.RU

Социальная защита материнства и детства



1629

Социология

Социальная защита материнства и детства

Диплом




84

2007




3500


Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru

Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru


Содержание



///////////////// 23

Заключение 24

Введение

Главное богатство любой общественной системы - человеческий потенциал, в конечном счете, определяющий могущество страны и развитость общества. Любое государство заинтересовано в увеличении числа налогоплательщиков, поэтому проводит социальные и экономические преобразования, направленные на улучшение жизни своих граждан.

^ Актуальность темы. Демографические проблемы в последнее время привлекают внимание, как специалистов, так и широкой общественности. Эти проблемы приобретают всё большее значение. Особенно актуальны исследования уровня рождаемости, который определяет темпы воспроизводства населения и демографическую ситуацию в стране. Наша страна вступила в демографическую стадию в первой половине 90-х годов XX в. Эту стадию принято называть депопуляцией, что означает превышение смертности над рождаемостью в сопровождении таких негативных явлений, как высокий уровень развода и сокращение продолжительности жизни, особенно среди мужской и сельской части населения. Население России с 1992 г., не растет, а сокращается достаточно быстрыми темпами: за прошедшие годы оно сократилось в Российской Федерации почти на 2 млн. человек, или на 1,3 %. Надо отметить, что сокращение населения компенсировалось за счет миграционного притока из ближнего зарубежья. Естественная убыль населения, т.е. превышение числа умерших над числом родившихся за указанный период составляет 4,2 млн. человек. Социальный опыт последних лет свидетельствует, что для более полной ясности в понимании этой проблемы необходимо включить анализ ряда социальных факторов, влияющих на показатели рождаемости. Так, экономические и социально-психологические факторы оказывают непосредственное влияние на процесс деторождения. Кроме того, существенное значение имеет анализ культурно-бытовых традиций, этнических особенностей в изучении социально-психологических и социально-исторических аспектов рождаемости. Демографическое состояние наряду с социальным и экономическим - основной фактор общественного развития, поэтому без его анализа на всех уровнях невозможно составить реальные прогнозы экономического и социального развития республики. Социальный же прогресс, который немыслим без подъема всех отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы), предполагает более полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей населения, повышение роли человеческого фактора. Необходимость дальнейшего совершенствования демографической политики, с учетом ее региональных особенностей, связана с возрастающей ролью демографических характеристик в социально-экономическом планировании и существованием серьезных различий в характере демографических процессов. В связи со сказанным активизация изучения демографических процессов стала важной практической задачей. В связи с этим необходимы более эффективные меры для исправления положения. В реальной практике в основном применяются меры материальной поддержки семьи с помощью различного рода пособий и льгот. Изучение рождаемости требует, помимо привлечения к анализу новых факторов "общего" характера, разработки методических приемов, которые дали бы возможность получить более или менее точные количественные и качественные характеристики процесса развития семьи. Это обусловило выбор цели и задач исследования.

Целью данной работы является рассмотреть особенности социальной защиты материнства и детства. Поставленная цель привела к решению следующих задач:

  1. Рассмотреть современные подходы к изучению материнства.

  2. Раскрыть особенности материнства в системе ценностей женщины.

  3. Рассмотреть репродуктивные мотивации женщин.

  4. Провести социологическое исследование особенностей репродуктивного поведения семьи.

  5. Рассмотреть деятельность Центра защиты материнства и детства.

^ Объект исследования: современная российская семья.

Предмет исследования: репродуктивное поведение семьи.

Гипотеза исследования: репродуктивное поведение семьи зависит от различных факторов: социально-экономических, возрастных и м. др.

^ Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования используют общетеоретические положения классической и современной социологии, связанные с проблемами материнства и детства. В частности, используется конкретно - исторический подход, позволяющий выявить типологические особенности репродуктивного поведения, соответствие их конкретному этапу общественного развития.

Эмпирическую базу исследования составили:

Материалы социологического исследования «Репродуктивное поведение и репродуктивные установки населения», проведенного при непосредственном участии автора в 2006 году. Всего опрошено 100 представителей самых разных слоев населения. Исследование автором проводились в г. Москве.

Научная новизна определяется совокупностью полученных результатов, раскрывающих механизм репродуктивного потенциала современной семьи в условиях трансформирующегося общества.

/////////////

^ Глава 2. Результаты проведенного социологического исследования особенностей репродуктивного поведения семьи

2.1 Цели задачи исследования

Целью данного исследования является определение репродуктивного поведения семьи в современных условиях. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Составить анкету, для опроса населения г. Москвы.

2. Провести анкетирование на основе составленной анкеты.

3. Сделать соответствующие выводы о репродуктивном поведении семьи в современных условиях.

^ Объект исследования: жители г. Москвы в количестве 100 человек.

Предмет исследования: репродуктивное поведение населения г. Москвы.

Гипотеза: репродуктивное поведение семьи зависит от различных факторов: социально-экономических, возрастных и м. др.

Анкета:

^ 1.Ваш возраст:

15-19 лет

20-24

25-35

35 и старше

2.Ваше образование:

среднее

среднее-спец.

