.RU

Школа Пало Алто - Исследование ценностей семейной жизни на разных стадиях ее развития


^ Школа Пало Алто
Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода «проблеморешающей терапии»25. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходом борьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом – один из способов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задача психотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия. Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если на терапевтической сессии собираются все члены семьи. Вкладом Хейли в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий:

Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первые строились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые на первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции, которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в нужном направлении.

Другой крупной фигурой в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого считают одним из основоположников семейной терапии в США. Его метод семейной психотерапии, состоит из 4-х принципов:

  1. ^ Определение и прояснение отношений

  2. «Невовлечение в треугольник» (Боуэн рекомендовал психотерапевтам не вовлекаться эмоционально в конфликты, а сосредоточивать своё внимание на процессе отношений);

  3. Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;

  4. Занятие «Я-позиции».

 Семейная психоаналитическая терапия

Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого. Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем представители других школ.

Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении: конфронтация, классификация, интерпретация и переработка опыта, техники улучшения коммуникативных способностей, техника «свободных ассоциаций»27. Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое обсуждение вопросами.

 Данных об эффективности семейной психоаналитической психотерапии практически нет, так как приверженцы этой школы возражают против того, что результаты могут быть измерены, - они опираются на эмпирические стандарты.
^ Семейная системная психотерапия
Крупнейшие представители этого направления – Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина.

В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.

Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

  1. Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.

  2. Формулирование психотерапевтического запроса.

  3. Реконструкция семейных отношений.

  4. Завершение психотерапии и отсоединение28.

Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригада терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе «инвариантное предписание») разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам.
^ Семейная поведенческая психотерапия
Семейная поведенческая терапия как свой основной принцип видит подкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Представителей этого направления интересует анализ последовательности поступков. За основу берётся положения, что удовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другу удовольствий.

Одной из наиболее часто применяемых техник является поведенческий тренинг родителей. «Процесс психотерапии начинается с того, что терапевт переформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путях её решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашают всю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей. Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально-поведенческого реагирования»29.

Наиболее популярны следующие техники работы:

Семейная поведенческая психотерапия – это один из самых популярных методов ввиду своей простоты и экономности, хотя часто терапевтические изменения оказываются однобокими или кратковременными.

Модель семейных конфликтов

Моделью семейных конфликтов называется форма психотерапии, которая ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может работать как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии.

Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров, который пришёл на приём к психотерапевту. При этом варианте супружеской психотерапии с психотерапевтом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (её) супружества.

В настоящее время в этом виде психотерапии наиболее распространены динамический, поведенческий и гуманистический подходы.

При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих партнёров. Прослеживается динамика межличностных отношений и её связь с динамикой психических процессов.

Целью поведенческого подхода в супружеской психотерапии является, прежде всего, изменение поведения партнеров, при этом используются методы обусловливания и обучения, что обеспечивает:

  1. Управление взаимным положительным поведением супругов;

  2. Приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем;

  3. Выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения30.

Поведенческое направление в психотерапии семейных конфликтов в настоящее время является наиболее распространённым. Самые популярные его формы – заключение супуржеских контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный спор, приёмы решения проблем и т.д. В настоящее время многие специалисты используют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой терапии и системной психотерапии.

В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяют свои требования в терминах поведения и взятые на себя обстоятельства. При формулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок: общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения, наконец, договор с перечислением обязанностей каждого из супругов.

В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружеских отношений ведущими являются представления о том, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, так и слишком манипулятивному поведенческому подходу. Здесь психотерапевт создаёт условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партнёров:

  1. Принцип реальности, «здесь и сейчас»;

  2. Уважение к личной жизни партнёра;

  3. Открытое общение – не «читать мысли» другого, а открыто говорить о своих чувствах и желаниях;

  4. Подвижность в исполнении семейных ролей;

  5. Равноправие;

  6. Доверие;

  7. Аутентичность – знать себя и свою цену, ценить право другого жить согласно своим представлениям;

  8. Открытое партнёрство – каждый имеет право на собственные интересы и увлечения.

Таким образом, проделанный анализ основных существующих на сегодняшний день подходов к диагностике семейных отношений показывает: заинтересованность в данной проблеме широкого круга исследователей, как зарубежных, так и отечественных; многоаспектность подхода к анализу семейных взаимоотношений; разнообразие в выборе центральных звеньев концепций, отражающих разнообразные грани супружеских взаимоотношений.

