.RU

Скоролупова О. А. (г.Москва) Основные направления государственной политики в сфере дошкольного образования и перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации


Скоролупова О. А. (г.Москва) Основные направления государственной политики в сфере дошкольного образования и перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации
Базовыми принципами развития системы российского образования, обозначенными в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года, являются:

открытость к общественным запросам и требованиям времени;

привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах;

переход на современные образовательные технологии;

обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России.

Обеспечение доступного качественного образования для всех детей невозможно без создания для них равных стартовых условий для обучения в школе. В связи с этим в 2004 году в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года одним из приоритетных направлений было названо развитие системы дошкольного образования и обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе как необходимая предпосылка общедоступности качественного среднего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, – одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности – игру, конструирование, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование – у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Итак, начиная с 2004 года развитие системы дошкольного образования является приоритетным направлением развития образовательной системы Российской Федерации. Что сделано за прошедшие 3 года?

Во-первых, удалось преодолеть отрицательную динамику количества дошкольных образовательных учреждений. Начиная с 1991 года, вследствие резкого уменьшения численности воспитанников детских садов, сокращалось и количество дошкольных образовательных учреждений. Однако в настоящее время данный процесс приостановлен: в 2005, 2006 и 2007 годах в целом в Российской Федерации функционируют около 45300 дошкольных образовательных учреждений. При этом в городской местности количество детских садов увеличивается, а на селе продолжают закрываться детские сады, находящиеся в малоприспособленных зданиях, не отвечающих санитарным нормам.

В 2007-2008 учебном году в Российской Федерации функционируют 47255 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Большую часть этих учреждений составляют дошкольные образовательные учреждения – 45 389, из них государственных и муниципальных – 44 212 (97,4%); находящихся на балансе предприятий, учреждений и организаций негосударственной формы собственности – 860 (1,9%); частных, учрежденных физическими лицами – 317 (0,7%).

Начиная с 2002 года вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования, начинается увеличение числа воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях: в 2002 году их было 4 267 тыс., в 2003 году – 4 321 тыс., в 2004 году – 4 423 тыс. воспитанников, к началу 2006-2007 учебного года – около 4 800 тыс. воспитанников. По оперативной информации субъектов Российской Федерации, в 2007-2008 учебном году в России в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, числится 5 393,5 тыс. воспитанников.

Растут показатели охвата детей различными формами дошкольного образования. Если в 2003 году показатель охвата был 58,3 %, в 2005 году – 59 %, то на 1 сентября 2007 г., по оперативной информации из субъектов Российской Федерации, охват детей услугами дошкольного образования составляет 61,9 % от общего числа детей дошкольного возраста и приближается по значению к показателям 1991 года (63,9 %).

Увеличение процента охвата детей дошкольным образованием4 стало результатом в том числе целенаправленной работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления образованием всех уровней по реализации решения Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. по развитию дошкольного образования в целом и образования детей старшего дошкольного возраста, в частности.

Показатель удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования5 на начало 2007-2008 учебного года составляет 81,3%. Это означает, что 81,3 % детей, нуждающихся в устройстве в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в настоящее время местами в указанных учреждениях обеспечены.

В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Одновременно с дошкольными учреждениями полного дня активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей. В субъектах Российской Федерации функционируют несколько видов групп кратковременного пребывания. Большой популярностью среди родителей пользуются группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы «Будущий первоклассник», группы для детей-инвалидов. В субъектах Российской Федерации в настоящее время накоплен значительный опыт организации групп кратковременного пребывания разной направленности. В целом по Российской Федерации на 1 сентября 2007 года группы кратковременного пребывания детей организованы более, чем в 4 тысячах дошкольных образовательных учреждениях (9 % от общего количества ДОУ).

Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), используются также 10-часовой и 14-часовой режимы. Как показывает практика, 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный. Введение новых режимов функционирования позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в субъектах Российской Федерации параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. В 2006-2007 учебном году на базе общеобразовательных учреждений функционируют более 13 тысяч групп для детей дошкольного возраста, в которых получают дошкольное образование около 220 тыс. детей; в учреждениях дополнительного образования организованы более 2 800 групп для детей дошкольного возраста (более 40 тыс. воспитанников).

