.RU

Современный русский язык - часть 17

При перечислении между частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятые.

Сопоставление выражается интонацией (противительной»), особенностью которой является более высокий тон в первой предикативной части, более низкий – во второй,между частями выдерживается пауза.

Предложения равнозначного типа могут быть перестроены в сложносочиненные, т. е. они допускают введение сочини­тельных союзов и, а.

В предложениях неравнозначного типа выражается логическая связь событий, положений.

Условные отношения отражают обусловленность одного события другим; условие заключается в первой части. Основной знак - тире; например: Напролом идут - волос не жалеют (Поел.); значение условия может опираться на форму сослагательного наклонения; например; Было б поле, найдем и сошку (Поел.).

Причинно-следственные отношения ; 1) при­чина во второй предикативной части; например: Радости жиз­ни нельзя навсегда удержать у себя: радость приходит и ухо­дит, как гость (Пришв,); 2) следствие во второй части; напри­мер: Учись доброму - худое на ум не пойдет (Поел.).

В предложениях со значением причины основной знак - двоеточие, со значением следствия - тире.

Пояснительные отношения выражаются во вто­рой части бессоюзного сложного предложения в следующих случаях: 1) в первой части имеется указательное слово; например: Этот голос всегда означал только одно : другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь (Сол.); 2) в первой части употреблен глагол, который нуждается в дополнении; например: Так, не ошиблись вы: три клада в сей жизни были мне отрада (П.); 3) в первой чисти употреблено слово с метафорическим или слишком широким значением которое нуждается в уточнении, разъяснении; например: года и благодарность - родные: одна родилась в природе, другая - в душе человека (Пришв.).

В предложениях с пояснительными отношениями основ­ной знак - двоеточие.

Предложения неравнозначного типа могут быть перестро­ены в сложноподчиненные с помощью соответствующих сою­зов (если, потому что, так что и др.).

Кроме предложений равнозначного и неравнозначного ти­па, бессоюзное строение имеют присоединительные конструкции . Они не аналогичны сложносочиненным и сложноподчиненным, не допускают введения соответствую­щих союзов.

Во-первых, это предложения, где в первой части употреб­лены глаголы, которые называют действия, связанные с вос­приятием: выглянул, оглянулся (чтобы увидеть), замер, зата­ился (чтобы услышать) и т. п., или которые обозначают вос­приятие, не направленное прямо на объект: прислушался, взглянул, вгляделся и под. Вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает событие, положение, которое воспри­нято; например: Самгин оглянулся: за спиной его сидела на диване молоденькая девушка и навзрыд плакала (М. Г.); Вдруг все смолкли и подняли головы: из-за избы показался сосед (Б.).

В этих предложениях употребляется двоеточие.

Во-вторых, первая часть является законченной, не нужда­ется в добавлении; вторая часть выражает содержание тоже вполне самостоятельное. Основной знак - точка с запятой; на­пример: Но вот на колокольне монастыря пробило пять ча­сов; вечер быстро приближался (Т.).

Принципы современной русской пунктуации

Пунктуация - это совокупность знаков препинания и пра­вила их употребления в письменной речи. Пунктуация имеет обязательный характер; значение и употребление знаков пре­пинания определяется нормой, одинаковой для пишущего и читающего. С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особен­ности интонации.

Принципы русской пунктуации - это осно­вы современных пунктуационных правил, определяющих ис­пользование знаков препинания. Надо помнить, что назначе­ние знаков препинания - помогать перенести на письмо зву­чащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно. Знаки отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение.

Знаки препинания - это графические (письмен­ные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на пред­ложения, передать на письме особенности строения предложе­ний и их интонацию.

Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопроси­тельный знак. восклицательный знак - это знаки конца пред­ложения; 2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения; 3) скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части пред­ложения, для этого же употребляются запятая и тире как пар­ные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале пли в конце предложения, употребляется одна запятая или тире; 4) особый знак многоточие, «смысловой»; он может ставиться в конце пред­ложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи.

