.RU

Со-общества. Методический журнал. —


СО-ОБЩЕСТВА


№-7. Октябрь 2009.


МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

КЛУБНЫХ СООБЩЕСТВ

ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «СПЕКТР»




Со-общества. Методический журнал. —

№-7 октябрь 2009 г., 43 стр.


Со-общества: Методический журнал клубных сообществ Центра внешкольной работы «Спектр»: МОУ ДОД ЦВР «Спектр» при поддержке Отдела по делам молодежи администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга. — Издается с мая 2009 года. Объем — до 4 п.л. —


Редактор — Сняцкий А.А.

Координатор проекта — Заикина О.А.

Редакционная коллегия:

Миролюбова Г.С., Сергеева И.С., Туленина Н.В.


Уважаемые коллеги!


^ В 7-10 НОМЕРАХ нашего электронного журнала редакция представляет вашему вниманию очередной пакет методических и программных материалов, связанных с планированием и проектированием содержания клубной работы с детьми и подростками,

включая организацию летней оздоровительной кампании

на базе клубов по месту жительства.

№-7 и 8 посвящены моделям, методикам и формам программирования и проектирования содержания образовательной и досуговой работы, социальных проектов. Представлена нормативная база

обязательных элементов написания и корректировки программ.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка, в которой рекомендована структура программирования,

опорные элементы подготовки и написания проектных документов.

Мы надеемся, что публикация этих материалов поможет вам в обновлении ваших представлений о своих программах и

вариантах их корректировки на будущий учебный год.


СО-ОБЩЕСТВА

^ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

КЛУБНЫХ СООБЩЕСТВ

ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «СПЕКТР»


№-7. Октябрь 2009 г.

ТЕМА НОМЕРА:

Методика проектирования

программ клубной работы / Часть I.


СОДЕРЖАНИЕ


Профессиональная Ситуация

Нормативные документы и методические материалы

Основные понятия

Базовый алгоритм разработки и корректировки программы, проекта, методических материалов

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Метод. рекомендации Минобразования РФ)

Особенности программирования и проектирования для различных категорий специалистов

Способы отражения содержания внешкольной работы в программе дополнительного образования

Методическая схема разработки дополнительной образовательной программы

Алгоритм разработки и написания программы предметного курса

Критерии оценки проекта / программы любого профиля

Схема составления заключения экспертов о соответствии образовательной программы методическим требованиям

Практики и технологии социально-клубной работы

Мониторинг результатов образовательной и социально-педагогической деятельности


Будь программистом!

Вместо вступления

А. Сняцкий


Что только не зовется сегодня проектом и программой, а в «образовании» просто какая-то «проектомания» образовалась в связи с принятием Концепции профильного обучения и утверждением метода проектирования (от учебного и игрового до социального) спасательным кругом утопающим в потреблении медиа, Интернета и пива юным дарованиям.

Автору страшно вспомнить времена, когда в конце 80-х – начале 90-х сразу в трех обычных, но вдохновенных, школах он представал пред очи педколлективов с семинарами по методологии проектирования, разработки программ развития и концепцией гуманитарного образования с невиданными и неслыханными курсами-практикумами, вроде коммуникативного ориентирования, истории знания, истории веры, валеологии и классической логики. Не знаю, кто кого больше не понимал и «пужался» (с детьми на этих самых неслыханных курсах, кстати, было намного проще, веселее и понятнее).

С директором экспериментальной площадки Лицея г.Серова А.С. Горшковым мне довелось защищать первую (!) концепцию и программу Лицея на только что утвержденной соответствующей комиссии областного Минобразования. Нас рассматривали подозрительно и лингвистически весьма придирчиво, поскольку ни чиновники, ни педагоги еще не освоили новый тезаурус, включавший в себя какие-то заоблачные термины вроде концепция развития образовательной системы / среды, проектирование содержания и технологий гуманитарного образования ХХ1 века, позиционный анализ деятельности педагога и т.п. и т.д. Впрочем, надо признаться, мы сами – экспериментаторы, проектировщики, и сами из того, что говорили, не все понимали, что называется, на пальцах. Это были годы напряженной учебы и для нас под лозунгом «Друг Аркадий, не говори красиво, говори правильно!». И еще в кошмарных снах мне снились «Методики», которые на многочисленных семинарах, играх и тренингах в каком-то поразительно обязательном наклонении и порядке от меня требовали строгие учительницы и опытные методисты. Да!

Между тем тогда мы сами собственной, что называется, шкурой переживали крах величайшего социального проекта ХХ века, а может быть – и двух тысячелетий. С каким-то колоссальным многоречием, озорством и «барством диким» рушился проект радикального переустройства общества и переделки человека, коммунистический проект. Это событие – крушение крупнейшего, самого кровавого и самого красивого с точки зрения моральных перспектив проекта – завершило, казалось тогда, эпоху модерна, эпоху великих замыслов, эпоху Европейского Разума и Проектирования!

После долгой – и какой бесчеловечной – истории ХХ века с его попытками «попроектировать» – две мировых войны, химическое и ядерное оружие, Освенцим и ГУЛАГ, тотальную наркотизацию и 11 сентября, — масса философов, социологов, историков написали горы книг о «конце человеке», «закате Европы», «одномерном человеке», «распаде Разума» и проч. Затихло в России даже методологическое движение, многие из членов которого с успехом занялись PR-проектированием и политвыборным «консалтингом».

Но поди ж ты – с конца 90-х в том же образовании уже педагоги и руководители школ с опаской взирали на высоких чиновников, пристрастившихся к «методикам» программирования, проектирования, организационно-методического планирования развития школ и региональных образовательных систем в ХХ1 век, деловым играм и проектным семинарам. Когда в прошлом году мне довелось поучаствовать в очередных семинарских событиях, я был потрясен тем «уровнем», тем научным языком и объемами, которые теперь с легкостью выдавали школы – на лицензирование, на конкурсы разного уровня и т.п. Это, товарищи, диссертации! Нет, это какие-то «методические айсберги» и «мамонты», труды фирм по образовательному аудиту, труды целых исследовательских команд! Рецензии на них приходилось писать чуть ли не на немецком – русский разговорный за тысячелетие так и не сумел перевести тезаурус «европейского проекта» Разума и Рациональности в понимательное тепло русской души.

Так что предлагаемая вашему вниманию небольшая работа – это почти на немецком, слегка сдобренном русским. И это предисловие к ней всего лишь ментальная пауза к профессиональной обязанности потрудится ради повышения нашей с вами методической грамотности, организованности и профпригодности.

Напоследок мне хотелось бы сказать другую, методически правильную мысль. Господа философы и социологи с их эверестами апокалиптических сочинений, все-таки не преуспели. ХХ век только-только успел выпестовать культуру проектирования и программирования, невиданную по своей эффективности. Сегодня каждый мало-мальски думающий предприниматель умеет строчить бизнес-планы и проектные разработки – в мире уже много миллионов миллионеров и миллиардеров, включая сотни тысяч шоу-менов и вуменов, спортсменов, врачей и Интернет-деятелей. ХХ век чудесным образом явил нам образец программирования в лице известных скандинавских производителей потрясающего продукта. Этот продукт приносит им миллиарды евро в буквальном смысле из сотрясения воздуха, да-да, элементарного сотрясения воздуха. Почти половина человечества – 3 миллиарда сотовых номеров продано сегодня для этих целей, — занимаются изготовлением миллионеров из воздуха: в общественном транспорте мы с вами имеем возможность наблюдать как это забавно / удручающе выглядит. Болтовня на 70% ни о чем, ни за чем, часто – для еще большего разорения владельца трубки, кошмарное количество электронно-переписочного хлама – и еще сотня и другая миллиардеров по праву превратились в гордость человечества.

Первым грандиозным опытом краха величайшего проекта для человечества, видимо, следует считать библейскую пыль Вавилонской башни. Разгневанный Всевышний лишил строителей единого языка и рассеял их, по преданию, по земным далям. Урок первый: люди разучились понимать друг друга, говорить на одном языке, и не стало уже начатого воплощения величайшего замысла (хорошо хоть остались мелкие Египетские пирамиды).

Вторым уроком можно считать потрясшую земной шар весть о гибели другого великого замысла – незабвенного «Титаника». Невиданный гигант не прожил и сотой доли жизни утлой джонки где-нибудь там. Уроком выступает другое наблюдение – нужны карты, чертежи и схемы, к примеру начертанные лазерным навигатором, «видящим в темноте», чтобы вслепую не попасть в такую жалкую и жестокую нелепость, как «Титаник». То же касается, кстати, и ВТЦ Нью-Йорка, будь небоскребы снабжены заранее продуманной системой мониторинга небесного, а не внутреннего периметра. Проектирование сегодня на 50% - схематизация, моделирование и виртуализация замысла, позволяющее просчитывать невидимое и достигать результата.

