.RU

Сибирский федеральный университет и УФАС подписали соглашение о сотрудничестве



Сибирский федеральный университет и УФАС подписали соглашение о сотрудничестве

Сибирский федеральный университет и УФАС по Красноярскому краю заключили соглашение о сотрудничестве. Как передает корреспондент ИА REGNUM-KNews, 21 марта документ подписали руководитель федеральной антимонопольной службы по краю Валерий Захаров и ректор СФУ Евгений Ваганов.

"Сегодняшнее мероприятие прецедентное, мы впервые подписываем подобное соглашение с учебным заведением. Цель его предельно понятна - взаимодействие во всех сферах, которые интересуют стороны. Мы заинтересованы, в первую очередь, в квалифицированных профессиональных кадрах и повышении квалификации действующих сотрудников", - заявил Валерий Захаров.

Отметим, что сегодня между СФУ и УФАС были подписано два документа. Первый является декларацией о сотрудничестве, второй - соглашением о правилах и обычаях делового оборота. Как пояснил Валерий Захаров, второй документ стал прикладным соглашением, где речь идет о взаимодействии в части реализации федерального закона о госзакупках.

Он добавил, что для СФУ интерес представляет взаимодействие по реализации тех законов, которые контролируют управление, прежде всего закона о государственных закупках. "СФУ - один из крупнейших государственных заказчиков на рынке, и чтобы исключить случаи недобросовестной конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, необходимо действовать в режиме плотного сотрудничества", - подчеркнул Захаров.

При подписании соглашения также присутствовали координаторы сотрудничества -проректор по правовой работе СФУ Владислав Панченко и заместитель руководителя УФАС по краю Олег Харченко.

"Подписанное соглашение закрепляет уже сложившиеся долговременные отношения в области подготовки специалистов. Оно развивает творческое сотрудничество в области научных исследований по проблемам антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе", - подчеркнул Владислав Панченко.

Олег Харченко добавил, что у молодых специалистов появится уникальная возможность проходить практику не в узком направлении, а одновременно работать в рамках антимонопольного законодательства, рекламной деятельности, проводить социологические опросы и рассматривать административные правонарушения.

Regnum

21.03.2008


^ СЕРГЕЙ АТАНАСЯН, ПРОРЕКТОР МГПУ: "БАКАЛАВР - ЭТО СОВСЕМ НЕ ПЛОХО"

Нош второй собеседник - Сергей АТАНАСЯН, проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета.

- Сергей Левонович, вы разделяете не очень радостный взгляд Олега Смолина на процесс реализации национального проекта "Образование"?

- При всем уважении к позиции депутата и даже будучи в чем-то с ним согласным, все же считаю, что проект "Образование" - это прорыв к совершенствованию всей его системы. И суть не только в притоке финансирования в средние и высшие учебные заведения. Налицо психологический перелом в образовательном сообществе. Все больше поддержки получают талантливые педагоги в школах, инновационные программы действуют в вузах. Уверен, предпринятые усилия улучшить работу обязательно дадут результаты. Изменилась экономика, изменилось общество, изменился мир. Советское устройство и содержание образования, ностальгия по которому чувствуется у Олега Смолина, не отвечают требованиям нашего времени. Нацпроект - это очень важно - помогает выстроить систему материальной поддержки образования.

- Однако Олег Николаевич утверждает, что как только закроется финансирование проекта к 2010 году, образование останется на голодном пайке...

- Не думаю, что это случится, появится целевая федеральная программа. Не изменится и позиция руководства страны сделать сферу образования приоритетной.. Ведь без этого не перестроить экономику, не изменить страну. Нет особых предпосылок и для того, чтобы количество бюджетных мест в вузах уменьшилось. По крайней мере Дмитрий Медведев сказал, что этого не случится. Кстати, Смолин утверждает, что в Германии высшее образование бесплатное. Пока да, но со следующего года все студенты там будут платить за учебу. И почти во всех вузах мира высшее образование платное. Такова общая тенденция. Я не призываю, чтобы и у нас ввели такую систему на все 100 процентов. Однако не надо забывать, что бесплатен не только сыр в мышеловке. Теперь о коммерческих отделениях в вузах. Деньги от "платных" студентов помогают повышать зарплату преподавателям, делать ремонт, покупать новое оборудование. Тревожит, что эти деньги могут отбирать у вузов и перечислять в казну. Витает такое предположение.