неоконченное высшее

высшее

////////////

5.       Сколько детей было в семье Ваших родителей?

Один

Двое

Трое

Другое_________________

  6.    Доверяете ли Вы своему партнеру:

Да

Нет

Трудно сказать

7.    Возраст вступления в брак:

          до 18 лет

          18 – 20

          21 – 25

          26 – 30

          другое _________________

8.    Брак:

          1-й

          2-й

          другое__________________

  ///////////////

15.    Какой возраст вы считаете идеальным для беременности:

16-18 лет

18-20 лет

20-25 лет

25-30 лет

30-35 лет

16.    О каких методах контрацепции Вы осведомлены:

Презервативы

Внутриматочная спираль

Противозачаточные таблетки

Другое_____________________

17. Источники информации о методах контрацепции:

Телевидение

Радио

Литература

Газеты, журналы

Учителя

Родители

Родственники

Друзья

Другое____________________

18. Осведомленность партнера о методах контрацепции:

Максимально информирован

Кое – что знает

Недостаточно осведомлен

Ничего не знает

19. Обращались ли Вы к врачу за консультацией?

Да

Нет

////////////                                                   

23. Какой из перечисленных вариантов в максимальной степени подходит для Вас?

         Сначала закончить учебу в ВУЗе и получить диплом, а потом выходить замуж и рожать детей                                                                        

         Обучаясь в ВУЗе можно выйти замуж, но рождение ребенка лучше отложить

         Обучаясь в ВУЗе можно выйти замуж, родить ребенка и получить диплом

         Другое_______________________________________________________

24. Как Вы считаете, с какого класса, вопросы о половом воспитании должны входить в школьную программу:

С 1-2 класса

С 3-4 класса

С 5-7 класса

С 8-11 класса

25. Кто будет помогать Вам, ухаживать за младенцем?

Мне поможет мама

Мне будет помогать свекровь

Поможет мой муж

Пригласим няню

Мне не на кого рассчитывать

Другое_______________________

  

Анкета   репродуктивного поведения   мужчин

1.Ваш возраст:

15-19 лет

20-24

25-35

35 и старше

^ 2.Ваше образование:

среднее

среднее-спец.

неоконченное высшее

высшее

3.   Род деятельности?

        Студент

        Служащий

///////////////

8.    Брак:

1-й

2-й

другое__________________

9. Планируете ли Вы рождение ребенка:

Да

Нет

Трудно сказать

10.   Сколько детей Вы хотели бы иметь:

1

2

3

Более

11.   Есть ли у Вас в данный момент ребенок?

Да

Нет

12.   Если есть , то сколько у Вас детей?

Один

Двое

Трое

Более

/////////////

16. Осведомленность партнерши о методах контрацепции:

Максимально информирован

Кое – что знает

Недостаточно осведомлен

Ничего не знает

17. Обращались ли Вы к врачу за консультацией?

Да

Нет

18. Как Вы считаете, нужно ли планировать беременность?

Да, безусловно

Скорее да, чем нет

Трудно сказать

Скорее нет, чем да

Нет

///////////////

21. Как Вы считаете, с какого класса, вопросы о половом воспитании должны входить в школьную программу:

С 1-2 класса

С 3-4 класса

С 5-7 класса

С 8-11 класса


^ 2.2 Анализ результатов социологического исследования

Для проведения исследования репродуктивного поведения населения г. Москвы нами была составлена анкета для женщин и для мужчин.

В результате опроса были получены следующие результаты. Данные будут оформлены виде таблиц и диаграмм.

В процессе анкетирования было определены возрастные особенности опрошенных. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

////////////////


Для наглядности построим диаграмму.



Диаграмма 1.

По данным таблицы и диаграммы видно, что опрошенных респондентов в возрасте 20-25 лет в опросе приняли 20 человек.

Респондентов в возрасте 26-30 было опрошено 22 человека. Возраст наибольшего количества опрошенных, принявших участие в анкетирование составил 26 – 30 лет.

Уровень образованности у опрошенных распределился следующим образом. Данные представлены в таблице 2 и на диаграмме 2.


////////////////

Диаграмма 2.


Таким образом, по данным таблицы и диаграммы 2, можно сделать вывод, что наибольшее количество респондентов, принявших участие в опросе (58%) имеют высшее образование. 23% опрошенных имеют высшее-специальное образование, а 15% респондентов имеют только среднее образование.

Далее в результате опроса было определено социальное положение респондентов. Данные представлены в таблице 3 и на диаграмме 3.


Таблица 3

^ Данные исследования социального статуса респондентов



Социальный статус

Количество респондентов

Социальный статус

Количество респондентов




Женщины

Мужчины

1

Студент

14

Студент

5

2

Служащий

36

Служащий

45


По данным таблицы построим диаграмму.

/////////

Диаграмма 3.

Далее рассмотрим результаты полученные на вопрос «Семейное положение». Данные представлены на диаграмме 4 и в таблице 4.

Таблица 4.