И наконец, третье. От краха раздутых и перегретых финансовых, кредитных и т.п. рынков нас также спасает проектирование. Человечество уже пережило и, как говорят эксперты, еще переживет серьезные кризисы (слава богу не катастрофы) – азиатский финансовый, все более грозные фазы кризисов энергетического и продовольственного, демографический кризис. Планирование – наверное единственный простой способ знать и распределять свои ресурсы на фоне собственных безлимитных желаний-возможностей, устанавливать баланс «хочу – могу позволить». Это способ отвечать за результаты и последствия, точность и безопасность.

До четверти объема покупок в средних цифрах в развитых странах, включая Россию, по замерам маркетологов, покупатели супермаркетов делают впустую, выбрасывая затем негодное продовольствие и сплавляя ненужные вещи куда-то подальше. С середины прошлого века в Америке активно заработали проекты по планированию рождаемости и программы обучения жизненным навыкам, расцветшие в сегодняшние дни, задача которых – обучить молодежь способам планирования семейного секса, а не оставлять потом детей сиротами или еще хуже – делать многомиллионные аборты. Сегодня этому активно учат китайцев и индийцев, а молодых американцев и англичан еще и навыкам нормального и достаточного поедания пищи, дабы не носили двадцатидвухлетние одежду 70-го размера.

Общаясь с коллегами в Германии, я, к своему удивлению, узнал, что социальные педагоги и работники сегодня реализуют невиданные в социально-молодежной работе программы помощи – обучение жизненным навыкам планирования личного бюджета. Юные немцы в угрожающих количествах становятся должниками различных кредитных организаций, не умея погашать вовремя кредиты на оплату все тех же пресловутых сотовых и Интернет! И это – уже государственная проблема молодежной работы в Германии, поскольку за долги там карают по-другому.

Что же может быть дальше? Гадать не будем. Я предлагаю воспринять, как мне кажется, весьма позитивный смысл этих технологий, которые сегодня массово востребованы уже на уровне самоменеджмента, на уровне жизненных умений повседневного существования, а не для высоколобых и узких специалистов-профессионалов. Спрашивая у своих студентов о потребности в этих навыках, я с настороженностью и какой-то опаской узнаю, что ни один из них не пользуется хотя бы органайзером для выстраивания своего делового и учебного маршрута. Программой Microsoft Outlook или других Интернет-сайтов – тоже не пользуются: слишком нудновато. При этом блоги, личные дневники и ЖЖ в Интернете переполнены, а знаменитая Библиотека Мошкова содержит почти 300 тыс. «шедевров» юных, как правило, творцов-писателей и поэтов! Как мне кажется, это уже и перекормление других, и потеря жизненного навыка целеполагать и самоорганизовываться. Так что приступим к конспективному изложению основ, базовых понятий и представлений о методиках и техниках планирования, программирования и проектирования в профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми и молодежью в сфере дополнительного образования, молодежной и социальной политики. Успехов нам! ☺

Профессиональная Ситуация


Образовательной программой Центра внешкольной работы «Спектр» предусмотрено выполнение педагогическим составом общеобразовательных методических стандартов организации педагогической деятельности, соответствующих Типовому Положению об образовательном учреждении доп.образования детей. К ним относятся, в том числе, следующие:

Несоблюдение этих условий влечет за собой соответствующие последствия. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания поддержки педагогам в своевременном и правильно оформленном представлении необходимых программных материалов к началу учебного года.


При этом следует подчеркнуть три особенности ситуации нового 2008 / 2009 учебного года – предпоследнего в Программе модернизации российского образования (завершается в 2010 г.), включая все три его ступени-разновидности – общее, профессиональное .и дополнительное:

  1. сфера дополнительного образования и молодежной работы не может отставать от перевода системы общего образования (включая воспитательную работу в общеобразовательных учреждениях) на принципы профильного обучения, активизации процессов разнообразного использования метода проектов и принципов компетентностно-ориентированного образования;

  2. изменение содержания и качества методического обеспечения образовательной и социально-молодежной работы связано с переходом с начала 2009 г. учреждений бюджетной сферы на новые правила оплаты труда – так называемые отраслевые системы, когда специалистам всех профилей будет необходимо демонстрировать качество сформированности всех аспектов профессиональной компетентности для того, чтобы претендовать на более высокую заработную плату;

  3. наконец, перевод практики методической рефлексии на новый уровень связано и с тем, что в Свердловской области при Департаменте по делам молодежи решением областного Минобразования создано представительство Главной аттестационной комиссии и специалисты учреждений органов по делам молодежи, клубные работники активно используют аттестацию в целях повышения квалификации и категорийности, зачастую не имея достаточной методической подготовки.



Нормативные документы

и методические материалы1


Письмо Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 7 марта 2006 г.

Стратегия государственной молодежной политики в РФ на 2007-2016 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р.

^ Образовательная программа дополнительного образования и социального воспитания МОУ ДОД ЦВР «Спектр» на 2006/2011 учебные годы.


Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного образования. – СПб, 2004.

Анализ состояния и перспектив клубной работы. Уч.-методич. пособие. – Ред. Сняцкий А.А. – Екб., 1997.

Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. Практическое пособие. М., 2006.

Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. – М, 1997.

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. М., 2006.

Буйлова Л.Н. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. М., 2001. (Приложение к журналу «Внешкольник» - Библиотечка педагога-практика. № 5).

^ Вишневская С.Ю., Либерман А.А., Патракеева В.А., Репина О.К. Создание развивающего пространства для подростков (методическое пособие). – М., Сентябрь, 2005 (Библиотека журнала «Директор школы»).

^ Геллер Н. Основы эффективного привлечения ресурсов для некоммерческих организаций. – Екб., 1998.

Гриценко Г.А. Как разработать программу деятельности. – Екб., 2008.

Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодежью: методическое пособие. – Екб.: ОГУ УИОЦМ, 2008.

Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования для реализации профильного образования. Уч-метод. пособие для учителей. – СПб, 2005.

^ Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования // Интернет-сайт Оренбургского ИПК РО.

Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М., 2006. (Библиотека журнала «Воспитание школьников»).

^ Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании. Уч. пособие - М., 2002.

Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов. – М., 2004.

Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба. – Ростов-н/Д, 2005.

Луков А.В. Социальное проектирование. – М., 2002.

Мирошкина М.Р. Как составить программу клуба по месту жительства. Методические рекомендации для клубных работников. – М., 2000.

Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.

^ Технология разработки и экспертизы авторских программ в системе дополнительного образования: Научно-методические рекомендации / Авт.-сост. Г.С.Шляхова. – Великий Новгород: НРЦРО, 2003.

Социальное проектирование: рекомендации по оформлению, оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов. – Сост. Коновалова О.Б. – Н.Новгород, 2004.

Социальное проектирование. Руководство для участников обл.конкурсов проектов (программ). Сост. Шабурова Е.С. – Екб., 2006.


Методические издания Центра «Спектр»

1. Библиотека социально-молодежной работы

  1. Государственная молодежная политика: проблемы первого десятилетия – Екб, 2002 (Библиотека социально-молодежной работы, выпуск 1).

  2. Социально-клубная работа с молодежью: основные идеи - Екб, 2001 (Библиотека социально-молодежной работы, выпуск 2).

  3. Социально-клубная работа: технологии работы с группой - Екб, 2002 (Библиотека социально-молодежной работы, выпуск 3).

  4. Социально-клубная работа с подростками: программное обеспечение. – Екб, 2001 (Библиотека социально-молодежной работы, выпуск 4).

  5. Социально-молодежная работа: материалы к разработке профессионального кодекса - Екб, 2001 (Библиотека социально-молодежной работы, выпуск 5).

  6. Социально-молодежная работа: словарь основных терминов - Екб, 2001 (Библиотека социально-молодежной работы, выпуск 6).


^ 2. Информационно-аналитические бюллетени

  1. “Молодежная политика и работа с молодежью” (27 выпусков). Информационно-аналитические обзор – Екб, 2002-2003.

  2. “Профилактика наркомании и ВИЧ” (14выпусков) Информационно-аналитические обозрения – Екб, 2002-2003.


^ 3. Трудоустройство подростков и профориентация

  1. Нормативные и методические материалы по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан: опыт работы Октябрьского района. – Екб., 2002.