- Сергей Левонович, деньги и образование - это, конечно, проблема. Но не единственная. Что еще вас волнует?

- Отсутствие стандартов образования. Минобразования задержалось с решением этой задачи.

- Скоро Россия станет участником Болонской системы образования, предписывающей, что первая ступень - это бакалавр. Смолин считает, что бакалавр - неполноценное образование...

- Не согласен. Бакалавр - это трамплин для человека, желающего сделать карьеру. Если он не амбициозен, то может успешно работать, уже имея лишь эту степень. Но жизнь динамична. Хочешь делать карьеру - учиться надо постоянно. Так живет весь мир. Можешь пойти в магистратуру, совмещая учебу с работой, оплачивать обучение. Интересуешься наукой - иди в докторантуру. Чтобы жить и работать с удовольствием, надо быть мобильным, а молодость - это самый благоприятный период для получения максимума знания. Так что не все так плохо.

Москвичка

19.03.2008

Людмила ЕРМАКОВА


В Оренбуржье реализуется проект по совершенствованию школьного питания

В Оренбургской области по указу губернатора Алексея Чернышева реализуется экспериментальный проект по совершенствованию организации школьного питания. Проект будет осуществлен на базе общеобразовательных учреждений г. Оренбурга и Сакмарского района. Утверждены состав рабочей группы по сопровождению проекта, программа действий, план и сетевой график его реализации.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Администрации города Оренбурга, с 12 по 14 февраля были проведены обследования школьных пищеблоков. На заседании рабочей группы подведены результаты обследования состояния пищеблоков и определены школы-участники проекта. Также состоялось обсуждение предварительных технических проектов по переоснащению пищеблоков образовательных учреждений новым оборудованием.

Заключено Соглашение между ^ Федеральным агентством по образованию и министерством образования Оренбургской области о предоставлении субсидии на реализацию экспериментального проекта по совершенствованию организации питания учащихся на территории Оренбургской области. Функции координации работы по его реализации возложены на министерство экономического развития и торговли Оренбургской области.

Regnum

24.03.2008


В текущем году в школы Хакасии будет поставлено 102 комплекта учебного оборудования и 14 автобусов

В текущем году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в образовательные учреждения Республики Хакасия будет поставлено 102 комплекта нового учебного оборудования, девять интерактивных досок и 14 сельских школьных автобусов.

Как сообщает пресс-служба министерства образования и науки республики, соответствующее соглашение было заключено между регионом и федеральным агентством по образованию. Средства на обновление материальной базы школ Хакасии будут выделены из федерального, республиканского и муниципальных бюджетов.

За счет федеральных средств в республику планируется поставить 43 типовых комплекта учебно-наглядного оборудования. При этом, определяя обязательства сторон, федеральный центр предложил в этом году детализировать поставки с учетом возможностей школ-получателей. Дело в том, что самый емкий комплекс современных средств обучения – кабинет русского языка – состоит  из 260 единиц оборудования и пособий, а в кабинет физики входит около 100 наименований учебного и методического оборудования, и далеко не каждая малокомплектная школа может такой кабинет разместить.

Поэтому в текущем году в регион будет поставлено 27 кабинетов физики, химии, биологии, географии и  9 «умных досок» для полнокомплектных общеобразовательных учреждений и 16 наборов учебного оборудования иной комплектации для малокомплектных школ.

На условиях софинансирования за счет средств консолидированного бюджета региона будет закуплено 27 кабинетов для полнокомплектных образовательных учреждений и 32  - для малокомплектных школ. На оснащение учебных заведений современным оборудованием республика обязуется направить 12,1 млн руб.

В 2008 году будет продолжена работа и по обеспечению сельских школ современным транспортом. За счет федерального центра для общеобразовательных учреждений Хакасии будет закуплено 8 школьных автобусов. Республика Хакасия выделит 4,8 млн руб. на покупку 6 автобусов.