С другой стороны, нам кажется, что данные подходы несколько страдают однолинейностью выбранного каждым из них пути и не предоставляют комплекса сведений о специфике супружеских отношений и в диагностическом плане не отражают полной объективной картины. Поэтому в практике психотерапии семьи уместно, на наш взгляд, использовать сразу несколько подходов и методик с целью создания полной картины супружеских отношений, что значительно оптимизирует результаты работы.


1.2.Состояние семьи на современном этапе развития общества

Массив данных о факторах, влияющих на характер супружеских отношений в семье, накопленных на сегодняшний день отечественными учеными и зарубежными исследователями достаточно велик. При этом следует заметить, что эти факторы рассматриваются в тесной связи с такими деятельностными характеристиками семьи, как отрицательное влияние раннего возраста вступления в брак на стабильность брака, факторы нестабильности молодой городской семьи, добрачная беременность, разные мнения супругов на вопросы быта и досуга и др. Были интересны, полученные в результате исследования данные о том, что фактор экономического благосостояния влияет на успешность брака, в зависимости от того, какое место в иерархии ценностей занимает оно у супругов и в зависимости от того, насколько сходными являются ожидания супругов в этом плане31.

Описанные трудности наиболее ощутимы в моменты так называемых естественных семейных кризисов. Супружеские конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Выделяют основные причины супружеских конфликтов:

^ Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30% общего числа браков32.

^ Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в этот период?

^ Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. «Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым»33.

^ Четвертый период конфликтности отношений супругов наступает после 18-24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно».

Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.34.

Но тем не менее, перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макрофакторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.

Психологическое значение конфликтов нельзя недооценивать. Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. «Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность»35. Выделяют такие Психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины.

Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся, прежде всего, действий других членов семьи.

Вопрос конфликтности в семье, требующий отдельного рассмотрения, это конфликты между родителями и детьми. Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. ^ Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия36.

Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию.

2. ^ Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

3. ^ Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.

4. ^ Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой)37.

Таким образом, семейные споры, конфликты и кризисы являются основными психологическими проблемами современной семьи.

В психологической науке так же существует мнение, что супружеская неудовлетворенность на различных стадиях развития брачных отношений является следствием неудовлетворенности потребностей, среди которых:

- «неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов»;

- неудовлетворенность «потребности в ценности и значимости своего «я»;;

- финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого партнера в ее материальное обеспечение);

- неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье;

- различные потребности в проведении отдыха и досуга38.

Неудовлетворенность порождает вначале скрытое, потом открытое недовольство поведение одного из супругов. Отсутствие практики ведения конфликтов приводит к серьёзным психологическим проблема семьи.

Благополучие брака во многом зависит и от подготовленности супругов к нему. Готовность должна включать в себя не столько сексуальное воспитание и умение вести домашнее хозяйство (хотя и то и другое необходимо), сколько умение общаться, проявлять деликатность, чувство такта, желание прислушаться к интересам и потребностям других. В противном случае семейная жизнь имеет неблагоприятный прогноз. Как известно, счастливая семейная жизнь опирается на взаимную любовь супругов. Это условие действительно необходимое, но недостаточное. Согласно многим исследованиям, мотивом для выбора супруга и вступления в брак приблизительно для 85% опрошенных была любовь, однако 65%, то есть значительная часть этих браков, позднее оценивалась как неудачная39.

В брак вступают два человека, и каждый имеет свои привычки, представления, вкусы, свой уклад жизни. Поэтому образование семьи предполагает расширение репертуара стратегий поведения каждым из них, чтобы стало возможным «слияние» двух личностей с разными жизненными стилями. Супругов могут отличать и темперамент, и отношение к людям, и понятие о ценностях. Редкая семья формируется без трудностей и противоречий, вероятность которых повышается в связи с тем, что число ранних браков растет, средний возраст молодоженов снижается, то есть в брак вступают люди с малым жизненным опытом. Допускают, что одним из факторов, влияющих на омоложение семьи, является акселерация, а другим - понижение влияния родителей на выбор супруга, что способствует росту мало обдуманных браков40.

Допускаемые молодыми ошибки в какой-то степени зависят от пола. У женщин ошибки чаще объясняются тем, что возрастающее физиологическое возбуждение маскируется (при объяснении ситуации самой себе) под романтическую любовь, а у мужчин подсознательным мотивом выступает страх оказаться не на высоте положения.

Современные социологические обследования показывают, что браки, заключенные в зрелые годы, приносят супругам больше удовлетворения, чем ранние браки. Например, среди женщин, вышедших замуж в 17-18 лет, только 19% считали свой брак удачным. 58% вступивших в брак в 28 лет и старше считали его удачным. Среди мужчин, вступивших в брак в 18-21 год, 29% рассматривали свой брак как удовлетворительный, а из тех, кто женился в 28-30 лет, 61% были удовлетворены браком41. В повторных браках разводы происходят во много раз реже, чем в первых.