  2. Нормативные и методические материалы по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан – Екб, 2003.

  3. «Твой выбор»: методические материалы по организации профориентационной работы с подростками. – Екб, 2004.


^ 4. Социальная педагогика и психология

  1. Ждановских Л.А. «Познавая себя». (Методика проведения социально-психологического тренинга с материалами для ведущего и конспектами занятий). – Екб., 2005.

  2. «От педагогики необходимости к педагогике свободы» (Теория и практика социально-педагогической поддержки: методические материалы в помощь социальным педагогам)». – Екб., 2005.

  3. «Летний Дом «Радуга». Сборник учебно-методических материалов по итогам реализации комплексного социально-оздоровительного проекта летнего лагеря для подростков группы риска. – Екб., 2007.


^ 5. Библиотека клуба «Свезар»

Библиотека и Фонотека молодежного клуба «Свезар» - 12 выпусков.


6. Публикации специалистов Центра

На стороне подростка: о программах Центра «Спектр» КДМ Октябрьского района //в сб. Территория профилактики. - Екб, 2002.

Программа районных выездных сборов для подростков «Город, который есть» //там же.





Основные понятия2

Методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования, социального педагога – система форм, средств, методов, приемов, дидактических и методических инструментов образовательно-воспитательной или социально – педагогической работы с определенной возрастной группой детей и молодежи, психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки задач и проблем взросления молодых людей.

^ Виды методической продукции, разрабатываемые педагогами и методистами в системе ДОД – информационно-аналитическая, организационно-инструктивная, наглядно-дидактическая, программно-методическая, прикладная методическая продукция, разрабатываемая педагогом, методистом для использования на занятиях с детьми, обмена опытом с коллегами и повышения квалификации, самостоятельной работы по обобщению и корректировке содержательных и организационных элементов своей деятельности, повышения уровня профессионального мастерства.

^ Методическое описание занятия, мероприятия – простое изложение проведенного воспитательного дела, занятия или сценарного / функционального события, включающее модули целеполагания, планирования содержания, результата, критерии оценки его эффективности.

^ Информационно-методическая разработка дидактического материала – рабочий кейс по описанию содержания, методики проведения, формы контроля активности обучающихся / воспитанников на конкретных занятиях, делах, мероприятиях и т.п. в процессе выполнения УП или проекта.

Реферат – краткое изложение содержания освоенного педагогом научно-исследовательского, учебно-методического материала по конкретной теме, педагогической или социальной проблеме с обзором источников, моделей, базовых понятий и изложением собственной позиции автора.

^ Методическая записка, памятка, рекомендации – сжатая, краткая форма сопровождения рабочих кейсов по конкретным занятиям, темам / проблемам в образовательно-воспитательном процессе (планы, графики, таблицы, схемы, раздаточные материалы для воспитанников и т.п.).

^ Методическая разработка как комплексная форма – последовательное и желательно полное изложение рекомендаций по планированию, организации и проведению отдельных тем и модулей занятий по УП, отдельных массовых мероприятий и коллективных творческих дел, сценарии, планы выступлений, проведения выставок, специальных форм организации клубной работы с детьми.

^ Тематическая папка – объединяет нормативные документы, определяющие деятельность по конкретному направлению (профилю) допобразования и социальной педагогики, методические рекомендации и прикладную методическую продукцию, разработки сценариев, мероприятий, КТД, тренингов, материалы из опыта работы, включая библиографию.

^ Прикладная методическая продукция – вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно и подробно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции (наиболее распространен сценарий- подробная запись последовательного проведения мероприятия, праздника, КТД и т.п.).

^ Дополнительная образовательная (учебная) программа – основной вид методической продукции педагогов или специалистов, регламентирующая цели, задачи, формы – методы – технологии и содержания его профессиональной деятельности в учреждении ДОД. Общая структура УП регламентируется методическими рекомендациями Минобразования и науки соответствие с Типовым положением об учреждении ДОД и авторскими рекомендациями методистов, исследователей – для социальных педагогов и педагогов-психологов.

Итак, подведем итоги по определению базовых продуктов, характеризующих программирование и проектирование работы с детьми и молодежью в системе образования, молодежной и культурной политики.


^ Вид документа.

Определение понятия

Содержание

Особенности

при разработке

Концепция —

(От лат. Conception — восприятие) — система взглядов на процессы и явления в природе и обществе: ведущий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении программ, проектов, планов. Основная нагрузка текста — определение смысла деятельности, миссии организации и структуры ее главных направлений деятельности.

Определение общих подходов к деятельности; системный анализ текущей ситуации; видение трендов развития; формулировка миссии; обоснование направлений развития; комплексное описание программ, проектов, условий и механизмов их реализации.

Требует логико — аналитической работы по обобщению, типологизации, научно-методологическому обоснованию и теоретической обоснованности при определении тезисов.

^ Аналитическая записка —

(От греч. analysis — разложение, расчленение) — изложение в тексте результатов рассмотрения, изучение чего-либо, основанное на мысленном расчленении предмета, явления на составные части, определение входящих в целое элементов. Термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.

Логико-аналитическое четко структурированное изложение результатов исследовательской работы по изучению конкретного объекта, предмета, проблемы, темы, вопроса, процесса и т.п. Обязательно содержит постановку проблемы, исследование и выводы.

Требует специальной подготовки исполнителей, предполагает особый уровень развития их компетенций, называемый экспертным.

Прогноз —

— документ, подводящий результаты работы по социальному прогнозированию тенденций, параметров и критериев оценки уровня конкретных показателей состояния системы.

Предполагает анализ проблем и продолжение в будущее (экстраполяцию) наблюдаемых тенденций, определение путей решения этих проблем через нормативную разработку таких тенденций.

Требует специальной подготовки исполнителей, носит, как правило, комплексный характер, требуя учета многих глубинных факторов, определяющих состояние системы.

Программа —

(От лат. Programma — объявление, предписание) —систематическое изложение модели и содержания будущей деятельности по какому-нибудь направлению, или нескольким, рассчитанной на достижение конкретных результатов.

Предполагает определение прежде всего специфики конкретной деятельности и особенностях управления этим процессом, включая определение цели — задач — средств — формах и методах.

Служит своего рода картой, развернутой по конкретному указателю компаса, выполняется коллективом, который сам будет ее реализовывать.


План —

(От лат. planus — плоский, ровный) — определенный порядок, последовательность действий / мероприятий по исполнению определенной деятельности, программы, проекта, замысла, а также в изложении чего-либо.

Предполагает описание каждого действия по конкретным параметрам: место, время, ответственный, желаемый результат, требуемые ресурсы, особенности исполнения и т.п.

Технический документ, определяющий то, что нужно делать сначала, как распределить ресурсы, обеспечить эффективность деятельности.

Проект —

(От лат. Projectus — брошенный вперед) — предварительный текст какого-либо документа; план, замысел. Описание прежде всего конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов — этапов — шагов по выполнению замысла по изменению, корректировке, улучшению ситуации.

Выступая в качестве средства управления конкретной деятельности в ситуации, требующей изменения, проект – это прежде всего постановка проблемы, требующей решения в данной ситуации, целей и средств достижения результата

Главное в документе — ясное и проблемное описание ситуации, которая подлежит изменению в лучшую сторону. Второй блок — полное описание механизма выполнения замысла и ресурсов для этого.

Проспект —

Краткое и четко структурированное описание / представление организации, программы, концепта, проекта и т.п., преследующее информационно-рекламные цели.

Особенности документа определяют содержание — полнота представления главного в объекте описание, ясность структуры, специфики, возможностей, достижений и перспектив.

Может принимать форму буклета, рекламного издания, краткого извлечения публичного отчета и т.п.

^ Анонс / Презентация —

В методическом плане — краткое определение содержания другого документа (а не чего-либо предстоящего в виде события, действия) по наиболее существенным параметрам, предваряющее дальнейшую работу по уточнению, корректировке, дополнению и т.п., приводящих к окончательному варианту этого документа.

Логический список определений главных параметров документа: название, автор, организация, проблема, цели, задачи, планируемые результаты и т.д., которые могут использоваться затем в этих документах.

Составляется в виде конспекта главных идей, положений, определений и образов — в случае трудноопределимых ситуаций — входящих после их обсуждения и коррекции в основной состав текста.

Проектирование – вид профессиональной деятельности и компетентности в определении ситуации, проблем, способов и ресурсов их решения для достижения конкретного результата, а также в решении конкретной задачи, с выбором инструментов и конкретных ресурсов, а также определение путей воплощения конкретного замысла, идеи.