В целом за два предыдущих года реализации приоритетного национального проекта в школы региона поступило 256 комплектов современного учебного оборудования на общую сумму 40,5 млн руб. Школьный автопарк за этот период пополнился 29 автобусами, общая стоимость которых составила 19,9 млн руб.

 rost.ru

24.03.2008


--

^ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНЫ 10 РЕГИОНОВ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВТОРОГО КОНКУРСА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"

(Из информации Пресс-службы Минобрнауки России)

24 января 2008 года на заседании конкурсной комиссии по отбору субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, были подведены итоги реализации данного направления нацпроекта в 2007 году и определены победители второго конкурса регионов.

В 2007 году 21 регион-победитель первого конкурса получил 4,05 млрд рублей из федерального бюджета на софинансирование своих региональных проектов. Решение о продолжении финансирования в 2008 году принимается на основе соответствия результатов реализации комплексных проектов поданным заявкам. По итогам рассмотрения результатов реализации проектов конкурсная комиссия приняла решение:  а) регионам, у которых рейтинг по выполнению взятых обязательств ниже 700 баллов, продолжить финансирование на 6 мес., по итогам первого полугодия конкурсная комиссия примет решение о продолжении поддержки или перераспределении средств другим участникам;  б) регионам, нарушившим взятые обязательства по введению новой системы оплаты труда, продолжить финансирование на 6 мес. с уменьшением размера предоставленных субсидий на 20 %, по итогам первого полугодия конкурсная комиссия примет решение о продолжении поддержки или перераспределении средств другим участникам;  в) остальным регионам продолжить финансирование комплексных проектов на 2008 год в полном объеме.

На второй конкурс было подано 33 заявки, приняты к рассмотрению 31 заявка (Республики: Адыгея, Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва, Хакасия, Удмуртская; края: Алтайский, Камчатский, Пермский, Ставропольский; Области: Амурская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Магаданская, Мурманская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Смоленская, Томская, Ульяновская, Читинская; Агинский Бурятский автономный округ; Еврейская автономная область.)

Независимыми экспертами была проведена экспертиза всех заявок, на основе которой был составлен рейтинг. Кроме того, члены конкурсной комиссии дополнительно анализировали заявки и в соответствии с распределением сообщили о результатах анализа на заседании конкурсной комиссии.

После выступления всех членов конкурсной комиссии и обсуждений представленных региональных комплексных проектов было проведено тайное голосование, по результатам которого определились 10 регионов-победителей второго конкурса. Они получат софинансирование из федерального бюджета на реализацию представленных проектов в 2008-2009 годах.

Поддержка регионов является направлением приоритетного национального проекта "Образование". Основная цель комплексных проектов модернизации образования - предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, здоровье граждан.

Комплексные проекты модернизации региональных систем образования предусматривают введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием, а также, начиная с 2008 года, повышение квалификации педагогических кадров.

Субъекты Российской Федерации - победители 2008 года:  1. Кабардино-Балкарская Республика  2. Республика Карелия  3. Республика Алтай  4. Алтайский край  5. Пермский край  6. Амурская область  7. Калужская область  8. Томская область  9. Саратовская область  10. Еврейская автономная область  За два года в конкурсах приняли участие 67 субъектов РФ.

Список регионов, нарушивших ключевые обязательства по введению новой системы оплаты труда, уточняется. Для этого конкурсная комиссия создала рабочую группу в составе Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, Руководителя Федерального агентства по образованию Н.И. Булаева, Председателя Профсоюза работников народного образования и науки Г.И. Меркуловой.

Вестник образования России

16.03.2008


^ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК И ПОСТАВОК УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И АВТОБУСОВ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Справка Федерального агентства по образованию, предоставленная участникам Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов  Российской Федерации  Централизованные закупки и поставки в субъекты Российской Федерации учебного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО), осуществляемые за счет средств федерального бюджета и средств софинансирования регионов, способствуют укреплению материально-технической базы общеобразовательных учреждений в части оснащения учебным и учебно-наглядным оборудованием.

К началу реализации ПНПО заявленные в Рособразование потребности регионов в учебном оборудовании составляли более 450 тыс. комплектов предметных кабинетов, в т. ч. более 95 тыс. -для кабинетов физики, химии, биологии и географии.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" на эти цели было предусмотрено 3 млрд 278,245 млн рублей, из которых 978,245 млн рублей являлись переходящими остатками средств федерального бюджета, неиспользованных на закупку учебного оборудования в 2006 году.

