.RU

Содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования



На правах рукописи


Цепкова Анжелика Николаевна


Содержание и методы
ориентации будущего учителя
на реализацию идей
личностно ориентированного образования


Специальность 13.00.01 –

общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


С


амара 2012

Работа выполнена на кафедре педагогики
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Научный руководитель –

доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Позднякова Оксана Константиновна


Официальные оппоненты:


Ведущая организация –


Куриленко Людмила Васильевна,

доктор педагогических наук, профессор,

^ ФГБОУ ВПО
«Самарский государственный университет», заведующая кафедрой
теории и технологии социальной работы;


Юстус Ирина Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор,

^ ФГБОУ ВПО
«Ульяновский государственный университет», профессор кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный

университет»




Защита диссертации состоится 22 мая 2012 г. в 12.00 часов на заседании
диссертационного совета Д 212.216.01 по защите диссертаций на соискание
ученой степени доктора/кандидата педагогических наук при ФГБОУ ВПО
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу:
443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».


Автореферат разослан апреля 2012 г.



Ученый секретарь
диссертационного совета Вершинина Лидия Васильевна


^ Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Развитие отечественного образования
в начале XXI века требует осмысления его моральных императивов, уточнения его значимости для человека, общества. В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года утверждается: «Стратегические цели образования, тесно увязанные с проблемами развития российского общества, включают преодоление социально-экономического
и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; утверждение статуса России в мировом сообществе как державы, достигшей значительных успехов в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России».

Постановка названных стратегических целей образования заключает
в себе возможность не только развивать познавательные силы школьника, его мировоззрение и нравственность, но и формировать у него «опыт быть личностью, личностный опыт. Это опыт выполнения личностных функций, опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире» (В.В. Сериков).

Формирование личностного опыта школьника требует реализации адекватной сущности такого опыта образовательной модели, создающей условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

В научных исследованиях определено, что такой образовательной моделью, которая имеет мировоззренческий статус, поскольку позволяет найти ответы на вопросы «Во имя чего?» и «Каков путь?», является модель личностно ориентированного образования. «Во имя чего?» – во имя человека, его развития и становления как личности, индивида и субъекта деятельности. «Каков путь?» – путь созидания жизни, достойной человека, способного жить в свободе и для свободы.

Проблема личностно ориентированного образования – сравнительно новая научная проблема. Между тем к настоящему времени накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения целей, сущности, назначения, принципов, содержания, технологий и методов личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.В. Зеленцова, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Плигин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Яки­манская и др.).

Анализ научной литературы показывает, что у ученых, разрабатывающих проблемы личностно ориентированного образования, отсутствует единая точка зрения относительно понимания его целей: целью личностно ориентированного образования считается воспитание человека культуры (Е.В. Бондаревская), развитие личности ребенка, его самости и уникальности, личностного опыта ученика через усиление индивидуализации обучения и развитие познавательной сферы, через обогащение ее глубинных структур (А.А. Плигин), развитие личностного опыта учащегося (В.В. Сериков), создание необходимых социальных и педагогических условий для раскрытия
и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, его субъектного опыта (И.С. Якиманская).

Несмотря на различия во взглядах ученых относительно целей личностно ориентированного образования, влекущие за собой и различия
в обосновании содержания, методов и технологий такого образования, методологическая основа данных исследований общая. Это понимание личности. «Личность – это человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя» (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский).

Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики выявили, что формирование личностного опыта школьника
в рамках личностно ориентированного образования во многом остается на уровне декларации. Учителя не понимают сути личностно ориентированного образования. Не понимание учителями его сути порождает такие проблемы, как «иллюзия “уже известного”, иллюзия “понимания”, “этический фетишизм”, упрощение теории личностно ориентированного образования» (В.В. Сериков).

Одним из возможных способов преодоления причин, порождающих неготовность учителя к формированию личностного опыта школьников как опыта «избирательности, рефлексивности, смыслопоиска, ответственности, саморегуляции (владения собой), креативности, свободы» (В.В. Сериков), является ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования.

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что в педагогической науке сложились предпосылки, позволяющие осуществить теоретическое осмысление проблемы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования. Данные предпосылки были частично реализованы при исследовании проблемы ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования (Е.В. Кулешова), проблемы ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманитаризации образования (Е.Г. Марусева).

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической теории вопросы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования не были предметом специального исследования. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.

Среди многих проблем, возникающих при изучении ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования, необходимо исследовать такие, которые связаны с выявлением значимых для организации духовно практического освоения учащимся мира
в морали идей личностно ориентированного образования и нравственных оснований такой ориентации, с обоснованием подхода к ориентации будущего учителя на реализацию идей такого образования и принципов реализации данного подхода, с разработкой модели ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования, и ряд других.

Как показывает анализ опыта работы образовательных учреждений, даже те учителя, которые стремятся развивать у школьников познавательный опыт, опыт ценностного отношения к миру, к людям и к себе, далеко не всегда в своей педагогической деятельности воплощают идеи личностно ориентированного образования в аспекте организации духовно-практиче­ского освоения учащимися мира в морали.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки модели ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования; в практическом плане  проблема определения содержания и методов ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования.

^ Объект исследования – процесс подготовки будущего учителя к педагогической деятельности.

Предмет исследования – содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию значимых для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идей личностно ориентированного образования.

^ Цель исследования – разработка и теоретико-методологическое обоснование модели ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования в аспекте организации духовно-практического освоения школьником мира в морали.

^ Гипотеза исследования. Ориентация будущего учителя на реализацию значимых для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идей личностно ориентированного образования, базирующаяся на модели такой ориентации, будет успешной, если:

– образовательная модель включает такой компонент, благодаря которому становится возможным показать, что знаниевая образовательная модель соответствует положениям регулятивной концепции морали, а личностно ориентированная образовательная модель – концепции духовно-практического освоения мира в морали;

– идеи личностно ориентированного образования и нравственные основания ориентации будущего учителя на реализацию данных идей становятся основой для определения содержания процесса ориентации будущего учителя на реализацию личностно ориентированного образования в будущей педагогической деятельности;

– обоснование ведущей идеи модели ориентации будущего учителя, реализуемой с помощью этико-педагогического подхода и адекватных его сущности и содержанию принципов, осуществляется в рамках концепции духовно-практического освоения мира в морали;

– формирование у будущего учителя представлений о понятиях морали, направляющих его мысль на школьника как цель образования и как цель собственного развития, сочетается с развитием способности к морально-этической педагогической рефлексии;

– процесс овладения студентом идеями личностно ориентированного образования, предполагающий поиск, оценку и выбор таких идей, сочетается с осмыслением и анализом реальных педагогических проблем, взятых в их неоднозначности и противоречивости, а критериями поиска, оценки и выбора идей являются освоенные понятия морали, определяющие нравственные основания ориентации студента – будущего учителя на реализацию данных идей;

– доминирующими методами ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования являются такие, которые не просто позволяют овладевать идеями такого образования и реализовывать их в педагогической деятельности, но выявлять понятия морали, принимающих значения ценностей, в которых заключен прогноз «потребного будущего» – утверждение жизни.