Данные исследования семейного положения респондентов



Статус

Женщины %

Мужчины %

1

женат

45

20

2

состою в незарегистрированном браке


5

15

3

не женат

32

58

4

разведен

5

7


По данным таблицы для наглядности построим диаграмму.

///////////////

Диаграмма 3

По данным диаграммы и таблицы видно, что среди женщин больше замужних, а среди мужчин больше не женатых.

Далее рассмотрим результаты на вопрос «Сколько детей было в семье Ваших родителей?». Данные опроса представлены в таблице 4.



Количество детей

Женщины %

Мужчины %

1

Один

50

64

2

Двое

23

18

3

Трое

4

9

4

Другое

23

9


По данным таблицы можно сделать вывод, что из опрошенных и мужчин и женщин большее количество тех, которые хотят только одного ребенка. Мужчин 64%, а среди женщин 50% . 23% женщин и 18% мужчин хотят иметь двоих детей и наименьшее количество опрошенных, как среди мужчин, так и среди женщин составили респонденты, предпочитающие троих детей, а все остальные называли другие варианты ответов и самым популярным среди них был ответ «будет видно, посмотрим какие, будут обстоятельства».

Далее рассмотрим результаты исследования на вопрос 6, представленный в анкете. Данные представлены в таблице 6.

Таблица 6.

^ Данные исследования доверительных отношений.



Количество детей

Женщины %

Мужчины %

1

Да

89

82

2

Нет

4

2

3

Трудно сказать

7

16


По данным таблицы можно сделать вывод о том, что женщины (89) доверяют свои партнерам больше, чем мужчины (82%) своим партнершам. 4% женщин и 2% мужчин не доверяют своим партнерам. Все остальные затруднились дать ответ на этот вопрос.

Далее рассмотрим результаты, полученные на вопрос №7 данной анкеты. Данные представлены в таблице №7.

Таблица №7

^ Данные исследования мнения респондентов о возрасте вступления в брак



Количество детей

Женщины %

Мужчины %

1

До 18 лет

2

0

2

18 - 20

10

0

3

21 - 25

39

12

5

25 - 30

40

33

6

Другое

9

55


По данным таблицы видно, что всего 2% опрошенных женщин считают, что вступать в брак можно до 18 лет. Наибольшее количество женщин 40% ответили, что возраст вступления в брак наиболее приемлем это - 25 – 30 лет. Еще 38% женщин считают, что это возраст 21 – 25 лет. Среди мужчин наиболее приемлем для брака возраст, оказался 25 – 30 лет, но большинство опрошенных 55% называли другие ответы такие как «Ближе к сорока годам, лучше вообще не жениться и т.д.».

Выводы

  По данным проведенного опроса можно сделать следующие выводы. Что наиболее предпочитаемое количество детей – это 1 или 2 ребенка. Практически все опрошенные не до конца осведомлены о методах контрацепции и хотели бы знать об этом больше.

Многие респонденты никогда не обращались по вопросам контрацепции к врачам. Однако практически все считают, что половое воспитание нужно вводить в школе ещё с 5-7 класса и нужно лучше осведомлять молодежь.

Таким образом, в проведенном нами исследовании были подтверждена гипотеза о том, что репродуктивное поведение зависит от осведомленности людей о методах контрацепции.

Глава 3. Деятельность Центра защиты материнства и детства

^ 3.1 Цели и задачи центра защиты материнства и детства

Цель

Создание Центра защиты материнства и детства (далее Центра) — как становление одного из важнейших инструментов антидепопуляционной демографической политики, направленного на оздоровление демографической ситуации через предотвращение социально обусловленных абортов посредством использования потенциала общественных организаций.

Задачи

Продолжить разработку методик, способствующих повышению рождаемости, усовершенствовать консультационно-психологическую и социальную практику работы с беременными женщинами и их ближайшим окружением.

Способствовать дальнейшему расширению данной деятельности в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической динамикой (с депопуляционными показателями рождаемости и широким распространением абортов); содействовать созданию общероссийской сети общественных организаций, действующих в направлении профилактики социально обусловленных абортов и охраны репродуктивного здоровья российских женщин.

Обеспечить оказание социально-психологической и иной необходимой помощи в трудной жизненной ситуации, связанной с неожиданной беременностью, в качестве фактора профилактики социально опасных форм поведения в среде молодых женщин, включая суициды, виктимность (предрасположенность к положению жертвы насилия), правонарушения и тяжелые психологические состояния.

Способствовать устранению или максимальному снижению рисков, связанных с репродуктивным здоровьем в среде женщин детородного возраста. Содействовать оказанию квалифицированной медицинской помощи, сохранению репродуктивного здоровья и детородного потенциала женщин посредством своевременной профилактики прерывания беременности и формирования ориентации на сохранение ребенка, его рождение и воспитание.

Сформировать позитивные жизнеутверждающие психологические установки, нацеленные на преодоление кризисной ситуации; способствовать восприятию беременности и последующего рождения ребенка как фактора, укрепляющего семью, гармонизирующего отношения с супругом(потенциальным супругом) и первичной социальной микросредой.