По итогам проведенных Рособразованием открытых конкурсов на закупку учебного оборудования в субъекты Российской Федерации в 2007 году за счет средств федерального бюджета закуплено и поставлено 11 554 комплекта учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, географии, русского языка и литературы и интерактивных аппаратно-программных комплексов.

Технические требования к учебному оборудованию для вышеуказанных кабинетов разработаны с учетом требований Минобрнауки России, согласованы с Российской академией образования, Московским педагогическим государственным университетом, Комитетом по вопросам общего образования Межведомственной рабочей группы по реализации ПНПО. Они также прошли экспертизу ряда педагогов-предметников - победителей конкурса 2006 года "Лучший учитель".По сравнению с 2006 годом в перечень учебного оборудования практически всех кабинетов были включены современные технические средства обучения (компьютерное и мультимедийное оборудование) и исключены устаревшие образовательные ресурсы, такие как слайды, фолии и пр.

Вся работа по поставкам учебного оборудования в 2007 году осуществлялась в соответствии с сетевым графиком реализации ПНПО на 2007 год, утвержденным приказом Минобрнауки России от 11.01.07 N 6.

С высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Рособразованием были заключены соглашения на 2007 год "О сотрудничестве по оснащению общеобразовательных учреждений учебным, учебно-наглядным оборудованием и общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, автобусами в .рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".

Приемка учебного оборудования и школьных автобусов в 2007 году осуществлялась органами управления образованием субъектов Российской Федерации и региональными комиссиями, в которые входили в т. ч. школьные учителя, на основе утвержденного Рособразованием единого порядка.

Ход поставок учебного оборудования в 2007 году, их своевременность, комплектность и качество еженедельно отслеживались Рособразованием в рамках мониторинга поставок, в т. ч. проводимого непосредственно в общеобразовательных учреждениях путем анкетирования учителей-предметников с целью оценки качества поставок учебного оборудования. В результате в Рособразование поступило и обобщено на конец декабря 2007 года более 1350 анкет.

[Графические материалы:  Информация о результатах анкетирования  Материал доступен в бумажной версии издания.]

В 2008 году за счет средств федерального бюджета в объеме 2,3 млрд рублей планируется закупить и поставить в субъекты Российской Федерации для оснащения полнокомплектных школ не менее 7000 комплектов учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, географии и интерактивных аппаратно-программных комплексов.

Кроме того, Минобрнауки России рекомендовано не менее 10 процентов выделенных средств направить на закупку учебного оборудования вышеуказанных предметных кабинетов для школ, расположенных в труднодоступных, отдаленных и малонаселенных районах субъектов Российской Федерации.

В настоящее время скорректированные перечни и технические требования к планируемому на 2008 год к поставкам учебному оборудованию согласованы с РАО, ФИРО, МГПУ, Комитетом по вопросам общего образования при МРГ. Готовится приказ Рособразования, которым будут утверждены количественные показатели поставок учебного оборудования и школьных автобусов на 2008 год в разрезе субъектов Российской Федерации, а также перечни и технические требования к поставляемому учебному оборудованию.

Общая потребность субъектов Российской Федерации в школьных автобусах для обеспечения перевозок детей в общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, заявленная в Рособразование органами управления образованием субъектов Российской Федерации в начале 2006 года, составляла 10303 единицы, в т. ч. 11-местных - 987, 22-местных - 7630 и прочих - 1686 единиц.

В 2006 году Рособразованием в рамках реализации ПНПО за счет средств федерального бюджета в сумме 1 млрд рублей было поставлено 1769 школьных автобусов, в т. ч. 442 единицы 11-местных автобусов типа "УАЗ" и 1327 единиц 22-местных автобусов типов "ПАЗ" и "КАВЗ".

Вместе с тем, проверки надзорных органов выявили несоответствие автобусов "УАЗ", поставленных в конце 2006 года в рамках реализации ПНПО, требованиям ГОСТ Р 51Н>0-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования".

В целях решения данной проблемы заместителем министра образования и науки Российской Федерации В.Н. Фридляновым в декабре 2007 года утвержден и реализуется план мероприятий по замене поставщиком ЗАО "Взлет" в I полугодии 2008 года этих автобусов на новые, отвечающие указанному стандарту.