Программирование – вид профессиональной деятельности и компетентности в определении последовательности решения задачи, воплощения идеи, организации деятельности (своей или других), а также в составлении планов, схем, моделей, алгоритмов действий людей и организаций.

Планирование – вид профессиональной деятельности и компетентности в построении цепочки действий осуществления программы, проекта, определенной деятельности, в написании плана действий по времени, месту, ресурсам.

^ Анализ результатов выполнения программы / проекта / плана – вид профессиональной деятельности и компетентности в осуществлении рефлексии итогов / результатов действий (своих и других, в т.ч. организаций) и их эффективности, позволяющий подводить итоги, основанные на правильных, а не мнимых критериях. Как правило, связан с воплощением отчетливости – оценки результатов – в различных типах текстов.

^ Корректировка программы – вид профессиональной деятельности и компетентности в изменении собственного и других мышления на основе анализа содержания и процессов выполнения программы, достижения замысла. Проявляется в изменении текста, схемы, методов в организации деятельности по более эффективному исполнению замысла.

^ Образовательный продукт – форма видимого, осязаемого, интеллектуально и эмоционально воспринимаемого результата, который демонстрирует воспитуемый и обучающийся в процессе обучения, решения задач и проблем, расширения своего понимания мира предметов и людей. Например, в клубе это может быть осязаемое изделие (кукла), результат в демонстрации своих способностей в том или ином мастерстве (в качестве бегуна, борца, солиста ансамбля), выставка достижений объединения, электронная презентация проекта и т.п.




Базовый алгоритм разработки и корректировки программы,

проекта, методических материалов






Целеполагание:

для чего, для кого, зачем разрабатывается программа (материал) – цель, задачи, планируемые результаты на основе анализа профессионального опыта педагога, образовательного заказа, ОП учреждения







^ Оценка эффективности,

качества выполнения поставленных задач на уровне обучающихся / воспитанников и на уровне самооценки педагога; аттестация обучающихся, аналитическая записка




Планирование:

пошаговый план проектирования содержания программы, выступающий алгоритмом ее выполнения в реальной деятельности







^ Организации выполнения программы, проведения всего комплекса мероприятий, запланированных в ней – по этапам и с использованием методов / методик, предусмотренных технологией достижения цели / решения задач






^ Анализ условий, возможностей, потребностей детей / родителей, соответствия замысла миссии и программы учреждения.

Анализ результатов, диагностика качества выполнения программы / проекта / по этапам и в целом, успехов и недостатков, проблем апробации программы.


^ Уточнение, изменение формулировки задач, форм и методов, объема, тематического / событийного планирования содержания и форм контроля образовательно-воспитательного социально-воспитательного, культурно-развивающего процесса.

Обновление текста.

^ Подготовка методических материалов, разработок, учебно-методических комплексов, электронных презентаций, раздаточного материала и т.п. для более эффективного выполнения скорректированной программы, применения в ней новых, инновационных форм и методов работы.









^ Методическая коррекция, уточнение, изменения, дополнение программы

на основе анализа результатов, диагностики качества достигнутого результата,

подготовки культурно-образовательного продукта





Структура программы согласно стандартам

Министерства образования и науки РФ


Примерные требования

к программам дополнительного образования детей

(Извлечения из Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-844). Выделено нами – ред.


^ Нормативно-правовой аспект:

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности...

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

…в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными... и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, и. 2).

^ Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 ст. 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно....

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ

должно соответствовать:

быть направлено на:


Оформление и содержание структурных элементов

программы дополнительного образования детей


1. На титульном листе рекомендуется указывать:

2. В пояснительной записке следует раскрыть:

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

4. Содержание программы дополнительного образования детей отражается через краткое описание тем.

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

6. Список использованной литературы.


Таким образом, система обязательных компонентов текста программы и порядка их изложения, а также корректировки содержания программы по итогам и на основе опыта ее реализации в предшествующий период, состоит в следующем:


1.

Пояснительная записка:

  • Актуальность и адресат программы

  • Цель и задачи

  • Специфика и особенности реализации (принципы и концептуальные основы)

  • Формы и методы решения задач и организации учебно - воспитательного процесса

  • Условия реализации

Корректировке на основе опыта прошедшего года выполнения программы могут быть подвергнуты разделы:

уточнение образовательных и социализирующих (воспитательных) задач;

уточнение специфики программы на основе опыта изучения других программ и методической литературы и опыта реализации;

формы – методы – технология работы с более четкой проработкой характеристик результативности их применения.

2.

Содержание программы:

  • Учебно-тематический / календарно-тематический / модульный тематический план по годам обучения, этапам выполнения программы

  • Содержание обучения, социально-педагогической работы по каждой теме / разделу / модулю программы

Корректировка содержания учебно - тематического, плана исходя из норматива пед.нагрузки (2 часа в неделю – 72 час. в год, 4 часа – 144 час. в целом на уч. год; 6 час. – 216 час. в целом):

уточнение содержания и последовательности изложения тем по годам / этапам освоения программы;

уточнение содержания и последовательности тематического планирования, исходя из опыта выполнения программы.

3.

Планируемый результат.

  • Требования, предъявляемые к уровню подготовки обучающихся / воспитанников

  • Четкая формулировка образовательного продукта, результата, достигаемого участниками программы

Уточнение модели компетентностей, навыков, знаний, осваиваемых обучающимися / воспитанниками, требований к выпускникам по уровню формирования знаний / информированности, умений / практических навыков; ключевых компетенций, отражающих уровень развития личностных качеств и социальной зрелости.




  • Критерии оценки качества достижения результата, эффективности выполнения программы

Более точное с точки зрения параметров измерения результатов изложение критериев оценки уровня подготовки и личностного развития обучающихся / воспитанников, их образовательного продукта.

4.

Формы, методы, технологии реализации программы и организации образовательно – воспитательного процесса

Перечисление общих и специальных форм - методов – средств организации процесса обучения и воспитания, технологии решения поставленной цели и задач на основе анализа и корректировки пп. 1-3.

5.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Обновление содержания методического и материального обеспечения по двум параметрам – для педагога / автора-составителя – для детей / участников программы.

6.

Список литературы

Обновление списков литературы и прикладных материалов данными трех последних лет / последнего года.

Список рекомендуемой литературы и материалов для детей оформляется отдельно от общего списка, который педагог использовал при написании программы.

7.

Сведения об авторе / составителе

Краткая аннотация УП



Обновление персональных данных об авторе / авторах, исходя из новых достижений, квалификационных характеристик.


8.

Приложения: методические разработки, аннотации литературы и источников, фото-видео-ИТ-материалы и т.д., более подробно поясняющие методы, формы, технологии реализации целей и содержание программы

Разработка методических материалов по содержанию и формам выполнения программы – независимо от изменения / неизменности содержания программы действующей: занятия / модули, кейсы по темам, порядок организации конкурсов-выставок, досуговых мероприятий и т.п.


Титульный лист оформляется согласно стандарту с приложением Методической карты программы, которую следует согласовать со специалистами методической службы.

  • Наименование ОУ;

  • Где, кем, когда утверждена дополнительная образовательная программа (ДОП);

  • Название ДОП;

  • Адресат – возраст детей, на которых рассчитана ДОП;

  • Срок реализации ДОП (этапы, годы обучения);

  • ФИО, должность автора / авторов ДОП;

  • Город / населенный пункт, год разработки ДОП.




Методическая карта:

  • Тип программы;

  • Профильная направленность;

  • Уровень, сроки и адресат обучения и воспитания;

  • Апробация программы;

  • Квалификация автора / ов;

  • Ключевые компетенции образования и социализации;

  • Экспертиза и утверждение программы.






Особенности программирования и проектирования

для различных категорий специалистов


При разработке и корректировке программ и проектов различные специалисты учитывают и выделяют, естественно, те аспекты содержания, форм и технологий, которые связаны с их профессиональными задачами и формами работы с детьми, подростками и молодежью. В таблице приведены рекомендуемые акценты по основным параметрами программирования, которые желательно отразить в программах, помимо / вместо тех, которые обязательны для школьных педагогов дополнительного образования.