/////////////


^ 3.2 Стратегия и методы реализации

Стратегия проекта заключается в создании фундаментальных предпосылок в виде успешного практического опыта для инструментально-технологического и методологического обеспечения демографической политики в сфере профилактики абортов и улучшения репродуктивного здоровья женщин детородного возраста. Стратегической частью проекта также предполагается создание общероссийской сети общественных организаций соответствующей направленности с одновременной интеграцией деятельности по профилактике социально обусловленных абортов в государственные структуры демографически неблагополучных регионов.

Во время реализации проекта планируется установление контактов и активное сотрудничество с региональными инициативными группами и организациями. Этапность работы с регионами в качестве стартовой процедуры сбор необходимой информации о действующих и потенциальных субъектах данной деятельности, после чего планируется проведение регулярных встреч и специальных мероприятий.

Начало деятельности Центра предполагает предварительное создание необходимых для работы условий и комплексное обеспечение всех направлений его деятельности: подбор кадров для работы в Центре; организация службы телефона доверия по вопросам кризисной и незапланированной беременности; заключение необходимых договорных отношений; подготовка необходимой материально-технической базы для работы Центра и для обеспечения подопечных Центра.

Освещение деятельности Центра и ее дальнейшее развитие, как в Москве, так и в остальных регионах предполагает активное взаимодействие с органами государственной власти различных уровней, публикацию методических пособий, статей и других материалов по вопросам защиты материнства, участие в передачах по данной тематике на радио и телевидении, популяризацию идеи необходимости улучшения демографической ситуации через интернет-источники, рекламу в СМИ.

Кроме всего прочего, необходимость дальнейшего развития данной деятельности требует привлечения финансирования из других источников, что делает одним из сопутствующих направлений деятельности Фонда поиск соответствующих коммерческих и государственных структур.

Настаивая на необходимости позитивных изменений в российском обществе с целью улучшения демографической ситуации, исполнители проекта по итогам его реализации подготовят комплекс предложений по проведению антикризисной демографической политики в области защиты материнства и охраны репродуктивного здоровья женщин.

На всех этапах реализации проекта планируется комплекс мер, направленных на интеграцию деятельности по профилактике социально обусловленных абортов в учреждения здравоохранения: предоставление врачам материалов по защите материнства, рассылка предложений руководству женских консультаций и родильных домов, проведение переговоров о сотрудничестве.

Способы проведения описанной деятельности:

телефонное психологическое консультирование;

очное психологическое консультирование;

распространение информации о работе службы телефона доверия в СМИ, сети Интернет, районных управах и т.д.;

ведение учета обращаемости и эффективности работы с беременными женщинами;

социальное сопровождение подопечных Центра защиты материнства и детства;

работа с окружением беременных женщин, оказавшихся в кризисной ситуации;

проведение обучающего консультирования по вопросам ухода за ребенком;

проведение благотворительных акций в пользу малообеспеченных беременных женщин;

оказание материально-финансовой помощи подопечным Центра (с предварительной инспекцией условий проживания и материального положения);

организация групп взаимопомощи и взаимоподдержки среди женщин, оказавшихся в кризисной ситуации;

проведение встреч, тренингов, мастер-классов, семинаров и прочих необходимых мероприятий с представителями региональных инициативных групп и общественных организаций, проводящих данную деятельность, либо желающих ее начать: обмен положительным опытом, выработка совместной рабочей стратегии; стажировка представителей регионов в предполагаемом московском Центре, поездки с целью обмена опытом в регионы;

проведение переговоров и специальных мероприятий с врачами женских консультаций и родильных домов;

фандрайзинг (проведение работы по привлечению средств);

популяризация идеи необходимости улучшения демографической ситуации и проведения деятельности по защите материнства в различных информационных источниках.

Ожидаемые результаты

Начнет действовать Центр защиты материнства и детства, оказывающий социально-психологическую, материальную, правовую и иную необходимую помощь беременным женщинам, находящимся в кризисной ситуации.

Удастся предотвратить от 10% до 30% абортов, у женщин целевой группы, охваченных проектом.

Будет оказана необходимая социально-психологическая, материальная и иная необходимая помощь части обратившихся в Центр беременных женщин.

Будут разработаны новые эффективные методики предотвращения социально обусловленных абортов и оказания помощи беременным женщинам.

Произойдет укрепление действующих и появление новых общественных организаций, работающих в указанном направлении, в первую очередь в регионах с негативной демографической динамикой.

Состоится привлечение к работе по защите материнства коммерческих структур и частных лиц.

Будет выработан комплекс предложений по проведению антикризисной демографической политики в области защиты материнства и охраны репродуктивного здоровья женщин.

Будет отработан механизм оказания перечисленных выше видов помощи беременным женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации.

Произойдет привлечение к участию в работе с указанной категорией женщин государственных организаций и интеграция данной деятельности в структуры здравоохранения московского и других регионов(при условии согласия и реальной поддержки руководства данных структур).

///////////////

^ 3.3 Психологическая работа с беременными

Психологическая работа с беременными женщинами осуществляется в соответствии с  Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации, нормами международного права («Всемирной Конвенцией по правам человека», «Конвенцией о правах ребенка», «Конвенцией об охране материнства»).