Конкурс на закупку в 2007 году 11-местных автобусов был признан не состоявшимся, т. к. по заключению экспертов из МВД России, Ростехрегулирования, Роспрома и ведущих в системе автопрома научно-исследовательских учреждений ни один российский автопроизводитель в настоящее время не производит микроавтобусы, отвечающие требованиям ГОСТа "Автобусы для перевозки детей".

В 2007 году за счет средств федерального бюджета было закуплено 1399 единиц 22-местных автобусов, за счет средств субъектов Российской Федерации - более 1800 школьных автобусов.

В 2008 году планируется закупка как 22-местных, так и 11-местных автобусов. На эти цели федеральным бюджетом предусмотрен, как и в предыдущие годы, 1 млрд рублей.

По имеющейся в Рособразовании информации в настоящее время две модели автобусов "ПАЗ", одна из которых в полноприводном исполнении, прошли испытания и находятся на сертификации на соответствие требованиям ГОСТа к автобусам по перевозке детей с учетом внесенных в него в 2007 году Ростехрегулированием изменений, а также переходом с 1 января 2008 года на эксплуатацию автотранспорта с повышенным классом экологической безопасности "евро - 3". Аналогичную работу планируют осуществить и другие отечественные автопроизводители, в т. ч. и по автобусам малой пассажировместимости (11 мест).

В марте т. г. Рособразование в соответствии с утвержденным Минобрнауки России сетевым графиком реализации ПНПО планирует объявить открытые конкурсы как на закупку школьных автобусов, так и учебного оборудования. В настоящее время ведется подготовка конкурсной документации, расчет количественных показателей поставок и другие подготовительные работы.

Вестник образования России

16.03.2008


^ О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В XXI в. образование как социальная потребность приобретает особую ценность и значимость в контексте социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в связи с реформированием отечественной образовательной системы, развитием образования платного, следовательно, уже не такого доступного. Поэтому социальные гарантии в этой сфере, с одной стороны, отвечают потребностям Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивая привлекательность военной службы (по контракту), с другой стороны, интересам самих же военнослужащих и граждан, уволенных (и в первую очередь увольняемых) с военной службы, предоставляя им возможность основательно подготовиться к новой "гражданской жизни". В этой связи социальным гарантиям в сфере образования в современном законодательстве о статусе военнослужащих отводится особое место, а закон в этой части постоянно совершенствуется.

Одним из основных направлений государственной политики в сфере военного строительства России является совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В рамках данного направления завершается реализация федеральной целевой программы по переходу к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей (1). Благодаря переводу на контракт более 20 соединений и воинских частей постоянной готовности, определенных указанной программой, к 1 января 2008 г. в Вооруженных Силах предполагается иметь около 44 % военнослужащих-контрактников. Должности сержантского, старшинского состава и плавсостава ВМФ предполагается также укомплектовывать военнослужащими-контрактниками. Это уже предусмотрено проектом новой федеральной целевой программы "Обеспечение комплектования должностей сержантов (старшин), а также матросов плавсостава военнослужащими, проходящими военную службу по контракту" на 2009 - 2011 гг., подготовленной для внесения в Правительство Российской Федерации. В этой связи В.М. Корякин обоснованно указывает на то обстоятельство, что данный переход стал необратимым, именно в военной службе по контракту состоит будущее военной организации Российского государства (2) .

Министр обороны Российской Федерации А.Э. Сердюков в интервью газете "Красная звезда" отметил, что успешно выполнить задачи, стоящие перед Вооруженными Силами, "...невозможно без решения проблем социального характера. Граждане, проходящие службу в армии и на флоте, должны чувствовать заботу со стороны государства. Солдат или офицер не должен думать на службе о социально-бытовых проблемах. Эта защищенность заключается в обеспечении жильем, высоком размере денежного довольствия, эффективной системе социального обеспечения. Именно эти факторы напрямую влияют на то положение в обществе, которое должен иметь человек в погонах" (3) .

Система социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, включает в себя множество элементов, выступающих в качестве правовых стимулов к военной службе. В этой связи следует согласиться с мнением О.В. Дробота, что именно через систему продуманных и эффективных льгот можно повлиять на развитие тех или иных отношений в выгодном для общества и государства направлении, в том числе содействовать процессу реформирования Вооруженных Сил (4) .