Во многих субъектах Российской Федерации уже разработаны программы развития дошкольного образования как составной части региональной системы образования. Субъекты Российской Федерации целенаправленно вкладывают средства в развитие системы дошкольного образования, определив результатом этой работы значительное сокращение очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Примером могут служить Волгоградская, Белгородская и Ростовская области, Республика Мордовия, Москва и Санкт-Петербург и другие, в которых к 2010 году предусмотрена ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения, то есть сроки предоставления места в указанных учреждениях будут соответствовать пожеланиям родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

В значительной части субъектов Российской Федерации – в их числе Курская, Брянская, Калужская, Томская, Тюменская и Челябинская области, Ненецкий автономный округ и другие – планируется сократить очередность более, чем в два раза и уменьшить сроки предоставления места в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с 1,5-2 лет до 3-6 месяцев.

Субъекты Российской Федерации реализуют различные подходы для решения проблемы общедоступности дошкольного образования. Прежде всего, активно строятся новые здания дошкольных образовательных учреждений. Например, в Агинском Бурятском автономном округе к началу 2007 – 2008 учебного года сданы в эксплуатацию 10 детских садов на 765 мест; в Астраханской области разработана программа строительства 20 типовых дошкольных учреждений на 4920 мест; в Москве в 2007 – 2008 годах ежегодно вводятся в эксплуатацию 80–90 новых зданий дошкольных образовательных учреждений.

Использование внутренних резервов системы образования также позволяет значительно увеличить количество мест для детей дошкольного возраста. Например, в Калининградской области сеть дошкольных образовательных учреждений расширяется благодаря открытию закрытых ранее детских садов (9 ДОУ), организации дополнительных групп в действующих ДОУ (в 2006-2007 учебному году открыто 44 таких группы), организации работы групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста на базе детских садов и школ (132 группы), созданию образовательных учреждений «начальная школа-детский сад» (в 2006-2007 учебному году открыто 11 учреждений).

В Вологодской области за счет возврата бывших детских садов и использованию дополнительных помещений по прямому назначению в ДОУ и общеобразовательных школах открыто дополнительно: в 2006 году – 50 групп, в 2007 – 40 групп. В 2008 году планируется открыть еще 20 групп за счет использования внутренних резервов системы образования. В городе Перми в 2007 году в действующих ДОУ открыты 40 дополнительных групп.

В Архангельской области проблема общедоступности дошкольного образования решается за счет реструктуризации сети образовательных учреждений. В области функционируют 300 ДОУ, кроме того, еще 283 детских сада в результате реструктуризации организованы в структуре общеобразовательных школ. Это позволило увеличить показатели охвата дошкольным образованием до 77 % (в 2005 году – 75 %).

В Курской области одним из подходов к обеспечению доступности дошкольного образования стала передача дошкольных учреждений, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность, в результате в 2006-2007 годах муниципальная сеть увеличилась на 22 учреждения. Этот же подход, наряду с другими, реализуется в Москве, где за период 2006 – 2007 годов городу передано 58 ведомственных ДОУ с гарантированным приоритетным предоставлением мест в них детям сотрудников этих ведомств.

В Кемеровской области в 2006–2007 учебном году открыты 12 детских садов на 1030 мест, 194 дополнительные группы в ДОУ на 2620 мест, 64 дошкольные группы в общеобразовательных школах на 971 место. В рамках региональной целевой программы «Образование Кузбасса» в 2007–2008 учебном году введены в строй 11 новых ДОУ и реконструированы 7 зданий ДОУ на 1050 мест.

В Хабаровском крае в соответствии с муниципальными программами развития системы дошкольного образования с 2007 по 2010 годы планируется открыть 24 новых ДОУ и дополнительно 103 группы в действующих ДОУ всего на 4420 мест. Активно развивается такая вариативная форма дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания. Их посещает 7651 детей (24,5% всех детей, не охваченных услугами дошкольного образования).