^ Задачи исследования:

1. Выявить значимые для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идеи личностно ориентированного образования и раскрыть их сущность.

2. Выявить нравственные основания ориентации будущего учителя
на реализацию идей личностно ориентированного образования.

3. Обосновать сущность и содержание этико-педагогического подхода к ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования и определить принципы реализации данного подхода.

4. Обосновать содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования в аспекте организации духовно-практического освоения школьником мира в морали.

5. Определить результативность экспериментальной работы по ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования.

^ Положения, выносимые на защиту:

1. В контексте смены вектора развития общества одной из задач образования, играющего заметную роль как в формировании ценностных ориентаций школьников, в развитии у них моральной мотивации, так и в преодолении ими бездуховности, безответственности, необразованности, является задача формирования личности школьника, способного к духовно-прак­тическому освоению мира в морали. Одним из возможных способов решения данной задачи является реализация учителем личностно ориентированной модели образования, создающей условия как для полноценного развития личностного опыта и личностных функций субъектов образовательного процесса, так и для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали. Однако существует противоречие между стремлением учителя организовывать духовно-практическое освоение школьниками мира в морали и недостаточным осознанием им того, что по такому компоненту образования, как способ освоения школьником мира в морали, знаниевая образовательная модель соответствует положениям регулятивной концепции морали, а личностно ориентированная образовательная модель – положениям концепции духовно-практического освоения мира в морали. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является реализация учителем идей личностно ориентированного образования, в рамках которого осуществляется преимущественно духовно-практическое освоение мира в морали, а школьник, производящий моральные требования и исполняющий их, является субъектом активности в освоении ценностей и норм морали. В рамках знаниевой образовательной модели осуществляется преимущественно нормативная регуляция освоения школьником мира в морали, а сама регуляция сводится к контрольно-предписательному действию морали. Учитель управляет деятельностью школьника исключительно через предписание, имеющее обязующий смысл.

2. Положение о необходимости ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования не может быть просто дополнено тезисом о важности разработки модели такой ориентации, обеспечивающей овладение студентом идеями личностно ориентированного образования и нравственными основаниями ориентации на реализацию данных идей, а также реализацию таких идей в аспекте организации духовно-практического освоения школьником мира в морали. Разработка модели должна базироваться на такой идее, которая не предписывает, но предвидит «потребное будущее». Такой идеей является идея добра, утверждающего жизнь. В контексте данной идеи должна осуществляться ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования, создающего условия для познания мира в его целостности и жизни человека в меняющемся мире. Эта идея определяет логику ориентации будущего учителя на реализацию идей личностного ориентированного образования: поиск студентом идей личностно ориентированного образования, оценка и выбор таких идей по критерию ценностей, а понятия морали определяют нравственные основания ориентации.

3. Педагогически целесообразная ориентация будущего учителя
на реализацию идей личностно ориентированного образования обеспечивается реализацией этико-педагогического подхода, который, позволяет воспроизводить в процессе освоения студентом понятий морали нравственные отношения, в которых школьник как конкретное лицо обретает ценностное значение и нравственные характеристики, являющиеся объектом осмысления и оценивания для нравственного сознания студента – будущего учителя, способствует овладению знанием о категориях этики и понятиях морали, обладающих значением ценностей, методами приобщения школьника
к «миру воплощенных ценностей», придающего знанию личностный смысл; методами развития личностных форм нравственного сознания школьника; методами организации восхождения учащегося к культуре. Принципами реализации данного подхода являются принцип единства оценочного и ценностного, который адекватен такому нравственному основанию ориентации, как понятия морали, служащие для выражения будущим учителем нравственного отношения к действительности, для производства им оценок реальности и поступков школьника; принцип ценностной ориентации, который адекватен такому нравственному основанию ориентации, как понятия морали, направляющие мысль учителя на школьника как цель образования и как цель собственного развития, на признание его права на свободу, самостоятельность, на уважение к его неповторимости и уникальности; принципы перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» и морально-этической направленности процесса обучения, которые адекватны таким нравственным основаниям ориентации, как понятия морали, принимающие значение ценностей, которые, «двигаясь» в пространстве отношений между учителем и учеником, вызывают «встречное движение» ценностных миров и предоставляют материал для становления личностных форм нравственного сознания будущего учителя, школьника.

4. Обоснование содержания процесса ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования в аспекте организации духовно-практического освоения школьником мира в морали должно быть осуществлено в особом методологическом ракурсе – сквозь призму категории «мораль». Выбор такого методологического ракурса обусловлен тем, что одним из компонентов личностно ориентированного образования является способ освоения школьником мира в морали, а выявление нравственных оснований ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования осуществляется на основе положений концепции духовно-практического освоения мира в морали. Источниками для определения содержания процесса ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образовании являются идеи личностно ориентированного образования, заключенные в текстах и в педагогическом опыте, а также понятия морали, определяющие нравственные основания ориентации студентов на реализацию таких идей.

Методами, обеспечивающими поиск студентами идей личностно ориентированного образования, являются: информация – наведение на идею, информация-обоснование, информация-размышление, пробуждающие интерес студентов к личностно ориентированному образованию и его идеям; теоретическая, логическая и эмпирическая аргументация; работа с текстом; убеждающее воздействие. Методами, обеспечивающими оценивание студентами идей личностно ориентированного образования, являются: сообщение студентам понятий морали в различных организационных формах обучения; групповые дискуссии, позволяющие студентам осуществлять оценивание идей; оценочные и ценностные ситуации, в которых заключен опыт реализации личностно ориентированного образования и его идей. Методами, обеспечивающими выбор студентами идей личностно ориентированного образования, являются: ситуации морального и ценностного выбора; метод моделирования педагогических ситуаций; этический диалог, обеспечивающий развитие этических и моральных знаний студентов, потребность в морально-этическом осмыслении педагогических проблем. Благодаря использованию данных методов становится возможным развивать нравственные представления студента о понятиях добра, пользы, чести, достоинства и т.д.; способность будущего учителя к оцениванию идей личностно ориентированного образования по нравственным критериям; способность студента к морально-этической педагогической рефлексии.

^ Результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

– выявлены значимые для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идеи личностно ориентированного образования и раскрыта их сущность (Идеи: признание ценности конкретного школьника; развитие личностного опыта ученика; признание личностного смысла знания; развитие личностных форм нравственного сознания школьника; восхождение учащегося к культуре. Сущность идеи признания ценности конкретного школьника заключается в том, что она является всеобщим практическим законом, который, не содержа в себе никаких условий, обязует учителя признавать учащегося как цель образования и как цель собственного развития, признавать его право на свободу, самостоятельность, на уважение к его неповторимости и уникальности. Сущность идеи развития личностного опыта ученика заключается в том, что она ориентирует учителя на создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития у школьника опыта избирательности, рефлексивности, смыслопоиска, ответственности, саморегуляции, креативности, свободы. Сущность идеи признания личностного смысла знания заключается в том, что она ориентирует учителя на развитие способности школьника наделять смыслом «мир воплощенного знания», который учащийся осваивает в процессе познавательной деятельности, вводящей его в «мир воплощенных ценностей», придающий знанию личностный смысл. Сущность идеи развития личностных форм нравственного сознания школьника заключается в том, что данные формы нравственного сознания необходимы для построения школьником оценочных суждений, для оценивания, являющегося отправным моментом для духовно-практического освоения школьником мира в морали, выявляющего (оценивание) соответствие или несоответствие поступков школьника моральным требованиям. Сущность идеи восхождения учащегося к культуре заключается в том, что она ориентирует учителя на организацию восхождения школьника к культуре по таким ее ступенькам, как остенсивные, императивные, аксиологические формы и формы-принципы культуры, упорядочивающую (организация) опыт деятельности ученика, его личностный опыт);

– выявлены нравственные основания ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования (Нравственными основаниями такой ориентации будущего учителя являются понятия морали (добро, долг, ответственность, милосердие, справедливость, польза
и др.), которые: а) направляют мысль будущего учителя на школьника как цель образования и как цель собственного развития, на признание его права на свободу, самостоятельность, на уважение к его неповторимости и уникальности и являются критериями для оценивания личностных форм нравственного сознания школьника; б) служат для выражения будущим учителем нравственного отношения к действительности, для производства им оценок реальности и поступков школьника; в) принимают значение ценностей, которые, «двигаясь» в пространстве отношений между будущим учителем и учеником, вызывают «встречное движение» ценностных миров; г) предоставляют материал для становления личностных форм нравственного сознания будущего учителя, школьника);

– обоснованы сущность и содержание этико-педагогического подхода к ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования (Сущность подхода заключается в том, что он обеспечивает выявление студентами нравственных критериев ориентации на реализацию идей личностно ориентированного образования, овладение знанием о категориях «добро», «польза», «честь», «достоинство» и т.д. (теоретический смысл категорий), о понятиях морали (нормативно-оценочный смысл понятий), принимающих значение ценностей, а также овладение методами приобщения школьника к «миру воплощенных ценностей», придающего знанию личностный смысл, методами развития личностных форм нравственного сознания школьника, методами организации восхождения учащегося к культуре. Содержание подхода образуют такие воспроизводимые в процессе освоения студентами понятий морали (нормативно-оценочный смысл понятий морали) нравственные отношения,
в которых школьник как конкретное лицо обретает ценностное значение
и нравственные характеристики, являющиеся объектом осмысления и оценивания для нравственного сознания студента – будущего учителя);

– выявлены принципы, обеспечивающие реализацию этико-педа­гогического подхода к ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования (Принципы единства оценочного и ценностного, ценностной ориентации, перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого», морально-этической направленности процесса обучения. Уровень дополнения. Сущность принципа перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» заключается в том, что он ориентирует преподавателя педагогического вуза на формирование у студента понятий морали, которые направляют мысль будущего учителя на школьника, на его принятие, на признание его достоинства, его права на свободу, самостоятельность, на уважение к его неповторимости и уникальности и, будучи наделенными смыслом (понятия морали), принимают значение ценностей, «двигающихся» в пространстве отношений между учителем и учеником,
от учителя к школьнику, от школьника к учителю. В таком «движении» ценностей осуществляется как переход ценностей «для себя» в ценности «для другого», так и «встречное движение» ценностных миров учителя
и учащегося. Сущность принципа морально-этической направленности процесса обучения заключается в том, что данный принцип ориентирует преподавателя педагогического вуза на организацию деятельности студента по освоению им категорий этики и понятий морали: а) образующих «категориальные рамки» мышления, сквозь призму которых он осуществляет категоризацию возникающей во взаимодействии с учащимися педагогической ситуации, воспринимает и интерпретирует ситуацию; б) отражающих наиболее существенные связи между моральными явлениями; в) направляющих мышление будущего учителя на поиск объединяющих его и ученика ценностей при достижении поставленных целей; г) являющихся критериями при осуществлении учителем рефлексии педагогической ситуации в составе знания о понятиях морали);

– разработана модель ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования в аспекте организации духовно-практического освоения школьником мира в морали (Модель включает: цель – ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования; идеи личностно ориентированного образования; нравственные основания ориентации; этико-педагогический подход к ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования и принципы его реализации; содержание процесса ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования; организационные формы и методы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования; прогнозируемый результат – ориентированность будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования);

– обосновано содержание процесса ориентации будущего учителя
на реализацию значимых для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идей личностно ориентированного образования (Содержание процесса ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования, раскрываемое в особом методологическом ракурсе – сквозь призму морали, обусловлено идеями личностно ориентированного образования, заключенными в текстах и в педагогическом опыте, а также понятиями морали. Оно (содержание) осваивается будущим учителем в процессе поиска, оценки и выбора идей личностно ориентированного образования).

^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о возможностях личностно ориентированного образования в организации духовно-практического освоения студентом, школьником мира в морали. Предлагаемая в исследовании модель ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования способствует обогащению педагогической теории в части, относящейся к целевым, содержательным и процессуальным аспектам педагогической деятельности, ориентированной на формирование личности школьника, способного к духовно-практическому освоению мира в морали. Обоснование содержания процесса ориентации будущего учителя на реализацию значимых для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идей личностно ориентированного образования расширит теоретические представления о содержании педагогического образования. Проведенное исследование способствует развитию категориального аппарата педагогической науки: обоснована необходимость и целесообразность выделения такого компонента образовательной модели, как способ освоения школьником мира в морали.

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование педагогической деятельности в аспекте ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования в аспекте организации духовно-практического освоения школьником мира в морали; в определении методов, с помощью которых будущий учитель осуществляет поиск, оценку и выбор значимых для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идей личностно ориентированного образования; в определении методов научно-педагогического исследования, с помощью которых изучается ориентированность студентов на реализацию идей личностно ориентированного образования; в выявлении возможностей учебных дисциплин и педагогической практики в ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования.

^ Методологической основой исследования является этика как наука
о морали и практическая философия, современные концепции личностно ориентированного образования.