Одними из наиболее важных, с одной стороны, и проблемных в настоящее время, с другой стороны, составляющих данной системы являются социальные гарантии в жилищной сфере и сфере образования. "Жилищный вопрос", продолжая оставаться актуальным для достаточно большого количества военнослужащих, постепенно решается (5). В то же время прослеживается тенденция снижения доступности бесплатного высшего образования в России. В этой связи представляется, что значимость социальных гарантий военнослужащих (граждан, увольняемых с военной службы) в сфере образования как правового стимула к заключению первых и новых контрактов на прохождение военной службы будет только возрастать.

Связанные с образованием социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим (в том числе увольняемым с военной службы), сконцентрированы в положениях ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Данной статьей отдельно закрепляются преференции в получении образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, контрактников из числа солдат, матросов, сержантов и старшин, а также увольняемых офицеров и членов их семей. Содержание и направленность социальных гарантий в сфере образования, предоставляемых названным категориям граждан, различаются и имеют выраженную специфику.

Отметим, что в контексте перехода военной организации государства на контрактный принцип комплектования происходит дифференциация правового статуса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. В этой связи в последние три года прослеживается четкая линия изменения законодательства, регулирующего социальные гарантии данной категории военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), в том числе в сфере образования.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ закрепил в п. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом, они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78, изданным в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", утверждены Правила обучения данной категории военнослужащих в указанных образовательных учреждениях.

Приказ Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78" от 28 апреля 2006 г. N 176, в свою очередь, закрепил: - Порядок выдачи и учета направлений на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; - Порядок предоставления военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, дополнительных отпусков и других социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

В.В. Спасская отмечает, что преобладание и большой объем ведомственного нормотворчества в последнее десятилетие обусловили неразвитость законодательных механизмов реализации и защиты права на образование и прав в образовании, существование серьезных пробелов и противоречий в правовом регулировании образовательных отношений, возникновение на практике многочисленных конфликтов и споров (6) .

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту" от 6 января 2007 г. N 1-ФЗ прекратил порочную практику ведомственного нормотворчества, не обеспечивающего практическую реализацию социальных гарантий военнослужащих в сфере образования. Данный Закон стал исключительно значимым (хотя и не последним) этапом в формировании социальных гарантий в сфере образования как важного правового стимула к службе по контракту и закреплении правового механизма реализации данных гарантий по ряду оснований: Во-первых, абзац второй пункта 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" изложен в новой редакции, в соответствии с которой военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, получили право на внеконкурсное поступление в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные курсы вузов, а также обучение в указанных образовательных учреждениях (при условии успешного прохождения вступительных испытаний) за счет средств федерального бюджета.

Во-вторых, в соответствии с п. 5.1 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на внеконкурсное поступление в образовательные учреждения высшего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний, а также на подготовку к вступительным испытаниям получили граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов, старшин и уволенные с военной службы по соответствующим основаниям (7). При этом, в период обучения в указанных образовательных учреждениях им выплачиваются повышенные стипендии.

В-третьих, устранены противоречия между Федеральным законом "О статусе военнослужащих", с одной стороны, и Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1, а также Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, с другой стороны, по предоставлению социальных гарантий военнослужащим-контрактникам в сфере образования. Тем самым были закреплены правовые основы деятельности администраций образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в данной области.

Логическим продолжением нормотворческой деятельности в указанной сфере стал приказ ^ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении порядка отбора федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета" от 9 ноября 2007 г. N 302.

Согласно данному приказу отбор вузов, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших службу по контракту не менее трех лет, к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета, проводится один раз в три года на основании ряда критериев, к которым относятся: - наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам довузовской подготовки; - наличие благоустроенного общежития; - соответствие федеральным лицензионным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, позволяющее организовать подготовительное отделение с предельной численностью слушателей не менее 60 человек; - укомплектованность штатов, позволяющая осуществлять довузовскую подготовку, в том числе углубленную, по общеобразовательным предметам, по которым проводится единый государственный экзамен; - обеспеченность образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническим оснащением, позволяющая качественно осуществлять довузовскую подготовку, в том числе углубленную, по общеобразовательным предметам, по которым проводится единый государственный экзамен, и обеспечивать ими слушателей подготовительного отделения.