Она призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства в  общественном сознании, содействовать нравственному воспитанию будущих родителей, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин.

Психологическая работа (психологическое консультирование) осуществляется на основании добровольного информированного согласия и отличается разнообразием форм, выбор которых производится индивидуально и в соответствии с желанием женщины.

Беременность и роды представляют собой естественный период в жизни женщины, закономерный этап существования семьи. Изменения, протекающие в женском организме при беременности, носят комплексный, психофизиологический характер. Проявляясь сначала в виде изменения настроения, а также психического дискомфорта, вызываемого повышением чувствительности к запахам, сонливостью,утомляемость, тошнотой и рвотой в первом триместре беременности, дальнейшем они, — согласно моделям образования невротической реакции, или невроза, могут привести и к развитию психической и соматической патологии.

Работа психолога, направленная на профилактику таких состояний, крайне важна. От того, получит ли женщина квалифицированную психологическую помощь, зачастую зависит протекание беременности, родов, послеродового периода.

Общеизвестно, насколько облегчается протекание беременности, снижается риск возникновения различных патологических состояний (токсикозы, обострения имеющихся хронических соматических заболеваний и др.) и, — соответственно, — увеличивается число здоровых новорожденных, если женщина спокойна, эмоционально настроена на благополучное материнство, чувствует поддержку медиков и близких людей.

В формировании здорового образа жизни немаловажную роль играет осведомленность об особенностях состояния психики во время беременности и готовность женщины следовать рекомендациям специалистов. На отношение женщины к беременности оказывают влияние социальные факторы, внутрисемейные взаимоотношения, преморбидные особенности личности и т.д.

///////////////

Являясь обычной характерологической нормой, в период беременности и родов эти индивидуальные особенности личности могут сыграть негативную роль.

^ 3.4 Особенности психологической работы с различными группами пациенток

Психологическая помощь должна быть адекватна переживаемой женщиной ситуации, в связи с  чем целесообразно выделять следующие группы пациенток:

женщины, желающие родить ребенка и воспитывать его в семье;

женщины, собирающиеся родить ребенка и имеющие намерение оставить его в роддоме;

женщины, решившие по разным причинам прервать беременность;

женщины, чей брак оказался бесплодным.

 Первая группа

//////////

Вторая группа

При работе с женщинами, собирающимися родить ребенка и имеющими намерение оставить его в роддоме, задача психолога заключается в том, чтобы:

выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию такого решения;

помочь женщине осознать всю ответственность и важность, принимаемого ею решения;

оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период.

 В любом случае, психологическая помощь может быть оказана, исходя из индивидуальных особенностей личности женщины: социальных, психологических и физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.

Безусловно, есть и общие моменты или причины, которые женщины предлагают в качестве аргументации своего отказа от ребенка. Благодаря кажущейся актуальности внешних причин, «вынуждающих» женщину поступить подобным образом, внутренние психологические проблемы остаются недоступными для осмысления и  прорабатывания самой женщиной, вследствие чего могут развиться тяжелые психологические состояния, такие как невроз, депрессия, повышенная тревожность и чувство вины и т.д. вилось до послеродового психоза (если к этому была предрасположенность).

/////////////

У матерей-отказниц можно выделить следующие конфликты: между инстинктивным стремлением к материнству и давлением общественной морали, с одной стороны, и неверием в свои силы — с другой, конфликт между материнским инстинктом и  осознанием негативной установки по отношению к беременности.

Выбирая отказ от ребенка, женщина испытывает состояние тоски, уныния, отчаяния, опустошенности. Задача психолога — помочь осознать связь между содержанием выбора и тяжелым душевным состоянием. Эта связь невидима и не ясна женщине вследствие вытеснения одной из сторон конфликта.

Вопросы психолога, направленные на то, чтобы консультируемая пыталась ответить себе, почему ей тяжело, если она принимает единственно возможное и верное решение, способствуют осознанию веления совести.

Если выбор уже сделан, психолог должен помочь женщине более глубоко осознать связь между сделанным ею выбором и состоянием, в котором она находится. Парадоксально, но понимание того, что поступок консультируемой противоречит совести, не ухудшает, а улучшает ее состояние. Осознание этой связи может изменить ее первоначальное об отказе от ребенка.

Индивидуальный подход психологической помощи женщинам-отказницам предполагает и  решение общих задач по данной проблеме.

Основные задачи:

выявление актуального нравственного внутреннего конфликта у женщин, отказавшихся от ребенка;

анализ динамики нравственных конфликтов матерей-отказниц;

помощь в осознании и решении внутреннего конфликта.

^ ///////////////// Заключение
Двенадцать лет назад, в 1994 году, Правительство России, общественность нашей страны действительно приняли и подтвердили приверженность идеям конференции. Тогда в России была утверждена федеральная программа "Планирование семьи" - одна из самых эффективных программ, реализация которой за период её действия позволила предотвратить огромное количество абортов. Инициатором её создания было Министерство здравоохранения России. Российская ассоциация "Планирование семьи" была исполнителем этой программы в части информационного обеспечения населения. Ежегодно создавались новые государственные центры планирования семьи и репродукции, центры по охране репродуктивного здоровья молодёжи. В Государственной Думе был подготовлен проект закона "О репродуктивных правах и гарантиях их осуществления". Активизировалась работа общественных организаций по защите прав женщин, охране репродуктивного здоровья населения, особенно молодёжи.