Так или иначе, в семье в разные периоды ее развития психологические проблемы, к сожалению, возникают. Когда это происходит, полезно взвесить идею, что их, может быть, вовсе нет, прежде чем анализировать их предпосылки и следствия. Возможно, человек просто устал. Если возникла неприязнь и хочется сказать или сделать супругу что-нибудь неприятное, весьма вероятно, что наступил момент, когда вообще требуется отдых, а может быть, на некоторое время - увеличение дистанции, отдых друг от друга.

Большое значение в формировании психологического климата в семье имеет стабильность идеалов. Несоответствие идеалу - реальный источник конфликтов молодоженов. Каждый человек задолго до брака, опираясь на свой жизненный опыт, знакомство с литературой и принятыми в его окружении традициями, формирует себе идеальный образ супруга. Столкнувшись со значительным рассогласованием между реальным человеком и созданным и взлелеянным в мечтах идеалом, молодые супруги зачастую оказываются не в силах ни справиться с разочарованием, ни корректировать поведение партнера, ни изменить свой идеал и... расстаются. Что порождает рассогласование между идеалом и реальностью? Почему идеал так инерционен, что его трудно изменить? Как менять свое поведение и воздействовать на партнера в момент конфликта, чтобы не довести семейные отношения до разрыва?

Жизнь меняется быстрее, чем идеалы, поэтому они представляют собой достаточно инерционное звено. Вследствие этого человек подходит к сегодняшней жизни со вчерашними мерками. Так, молодежь в наши дни, в конце XX в., нередко формирует свои идеалы на образцах литературы конца XIX в., хотя за это время экономическая независимость и юридическое равноправие женщин существенно изменили ее положение в семье. Если в прошлом веке для брака были характерны отношения, основанные на жестко закрепленных традиционных ролях (муж зарабатывает деньги, жена ведет хозяйство), то сегодня ведущую роль в браке играют личностные отношения, связанные с интимным общением. Такой сдвиг акцентов создал новую почву для взаимных претензий супругов при несоответствии ожиданий и реальности, когда остро ощущается недостаток взаимной доброты и внимания. В своих мечтах молодожены рисуют семью с полной нравственно-психологической гармонией. Обиды, которые в семье с традиционным распределением ролей просто не замечались, конфликты, которые там легко улаживались, в современной семье создают реальную угрозу ее единству.

Перспективы семьи тесно связаны с тем, какова совместимость привычных жизненных ролей супругов. Мужчина с привычной жизненной стратегией - сын, обычно недостаточно самостоятелен, психически и физически инфантилен, часто зависим, нередко склонен к капризам, может быть конформным и манерным, не чужд подражанию. Не удивительно, что мужчина-сын имеет тенденцию искать жену старше себя. Мужчина с преимущественной жизненной стратегией - отец, опекающий, покровительствующий, наставляющий, обучающий и нередко сам получающий от этого главное удовольствие. Такой партнер в женщинах ценит прежде всего женственность, понимаемую им как слабость и отзывчивость на его желания, способность восхищаться им, угадывать его вкусы. Обычно он предпочитает женщин, ориентированных на подчинение своих интересов семье и полностью растворяющих свое «я» в личности мужа, в заботах о муже. Женщина-мать. Это, как правило, сильная, рассудительная, оберегающая всех окружающих женщина. Она особенно любит слабых, больных, неудачливых. У нее развита способность и умение ободрить, воодушевить и поддержать нуждающихся в этом в любой трудной обстановке. Понятно, что зрелый и самостоятельный мужчина в качестве мужа не предоставит ей желаемой возможности главенствовать и исполнять при нем материнскую роль.

Возникающие рассогласования реальности с идеалом связаны и с традиционными взглядами мужчин на распределение домашней работы, в соответствии с которыми основное бремя домашних забот ложится на женщину. Такая позиция способствует хронической перегрузке работающей жены. По данным психологов42, при почти равной по времени загруженности мужчин и женщин в общественном производстве (соответственно - 40 и 34%) женщины загружены домашним трудом в два с лишним раза больше, чем мужчины (соответственно - 27 и 11%). Указанная перегрузка женщины, ограничивая ее время для полноценного отдыха, воспитания детей и профессионального роста, является причиной физического и нервного переутомления, что, в свою очередь, ухудшает психологический климат в семье и создает почву для конфликтов. Естественно, что женщины болезненно относятся к подобной ситуации. Особенно тяжело они переносят резкий переход от полного равенства в нагрузке с юношами в молодости (в период учебы) к повышенной загруженности в зрелом возрасте, когда совмещаются обязанности в семье и на работе.