Для включения в перечень вузов, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших службу по контракту, к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета, высшие учебные заведения, вне зависимости от их подчиненности, представляют в Федеральное агентство по образованию с 15 марта до 1 апреля текущего года определенный перечень документов.

В свою очередь, ^ Федеральное агентство по образованию после проведения анализа и оценки представленных вузами документов не позднее 15 мая текущего года направляет предложения по формированию перечня вузов в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое по итогам рассмотрения полученных предложений в месячный срок утверждает указанный перечень вузов.

По нашему мнению, в целях учета интересов в сфере обеспечения обороны и безопасности государства, а также создания условий более эффективной реализации гарантий военнослужащих-контрактников в области образования, представляется целесообразным участие заинтересованных "силовых" ведомств в разработке нормативных правовых актов, определяющих перечень учебных заведений, в которых могли бы обучаться военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

Таким образом, анализ положений приказа ^ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2007 г. N 302 позволяет сделать следующие выводы: 1. Приказ стал очередным этапом в процессе детального закрепления правового механизма реализации гарантий в сфере образования гражданами, проходившими в течение не менее трех лет военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов, старшин и уволенными с военной службы по "некомпрометирующим" основаниям. Этот приказ позволит указанным гражданам обучаться в целях подготовки к вступительным испытаниям на подготовительных отделениях вузов за счет средств федерального бюджета. Но пока отсутствует нормативный правовой акт, определяющий сам перечень образовательных учреждений высшего профессионального образования, где данные граждане смогли бы обучаться.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, пока не могут реализовать свое право на получение бесплатного образования "за счет" государства. Это обусловлено тем, что перечень образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, в которых военнослужащие данной категории могли бы обучаться (в том числе на подготовительных отделениях) по заочной и очно-заочной (вечерней) форме обучения, пока не определен.

Данное обстоятельство, в свою очередь, влечет снижение престижа военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, что может негативно сказаться на реализации планов модернизации военной составляющей государства, связанных с переходом к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей.

В заключение хотелось бы напомнить, что Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. заметил: "Важнейший показатель, характеризующий состояние Вооруженных Сил, - это состояние системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей". В этой связи анализ законотворческой практики в сфере социальных гарантий военнослужащих и граждан, увольняемых с военной службы, показывает, что законодатель придает существенную роль данной разновидности социальных гарантий как фактору повышения уровня социальной защищенности военнослужащих-контрактников, и, следовательно, реализации планов по совершенствованию системы комплектования военной организации государства в назначенные сроки. Однако многое еще предстоит сделать в этом направлении.

(1) Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы" от 25 августа 2003 г. N 523.

(2) Корякин В.М. Переход Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ комплектования: некоторые итоги и выводы // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 5. С. 11.

(3) Сердюков А.Э. Эффективность и рациональность - это не пожелание, а требование дня // Красная звезда. 2007. 10 апреля.

(4) Дробот О.В. Правовое регулирование льгот, предоставляемых членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 73.

(5) За последние полтора года число очередников в Вооруженных Силах Российской Федерации снизилось почти на 18 % (хотя количество бесквартирных еще велико - 130,3 тыс.).

(6) Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование: Автореф. дисс.... докт. юрид. наук. М., 2007.

(7) К указанным основаниям, предусмотренным подл, "б" - "г" п. 1, подл, "а" п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", относятся: - по истечении срока военной - службы по призыву или срока контракта; - по состоянию здоровья; - в связи с организационно-штатными мероприятиями; - в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта; - по семейным обстоятельствам; - в связи с наделением военнослужащего полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации; - в связи с избранием его депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и Право в осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