В последнее время демографическая ситуация в стране не стала лучше. У нас очень низкая рождаемость, по-прежнему самая короткая среди цивилизованных стран продолжительность жизни мужчин, "сверхсмертность" мужчин трудоспособных возрастов. Структура смертности населения в России очень напоминает таковую в странах, длительно находящихся в состоянии войны. В нашей стране остаётся относительно высоким уровень младенческой смертности: в 3-5 раз выше, чем в странах Западной Европы и Японии. Смертность детей первых пяти лет жизни, которая во многом является показателем деятельности служб здравоохранения и социальной защиты, также в несколько раз выше аналогичных показателей в упомянутых странах. Здоровье беременных и новорождённых ухудшается практически ежегодно.

Пьянство, наркомания и, наконец, то, о чём мы начинали забывать, - социальные болезни: туберкулёз, инфекционные заболевания и инфекции, передаваемые половым путём. Сегодня к ним добавились ВИЧ/СПИД. Это стало тяжелейшей проблемой. Низкий уровень здоровья, в том числе репродуктивного, невозможность получения адекватной медицинской помощи - это реалии нашей жизни.

Точное число абортов в России назвать нельзя; возможно, оно намного больше официальной цифры. Дело в том, что достаточно большое количество учреждений, занимающихся частной практикой и делающих аборты, не сообщают в органы статистики о количестве произведенных операций. Наиболее точные данные дают учреждения, работающие в системе Минздрава РФ и других ведомств. В то же время прекращение финансирования государственной программы "Планирование семьи" и в связи с этим прекращение государственных закупок гормональных контрацептивов привели к повышению стоимости препаратов. В среднем они теперь обходятся около 200 рублей в месяц, и понятно, что студентки, многие молодые женщины, да и просто женщины с низкими доходами их не могут себе позволить.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 485 "О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности" число социальных показаний для аборта в сроки от 12 до 22 недель было сокращено с 13 до 5. Исключены такие показания, как потеря работы, отсутствие жилья, наличие у женщины статуса беженца или вынужденного переселенца и др.

Мы думаем, что это может привести к росту числа криминальных абортов. Летальность после искусственного прерывания беременности по социальным показаниям в 2 раза превышает общую летальность после абортов. Это правда. В то же время криминальные аборты дают значительно большую смертность. Беда в том, что женщина, которая не сможет сделать аборт по социальным показаниям и не хочет рожать, скорее сделает его подпольно. И мы будем пожинать плоды.

Вообще о том, почему женщина решается на аборт, знает только она сама, и, как правило, женщина принимает решение об аборте, когда она не уверена в собственном будущем и будущем своего ребёнка. Никому такое решение не даётся легко. Аборт это всегда психологическая травма, даже если с медицинской точки зрения никаких осложнений не наблюдается. Опросы молодых женщин, сделавших аборт, говорят о том, что женщина чаще всего идёт на аборт, когда рядом нет надёжного мужчины. Это ещё раз поднимает вопрос об ответственности мужчин. Когда говорят о двух миллионах абортов в стране, никогда не говорят о том, что это результат и безответственного поведения почти двух миллионов мужчин. Потому что чаще всего именно мужская безответственность лежит в основе решения прервать беременность (хотя, конечно, случаются особые жизненные ситуации). В то же время именно мужчины становятся инициаторами сокращения показаний для аборта, перекладывая всю ответственность за это драматическое решение исключительно на женские плечи.

Идея полового воспитания вот уже много лет рождает споры, а тем временем каждый десятый аборт - это аборт у девушек-подростков; очень высок уровень инфекций, передаваемых половым путём, ведущих к мужскому и женскому бесплодию, а беспрецедентный рост числа ВИЧ-инфицированных в основном происходит за счёт молодёжи. Сама жизнь требует скорейшего внедрения программы по половому воспитанию молодёжи и подростков. Вот уже в течение 10 лет эта проблема не сдвигается с места. У меня лично это вызывает большую тревогу. Вместо этого у нас идёт дискуссия о разрешении ранних браков. Но ранние браки сами по себе часто скрывают много других проблем - в том числе проблему насилия в отношении девочек. Многие виновники, стремясь отвести от себя вполне справедливое наказание, готовы прикрыться браком с девочкой-подростком. Не можем сказать, что мы с оптимизмом смотрим в будущее в этом плане, хотя и не очень хочется в этом признаваться.

Мы видим реальную помощь женщинам и мужчинам в конкретных грамотных и информативных публикациях и передачах по радио и ТВ. Нужно, чтобы СМИ побольше говорили о реальных проблемах репродуктивного здоровья. Важно начать разговор об аборте с точки зрения ответственности и женщины, и мужчины, а также разговор о профилактике нежелательной беременности. Об абортах нужно знать всю правду. А она состоит в том, что операция действительно вредна для здоровья и психики женщины, но, несмотря на это, женщина должна иметь право на самостоятельное решение.