Параметр

Педагог-организатор

Социальный педагог

Педагог-психолог

Целе-полагание

(цель - задачи - принципы)

Учет особенностей уклада, традиций, истории клуба в целом, организация общеклубных мероприятий и Событий, привлечение в клуб подростков

Выделение особенностей сообщества, микросоциума, его своеобразия, интересов, социальной среды и контингента участников программы, привлечение волонтеров и других специалистов, поддержки самоуправления, профилактико-ориентированной среды

Специфика акцента на личностную индивидуальную поддержку независимо от форм работы, особенности контингента, формулировка психологической модели, концепции

Специфика

(специальные аспекты работы)

Организационно-педагогический аспект деятельности, особенности работы не с группами, а клубным пространством в целом

Кроме образовательного - социально-педагогический формат деятельности (местожительство, семья, компания, школа), аспекты и средства социально – психологической работы не только в индивидуальной, но и групповой работе

Особенности объединения в одно целое педагогических и психологических задач, содержания и технологий в индивид. и групповом режиме

Формы и методы

(техники и технологии)

Возможно перечисление с выделением приоритетных по этапам, календарю и т.п.

Выделение современной многофункциональной практики социально-педагогической деятельности, проблемы взаимодополнительности форм и методов

Используемые в соответствии с выбранной приоритетной психологич. концепцией, взаимодополнительность методов

Планиро-вание

Стандартное календарное, календарно-тематическое, сценарное планирование

видов работ по выполнению задач

Особенности планирования по главным направлениям профессиональной деятельности: с группой (объединением) – с другими, с социумом (семья, школа, другие организации); диагностическая, аналитическая, консультационная, профилактическая, рекламно-информационная работа — циклограмма / модульный план

Особенности планирования тренинговой – консультационной – общеклубной и т.п. элементов программы

Результат, продукт


Критерии его оценки


В каких элементах уклада, организационной структуры, календаре, оформлении «виден» педагог-организатор в масштабах клуба

Каков реальный результат участия подростка в программе, каким образом обеспечены формы получения обратной связи о социальном статусе ребенка (включая среду / семью / школу)

Качество диагностики уровня результативности, развитие личностных качеств

Базовые технологии

Общеклубные массовые (тематические), деловые и праздничные технологии, самоуправление

Укрепление общеклубного уклада сообществ детей и взрослых, сочетание индивидуальной / групповой / массовой работы, специфика соц.-пед. подхода (заявляемой модели), формы взаимодействия со средой ребенка

Специфика исходного психологического направления, модели развития личности, индивидуально – группового процесса работы

Методическое и материальное

обеспечение

Игротеки, клубная библиотека, клубная символика, аудио- видеоаппаратура, инвентарь для массовых игр и праздников

Инструментарий групповой и индивидуальной профилактической, соц.-пед. диагностической, информационно-рекламной работы, формы и средства обеспечения соц.-педагог. поддержки

Перечень диагностических методик, инструментарий наблюдения и консультирования, анкеты и дневники

Литература

Социальная педагогика, педагогика досуга, игротехнологии, методики оздоровления, педагогика самоуправления / соуправления - главным образом после 2000 г.

Соц. педагогика, методика социально - педагогической диагностики социальной и семейной среды, социологический анализ, технологии соц. адаптации и организации социального опыта (развития жизненных навыков), педагогика самоуправления, социальная психология, технологии профилактики и соц. поддержки.

Возрастная психология, социально-психологический и коммуникативный тренинг, технологии социальной педагогики, психодиагностика – психокоррекция - консультирование, игротехнологии

Способы отражения содержания внешкольной работы

в программе дополнительного образования


Проектирование программ специалистов имеет свою специфику, соответствующую модели социокультурной сферы, в которой он ее реализует. Напомним самим себе, что содержание, формы и методы внешкольной работы значительно отличаются от других образовательных практик.


Параметр

Общее образование

(формальное)

Дополнительное

образование

Внешкольная работа

(неформальное)

Нормативность освоения программ

Обязательная в соответствие со стандартом

По личному выбору при соблюдении обязательного стандарта

По личному выбору с возможностью покинуть программу

^ Фиксация результатов освоения УП

Формальная отметка, оценка в сертификат

Формальная отметка, оценка в сертификат

Личная качественная оценка педагога

^ Доминирующий вид деятельности

Учение

Учение и самообразование

Общение и самореализация

^ Учет индивидуальных особенностей при реализации УП

С т.зр. стандарта УП – никакого, с т.зр. процесса - минимальный

С т.зр. стандарта УП – средний, с т.зр. процесса - высокий

Высокий как с т.зр. стандарта УП, так и самого процесса

^ Доминирующий тип программ

Образовательная, учебная (предмет)

Дополнительная образовательная (курс)

Досуговая, социально-педагогическая

^ Уровень свободы в принятии решения об учении, деятельности по УП

Для получения сертификата – нулевой

Для получения сертификата – нулевой

Высокий, поскольку деятельность по программам не сертифицируется

^ Степень зависимости педагога от мотивации воспитанника

Низкая

Средняя

Высокая


Известно, что методические требования Минобрнауки к подготовке программ дополнительного образования, воспроизведенные методическим письмом 2006 г., в основном отождествляют стандарт программирования в общем (формальном) и дополнительном образовании. Различие состоит только в одном – программу дополнительного образования обучающийся выбирает самостоятельно, однако – содержание, т.е. освоением им учебного плана такой программы, обязательно в той же мере, что и в школьно-факультативной форме обучения. Мотивация в данном случае прагматичная – получая дополнительное образование, обучающийся претендует (там, где это предусмотрено) на получение соответствующего сертификата или документа.


При проектировании содержания и форм работы с детьми во внешкольных формах обучения и воспитания педагог обязательно должен учесть саму возможность ухода воспитанника из программы, если у последнего иссяк интерес к ней. Чтобы этого не произошло, программа должна быть намного более гибкой, позволяющей, что называется, переключать регистры с деятельности на общение, с групповой на индивидуальную работу, гибко-адаптивной и по тематическому содержанию. Каким образом такой режим деятельности можно отразить в программе? И вообще, если программа разрабатывается не в горизонте каких-либо контрольно-аттестационных процедур, должна ли она повторять рекомендуемую органами образования структуру? Рекомендуемый перечень структурных элементов программы – именно рекомендуемый минимум, педагогу никто не запрещает вводить в структуру программы собственные параграфы-разделы и прилагать к программе методические разработки самого разнообразного плана по собственному усмотрению, максимально полно отражающие специфику именно клубной работы.

Методическая схема разработки

дополнительной образовательной программы3

Авторская концепция должна быть краткой, реалистичной, оригинальной.

Приступая к написанию программы, педагогу необходимо иметь достаточно чёткое представление о следующем:




Разделы, параграфы программы

Основной

вопрос

Основное содержание ответа на вопрос

в тексте программы


Пояснительная записка (введение)

Что я хочу сделать и почему это актуально для меня и детей?

Наиболее сложная часть программы – пояснительная записка, назначение которой состоит в том, чтобы достаточно кратко и обоснованно раскрыть цели изучаемого вида деятельности, обосновать отбор содержания и логику в установлении последовательности изложения материала, дать общую характеристику учебно-воспитательного процесса: методы, формы организации и характер деятельности, подчеркнуть то новое, что вносится в данную программу. Это общие требования к образовательным программам.

Логическая группировка требований к записке обычно представлена в виде четырех блоков: аналитическом, конструктивном, технологическом и информационном.

Аналитическая часть текста записки предполагает анализ программ, предшествующих авторской, их достоинств и недостатков, обоснование актуальности и практическую значимость программы (для конкретного региона, учреждения, ребёнка), её новизны и основных отличий, преимуществ от других аналогичных или смежных по профилю деятельности. При подготовке программы модифицированной, необходимо обосновать те изменения / особенности, которые автор вносит.

Конструктивная часть изложения – это основные, ведущие, принципиальные идеи программы: научные (по предмету занятий); общепедагогические; социальные и др., т.е. концептуальные положения, раскрывающие социально-педагогическую и методическую позицию автора; обоснование цели на все годы действия программы (ради чего создаётся объединение по интересам), а также цели по годам; прогнозируемый результат и критерии его замера (что будут знать и уметь обучающиеся после 1, 2, 3 года занятий, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у подростков в результате занятий и как это определяется). Конкретизация цели через перечисление конкретных задач (образовательно-обучающих, социально-воспитательных, личностно-развивающих

Необходимо ясно изложить взаимосвязь результатов и цели, в основе которой лежит деятельность педагога, обеспечивающая адекватность прогнозируемых и реально получаемых результатов путём выявления противоречий, обусловливающих расхождение целей и результатов и их устранения. Основные концепты - понятия – теоретические модели программы.

