Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесу­щих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Допускается выделение вставки с по­мощью двух тире: А в середине мая была гроза и такой ли­вень, что по улице - она была не ровная, а покатая - бур­но катилась целая река желтой воды (С.-Ц.). Для скобок данное употребление является основным, а для тире - одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков предусмотрены правилами оформления сложных бессоюзных предложений, например при пояснении или мотивации вместо основного знака двоето­чия употребляется тире: Разлука призрачна — мы будем вместе скоро (Ахм.). При обособлении определений и прило­жений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Мо­ре - седое, зимнее, невыразимо угрюмое - ревела и нес­лось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло (Марш.). Возможно выделение обособленных определений и приложении двумя знаками - запятой и тире - одновременно: Долетел спокойный мужественный гудок, - океанский, в три тона (Пауст,). Варианты постановки знаков допускаютсяи некото­рыми другими правилами (в частности, запятой и точки сзапятой в сложном бессоюзном предложении, запятой и воскли­цательного знака при обращении, воскли­цательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопро­се и др.).

Проявляется вариантность также в возможности употреб­ления или неупотребления знаков в некоторых других слу­чаях, например непоследовательно выделяются некоторые вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно; они могут выделяться вместе с присоеди­няемым существительным.

Первые попытки осмысления пунктуации на Руси связаны с именами М. Грека, Л. Зизания, затем - М. Смотрицкого.

Теоретическую разработку вопроса о пунктуации находим в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова, который дал перечень знаков препинания («строчных» знаков) и изложил правила их употребления. Ломоносов сформулировал основной принцип, на котором основываются правила расстановки знаков: это смысловая сторона речи и ее структура. М.В. Ломоносов пишет: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам». Правила сформулированы самые общие, без детальной разработки, однако значение знаков определено довольно четко. Эти значения мало чем отличаются от основных значений знаков в современной пунктуации, что свидетельствует о ее устойчивости и стабильности.

Н. Курганов, А.А. Барсов, Н.И. Греч расширяют общие правила М.В. Ломоносова, дают более подробные характеристики значений отдельных знаков и правил их расстановки.

Далее разработка вопросов пунктуации связана с именами А.X. Востокова, И.И. Давыдова, Ф.И. Буслаева и, наконец, Я.К. Грота, который подводит определенные итоги изысканиям предшествующих авторов. Основа пунктуации Я.К. Грота - логическое членение речи, передающееся в устной речи паузами и интонацией. Я.К. Грот стремился изучить интонационное оформление речи и паузы различной длительности, соответствующие логическому делению речи. Однако практически, формулируя правила расстановки знаков, Я.К. Грот учитывал прежде всего синтаксическое строение предложения и смысловые отношения между его частями.


sabati-ataui-ozhanasir-men-ashara-masati.html
sabati-ataui-sken-sejfullin-asa-kik.html
sabati-ati-3839-atinas-idistar-su-biri-slteme-zhospar-zhalpi-masati.html
sabati-ati-tlen-bdkov.html
sabati-barisi-jimdastiru-keze-2-min-j-tapsirmasin-tekseru-zndk-zhmis-10-min-zhaa-saba-15-min.html
sabati-barisi-krspe-blm-negzg-blm-1-iziushiliti-oyatu-tken-tairiptardi-ajtalau.html
  • spur.bystrickaya.ru/metod-simmetrichnih-sostavlyayushih-lekciya-1.html
  • notebook.bystrickaya.ru/habarovskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-13-dekabrya-2010-goda.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-metodiki-polucheniya-anatomicheskih-ottiskov-dlya-izgotovleniya-individualnih-lozhek-i-materiali-primenyaemie-dlya-etih-celej-cel-zanyatiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-po-napravleniyu-030300-psihologiya-magisterskaya-programma-psihologiya-spor.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-organizacii-i-provedeniya-zaklyuchitelnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-obuchayushihsya-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-prodazhe-zemelnih-uchastkov-pod-torgovuyu-zonu-v-pos-sosnovo-administraciya-municipalnogo-obrazovaniya-priozerskij-municipalnij-rajon-leningradskoj-oblasti.html
  • literature.bystrickaya.ru/cerkovno-prosvetitelskaya-deyatelnost-knyazya-k-k-ostrozhskogo-okonchanie-cerkovno-prosvetitelskaya-deyatelnost-knyazya-k-k-ostrozhskogo.html
  • grade.bystrickaya.ru/nachalnij-ochag-hlebopashestva-a-d-kolesnikov-a-d-kolesnikov.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskaya-specifikaciya-predsedatelya-pravleniya-ao-agrarnaya-kreditnaya-korporaciya-49.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-9-tajna-avtor-etoj-knigi-viros-v-moskve-pereproboval-ryad-professij-no-po-nastoyashemu-nashel-sebya-v-hudozhestvennom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alina-kabaeva-ege-sdavajsya-v-spbgu-v-aprele-2010-g-proshli-meropriyatiya-provedennie-laboratoriej-sprint-i-korporaciej-intel.html
  • writing.bystrickaya.ru/geologicheskoe-stroenie-dna-mirovogo-okeana.html
  • writing.bystrickaya.ru/den-vtoroj-mark-levi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povishennie-poteri-bikarbonata-cherez-zhkt-kislotno-shelochnoj-balans-v-intensivnoj-terapii-kostyuchenko.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modulnaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-direktorov-shkol.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-selskogo-hozyajstva-i-prodovolstviya-respubliki-belarus-31-maya-1996-g-142-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/semin-i-bozhovich-doigrayutsya-do-otstavki-v-bashkirii-poyavitsya-eshe-odin-fizkulturnij-kompleks-9-budem-stroit-dvorci.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskij-profsoyuz-obrazovaniya-glavnij-tehnicheskij-inspektor-truda-profsoyuza-centralnij-sovet-profsoyuza.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-kvalifikaciya-buhgalter.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aventyura-iii-o-tom-kak-zigfrid-priehal-v-vorms-v-g-admoni-pesn-o-nibelungah.html
  • student.bystrickaya.ru/1-zhalpi-erezheler-azastan-respublikasi-aumainda-zhilzhimajtin-mlk-obektlern-mekenzhajin-anitau-zhnnde-anitama-beru.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-grckata-vorzhena-propaganda-v-makedoniya-1903-1908.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-nadzoru-na-obektah-nadzora-na-2009-g-p-p-stranica-6.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-eksodusa.html
  • lesson.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-oformleniyu-kadrovih-dokumentov-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/5finansovo-ekonomicheskaya-deyatelnost-publichnij-doklad.html
  • institut.bystrickaya.ru/stupeni-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-informacionno-metodicheskij-sbornik-dlya-starsheklassnikov-klassnih.html
  • crib.bystrickaya.ru/izuchite-sleduyushee-kazahstan-universitet-sirdariya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/72testovie-zadaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-032401-reklama-moskva-2009.html
  • education.bystrickaya.ru/2-harakteristika-i-klassifikaciya-analiticheskih-metodov-optimizacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-2-grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-poyasnitelnaya-zapiska-1-mesto-kursa-v-professionalnoj-podgotovke.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplina-zarubezhnaya-literatura-i-literatura-strani-izuchaemogo-yazika.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnie-organi-gosudarstvennoj-ohrani-rf-struktura-i-polnomochiya-pravoohranitelnie-organi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskoe-ispolzovanie-nauchnogo-znaniya-filosofiya-nauki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/na-proficit-ne-pokushatsya-radio-7-mayak-novosti-21-08-2008-lobanov-oleg-06-00-07-00-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.