В Кировской области в 2007–2008 учебном году на базе общеобразовательных учреждений функционируют 228 групп для детей дошкольного возраста (3420 воспитанников); на базе учреждений дополнительного образования детей организованы 45 таких групп (347 воспитанников); развивается сеть групп кратковременного пребывания (49 групп, 556 детей).

В Ростовской области принята «Областная целевая программа улучшения демографической ситуации в Ростовской области на
2008-2010 годы», в которой предусмотрено введение 20 500 тыс. мест для дошкольников до конца 2010 года.

В Брянской области разработана областная целевая программа «Развитие образования в Брянской области на 2007–2010 годы», реализация которой предполагает увеличение охвата детей в возрасте от 1 года до 6 лет услугами дошкольного образования с 51% в 2006 году до 65% в 2009 году. Предполагается также увеличить количество мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, к 2010 году на 4134 мест, что позволит удовлетворить потребность населения в услугах дошкольного образования.

В Алтайском крае разработана и реализуется краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края на 2008–2015 годы», содержащая подраздел «Поддержка семей с детьми». В нем предусматривается: к 2015 году увеличить сеть ДОУ на 284 единицы с общей численностью 20815 мест за счет использования возможностей населенных пунктов (реконструкция зданий, увеличение количества групп в действующих детских садах, открытие ДОУ в типовых зданиях, используемых не по назначению, размещение их с правом юридического лица на площадях школ и т.д.); строительство 145 новых ДОУ на 16240 мест. Кроме того, проблема общедоступности дошкольного образования решается в Алтайском крае за счет активного развития сети групп кратковременного пребывания (далее – ГКП), осуществляющих образование детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время функционируют 582 такие группы в общеобразовательных учреждениях с общей численностью воспитанников около 7 тысяч, а также 229 ГКП в дошкольных образовательных учреждениях, в них получают дошкольное образование более 3 тысяч детей старшего дошкольного возраста. В 2008 году планируется открыть еще 765 ГКП для 8900 воспитанников.

Постепенно внедряются в жизнь новые организационно-правовые формы дошкольного образования. Перспективным с точки зрения совершенствования организационно-правовых форм организации дошкольного образования является переход к форме автономных учреждений. Автономные учреждения активно развиваются в Тюменской области. Здесь из 486 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, 257 являются автономными учреждениями, из них 162 функционируют в городах и поселках городского типа, 95 – в сельской местности. Организация автономных учреждений дошкольного образования позволяет более активно привлекать родителей воспитанников к непосредственному участию в управлении дошкольным учреждением образования через систему попечительских, общественных и управляющих советов. В свою очередь, дошкольное учреждение становится более открытым к общественным запросам, ожиданиям родителей из разных слоев населения. Реализуемые в дошкольных образовательных автономных учреждениях механизмы финансирования, отличные от муниципальных, позволяют дошкольному учреждению активно развиваться, повышать материальный и социальный статус педагогов.

В других субъектах Российской Федерации организация автономных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществляется в виде регионального или муниципального эксперимента. Например, в Пермской области в 2008 году будут созданы 6 таких учреждений.

Кроме того, решение проблемы общедоступности дошкольного образования в Перми связано с размещением муниципального заказа на услуги дошкольного образования. На конкурсной основе определяются учреждения и организации (помимо муниципальных дошкольных образовательных учреждений), предоставляющие населению услуги дошкольного образования. При этом стоимость услуг дошкольного образования в муниципальных ДОУ и других учреждениях, предоставляющих эти услуги на конкурсной основе, одинаковы. Указанный подход позволяет снизить очередность в дошкольные образовательные учреждения, привлечь к оказанию этих услуг негосударственные учреждения, а также осуществлять контроль за качеством предоставляемых негосударственными учреждениями услуг дошкольного образования.