^ Источниками исследования являются фундаментальные положения:

– о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.);

– о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Г.В. Ако­пов, А.В. Карпов, Т.А. Колышева, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Лекторский, А.В. Растянников, И.Н. Семенов, И.М. Скитяева, С.Ю. Степанов, Г.С. Су­хобская, А.А. Тюков, В.С. Швырев и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

– концепции освоения мира в морали (Р.Г. Апресян, Л.М. Архан­гельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Т.С. Лапина, Т.В. Мишаткина, Ю.А. Смоленцев, А.В. Разин, А.И. Титаренко, Ф.Н. Щербак и др.);

– основные положения методологии педагогики и методики исследования (Е.В. Бережнова, Г.Х. Валеев, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, В.В. Краевский, М.А. Лукацкий, В.М. Полонский, В.Г. Рындак, Я.С. Тур­бовской и др.);

– положения личностно ориентированного подхода к образованию (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, А.В. Зеленцова, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Ор­лов, А.А. Плигин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.);

– идеи этико-педагогического подхода (В.П. Бездухов, О.К. Позднякова).

^ Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретический анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседа); изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный варианты эксперимента); авторский опросник для изучения ориентированности будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования; статистические методы исследования, в том числе и средние индексы.

Работа выполнялась на базе факультета математики, физики и информатики ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»). Всего в исследовании приняли участие 143 будущих учителя, являвшихся участниками формирующего эксперимента, 28 учителей и 9 преподавателей педагогического вуза.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2005–2006 гг.). Изучение педагогической действительности, конкретного опыта деятельности учителей и преподавателей педагогических вузов в современных условиях развития отечественного образования, одной из задач которого является формирование у школьника опыта быть личностью, способности к духовно-практическому освоению мира в морали, показало необходимость осмысления проблем личностно ориентированного образования. Анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать задачи. Результатом этого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы.

Второй этап (2006–2011 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом концепций личностно ориентированного образования, трудностей по реализации такого образования, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались методы обучения, анализировались
и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явились разработка и реализация модели ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования.

Третий этап (2012 г.). Обобщались и систематизировались результаты исследования. Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для уточнения педагогических условий, обеспечивающих ориентацию будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования. Осуществлялась научная интерпретация экспериментальных данных. Результатом этапа стало оформление текста диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; адекватностью использованных для избранной сферы анализа взаимодополняющих методов исследования; положительным опытом работы автора в качестве разработчика модели ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования; использованием различных методик количественной и качественной оценки и интерпретации результатов; разносторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в монографии, в научных статьях и в материалах международных научно-практических конференций (Новосибирск, 2011; Чебоксары, 2011). Материалы исследования апробировались автором в процессе педагогической деятельности в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованных работ, приложения.

^ Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется проблема; определяются объект, предмет, цель; выдвигается гипотеза и обозначаются задачи, методологические основы, база, этапы, методы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

^ В первой главе «Проблема ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования в теории и практике образования» обосновывается, что по такому компоненту образования, как способ освоения школьником мира в морали, знаниевая образовательная модель соответствует положениям регулятивной концепции морали, личностно ориентированная образовательная модель – положениям концепции духовно-практического освоения мира в морали; выявляются значимые для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идеи личностно ориентированного образования, раскрывается сущность данных идей; определяются методы изучения ориентированности студентов на реализацию таких идей; проводится качественный анализ полученного эмпирического знания об ориентированности первокурсников на реализацию идей личностно ориентированного образования.

^ Во второй главе «Организация и результативность экспериментальной работы по ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования» выявляются нравственные основания ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования; обосновываются сущность и содержание этико-педагогического подхода к ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования и определяются принципы, обеспечивающие реализацию данного подхода; представлена модель ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования в аспекте организации духовно-практического освоения школьником мира в морали; раскрывается содержание процесса ориентации будущего учителя на реализацию идей такого образования; обосновываются методы, обеспечивающие поиск, оценку и выбор студентами значимых для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идей личностно ориентированного образования; выявляются возможности различных учебных дисциплин и педагогической практики в ориентации будущего учителя на реализацию таких идей; излагаются ход и результаты экспериментальной работы с будущими учителями; на основе сравнительного анализа результатов констатирующего этапа эксперимента с данными, полученными на его контрольном этапе, формулируются выводы о результативности экспериментальной работы.

^ В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются его основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту.

^ В приложении приводятся таблицы «Сравнение знаниевой и личностно ориентированной образовательных моделей», «Сравнение традиционного и гуманистического подходов к обучению»; анкета.

^ Основное содержание работы

Проблема ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования – важная социально-педаго­гическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы образования, поскольку в современных условиях востребуется учитель, способный через реализацию идей личностно ориентированного образования организовывать духовно-практическое освоение школьником мира в морали.

В процессе решения указанной проблемы возникла необходимость осмыслить общее и различное в знаниевой и личностно ориентированной моделях образования. Данный вопрос находится в поле зрения ученых (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, А.В. Зеленцова, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.А. Плигин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), но они не осуществляют сравнения данных образовательных моделей по такому компоненту, как способ освоения школьником мира в морали.

Необходимость выделения способа освоения морали в качестве компонента образования объясняется тем, что в процессе обучения, независимо от того, в рамках какой образовательной модели оно осуществляется, не только развивается личностный познавательный опыт школьника, но и воспитывается его нравственность, осуществляется освоение им ценностей, мир которых есть мир морали. Мораль не просит и не учит человека, школьника, а повелевает ему действовать так, чтобы не навредить своими действиями другому человеку, очерчивает сферу недопустимого, безусловно запретного поведения.

В результате обращения к этической науке были выделены две концепции морали, наиболее значимые для разработки проблемы исследования: регулятивная концепция морали, разрабатываемая Л.М. Архан­гельским, О.Г. Дробницким, и концепция духовно-практического освоения мира в морали, разрабатываемая А.И. Титаренко, Т.С. Лапиной, Ю.А. Смо­ленцевым, А.В. Разиным, Ф.Н. Щербаком и другими учеными.

В результате осмысления положений каждой концепции было установлено, что знаниевая образовательная модель в большей мере соответствует положениям регулятивной концепции морали, личностно ориентированная образовательная модель – концепции духовно-практического освоения мира в морали.

В рамках регулятивной концепции морали мораль понимается как специфический способ регуляции поведения и деятельности человека, не зависящий от предметного содержания деятельности, как особая форма социальных отношений, регулирующих деятельность людей в самых различных областях жизни. Регуляция, осуществляемая с помощью норм, далеко не всегда учитывает личные интересы, цели учащегося. В рамках знаниевой образовательной модели процесс обучения, предполагающий «контрольно-предписательное действие морали» (Т.С. Лапина), представляет собой легко просматриваемый и контролируемый порядок с четко заявленными результатами. Решение этических ситуаций контролируется и осуществляется по четким нормам. «Моральная норма эксплицитно содержит только предписание; но отступление от него рассматривается как зло,
а всеобщее исполнение – как благо» (О.Г. Дробницкий). Нормативное регулирование, «затрудняя реальное познание сути нравственного отношения человека к миру» (А.В. Разин), не предполагает ни рефлексии ее результатов, ни рефлексии себя как исполнителя и как контролера деятельности.