Категоричные осуждения женщин (и только женщин), которые звучат из уст некоторых наших политиков и общественных деятелей, безответственны в высшей степени. Они свидетельствуют о безразличии к судьбам и здоровью миллионов женщин, и, по сути, не способствуют оздоровлению общества. В идеале в здоровом обществе все дети должны быть желанными и любимыми. У нас это, к сожалению, не так.

В результате проведенного социологического опроса нами была достигнуты поставленная цель и задачи, а также подтверждена выдвинутая гипотеза.

^ Список литературы



  1. Закон о материнском капитале Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

  2. Алексеева А.С., Кошелева А.Д. Диагностика и коррекция материнского отношения. М.: НИИ семьи, 1997.

  3. Альбицкий В.Ю., Юсупова А.Н., Шарапова А.Н., Волков И.М. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России. Казань 2001.

  4. Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998.

  5. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993.

  6. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общ-ва. 1996. Т. 2. Безрукова О.Н. Влияние социопсихологических факторов на социальное здоровье беременных женщин. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Спб 1998.

  7. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие. М.: Независимая ассоциация детских психиатров и психологов, 1994.

  8. Брутман В.И. и др. Девиантное материнское поведение // Моск. психотерапевт. журн. 1996. 4.

  9. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Радионова М.С. Нежеланная беременность у жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты проблемы) // Вопр. психол. 1995.

  10. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. 1997. 7.

  11. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психол. журн. 2000. Т. 21.

  12. Баранов А.Б. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения // Вопросы экономики. - №7. - 2000.

  13. Волков А.Г. Семейная структура населения России: факторы и тенденции // Российский демографический журн. - №1, 1996.

  14. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма "Класс", 1998.

  15. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М., 1999

  16. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

  17. Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. - М.: Знание, 1986

  18. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998

  19. Давидюк Г.П. Прикладная социология. - М.: Высш. школа, 1979.

  20. Джеймс Ч. Добсон. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на Ваши вопросы. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

  21. Дементьева Н.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. - М.: Наука, 1991.

  22. Зангиева Т.Д., Горбунов В.И., Андреева А.П., Волгина В.Ф.// Здравоохр. Рос. Федерации. 1989. № 1.

  23. Зубкова Н.Э., Михальская Е.В.// Сов. здравоохр. 1991. № 10.

  24. Захарова О.Д. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости // Социология в России. М., 1999

  25. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Политиздат, 1990.

  26. Кузнецова Л. Демографические процессы в Кыргызской Республике // Общество и экономика. - № 3-4, 2000.

  27. Капица С. Модель роста населения Земли и экономическое развитие человечества // Вопросы экономики. - № 12. – 2000.

  28. Кеттинг Е.// Планирование семьи. 1994. № 1.

  29. Кулаков В.И., Фролова О.Г., Волгина В.Ф.// Акуш. и гин. 1994. № 3.

  30. Колесников Б.П. Социально-гигиеническая характеристика женщин, идущих на медицинский аборт в условиях крупного промышленного города: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Оренбург, 1993.

  31. Красненков В.Л.// Комплексные социально-гигиенические исследования (2-й МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова). М., 1988.

  32. Киселева Г.П. Демографы думают, спорят, советуют. Ред. - сост. М., 1981

  33. Лоуренс Д. Крабб младший. Созидание брака: книга для супругов и консультантов по вопросам брака. Вена, 1991.

  34. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психол. 2000.

  35. Мануилова И.Л., Сотникова Е.И., Троицкая И.А., Крутьковская Н.П.// Акуш. и гин. 1990. № 8.

  36. Новикова С. Методика составления социологической анкеты. - М.: МПА, 1993.

  37. Практикум по прикладной социологии. Под ред. Б.В.Князева. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

  38. Планирование семьи в регионе: проблемы, поиски, решения (на примере Алтайского края). Москва-Барнаул, 1995.

  39. Попов А.А., Лукина А.В.// Здравоохр. Рос. Федерации. 1995. № 1.

  40. Попов А.А.// Планирование семьи в Европе. 1994. № 1.

  41. Попов А.А.// Здравоохр. Рос. Федерации. 1980. № 9.

  42. Панкратова М.Г. Социальные проблемы сельской семьи / Отв. ред. А.И. Антонов. М., 1988.

  43. Петракова А.А. Фактическая и желаемое число детей. - В кн.: Изучение воспроизводства населения. М., 1995.

  44. Пирожков Си. Демографические процессы и возрастная Структура населения. М., 1990

  45. Рамих Н. Материнство как социокультурный феномен. М, 1996.

  46. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2000.

  47. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система "мать-дитя" в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Соц. и клин. психиатрия. 1992.

  48. Соколов С.Н. Социально - эколого - экономическая ситуация и проблемы природопользования в нефтегазодобывающих районах Сибири // Исследования эколого-географических проблем природопользования для обеспечения территориальной организации и устойчивости развития нефтегазовых регионов России: Теория, методы и практика. - Нижневартовск: НГПИ, ХМРО РАЕН, ИОА СО РАН, 2000.