В целях реализации права каждого гражданина Российской Федерации на качественное образование необходимо обеспечить каждому ребенку предшкольного возраста равные стартовые возможности для обучения в школе. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования является образование детей старшего дошкольного возраста или «предшкольное образование». В рамках проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы в 2007 году разработан проект примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. Указанная программа апробируется в 25 субъектах Российской Федерации. По результатам апробации проект будет доработан и ляжет в основу разработки федеральных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в соответствии с Федеральный законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

В части обеспечения финансовой доступности дошкольного образования для различных категорий населения Российской Федерации приняты поправки к Закону Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей») по вопросам установления предельного размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Кроме того, Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ введена с 1 января 2007 г. новая форма материальной поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, – компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – компенсация).

Принципиальная новизна заявленной формы материальной поддержки – компенсации – заключается в том, что впервые поддерживается не учреждение, не его образовательная программа, а получатели услуг, предоставляемых образовательным учреждением, родители детей дошкольного возраста.

В 2007 году получателями указанной компенсации стали 3,8 млн. человек, средний размер компенсации составил 269 рублей в месяц (по отчетам за I-III кварталы 2007 года). Предполагается, что в 2008 году число получателей компенсации возрастет до 4,2 млн. человек.

В настоящее время разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части распространения права на получение компенсации части родительской платы на тех граждан, дети которых получают дошкольное образование в негосударственных учреждениях (будет внесен в Правительство Российской Федерации в июле 2008 года).

В субъектах Российской Федерации предпринимаются меры по повышению престижа профессии работников дошкольного образования в части повышения оплаты их труда. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации используют законодательно закрепленные за ними полномочия в части решения вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе педагогов дошкольных образовательных учреждений. Эти полномочия реализуются в виде установления региональных надбавок к заработной плате педагогов, или, как, например, в Орловской области, путем установления грантов лучшим воспитателям.

В Красноярском крае разработана краевая целевая программа «Дети», одной из задач которой является развитие системы дошкольного образования в крае. За 2007-2009 годы планируется оказать грантовую поддержку 222 муниципальным дошкольным образовательным учреждениям и выплатить денежное поощрение
1 500 воспитателям.

В Республике Калмыкия с 2007 года проводится конкурс среди дошкольных образовательных учреждений на соискание премии Главы Республики Калмыкия в размере 100 тыс. рублей, направленный на выявление творчески работающих педагогических коллективов дошкольных учреждений, распространения инновационного опыта работы, повышение качества дошкольного образования.

Также показателен в этом отношении пример Челябинской области, в которой в 2006 году выплачены гранты губернатора 100 лучшим дошкольным образовательным учреждениям в размере 100 000 тыс. рублей. С 1 сентября 2007 г. в Челябинской области введены доплаты воспитателям в размере 1 000 тыс. рублей и помощникам воспитателей в размере 500 рублей ежемесячно за счет регионального бюджета.


^ Перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 г., № 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы (далее – Комплекс мер). Правительство Российской Федерации в июне 2007 г. направило в федеральные органы исполнительной власти и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручение по реализации Комплекса мер.

Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.

В настоящее время в рамках реализации Комплекса мер ведется работа по расширению видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения Российской Федерации в услугах дошкольного образования. Планируется нормативно урегулировать деятельность новых видов дошкольных образовательных учреждений: детского сада для детей раннего возраста, детского сада предшкольной подготовки.

Кроме того, в части нормативного закрепления бесплатности дошкольного образования разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий перечень видов услуг дошкольных образовательных учреждений, реализуемых на бесплатной основе.

С целью повышения материального статуса работников системы дошкольного образования проведена подготовительная работа по введению в ДОУ в 2008 – 2009 годах новых систем оплаты труда (НСОТ), принципы которых апробированы в 2007 – 2008 годах в рамках комплексных проектов модернизации образования. В субъекты Российской Федерации направлены методические рекомендации по введению НСОТ.

В рамках Комплекса мер в настоящее время совместно с Минрегионом России ведется работа по пересмотру и изменению норм градостроительства с учетом обеспечения районов комплексной жилой застройки развитой инфраструктурой, прежде всего – учреждениями дошкольного образования.