В рамках концепции духовно-практического освоения мира в морали, в которой знание в морали существует «в преобразованном, зашифрованном – через особый способ оценки, повеления – виде , моральные предписания нередко только “симптом” тех или иных общественных изменений» (А.И. Титаренко), субъект производит моральные требования, а не только усваивает эти требования. Моральные требования, нормы уже не имеют такого самодовлеющего значения, как в рамках регулятивной концепции морали. Школьник является субъектом активности в освоении ценностей и норм морали, затем – собственного нравственного развития, после чего – своей жизни.

Одним из центральных вопросов исследования был вопрос о выявлении значимых для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идей личностно ориентированного образования. При выявлении идей такого образования мы исходим из того, что «непосредственная идея есть жизнь , процесс жизни имеет своим результатом идею в форме суждения, то есть идею как познание» (Гегель). Осмыслив положения теорий и концепций личностно ориентированного образования, систематизировав научные представления ученых о цели, содержании, технологиях и методах личностно ориентированного образования, обобщив их взгляды, мы выделили идеи такого образования, раскрыв при этом их сущность.

В ходе исследования были выявлены нравственные основания ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования. Методологической основой выявления таких нравственных оснований являются положения В.С. Степина, согласно которым любое познание в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с «сеткой» категорий, которые фиксируют способ членения мира и синтеза его объектов.

Одним из важнейших вопросов исследования был вопрос о подходе
к ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования и принципах, обеспечивающих его реализацию. Таким подходом явился этико-педагогический подход. В результате осмысления идей О.К. Поздняковой об этико-педагогическом подходе к формированию нравственного сознания будущего учителя были раскрыты сущность и содержание этико-педагогического подхода к ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования. В исследовании выявлены принципы, обеспечивающие реализацию данного подхода к ориентации будущего учителя на реализацию идей такого образования. При этом дополнено научное представление о принципах перехода ценностей «для себя» в ценности «для другого» и морально-этической направленности процесса обучения.

Приступая к экспериментальной работе, мы разработали модель ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования в аспекте организации духовно-практического освоения школьником мира в морали. Разработка такой модели, а впоследствии и экспериментальная работа базировались на идее утверждения жизни. Методологической основой для определения ведущей идеи исследования стало положение Э. Фромма о том, что добро есть утверждение жизни.

Одним из центральных вопросов исследования был вопрос о содержании процесса ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования, которое (содержание) было раскрыто
в особом методологическом ракурсе, каким является мораль. Приступая
к формирующему эксперименту, проводившемуся в течение всех лет обучения студентов в педагогическом вузе, мы обосновали источники такого содержания. Это идеи личностно ориентированного образования, заключенные в текстах и в педагогическом опыте; понятия морали. При этом было обосновано, какие методы обеспечивают поиск студентами идей личностно ориентированного образования, какие – оценивание таких идей, какие – выбор идей личностно ориентированного образования. В педагогическом опыте как опыте «поиска, оценивания и выбора» (А.В. Кирьякова) идей личностно ориентированного образования представлен нормативно-оценочный или собственно моральный смысл понятий, которые обладают значением ценностей. Ценности, «двигаясь» в пространстве отношений между будущим учителем и учеником, вызывают «встречное движение» ценностных миров. Отношения между людьми и есть пространство морали.

Были выявлены возможности таких учебных дисциплин, как «Педагогика» (I–III курсы), «Философия» (II курс), «Культурология» (III курс), возможности педагогической практики (IV–V курсы) в ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования. Приступая к экспериментальной работе, мы совместно с преподавателями философии и культурологии вычленили на уровне данных учебных дисциплин такие темы, в которых содержатся идеи личностно ориентированного образования и нравственные основания ориентации студентов на реализацию таких идей. На уровне учебной дисциплины «Философия» идея признания ценности конкретного школьника была вычленена на уровне научного материала тем «Человек, общество, культура» и «Смысл человеческого бытия», идея признания личностного смысла знания – темы «Понимание и объяснение», идея развития личностных форм нравственного сознания школьника – темы «Сознание и познание». На уровне учебной дисциплины «Культурология» идея восхождения учащегося к культуре была вычленена на уровне научного материала темы «Культура и общество», идея развития личностного опыта ученика – темы «Основные понятия культурологии». Была введена новая тема – «Структура культуры». На уровне научного материала учебной дисциплины «Философия» были вычленены понятия морали, которые заключены в таких темах, как «Человек, общество, культура», «Смысл человеческого бытия», «Свобода и ответственность», «Мораль, справедливость, право», «Нравственные ценности». На уровне научного материала учебной дисциплины «Культурология» – в такой теме, как «Основные понятия культурологии».

Были внесены коррективы в структуру учебной дисциплины «Педагогика», в частности – новые темы в разделы «Введение в педагогическую деятельность» («Педагогическая деятельность в контексте духовно-практического освоения мира в морали», «Идеи личностно ориентированного образования» и др.), «Теория обучения» («Основания сравнения различных образовательных моделей» и др.), «Теория и методика воспитания» («Личностно ориентированное образование в контексте гуманистической психологии»), «История образования и педагогической мысли» («Генезис научных представлений о “доброй природе” человека») и др. В целях систематизации содержания учебных дисциплин был проведен спецсеминар «Педагогическая этика». Ограничения в ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования, связанные с формой лекции, снимались на семинарских занятиях, в период педагогической практики.

В ходе работы определились трудности в выявлении идей личностно-ориентированного образования и нравственных оснований ориентации будущего учителя на реализацию таких идей на уровне каждой дисциплины в полном объеме: на уровне дисциплины «Культурология» возможно выявление форм культуры, но затруднено выявление нравственных оснований такой ориентации; на уровне дисциплины «Педагогика», напротив, затруднено выявление форм культуры и т.д.

Преодоление данных трудностей осуществлялось, во-первых, за счет обучения студентов аксиологическому анализу, благодаря которому они осмысливали, как идеи личностно ориентированного образования способны утверждать добро. Во-вторых, в процессе бесед («Что такое добро и как его творить?» и др.), проходивших во внеаудиторное время. В-третьих, за счет внедрения разработанного О.К. Поздняковой спецсеминара «Педагогическая этика». В-четвертых, за счет отбора таких текстов, в которых содержатся идеи личностно ориентированного образования и понятия морали. В-пятых, за счет демонстрации нравственной направленности педагогической составляющей деятельности преподавателей педагогического вуза: «В любом сознательном и целенаправленном предметном вербальном или невербальном действии, акте поведения вычленяется их внутренний, не сводимый к практическому смысл, который становится мотивом действия» (В.П. Бездухов), в том числе – действия, ориентированного на создание условий для ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования.