  49. Современная демография // Под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева - М., 1995.

  50. Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. Самара: Международный институт "Открытое общество", Самарский филиал, 1997

  51. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

  52. Шереги Ф.Э., Веревкин Л.П. Подготовка и проведение социологического исследования. (Методическое пособие). - Ашхабад, 1985.

  53. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психол. журн. 1999.

  54. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

  55. Фомичева И.Д. Методика конкретных социологических исследований и печать. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

  56. Хорни К. Женская психология. СПб: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1993.

  57. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

  58. Яруллин А.Х.// Здравоохр. Рос. Федерации. 1985. № 8.

  59. Янкова З.А. Мужчина и женщина в семье. М., 1983

sistema-nacionalnih-schetov-21.html
sistema-nalogooblozheniya-rossijskoj-federacii.html
sistema-nalogovogo-prognozirovaniya-i-planirovaniya-na-osnove-integracii-uchetnih-i-analiticheskih-procedur-makro-i-mikrourovnya-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika.html
sistema-nepryamogo-opodatkuvannya-v-ukran.html
sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve-moskovskie-gorodskie-stroitelnie-normi-stranica-4.html
sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve-stranica-22.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modul-2-sinhronnoe-i-diahronnoe-sostoyanie-yazika-kak-obekt-issledovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/1048-lvinij-smotritel-bunt-molodezhi-angela-yakovleva-tel-44-20-7471-7672.html
  • bystrickaya.ru/yumor-v-reklame.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-professionalnih-buhgalterov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-gorodskogo-metodicheskogo-soveta-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-kulturno-dosugovij-centr.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pri-tvoih-zamashkah-vihod-u-tebya-ostaetsya-lish-odin-nastavitelno-povedala-nastya-stranica-12.html
  • pisat.bystrickaya.ru/termini-i-opredeleniya-5-1organizaciya-raboti-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-na-proizvodstvennih-obektah.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdelenie-reshenij-elvin-toffler.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-slovarik-terminov-ritoriki-speckurs-dlya-negumanitarnih-specialnostej-vuzov-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rozhdenie-otryada-v-i-lyapin-avtor-publikumih-zdes-vospominanij.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-151000-68-tehnologicheskie-mashini-i-oborudovanie-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-pravoslavnoj-kulturi-v-7-klasse.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modnie-slovechki-modewrter-makkenzen-l-m15-nemeckij-yazik-universalnij-spravochnikper-s-nemeckogo-e-zaharova.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-zarubezhnoj-literature-tema-volter.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urtika-dicica-l-urtika-urens-l-lekarstvennie-rasteniya-i-sposobi-ih-primeneniya-v-narode.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/universitatea-liber-interna-ional-din-moldova.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolya-18-let-drug-tani-student-kulinarnogo-uchilisha-stranica-23.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-pedagogicheskaya-psihologiya-po-podgotovke.html
  • college.bystrickaya.ru/13-zanyatost-naseleniya-uroven-i-struktura-bezrabotici-po-vozrastam-po-urovnyu-obrazovaniya-po-sfere-zanyatosti-dinamika-i-drugie-socialno-ekonomicheskie-pokazateli-okazivayushie-vliyanie-na-sistemu-obrazovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novaya-versiya-kodos-videoset-net-predela-sovershenstvu-informacionno-analiticheskie-materiali.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhitie-prepodobnogo-kosmi-skopca-otshelnika-zhitiya-svyatih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/linejnie-sistemi-uravnenij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-ekologicheskaya-ekspertiza-utverzhdeno.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krupnejshie-nefinansovie-tnk-mira-uchebno-prakticheskoe-posobie-po-kursu-mirovaya-ekonomika-ufa-2008.html
  • assessments.bystrickaya.ru/eks-glavnij-sovetnik-putina-stavit-na-tandeme-krest-internet-resurs-wwwspeclettercom-05082011.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zadanie-nauchno-obrazovatelnij-material.html
  • institute.bystrickaya.ru/gendernie-razlichiya-v-proyavlenii-agressivnosti-u-podrostkov.html
  • school.bystrickaya.ru/chto-takoe-prozrachnaya-pesa-v-treh-dejstviyah.html
  • school.bystrickaya.ru/gajmorit.html
  • institut.bystrickaya.ru/sudebnaya-praktika-uchebnaya-programma-specialnost-12-00-03-yurisprudenciya-izdanie-omgu-omsk-2006.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolneni-rabot-okazanie-uslug-stranica-129.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uvlekatelnaya-programma-trenazher-dlya-detej-informatika-programma-informatika-effektivnoe-sredstvo-dlya-uyasneniya-povtoreniya-i-zakrepleniya-nachalnih-ponyat.html
  • testyi.bystrickaya.ru/93principi-podgotovki-bumazhnih-i-elektronnih-dokumentov-1-emkost-zhestkogo-diska-informatizaciya-obshestva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-pediatrii-bbk-stranica-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.