^ Вооруженных Силах

06.02.2008

В.Н. Старцун


sochinenie-na-konkurs-moya-budushaya-professiya.html
sochinenie-na-temu-bitva-za-moskvu.html
sochinenie-na-temu-doroga-k-zvyozdam-nachinaetsya-na-zemle.html
sochinenie-na-temu-kak-ya-ponimayu-termin-mirotvorec-kodeks-yunogo-mirotvorca.html
sochinenie-na-temu-luchshe-vseh-na-svete-mamochka-moya.html
sochinenie-na-temu-moya-semya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4proektirovochnie-rascheti-41raschet-cilindricheskoj-kosozuboj-peredachi-1-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-o-specialnostyah-vhodyashih-v-perechen-prioritetnih-specialnostej-dlya-prisuzhdeniya-mezhdunarodnoj-stipendii-bolashak-2009-goda.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-xi-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-molodih-uchenih-aspirantov-i-studentov-v-g-neryungri-posvyashennoj-75-letiyu-visshego-obrazovaniya-v-yakutii-i-35-letiyu-goroda-neryungri-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/assistant-professor-of-political-science-the-university-of-chicago.html
  • writing.bystrickaya.ru/kitajskoe-prityazhenie-diplomati-trebuyut-bolshe-deneg.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-yu-a-bulatova-globalnie-processi-i-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-ocenka-komfortnosti-i-bezopasnosti-zhizni-v-samare-samara-segodnya-i-zavtra-zhiteli-i-eksperti-o-problemah-i.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-sochetaniya-formalnogo-i-neformalnogo-v-socialnoj-organizacii-chast-5.html
  • composition.bystrickaya.ru/planu-spaseniya-bit-interfaks-httpwwwinterfaxru-10102008-pervij-kanal-novosti-10-10-2008-borisov-dmitrij-18-00-13.html
  • bukva.bystrickaya.ru/teorii-motivacii-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otveti-na-bileti-po-ekonomicheskoj-teorii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-pravovoj-fakultet.html
  • control.bystrickaya.ru/dokumentaciya-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyuchit-municipalnij-kontrakt-na-postavku-shkolnogo-oborudovaniya-dlya-nuzhd-mou-sechenovskaya-sosh-sechenovskogo-municipalnogo-rajona-nizhegorodskoj-oblasti-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/2-vnesenie-izmenenij-v-konkursnuyu-dokumentaciyu-9.html
  • college.bystrickaya.ru/14-podgotovka-i-provedenie-intervyu-zhanr-intervyu-v-gazete-celi-vidi-taktika-vedeniya-intervyu.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-23-k-raznim-bogam-rigveda.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnaya-informaciya-na-mezhdunarodnom-urovne-peresmotrennij-proekt-rukovodyashih-principov-primeneniya-ekologicheskih.html
  • writing.bystrickaya.ru/cunami-ne-tolko-v-okeane.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-na-temu-analiz-finansovogo-sostoyaniya-hozyajstvuyushego.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriko-arhivnij-voenno-memorialnij-centr-stranica-13.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-rodivshihsya-v-svete-otkroveniya-bozhestvennih-atlantov-otkroveniya-zapisani-annoj-zubkovoj.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-3-strategicheskoe-planirovanie-marketingovih-kommunikacij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-marketingovie.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-i-primechaniya-zakonodatelnaya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/valerij-lejbin-slovar-spravochnik-po-psihoanalizu-izdatelstva-stranica-60.html
  • lecture.bystrickaya.ru/74-imidzh-obraz-menedzhera-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-sankt-peterburg-2009.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-strategii-uvelicheniya-rinochnoj-doli-predpriyatiya-diplomirovannij-specialist-5-let-obucheniya.html
  • education.bystrickaya.ru/23-gosudarstvennie-meri-kontrolya-i-monitoringa-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatij-v-strategii-vosstanovleniya-ih-platezhesposobnosti.html
  • essay.bystrickaya.ru/cik-rf-obsuzhdaet-vozmozhnost-otkaza-ot-poroga-vibitiya-kandidatov-iz-partijnogo-spiska.html
  • lecture.bystrickaya.ru/42-soderzhanie-razdelov-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-psihologiya-lic-s-umstvennoj-otstalostyu.html
  • student.bystrickaya.ru/13-raschet-steklofibrobetonnih-konstrukcij-po-predelnim-sostoyaniyam-pervoj-gruppi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obosnovanie-obrazovatelnogo-prostranstva-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi-na-osnove-principa-integracii.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-zavisimosti-perevozok-passazhirov-na-avtomobilnom-transporte.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-metodika-kollektivnogo-sposoba-obucheniya-kso-metodicheskie-rekomendacii-petropavlovsk-kamchatskij-2009-bbk-74-204-4-o-64.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-konceptualnih-podhodov-k-postroeniyu-sovremennih-setej-tretego-pokoleniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-zaputannie-sostoyaniya-s-i-doronin-kvantovaya-magiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.