В экспериментальной работе создавались условия, при соблюдении которых будущий учитель, синтезируя содержание различных дисциплин, осмысливал цели, содержание, методы личностно ориентированного образования, значимые для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идеи такого образования.

На семинарских занятиях, проводимых как правило в форме дискуссии, это достигалось посредством привлечения студентов к аксиологическому анализу идей личностно ориентированного образования, предполагающего (анализ) теоретическую, логическую и эмпирическую аргументацию понятий морали, обладающих значением ценностей.

Привлекая студентов к анализу и решению ценностных и оценочных ситуаций, ситуаций выбора идей (методика Ю.Н. Кулюткина), к выполнению индивидуальных и групповых заданий, усложняющихся по мере расширения «категориальных рамок» мышления студентов, обогащения содержания личностных форм их нравственного сознания и наполнения их педагогическим содержанием, организуя работу студентов с текстами, проводя этические диалоги в различных формах обучения и в период педагогической практики, мы стремились к тому, чтобы будущие педагоги, выявляя значимые для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идеи личностно ориентированного образования, обосновывали, как та или иная идея, шествуя в мысли, утверждает жизнь и ценность человека, школьника (уровень этико-педагогической рефлексии); осуществляли ценностное осмысление осваиваемого мира в морали под знаком золотого правила нравственности (уровень морально-педагогической рефлексии); реализуя опосредованно в процессе обучения и непосредственно в период педагогической практики идеи личностно ориентированного образования, осмысливали личностное, профессиональное «Я», ориентированное на организацию духовно-практи­ческого освоения школьниками мира в морали в контексте восхождения школьников по ступенькам культуры (уровень нравственно-педагогической рефлексии).

На семинарских занятиях по разделу «История образования и педагогической мысли» мы стремились: 1) чтобы студенты при выражении ценностного отношения к идеям ученых-педагогов прошлого обращались
к современному философско-этическому и культурологическому знанию, становящемуся критериальным при осмыслении педагогических проблем; 2) чтобы поиск, оценивание и выбор значимых для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идей личностно ориентированного образования осуществлялись по критерию ценностей, значением которых обладают понятия морали, с позиции учителя-практика, реализующего в своей деятельности идеи такого образования; 3) чтобы студенты отбирали сохранившееся и сохраняющееся, имеющее значение для современного образования.

Трудности, с которыми сталкиваются студенты во время педагогической практики при вычленении идей личностно ориентированного образования и их реализации в процессе преподавания математики и физики (а также на семинарских занятиях при осмыслении педагогических проблем и их решении), используются нами в качестве предмета специального анализа в ходе групповых и коллективных дискуссий, во время анализа проведенных студентами уроков и воспитательных мероприятий, во время индивидуальной работы с ними.

Результативность экспериментальной работы определялась на основе сравнения результатов, полученных на контрольном этапе экспериментальной работы (N = 109), с данными ее констатирующего этапа (N = 143). Изучение ориентированности будущих учителей на реализацию таких идей личностно ориентированного образования, как идея признания ценности конкретного школьника, идея признания личностного смысла знания, идея восхождения учащегося к культуре, осуществлялось с помощью анкеты, разработанной нами по принципу полностью упорядоченной шкалы. Ориентированность будущих учителей на реализацию таких идей личностно ориентированного образования, как идеи развития личностного опыта ученика и развития личностных форм нравственного сознания, также изучалась с помощью авторских анкет.

Исследованием установлены изменения, произошедшие в ориентированности студентов на реализацию такой идеи личностно ориентированного образования, как идея признания ценности конкретного школьника. Суть изменений заключается, во-первых, в увеличении количества выпускников, согласных и скорее согласных, чем не согласных, с тем, что учитель обязан признавать учащегося как цель образования и как цель собственного развития, на 10,7397% и 21,0432% соответственно (средний индекс согласия увеличился на 0,3381). Во-вторых, в увеличении количества выпускников, уверенных и скорее уверенных, чем не уверенных, в том, что в рамках личностно ориентированного образования учащийся является целью образования и целью собственного развития, – на 24,1547% и на 22,1403% соответственно (средний индекс уверенности увеличился на 0,5013). Выпускники осознают, что ученик как цель собственного развития, являясь «подлинно самим собой» (Э. Фромм), «уходит от подчиняющего его образа того, кем он “должен быть”» (К. Роджерс). Понимание студентами того, что «Быть тем “Я”, которым ты действительно являешься» (С. Кьеркегор), есть не что иное, как понимание смысла жизни, освящаемой шекспировским «Будь верен самому себе!».

Суть изменений, произошедших в ориентированности студентов на реализацию такой идеи личностно ориентированного образования, как идея признания личностного смысла знания, заключается, во-первых, в уменьшении количества студентов, затруднившихся высказать свое мнение относительно согласия с тем, что знание, которое усваивает ученик в процессе образования, должно иметь для учащегося личностный смысл,
с 39,1608% до 11,0092% (средний индекс согласия увеличился на 0,5251); что личностно ориентированное образование способствует развитию способности школьника наделять знание смыслом – с 53,8462% до 11,9266% (средний индекс согласия увеличился на 0,5000). Во-вторых, в уменьшении количества студентов, затруднившихся выразить уверенность в том, что знание, которое усваивает ученик в процессе образования, должно иметь для учащегося личностный смысл, с 42,6573% до 12,8440% (средний индекс уверенности увеличился на 0,4795); что личностно ориентированное образование способствует развитию способности школьника наделять знание смыслом, – с 47,5524% до 18,3486% (средний индекс уверенности увеличился на 0,5770).

Исследованием установлены изменения, произошедшие в ориентированности студентов на реализацию такой идеи личностно ориентированного образования, как идея восхождения учащегося к культуре. Суть таких изменений заключается в том, что, если на констатирующем этапе экспериментальной работы средние индексы согласия студентов с тем, что
в процессе образования осуществляется восхождение школьника к культуре, что организация педагогом восхождения учащегося к культуре упорядочивает личностный опыт школьника, как и средние индексы уверенности первокурсников в том, что личностно ориентированное образование способствует восхождению учащихся к культуре, что организация восхождения учащегося к культуре в рамках личностно ориентированного образования упорядочивает личностный опыт школьника, имели отрицательные значения (-0,0594, -0,0699, -0,1364, -0,1189 соответственно), то на контрольном этапе не осталось ни одного индекса с отрицательным значением (0,4862, 0,3853, 0,3761, 0,4220 соответственно).

Студенты осознают, что организация восхождения школьников
к культуре становится реальностью в условиях личностно ориентированного образования, «многомерность которого выражается в бесконечности транслируемого через каналы обучения и воспитания опыта деятельности, опыта духовно-практического освоения мира в морали, опыта нравственных, ценностных отношений по критерию предельного его (опыта) основания – ценности человека» (С.В. Пупков).