Также среди мероприятий Комплекса мер будут последовательно реализованы:

разработка федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (февраль 2009 года);

разработка федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (февраль 2010 года).

Дальнейшие перспективы развития системы дошкольного образования предусматриваются также в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Наиболее значимым мероприятием является разработка региональных программ развития системы дошкольного образования как составной части образовательной системы субъектов Российской Федерации. Минобрнауки России разработало и направило в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по развитию региональных систем дошкольного образования (август 2007 года).

Следует отметить, что с целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у субъектов Российской Федерации в настоящее время есть достаточные нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг.

Особым направлением развития дошкольного образования в Российской Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет.

Важность именно этого направления развития дошкольного образования вызвана несколькими причинами.

Во-первых, в настоящее время по оперативной информации, представленной субъектами Российской Федерации, большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет (62,9 % в целом по Российской Федерации).

Во-вторых, как свидетельствуют данные многочисленных исследований как зарубежных, так и российских ученых, инвестирование средств в раннее развитие детей (особенно – детей из неблагополучных и малообеспеченных детей) с одной стороны, служит целям обеспечения социальной справедливости и равных возможностей для всех, с другой стороны – способствует повышению производительности и эффективности в экономике и в обществе в целом.

Прежде всего, эта работа по раннему развитию детей должна вестись в дошкольных образовательных учреждениях, в которых имеется квалифицированный штат педагогов. Наибольший спрос сейчас существует на группы для детей от 1,5 лет. Однако родители заинтересованы в том, чтобы ребенок постепенно привыкал к детскому саду, чтобы адаптация проходила менее болезненно. В связи с этим есть необходимость более активного развития групп адаптации на основе кратковременного пребывания, куда мама могла бы приводить малыша на 2-2,5 часа 2-3 раза в неделю.

Опыт организации клубных форм работы, где дети играют в присутствии или под присмотром матерей, а также групп кратковременного пребывания, в которых квалифицированные педагоги работают совместно с детьми раннего возраста и их родителями, есть в Москве. Такие группы получили название «Открытая дверца». Кроме того, в Москве имеется перспективный опыт новой организационной формы развития детей дошкольного возраста, и раннего возраста в частности. Здесь активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПРР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх (подвижных, сюжетных, обучающих) получают адекватное их возрасту развитие. Параллельно необходимо развивать и нормативно урегулировать различные модели консультативной помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста на базе тех же ЦИПРРов, семейных клубов.

В городе Кемерово отрабатывается пилотный проект по открытию социально-игровых комнат в жилых домах и общежитиях гостиничного типа в качестве временной альтернативы решения проблемы с местами в детских садах. На начало 2008 года функционируют 13 таких социально-игровых комнат.

В связи с этим еще раз возвращаемся к необходимости пересмотра норм градостроительства, о чем уже говорилось выше. Еще раз повторю, что эта работа ведется Минобрнауки России совместно с Минрегионом России в рамках Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 годы в части определения норм застройки и процедуры согласования проектов комплексной жилой застройки. В связи с этим при разработке долгосрочной стратегии массового строительства жилья необходимо предусмотреть строительство дошкольных образовательных учреждений в виде отдельно стоящих зданий или встроенных, расположенных на первых этажах многоквартирных домов. Эту работу необходимо активизировать, предусмотрев, в частности, выделение отдельных помещений в строящихся жилых домах под создание игровых клубов для детей разных возрастов.

В перспективе необходимо обеспечить нормативное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации моделей учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, с тем, чтобы определить наиболее целесообразные для них формы получения дошкольного образования.