Методико-технологический блок информации кратко формулирует методическую оснащённость программы – основные пути, средства, методы достижения цели. Также необходимо отразить виды образовательной и социальной деятельности обучающихся / воспитанников, формы (кружок, клуб, секция, научное общество...), методы сотрудничества, развивающего общения, взаимодействия педагога и учащихся, уклада жизнедеятельности детского сообщества. В информационной части — привести сведения о сроках реализации программы, характеристике возрастной группы, на которую она рассчитана, о формах набора, подготовленности детей, специфике орг.периода, формах и режиме занятий и др. организационных особенностях.



Тематическое планирование

Сколько часов требуется выделить по каждой теме и по годам? В какой последовательности?

Учебно-тематический план обычно оформляется в виде таблицы, в которой указываются разделы / блоки / модули и темы, количество часов, отводимых на их изучение – в теоретической, практической форме, всего. Если по профилю объединения необходимы индивидуальные занятия с детьми, их следует зафиксировать отдельной колонкой.

Следует иметь в виду, что традиционно расчёт часов имеет объём 72, 144 или 216 часов в год, соответственно 2, 4, 6 часов занятий в неделю.

Если педагог создаёт программу с другой временной нагрузкой, это следует обосновать. Следует иметь в виду, что другие типы – например, социально-педагогическая, туристическая, летняя лагерная программы – также предполагают планирование и описание содержательных модулей, мероприятий и т.п.


Содержание

программы

Какой объем учебного материала и общения с детьми предусматривает программа в виде тем, разделов, практических занятий и т.п.

Содержание программы тесно связано с учебно-тематическим планом: тема, лишь обозначенная в учебно-тематическом плане, раскрывается достаточно полно с указанием всех основных вопросов как в теоретической, так и практической части. При раскрытии практической части необходимо указать виды и названия практических работ и формы их проведения. Если по теме планируется экскурсия, желательно указать, где она проводится и по возможности её содержание.

Для обучающихся второго, третьего и более года обучения, вероятно, следует продумать темы выступлений / подготовки социально-образовательного продукта, докладов, проектов и других форм самостоятельной работы с целью их защиты или группового обсуждения.

Идеальный вариант – это краткое описание ожидаемых по изучению каждого раздела / темы диагностируемых результатов обучения (образования), достижения, которые могут быть сформулированы в виде возможных эталонов заданий для выполнения и контроля.


Основные направления и содержание деятельности.

Методическое обеспечение.

В каких линиях – направлениях содержания деятельности, видах деятельности достигаем цели / результата?


Какими методами я достигаю цели, добиваюсь качественного результата?

Эта часть информации не повторяет "Пояснительную записку", она более конкретна, менее концептуальна и основана на опыте работы по данной программе на разных этапах её создания.

Можно указать применяемые методы, за основу которых берётся не способ организации занятий (устное изложение, беседа, работа с книгой, чертежами, наблюдения и т.п.), а уровень деятельности детей в определённой иерархии («поднимаясь» по ступеням интеллектуальной и социальной активности и самостоятельности, ребёнок идёт от восприятия и усвоения готовой информации – через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, через знакомство с образцами решения проблем и участие в коллективном поиске – к овладению методами деятельности, к самостоятельному творческому применению, которое выражает и внутреннюю потребность, и собственную направленность личности). Краткое описание методики, принципов выполнения программы.

Внимание автора сконцентрировано в первую очередь на тех условиях-средствах / инструментах, которые необходимы для получения наилучшего образовательного результата, а также на те, которые этому препятствуют.

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, инструментов и материалов, других средств для организации социально-образовательного процесса может быть дан к каждой теме программы отдельно или обобщённо приведён в каждом разделе. При этом, желательно сделать расчёт необходимого количества материалов на группу). Конкретный / апробированный методический, дидактический материал по программе необходимо сгруппировать в рабочие Приложения.



Требования к обучающимся / воспитанникам


Образ «выпускника».

Перечень знаний, умений, компетенций, которые будут сформированы (и на каком уровне) в результате освоения ребенком программы.

Личностные качества, которые прежде всего будут формироваться/ развиваться у обучающихся / воспитанников.

Мониторинг и критерии оценки получаемых результатов по программе

Насколько достигнуты цели программы?


Как по окончании программы изменилась ситуация, опыт и мотивация ребенка?


Правильно ли были подобраны средства (методы) работы (какие факторы способствовали / мешали успеху)?


Мониторинг — это постоянное отслеживание результатов, контроль за ходом ее выполнения. В процессе мониторинга автор планирует собирать информацию о соблюдении графика работы, поступлении ресурсов и других предпосылках (т.е. о внешних по отношению к программе условиях), проверяет, имеет ли место предполагавшийся эффект по этапам. Важно выстроить план мониторинга / средств отслеживания результатов уже в программе и начинать оценку эффективности / продуктивности выполнения замысла с самого старта.

Письменные и устные отчеты могут быть предназначены для руководства клуба, ОУ, проекта, контролирующей или поддерживающей организации, государственных контрольных органов. Содержание и порядок представления отчетов оговариваются заранее.

Для грантовых программ обязателен заключительный отчет, характеризующий степень достижения целей и выполнения задач, представляется в установленный срок по завершении проекта руководству Вашей организации и донору.

Кроме него могут быть представлены промежуточные (полугодовые, годовые) отчеты, а также финансовый, иногда научный и некоторые другие отчеты. Финансовая отчетность обычно ведется в соответствии с законодательством государства, в котором находится Ваша организация.

Полученные в ходе проекта материалы, оформленные в виде публикаций, карт, фотоальбомов, кино- и видеофильмов, мульти-медиа-презентаций и др., также могут использоваться как отчетные материалы.

Краткая формулировка инструментов мониторинга, самоконтроля, оценки уровня успешности участников программы служит, фактически, формой предоставления анализа выполнения программы / проекта за учебный год – также обязательного документа для педагогов ОУ.



Литература

Какие источники использовал автор и должны изучить воспитанники?

Перечень источников (текстовых, аудиовизуальных, Интернет-ресурсов и т.п.), использованных автором при подготовке программы. Наряду с перечнем литературы список может содержать перечень дидактических материалов, программных и нормативных документов, инструкций и т.п.

Данный список составляется либо общим ко всей программе, либо по отдельным её разделам.

Отдельный список источников для участников программы / обучающихся и воспитанников.



Сведения об авторе / авторах

Кто автор – самохарактеристика.

ФИО, год рождения, образование и повышение квалификации, квалификация и стаж работы, авторство других программ, УМП, разработок, участие в реализованных проектах и программах, достижения и дипломы, адрес и контактный телефон, электронная почта. Дополнительные сведения по усмотрению автора.


Аннотация / информационная карта программы

Информационно- рекламный текст.

Аннотация – краткое (0,5-1 стр.) изложение содержания и специфики программы. Аннотация должна быть предельно ясной, сжа-той, конкретной и выразительной.

Основной акцент – цели, задачи программы, методы и формы, которые автор предполагает использовать, сроки выполнения, адресат. Резюме / аннотация пишется в последнюю очередь, когда все последующие разделы уже написаны. Это позволит охарактеризовать в аннотации авторский замысел с максимальной четкостью.


Алгоритм разработки и написания программы предметного курса4


Этап

Содержание деятельности

Результат

Подготовка к написанию программы

Подготовительный

Совместная работа администрации и педагога с учащимися и родителями.

1. Изучение интересов детей, социального заказа родителей.

2. Определение профиля курса.

3 Рассмотрение возможности построения индивидуальной траектории обучения для отдельных учащихся с формулировкой уровня достижений в предметном мастерстве.

4. Предварительная встреча-беседа с детьми, учащимися. Детальное изучение их потребностей в выбранном направлении.

1. Установлена потребность в профильном обучении предметному мастерству (рисование, лепка, спорт, гитара, пение, общение, танцы и т.д.).

2. Выявлены интересы детей конкретного возраста к конкретной сфере деятельности, к предметным областям.

3. Уточнены предметные области и возможности реализации межпредметных связей.

Итог: Принимается решение об организации профильной подготовки. Окончательно определены профили – направленности. Уточняется набор и направленность деятельностей / других программ, поддерживающих курс в домашних и школьных формах.

Написание программы

1. Поисковый этап

1. Обоснование необходимости разработки авторской (адаптированной) программы

1. Сбор материалов (публикации в научно - методических изданиях, книги, сборники программ и др.). Просмотр публикаций в методической периодике по профилю программы – журналы, Интернет.