Особое, сложное значение передают сочетания зна­ков. Так, употребление вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический вопрос (т.е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской: Кто же из нас не думал о воине?! Конечно, все думали (Сим.). Соединение разныхзначений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком: Проехал черныйверховой, качаясь в седле, -подковы высеклидве синие искры из камня (М. Г.); Над лесом небо прояснилось, - бледное солнце пролилосьнасерые колокольни Белоомута (Пауст.) - грамматическая од­нородность,перечисление передаются запятой, а с помощью тире подчеркиваетсязначение следствия-результата. Чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу, на­пример тире в бессоюзном сложном предложении после запя­той, передающей обособление; ср.: Ты, брат, - это батальон (Тв.) - тире употреблено по правилу «тире между подлежа­щим и сказуемым (перед частицей-связкой это)», а запятыми выделено обращение.

Варианты употребления знаков препинания преду­смотрены пунктуационными правилами. Если допускается по­становка разных знаков, то обычно один из них является ос­новным, т- е. ему предоставляется преимущество. Так, встав­ные конструкции выделяются, как правило, скобками: Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесу­щих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Допускается выделение вставки с по­мощью двух тире: А в середине мая была гроза и такой ли­вень, что по улице - она была не ровная, а покатая - бур­но катилась целая река желтой воды (С.-Ц.). Для скобок данное употребление является основным, а для тире - одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков предусмотрены правилами оформления сложных бессоюзных предложений, например при пояснении или мотивации вместо основного знака двоето­чия употребляется тире: Разлука призрачна — мы будем вместе скоро (Ахм.). При обособлении определений и прило­жений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Мо­ре - седое, зимнее, невыразимо угрюмое - ревела и нес­лось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло (Марш.). Возможно выделение обособленных определений и приложении двумя знаками - запятой и тире - одновременно: Долетел спокойный мужественный гудок, - океанский, в три тона (Пауст,). Варианты постановки знаков допускаютсяи некото­рыми другими правилами (в частности, запятой и точки сзапятой в сложном бессоюзном предложении, запятой и воскли­цательного знака при обращении, воскли­цательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопро­се и др.).

Проявляется вариантность также в возможности употреб­ления или неупотребления знаков в некоторых других слу­чаях, например непоследовательно выделяются некоторые вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно; они могут выделяться вместе с присоеди­няемым существительным.

Первые попытки осмысления пунктуации на Руси связаны с именами М. Грека, Л. Зизания, затем - М. Смотрицкого.

Теоретическую разработку вопроса о пунктуации находим в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова, который дал перечень знаков препинания («строчных» знаков) и изложил правила их употребления. Ломоносов сформулировал основной принцип, на котором основываются правила расстановки знаков: это смысловая сторона речи и ее структура. М.В. Ломоносов пишет: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам». Правила сформулированы самые общие, без детальной разработки, однако значение знаков определено довольно четко. Эти значения мало чем отличаются от основных значений знаков в современной пунктуации, что свидетельствует о ее устойчивости и стабильности.

Н. Курганов, А.А. Барсов, Н.И. Греч расширяют общие правила М.В. Ломоносова, дают более подробные характеристики значений отдельных знаков и правил их расстановки.

Далее разработка вопросов пунктуации связана с именами А.X. Востокова, И.И. Давыдова, Ф.И. Буслаева и, наконец, Я.К. Грота, который подводит определенные итоги изысканиям предшествующих авторов. Основа пунктуации Я.К. Грота - логическое членение речи, передающееся в устной речи паузами и интонацией. Я.К. Грот стремился изучить интонационное оформление речи и паузы различной длительности, соответствующие логическому делению речи. Однако практически, формулируя правила расстановки знаков, Я.К. Грот учитывал прежде всего синтаксическое строение предложения и смысловые отношения между его частями.