rezultati-regionalnogo-monitoringa-kachestva-obrazovaniya-informacionnaya-karta-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
rezultati-sdachi-ege-profilnimi-klassami-po-profilnim-predmetam.html
rezultati-slushalis-2-a-3-b-4-a-4-b-5-a-5-b-6-a-6-b-7-a-7-b-7-v-8-a-8-b.html
rezultati-sorevnovanij-doklad-mou-sosh-1-im-a-p-gajdara.html
rezultati-studentov-zavershivshih-testirovanie-rezultati-testirovaniya-110102-65-agroekologiya.html
rezultati-tekushej-kontrolnoj-raboti-analiz-mou-mordovsko-paevskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-insarskogo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspredelenie-pribili-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-finansi-organizacij-predpriyatij-nazvanie.html
  • report.bystrickaya.ru/instinkt-samosohraneniya-probuzhdenie-preodolenie-prepyatstvij-k-realizacii-vozmozhnostej-cheloveka.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/7-zapolnenie-formi-energeticheskogo-pasporta-sostavlennogo-na-osnove-proektnoj-dokumentacii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-vstuplenie-obshaya-harakteristika-uchrezhdeniya-osobennosti-obrazovatelnogo-processa-usloviya-osushestvleniya-obrazovatelnogo-processa-stranica-2.html
  • control.bystrickaya.ru/dzhon-a-kil-nlo-operaciya-troyanskij-kon-stranica-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoricheskij-vestnik-kabardino-balkarskogo-uroki-etnopublicistiki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uroka-muzika-zvuchashaya-s-poloten.html
  • composition.bystrickaya.ru
  • bukva.bystrickaya.ru/razvitie-organizacii-prodvizheniya-tovarov-na-rinok.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-1-puteshestvie-v-skazku-kak-lebed-ostalsya-odin.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/atlantida-po-platonu-kniga-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-70-yash-tuluga-bagishlangan-rossiyaklm-fnni-gamli-konferenciya-materiallari-kazan-2011.html
  • writing.bystrickaya.ru/basnya-shlejhera.html
  • crib.bystrickaya.ru/izdatelstvo-gamilton-diletanti-stranica-19.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-vklyuchaet-v-sebya-sleduyushie-napravleniya-napravlenie-svyaz-pokolenij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/territorialnij-otdel-inspekciya-po-yaroslavskoj-oblasti-soblyudenie-obyazatelnih-trebovanij-v-sfere-gosudarstvennogo.html
  • books.bystrickaya.ru/emkost-analiz-ocenka-i-vibor-prioritetov-byudzhetnih-rashodov-14-15-marta-2008-g-dzhakarta-indoneziya-kratkoe.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7avtorskaya-versiya-prichinno-sledstvennih-svyazej-kulta-na-fiziku.html
  • books.bystrickaya.ru/brnsh-arali-bailau.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informatika-i-ikt-v-osnovnoj-shkole-9-klass-2-ch-v-nedelyu-uchebnih-predmetov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sklonnost-izbiratelnaya-napravlennost-individa-na-opredelennuyu-deyatelnost-pobuzhdayushaya-ee-zanimatsya-2-s-364-365.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-specialnost-030501-65-yurisprudenciya-specializaciya-gosudarstvenno-pravovaya.html
  • reading.bystrickaya.ru/mehanizaciya-i-avtomatizaciya-biblioteka-informacionno-konsultacionnoj-sluzhbi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/statya20-doklad-predstavlyaetsya-komitetu-po-pravam-cheloveka-kpch-oon-v-svyazi-s-rassmotreniem-komitetom-pyatogo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistema-pokazatelej-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • klass.bystrickaya.ru/6m050800-esep-zhne-audit-mamanditarina-magistraturaa-abildau-emtihanini-sratari.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reportazhi-vstrech-v-masterskoj-kniga-pomozhet-kak-nachinayushim-tak-i-opitnim-konsultantam-i-psihoterapevtam-a-takzhe.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-upravleniya-ohranoj-truda-i-promishlennoj-bezopasnostyu-v-obshestve-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-firme-strojprogress.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-fms-rossii-20-let-v-presse.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-moskovskoj-oblasti.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-osnovi-gosudarstva-i-prava-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • bystrickaya.ru/vivodi-po-vtoroj-glave-v-i-shevchenko-2011g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izgotovlenie-osnovi-maski-timoti-roderik.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-yazikovoj-formulyarizm-delovogo-obsheniya-iii-sopostavitelnij-analiz-osobennostej.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-otshelnik-krasnaya-kniga.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.