2. Анализ содержания и специфики материалов, определение уровня разработанности курсов данной тематики, аналогичных учебных программ, выбор – при необходимости – базовой программы, концептуальной и методической модели для написания авторской программы.

3. Анализ существующей педагогической практики работы педагогов по аналогичным курсам – как в самом ОУ, так и в других организациях.

4. Первоначальный подбор 2-3-х приложений – методических разработок по конкретным темам – формам – методам реализации программы.

1. Возможные варианты:

1.1. Подобрана программа курса, полностью удовлетворяющая запросам детей и родителей, клуба.

1.2. Подобрана программа курса, удовлетворяющая запросам детей и требованиям родителей частично. Она корректируется, адаптируется. Пишется пояснительная записка с обоснованием внесенных изменений, оговариваются условия ее реализации в ОУ.

1.3. Программа, удовлетворяющая запросам и требованиям, не найдена – обоснована необходимость, актуальность разработки и написания авторской программы.

2. Создан банк литературы для разработки программы.




Итог: Решен вопрос об актуальности и необходимости разработки программы

2. Научно- педагогический анализ

1. Отбор, детальный анализ, оценка учебно - педагогической и научно-методической литературы для создания авторской программы.

2. Анализ официальных программ, рекомендованных Минобрнауки, профильного департамента, программно-методических материалов в публикациях, учебников, учебных пособий и др.

1. Принято решение, на основе чего (типовой, модифицированной программы, модели), собственного видения решения и т.п. будет разработана программа.

2. Создан банк информации, систематизированной в соответствии с идеей будущего курса.




Итог: Установлено, какой по специфике должна быть программа,

на основе чего она будет разрабатываться

Итог: Оформлено задание на разработку авторской (модифицированной и т.д.) программы


II. Разработка проекта программы


Цели и задачи

1. Определение функций курса:

- углубленное изучение предмета;

- получение дополнительных знаний по нему;

- изучение методов познания, деятельности овладение конкретными умениями;

- освоение способов применения знаний, умений, навыков в различных сферах и ситуациях;

- другие.

2. Формулирование точного названия курса.

3. Уточнение цели (целей) введения курса, его взаимосвязей.

4. Формулирование задач, направленных на достижение заявленной цели.

5 Отбор необходимого содержания, на основе которого будут решаться задачи и достигаться ожидаемые результаты.

6. Описание ожидаемых результатов (знать / понимать, уметь / владеть, применять / использовать в повседневной жизни и т.п.).

1. Определено назначение курса.

2. Дано название.

3. Сформулированы цели, задачи, принципы, этапы выполнения программы.

4. Проведен отбор содержания по блокам, модулям, разделам и темам (по годам / этапам).

5. Спроектирован ожидаемый результат (по годам, этапам, в целом).

6. Пишется пояснительная записка к программе с изложением принципиальных, концептуальных моментов, оснований и миссии программы курса.

Знания и компетенции

1. Определяется минимально необходимый объем знаний, умений, практических навыков для достижения поставленных целей и ожидаемого результата.

2. Устанавливается минимально необходимый объем практических, экспериментальных, проектных и других работ для получения обучающимися практического опыта, формирования компетентностей.

1. Установлены дидактические единицы (понятия, навыки и т.д.), подлежащие изучению и освоению.

2. Обозначен объем практической части программы.

3. Уточнено количество часов, необходимое для изучения курса.

Разделы, темы содержания

Определяются и окончательно формулируются названия разделов, модулей, тем программы.

Составлено тематическое планирование.

Описывается конкретное содержание программы, ее теоретической и практической частей.

1. Расписано содержание отдельных занятий.

2. Составлено планирование встреч и занятий.

Методики и формы

Определяются технологии, приемы, методы обучения, формы организации и проведения занятий.

1. Выбрана технология обучения, обеспечивающая реализацию поставленных задач.

2. Определены формы занятий.

3. Описана деятельность педагога и обучающихся.

Ресурсы, мат.-тех. обеспечение


контроль

1. Анализируется и оценивается ресурсная база, возможности социокультурной среды микрорайона, города, дистанционных центров обучения и т.д. для успешной реализации программы курса.

2. Подбираются УМК, электронные образовательные ресурсы, отвечающие задачам курса. В случае отсутствия автором разрабатываются авторские пособия / раздаточные материалы / методики.

1. Прописана база реализации курса (информационные, материально-технические и другие ресурсы).

2. Внесены уточняющие изменения в содержание курса, технологию реализации программы (при необходимости).

1. Создается система контроля / отслеживания уровня и качества усвоения содержания курса.

2. Описываются формы отчетности / продуктивности обучающихся по итогам прохождения курса.

3. Разрабатывается система оценивания результатов обучения – параметры, показатели, инструменты.

1. Уточнены сроки и формы контроля, средства мониторинга.

2. Указаны формы продуктивности обучающихся.

3. Описана система критериев оценивания продуктивности.

4. Подготовка методических и дидактических материалов для реализации программы.

5. Самоанализ написанного с помощью схемы «Внутренние связи программы».

2.Оформление документа согласно методическим рекомендациям Минобрнауки, организации, методической службы.

4. Банк методических и дидактических материалов для педагога и обучающихся.

5. Внесены окончательные коррективы и уточнения.

6. Написан и отредактирован текст программы.











Итог: Написана программа (рабочий вариант) в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению. Программа предоставлена для утверждения в ОУ.

Издается приказ директора о порядке работы поданной программе.

^ Выполнение / апробация программы

III. Апробация (экспериментальное преподавание)

1. Проверка правильности основных идей.

2. Корректировка, если необходимо, элементов программы (содержания, технологии, методов, форм, средств обучения, ожидаемых результатов, системы контроля, системы оценивания, методического обеспечения, УМК).

3. Отработка методик работы по программе.

4. Результаты экспериментального этапа представлены педагогической общественности.

1. Внесены необходимые коррективы.

2. Разработано, если необходимо, дополнительное методическое обеспечение (пособие, рабочая тетрадь и другие компоненты УМК).

3. Подтверждена эффективность обучения по данной программе.

4. Учтены замечания и рекомендации методистов, экспертов.

Итог: Написана авторская программа (окончательный вариант).

Прошло ее согласование на уровне ОУ.

Программа утверждена директором учебного заведения

IV. Повседневное использование

1. Исследуется, ежегодно уточняется социальный заказ учащихся, родителей на изучение данного курса.

2. Анализируются другие возможности ОУ для успешной реализации программы, обновления ресурсной базы.

3. Уточняется форма предоставления социально-образовательного продукта.

Точно устанавливаются:

  • число учащихся, испытывающих потребность в данном курсе;

  • ресурсы, обеспечивающие реализацию программы;

  • формы предоставления результатов;

  • критерии оценки эффективности.

Итог: Повседневная работа по выполнению программы,

по преподаванию курса по данной программе в ОУ, клубе, подразделении.


Формы методической работы над программой

Сняцкий АА.


Основными формами методической работы педагога доп.образования, социального педагога, других специалистов над корректировкой программ являются:

  1. Переработка содержания действующей УП, плана реализации проекта, утвержденных руководителем Центра к началу прошедшего учебного года, полностью или в конкретной части – изменение тем Учебно-тематического плана, уточнение последовательности тематического планирования, плана второго года работы объединения, критериев оценки достижений воспитанников и т.п.

  2. Разработка методического материала по результатам выполнения действующей программы без ее радикального изменения (в качестве приложения к программе).

  3. То и другое вместе.

  4. Подготовка аналитических материалов / отчетов, публикаций по результатам работы по программе.


Специфика методических форм корректировки программы




^ Форма

методической

разработки

Основная специфика

оформления содержания процесса и результатов

использования данной методики

1.

^ Корректировка программы с учетом опыта прошедшего учебного года


(самый простой и легко исполнимый вариант методического продукта педагога / специалиста)

  • изменение тем Учебно-тематического плана, плана мероприятий и дел по проекту;

  • уточнение последовательности тематического планирования, исходя из опыта выполнения программы за прошедший период;

  • уточнение критериев эффективности, исходя из уровня подготовки обучающихся / воспитанников, параметров и показателей достижения результата, исходя из реально полученного участниками образовательного продукта;

  • реализация в полной мере содержания программы с учетом комплексных и новых методов воспитания – развития - обучения детей, формирования их предметных достижений и личностных качеств.




2.