sabati-ataui-ozhanasir-men-ashara-masati.html
sabati-ataui-sken-sejfullin-asa-kik.html
sabati-ati-3839-atinas-idistar-su-biri-slteme-zhospar-zhalpi-masati.html
sabati-ati-tlen-bdkov.html
sabati-barisi-jimdastiru-keze-2-min-j-tapsirmasin-tekseru-zndk-zhmis-10-min-zhaa-saba-15-min.html
sabati-barisi-krspe-blm-negzg-blm-1-iziushiliti-oyatu-tken-tairiptardi-ajtalau.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-na-temu-mezhdunarodnie-standarti-audita.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-otchetu-ob-ocenke-rinochnoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osvobodites-ot-lozhnih-ubezhdenij-ya-eto-ya-ili-kak-stat-schastlivim.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkinpri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-ouvrage-rjalisj-dans-le-cadre-du.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-soderzhit-uchebno-metodicheskij-plan-temi-lekcij-rekomenduemuyu-literaturu-rabochaya-programma-opublikovana-na-sajte-tyumgu-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/24trebovaniya-k-oformleniyu-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-dokumentaciya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-080111-marketing.html
  • literature.bystrickaya.ru/domashne-zadanie-po-discipline-osnovi-menedzhmenta-referat.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-vskritie-konkursnoj-komissiej-konvertov-s-zayavkami-na-uchastie-v-gosudarstvennih-zakupkah-sposobom-konkursa.html
  • lesson.bystrickaya.ru/subektivnaya-storona-sostava-prestupleniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prezident-poruchil-podgotovit-plan-vnedreniya-elektronnogo-sudoproizvodstva-v-arbitrazhnih-sudah-kommersant-gazeta-moskva-otdel-politiki20-12-2010-10-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/musaeva-v-i-tashbaltaeva-e-k-zholchieva-a-a-kirgizcha-oruscha-zhana-anglische-szdk-kirgizsko-russko-anglijskij-slovar-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-protivo-pozharnoj-pamyatkoj-v-chastnij-sektor-gazeta-vyatskij-kraj-21022012.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vakuumnoe-razryazhenie.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursti-barli-atisushilarina-ojilatin-zhalpi-blktlk-talaptari-d-o-4-sanati-shn-zhoari-blm.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prichini-mirovogo-finansovogo-krizisa-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mnogoetazhnij-proizvodstvennij-korpus-elektrotehnicheskoj-promishlennosti-v-g-samare.html
  • student.bystrickaya.ru/14-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-chastnoe-ohrannoe-predpriyatie-vimpel-b.html
  • books.bystrickaya.ru/eho-moskvi-eho-23012006-starostina-marina-0900-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • tests.bystrickaya.ru/meditaciya-krest-31-ot-apostola-filippa-stih-i-meditaci-i-ot-boga-i-o-puti-k-bogu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-s-kuratorami-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-razvitie-sistemi-universitetskogo-tehnicheskogo-obrazovaniya-rossii-moskva-mgtu-im-n-e-baumana-2007.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-osnovi-hudozhestvennogo-tekstilya-annotacii-programm-uchebnih-disciplin-oop-napravleniya-podgotovki-050100-62.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-regionovedenie-ekonomicheskogo-fakulteta-obem-zanyatij-vsego-39.html
  • lesson.bystrickaya.ru/putin-davno-chuvstvoval-sebya-daosom-eshe-v-dvuhtisyachnom-godu-odin-znakomij-rasskazal-emu-o-daosizme-i-o-tom-chto-on-putin-stihijnij-daos-tak-more-stoit-nizhe-stranica-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-opd-f-05-metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya-napravlenie-podgotovki.html
  • letter.bystrickaya.ru/millward-brown-centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-12-maya-2010-god.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yu-i-rovda-arterialnaya-gipertenziya-i-metabolicheskij-sindrom-u-detej-i-podrostkov-kuzbassa-rasprostranennost-klinicheskie-formi-faktori-riska-ih-razvitiya-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-t-trofimov-geologicheskij-fakultet-mgu-im-m-v-lomonosova-moskva-rossiya-o-monitoringe-geologicheskih-litotehnicheskih-i-ekologo-geologicheskih-sistem.html
  • crib.bystrickaya.ru/klassnij-chas-dlya-mladshih-shkolnikov-s-narushennimi-mezhlichnostnim-otnosheniyami-v-kollektive-skazka-zvezdnaya-strana.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-7-analiz-poluchennih-dannih-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-starshih-kursov-i-slushatelej-magistraturi-vtoroe-izdanie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/integrirovanie-irracionalnostej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nacionalnaya-associaciya-pensionnih-fondov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-15-noyabrya-2010-goda.html
  • student.bystrickaya.ru/118-reshenie-zadach-1-3-kontrolnoj-raboti-1-mnozhestva-i-operacii-nad-nimi.html
  • desk.bystrickaya.ru/optovaya-torgovlya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.