Установлены изменения, произошедшие в ориентированности студентов на реализацию такой идеи личностно ориентированного образования, как идея развития личностного опыта ученика. Суть таких изменений заключается в том, что будущие учителя не только полагают, что современному обществу прежде всего необходим человек свободный (так было и на констатирующем этапе экспериментальной работы), но указывают не просто на свободу «для», но на ответственную свободу. Они осознают, что «мерой свободы задается и мера ответственности , в морали человек ответственен перед самим собой, а перед другими – в той мере, в какой он признает их своими-другими, то есть частью своей суверенности» (Р.Г. Апресян). Установлено, что, если средний балл оценки первокурсниками опыта свободы, опыта саморегуляции и опыта креативности лишь немного превышал пять, а средний балл оценки студентами опыта ответственности, опыта рефлексивности, опыта смыслопоиска, опыта избирательности был ниже пяти (для опыта смыслопоиска и опыта избирательности даже ниже трех баллов), то средний балл оценки выпускниками всех без исключения образующих содержания личностного опыта существенно возрос. Будущие учителя осознают, что человек, обладающий личностным опытом, способен «ставить себе цели из себя и черпать из себя материал своих действий» (Гегель), воспроизводить и созидать адекватные моральные ценности и нормы, придающие человеческому общежитию изначальный самоценный смысл, транслировать опыт деятельности, или культуру.

Установлены изменения, произошедшие в ориентированности студентов на реализацию такой идеи личностно ориентированного образования, как идея развития личностных форм нравственного сознания. Суть таких изменений заключается в том, что, несмотря на то, что свобода, как
и прежде, является с точки зрения будущих учителей доминантой личности, необходимой обществу, в их ценностных квалификациях фиксируется выраженность свободы в добре, которое утверждает жизнь (8,2294 балла, было 7,2518 балла). [Добро как личностная форма сознания переместилось с девятого места (4,5245) на второе место (8,2202 балла).] Выпускники стремятся утверждать добро как должное, в котором заключено «требование, чтобы нравственное содержание не осталось только теоретическим,
а чтобы оно практически осуществлялось» (В.С. Соловьев).

Они осознают, что у свободы есть оборотная сторона – ответственность: «Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное им» (Е.В. Золотухина-Аболина). Вместе с тем выпускники, понимая, что «совесть настойчиво напоминает человеку о его ответственности перед собой и перед другими за выполнение моральных обязанностей» (Е.В. Зо­лотухина-Аболина), не осознают, что стыд (четырнадцатое место) есть важнейшая высокоэмоциональная форма переживания моральной ответственности. Данное противоречие будет сниматься, потому что средний балл оценки выпускниками добра значительно увеличился (с 4,5245 до 8,2202) и превысил средний балл оценки совести (8,1193).

Наиболее значимым результатом экспериментальной работы является то, что такие обладающие значением ценностей понятия морали (личностные формы нравственного сознания), как милосердие и справедливость, являющиеся двумя сторонами золотого правила нравственности, находятся в непосредственной «близости» друг от друга на «лестнице» личностных форм нравственного сознания, последовательность «ступенек» (личностных форм нравственного сознания) которой выстроилась соразмерно представлениям выпускников о личности, необходимой современному обществу (милосердие на седьмом месте, справедливость на пятом месте). Среднее значение среднего балла на контрольном этапе экспериментальной работы по сравнению с констатирующим этапом повысилось с 5,1234 до 6,5996. Выпускники высоко оценивают целесообразность развития у школьников личностных форм нравственного сознания в контексте формирования личности, необходимой современному обществу, а ориентация будущих учителей на развитие таких форм нравственного сознания школьников осуществляется под знаком «нравственного компаса, включающегося всякий раз, когда поведение человека выходит за рамки привычного, индивидуально и общественно “автоматизированного” образца» (Г.Е. Адуш­кин), сверяющего (компас), утверждает ли будущий учитель в своей деятельности добро.

Выводы:

1. Ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования происходит достаточно результативно при реализации модели ориентации студента на реализацию идей такого образования. Ведущей идеей созданной модели является идея того, что добро есть утверждение жизни.

2. Ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования, предполагающая развитие нравственных представлений будущего учителя о понятиях добра, пользы, чести, достоинства и т.д.; способности к оцениванию реализуемых идей личностно ориентированного образования по нравственным критериям, к морально-этической педагогической рефлексии, обеспечивается реализацией этико-педагогического подхода и принципов, обеспечивающих его реализацию.

3. Ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования предполагает обоснование содержания процесса такой ориентации, источниками которого являются идеи личностно ориентированного образования, заключенные в текстах, в педагогическом опыте, и понятия морали, определяющие нравственные основания ориентации студентов на реализацию таких идей. Освоение будущим учителем такого содержания, раскрытого сквозь призму морали, происходит в процессе поиска, оценивания и выбора будущим учителем значимых для организации духовно-практического освоения школьником мира в морали идей личностно ориентированного образования, осмысливаемых им по критерию ценностей, значением которых обладают понятия морали.

4. Ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования осуществляется с помощью адекватных назначению поиска, оценивания и выбора идей личностно ориентированного образования методов обучения, обеспечивающих ценностное переосмысление мира в морали по критерию золотого правила нравственности.

5. Ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования предполагает обучение студента аксиологическому анализу таких идей и понятий морали, одним из результатов которого (анализа) является осознание того, как идеи личностно ориентированного образования способны утверждать добро.

Выполненное нами исследование проблемы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования в аспекте организации духовно-практического освоения школьником мира в морали вносит определенный вклад в решение научной задачи разработки модели ориентация будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как в контексте ориентации на реализацию идей личностно ориентированного образования формировать этическое сознание и мышление будущего учителя.

^ Материалы исследования отражены в следующих публикациях:

I. Монографии

1. Цепкова, А.Н. Теоретические основания ориентации будущего учителя
на реализацию идей личностно ориентированного образования : монография / А.Н. Цепкова. – Самара : ПГСГА, 2012. – 103 с. – 5,99 п.л.

II. Научные статьи
а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях,
рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений
кандидатской диссертации:

2. Цепкова, А.Н. Знаниевая и личностно ориентированная модели образования в контексте концепций морали / А.Н. Цепкова // Образование и саморазвитие. – 2011. – №5(27). – С. 105–111. – 0,87 п.л.

3. Цепкова, А.Н. Способ познания морали как компонент образовательной системы / А.Н. Цепкова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 13. – №2(6). – Самара : СНЦ РАН, 2011. – С. 1353–1357. – 0,6 п.л.