Приложение к УП: методическая разработка учебного занятия по теме, тематического модуля

  • подготовка приложения, датированного последующим годом / этапом выполнения программы, с полным описанием алгоритма проведения занятия, освоения этапа / модуля по общей логической схеме самой программы (цели, задачи, основные понятия / навыки, содержание самого занятия по его этапам, формы контроля, оценки уровня достижения результата участников программы, описание дидактического, раздаточного материала, используемых материалов / действий участниками, литературой и т.п.);

  • описание новых форм и методов проведения занятия с использованием инновационных средств формирования предметных знаний, социального опыта и развития личностных качеств детей;

  • описание организационно-подготовительного, конструирующего – по системному освоению воспитанниками содержания темы – и итогового этапов занятия (информирование, анализ процессов и результатов, рефлексия детьми и педагогом собственной деятельности, характера взаимодействия на занятии, осмысление качества самостоятельной работы).




3.

Приложение к УП: методическая разработка тематического мероприятия, сценария, игры и других форм клубной работы, используемых педагогом

описание сценарной разработки по схеме:

  • Название, адресат, цели и задачи;

  • Участники, реализующие мероприятие, сценарий, требования к ним; действующие лица (участники действа, организаторы, ассистенты-помощники на различных фазах выполнения сценария);

  • Описание конструктивных элементов – церемониала, театрализации, стиля и содержания общения, отношений в группе;

  • Средства, материалы используемые в ходе выполнения замысла;

  • Содержание самого происходящего;

  • Связь мероприятия, сценария (праздника / игры) с тем, чем постоянно занимаются участники в своем объединении, в клубе;

  • Описание используемых опорных методических материалов.




4.

Приложение к УП: методическая папка, учебно-методический комплект


(самый трудоемкий, но и самый высококачественный и ценимый экспертами методический продукт)

Папка / досье / кейс-стади \ УМК включает:

  • Нормативно-программные и рекламно-информационные документы, определяющие работу педагога в данном направлении;

  • Прикладную методическую продукцию и методические рекомендации, которым следует педагог при выполнении программы, конкретных тем и модулей / этапов;

  • Методразработки конкретных тем, сценариев, дел, мероприятий с их дидактическим, информационно-рекламных оформлением;

  • Материалы, наблюдения, записи из опыта и по результатам работы, включая записи – анкеты –описание событий самими участниками (детьми, родителями, сторонними зрителями);

  • Дневник (самоотчет) – фотодневник – электронную презентацию мероприятия, события, тематического творческого дела, выполнения проекта, социальной акции и т.п.

  • Библиографию, видеографию и т.п. для выполнения программы / проекта;

  • Конкретный дидактический материал для самих участников программы (информационный, наглядный, инструментарий, инструктивный и т.п. для использования самими участниками при выполнения дела, на занятии).




5.

Приложение к УП: электронная презентация, предметно – дидактический материал

  • Включает в себя два раздела – методический (для использования педагогом / специалистом в информационных целях как для участников, так и для коллег-специалистов в презентации проекта, на различных методсобраниях и т.п.) и дидактический (для использование детьми и подростками при выполнении задачи, решении проблемы, участии в деле, на занятиях и самостоятельно);

  • Содержит своеобразную систематизированную картотеку методических и дидактических форм планирования, выполнения и анализа результатов проводимого дела.

  • Выступает формой демонстрации и документирования культурно-образовательного продукта и социально-значимого результата, которые участники достигли в ходе проведения мероприятия, дела (в режиме индивидуальном и коллективном).





Добавим: Для клубных работников в последнее время характерно красивое и масштабное использование отчетных данных в форме живой истории своего труда, дела — в форме альбомов / книг, электронных и видеопрезентаций, выставок с участием детей и родителей и т.п. форм. Форм, на мой взгляд, затушевывающих эмоциональностью наглядности явный недостаток аналитической оценки и самокритики.


Критерии оценки проекта / программы любого профиля


АКТУАЛЬНОСТЬ

^ ОБОЗРИМОСТЬ ПО МЕСТУ / ВРЕМЕНИ

РЕАЛИСТИЧНОСТЬ

РЕАЛИЗУЕМОСТЬ

АДАПТИВНОСТЬ

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ

ПОЛНОТА

СИСТЕМНОСТЬ



Обязательные разделы для конкретных проектов при участии в конкурсах

  • Четкое описание проблемы, требующей решения

  • описание особенностей целевой аудитории, социокультурной ситуации

  • структурная схема проекта в целом

  • формы, методы, технология исполнения

  • схема управления проектом

  • подробный план мероприятий / шагов / действий

  • подробная схема бюджетирования

  • литература, источники текущего года выхода (для детей и педагога – раздельно)

  • Приложения: все необходимые для подтверждения реализуемости документы и артефакты.




sad-radugi.html
sadikov-askar-sadikovich-matematika-sabatarinda-oushilardi-sini-tridan-ojlau-dadilarin-aliptastiru.html
sadko-i-stihijnie-bedstviya.html
sadovod-ogorodnik-ind-klendar-spravochnik-sadovoda-i-ogorodnika-pechatnie-sredstva-massovoj-informacii-vklyuchennie.html
sadovodstvo-i-vinogradarstvo-ukraini-chast-5.html
safonov-al-modeli-zanyatosti-v-byudzhetnoj-sfere-rossijskoj-federacii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xx-o-tom-chto-vposledstvii-nazivali-sudom-senora-esli-bi-sredi-beskonechnogo-raznoobraziya-predmetov-o-kotorih.html
  • credit.bystrickaya.ru/partii-zhizni-napomnili-o-sudimosti-21-sentyabrya-2006.html
  • bukva.bystrickaya.ru/puti-povisheniya-effektivnosti-uroka-zalog-uspeha-v-obuchenii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sutnst-osoblivost-fnansv.html
  • writing.bystrickaya.ru/bitovoj-podryad.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-g-n-professor-dekan-geologo-geograficheskogo-fakulteta-niu-belgu-zamestitel-predsedatelya-orgkomiteta-sergeev-s-v.html
  • studies.bystrickaya.ru/iskovoe-zayavlenie-v-hozyajstvennij-sud.html
  • school.bystrickaya.ru/astana-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/komanda-otboj-ne-predusmotrena-bajkami.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-tehnologii-internet-resursi.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-280202-inzhenernaya-zashita-okruzhayushej-sredi-stranica-22.html
  • tasks.bystrickaya.ru/10ponyatie-zhilih-i-nezhilih-pomeshenij-poryadok-perevoda-zhilih-pomeshenij-v-nezhilie.html
  • studies.bystrickaya.ru/farewell-to-arms-by-hemingway-essay-research.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/koktejli-na-osnove-morozhenogo.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-kurskogo-gosudarstvennogo-universiteta-stranica-13.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-neverie-izrailya-soglasuetsya-s-bozhim-zamislom-chast-3-4-dzh-f-makartur.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/upominaniya-vitaliya-mutko-komsomolskaya-pravda-kpru-moskva-28-aprelya-2011-0100.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-1-socialnaya-informaciya4-uchebno-metodicheskij-kompleks-moskva-2008-organizaciya-informacionnogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-metodicheskoe-obosnovanie-matematiki-filosofii-matematiki.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/432-razvitie-infrastrukturi-svyazi-i-informatizacii-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-ulan-ude.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-dnevnogo-otdeleniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/x-gorodskaya-nauchno-prakticheskaya-tehnicheskaya-konferenciya-shkolnikov-issleduem-i-proektiruem.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-volgograd-2006-stranica-7.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-chem-blizhe-vam-fakti-opisivaemie-v-pechati-tem-ochevidnee-oshibki-v-podache-etogo-materiala-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukazaniya-komandira-2-go-zenv-po-organizacii-upravleniya-variant-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-visshih-tehnicheskih.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-legkoatleticheskogo-probega-a-a-tashkinov-permskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-vedenie-organizacionnoj-dokumentacii-metodicheskie-ukazaniya-sostav-i-vedenie-ekspluatacionnoj-dokumentacii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-anatomiya-dlya-specialnosti-022300-fizicheskaya-kultura-i-sport.html
  • studies.bystrickaya.ru/2-celi-oop-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-obshie-polozheniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vojna-maga-tom-konec-igri-chast-vtoraya-stranica-13.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pismennie-istochniki-iudaizma-prognozno-analiticheskij-centr.html
  • studies.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-dogovora-stroitelnogo-podryada.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bangladesh-i-kosta-rika-sravnitelnaya-harakteristika.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-antikrizisnoe-upravlenie-firmoj-po-napravleniyu-080100-ekonomika-magisterskaya-programma-080106-68-ekonomika-firmi-i-otraslevih-rinkov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspredelenie-chasov-po-temam-kursa-i-vidam-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-trudovoe-pravo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.