4. Цепкова, А.Н. Нравственные основания ориентации будущего учителя
на реализацию идей личностно ориентированного образования / А.Н. Цепкова, В.П. Бездухов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Т. 13. – №2(6). – Самара : СНЦ РАН, 2011. – С. 1279–1283. – 0,6 п.л. (авторский текст – 0,3 п.л.).

б) опубликованные в российских и региональных
периодических изданиях, журналах, сборниках статей и материалов
научно-практических конференций:

5. Цепкова, А.Н. К вопросу о технологиях личностно ориентированного образования / А.Н. Цепкова // Актуальные проблемы современного образования : сборник научных статей. – Самара : ПГСГА, 2010. – С. 197–203. – 0,4 п.л.

6. Цепкова, А.Н. Личностно ориентированное образование как ориентир современного педагогического мышления / А.Н. Цепкова // Актуальные проблемы современного образования : сборник научных статей. – Самара : ПГСГА, 2010. – С. 203–210. – 0,5 п.л.

7. Цепкова, А.Н. Личностный подход как фактор становления личностной парадигмы образования / А.Н. Цепкова // Проблемы и перспективы развития образования в России : сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции / под. общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск : Издательство НГТУ, 2011. – С. 85–90. – 0,35 п.л.

8. Цепкова, А.Н. Личностно ориентированный и контекстный подходы
к формированию нравственного сознания студента – будущего учителя / А.Н. Цепкова, О.К. Позднякова // Актуальные вопросы современной педагогичес


кой науки : материалы IV Международной заочной научно-практической конференции. 25 апреля 2011 г. / науч. ред. М.В. Волкова. – Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2011. – С. 139–144. – 0,36 п.л. (авторский текст – 0,18 п.л.).

9. Цепкова, А.Н. Возможности личностно ориентированного образования
в формировании культуры поведения студентов / А.Н. Цепкова // Научные изыскания : сборник научных статей. Вып. 6. – Самара : НОУ ВПО «Самарский институт – Высшая школа приватизации и предпринимательства», 2011. – С. 272–278. – 0,43 п.л.

III. Научные издания

10. Цепкова, А.Н. Воспитательная работа в российской дореволюционной
и советской начальной школе : опыт сравнительного анализа (конец XIX –
1920-е годы ХХ века) : научное издание / А.Н. Цепкова. – Самара : ООО «Издательство АсГард», 2009. – 53 с. – 3,3 п.л.



Подписано к печати 03.04.2012. Бумага типографская.
Формат 60*84 1/16. Печать оперативная.
Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз.


Отпечатано в типографии

ООО «Порто-принт»
443141, Самара, ул. Садовая, 156






soderzhanie-uchebnogo-materiala-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-1-4-kursov-osnovnoj-gruppi-otdeleniya.html
soderzhanie-uchebnogo-predmeta-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-s-sherkali.html
soderzhanie-uchebnoj-disciplini-2-kurs-4-semestr-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-fizicheskaya-kultura.html
soderzhanie-uchebnoj-disciplini-metodika-matematicheskogo-razvitiya-teoreticheskie-osnovi-metodiki-obucheniya-matematiki.html
soderzhanie-uchebnoj-disciplini-s-voprosami-po-samokontrolyu-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov.html
soderzhanie-uchebnoj-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-psihologiya-professionalnoj-deyatelnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-reklama-na-zapade-i-v-rossii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anketa-soiskatelya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-ekzamena-dlya-specialnosti-060600-080102-65-mirovaya-ekonomika-moskva-2010-programma-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-mirovaya-ekonomika.html
  • writing.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost.html
  • literature.bystrickaya.ru/bkomissiya-organizacii-obedinennih-nacij-po-kompensacii-obzor-sushestvuyushih-sootvetstvuyushih-dokumentov-i-opredelenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-i-prakticheskaya-osnova-politicheskoj-reklami.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-osnovnoe-soderzhanie-struktura-i-obem-diplomnogo-proekta-metodicheskie-ukazaniya-k-diplomnomu-proektirovaniyu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-prepodavatelej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pismo-29-svyatitel-nikolaj-serbskij-velimirovich-missionerskie-pisma-2003.html
  • student.bystrickaya.ru/14-obzor-realizacii-programmi-raboti-po-ohranyaemim-rajonam-rassmotrenie-voprosa-o-processe-provedeniya-obzora.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-klinoptilolita-uzbekskogo-mestorozhdeniya-kermine-dlya-udaleniya-iz-prirodnih-i-stochnih-vod-ammonijnogo-azota.html
  • studies.bystrickaya.ru/krizis-v-otnosheniyah-rossii-i-yaponii-chast-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnoj-olimpiade-shkolnikov-po-obsheobrazovatelnim-predmetam-sostav-predmetnogo-zhyuri-oblastnoj-olimpiadi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-a-s-pushkin-v-russkoj-literature-hh-veka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povishenie-effektivnosti-deyatelnosti-krupnih-rossijskih-avtomobilestroitelnih-predpriyatij-yavlyaetsya-zalogom-ih-vizhivaniya-v-nastoyashem-i-uderzhaniya-rinochnih-pozici.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-hode-realizacii-federalnogo-zakona-o-lombardah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tbilisi-proshel-tochku-vozvrata-gosduma-rf-monitoring-smi-29-sentyabrya-2006-g.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-lebedevich-valerij-vladimirovich-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatijnaya-sostavlyayushaya-konceptov-prostranstva-i-vremeni.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-vinnimi-pogromami-v-petrograde-narodnaya-borba-za-trezvost-v-russkoj-istorii.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-biologiya-i-medicina-9-klass-30-chasov-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-omsk-2007.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkaya-hronika-zhizni-i-tvorchestva-marini-cvetaevoj.html
  • report.bystrickaya.ru/im-patenti-vremya-novostej-sklyarova-irina-15072005-126-str-4-pervij-kanal-novosti-14-07-2005-15-00-00-10.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-66-glen-charlz-kuk.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-stroitelnaya-teplofizika.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/aparatne-zabezpechennya-sapr.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-anatomo-fiziologicheskim-osnovam-fk-i-s-chast-anatomiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-g-asmolov-a-a-bodalev-s-k-bondireva-a-v-brushlinskij-v-p-zinchenko-l-p-kezina-e-a-klimov-o-a-konopkin-a-m-matyushkin-a-i-podolskij-v-v-rubcrv-v-d-shadrikov-m-g-yaroshevskij-stranica-21.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-pisma-egipetskomu-drugu-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-po-matematike-reshenie-tekstovih-zadach-11-klass.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yu-naumchev-starshij-trener-sbornoj-komandi-moskvi-po-skorostnomu-plavaniyu-v-lastah-podgotovka-yunih-podvodnih-plovcov-skorostnikov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/the-maltese-falcon-essay-research-paper-the.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-8-klass-tematicheskoe-planirovanie-po-anglijskomu-yaziku-po-uchebniku-o-v-afanasevoj-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.