Таким образом, проделанный анализ основных существующих на сегодняшний день подходов к развитию психологического климата, а семье показывает: заинтересованность в данной проблеме широкого круга исследователей, как зарубежных, так и отечественных; многоаспектность подхода к анализу семейных взаимоотношений; разнообразие в выборе центральных звеньев концепций, отражающих разнообразные грани супружеских взаимоотношений.

С другой стороны, нам кажется, что данные подходы несколько страдают однолинейностью выбранного каждым из них пути и не предоставляют комплекса сведений о специфике супружеских отношений. Поэтому считаю необходимым ввести понятие ценностей семьи. Понятие ценностей – тот фундамент, на котором зиждется модель семейных отношений, модель выстраивания определенной линии поведения обоими супругами. Поэтому вторая глава исследования будет посвящена понятию системы ценностей семейных отношений, которые претерпевают изменения на разных этапах ее развития.


^ Глава II. Функционально-ролевая структура семейных отношений, система ценностей семьи

2.1.Характеристика супружеских отношений и их детерминанты в разные периоды развития

Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи. Этот термин был использован впервые в 1948г. Э.Дювалль и Р.Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия43. В качестве основного признака разграничения стадий, предложенного Дювалль, использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основная функция семьи - это деторождение и воспитание потомства. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии семейного цикла:

I - формирующаяся семья, супруги женаты менее 5 лет, детей нет;

II - детородящая семья, возраст старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев;

III - семья с детьми дошкольниками (от 3 до 5 лет 11 месяцев);

IV - семья с детьми школьниками (от 6 лет до 12 лет 11 месяцев);

V - семья с детьми подростками (от 13 лет до 20 лет 11 месяцев);

VI - семья, «отправляющая» детей в жизнь (от 1-го до последнего ребенка, покинувшего семью);

VII - супруги зрелого возраста (в семье не осталось ни одного ребенка, до окончания трудовой деятельности, до пенсии);

VIII - стареющая семья, от момента ухода супругов на покой до смерти одного из них44.

Громоздкость этой периодизации, невнимание к таким характеристикам, как стаж брака, возраст супругов послужили основанием для создания ее новых вариантов. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла - психологических, социологических, демографических и др. В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К.Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий цикла:

I - зарождение семьи, с момента заключения брака до рождения первого ребенка;

II - рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка;

III - окончание выполнения семьей воспитательной функции, это
период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;

IV - дети живут с родителями, и хотя бы один из них не имеет собственной семьи;

V- супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи45.

Подобная градация хотя и допустима для целей исследования, проведенного Э.К.Васильевой (сравнение сельских городских семей), но мало приемлема для психологического изучения как семьи в целом, так и межличностных супружеских отношений, так как получается, что разные семьи проживают различное число стадий супружеских отношений. В последующие годы этот подход был подвергнут критике, например, в работах Г.Спаниера, Р.Сайера и Р.Лацелера46, и показано, что стадии в значительной мере перекрываются друг другом, т.е. на разные стадии цикла попадают супруги одинакового возраста, стажа, материального благополучия и т.п.

Ряд эмпирических исследований продемонстрировал, что понятие стадии семейного цикла само по себе имеет малую прогностическую ценность. Так, в работе С.Нока47 для определения различных личностных и внутрисемейных характеристик индивида на различных этапах его жизни использовались три типа зависимых переменных: стадии семейного цикла, отсутствие или наличие детей в семье, проживающих с родителями в момент исследования, и стаж брака. Наибольшее число статистически значимых связей было получено между различными личностными, внутрисемейными и социальными
характеристиками и фактом отсутствия или наличия детей, проживающих с родителями.

Несколько меньше, но также довольно большое число зависимостей было получено между стажем брака и другими характеристиками. Наименьшее число и наименее интересные в содержательном отношении связи были получены между стадиями семейного цикла и другими переменными.

Вышеперечисленные и ряд других работ послужили основанием для того, чтобы многомерное понятие «стадии развития семьи» было заменено таким достаточно простым, как стаж брака и наличие или отсутствие детей в семье, проживающих вместе с родителями. Но возможны и другие поиски переменных, определяющих периодизацию цикла развития семьи.

Но, несмотря на общую разрозненность данных, существует ряд проблем, которым повезло больше. И, прежде всего, это изменения удовлетворенности браком. Интерес ученых к этой проблеме огромен. Левис и Спаниер в обзоре исследований удовлетворенности браком за десятилетие именно эту тематику выделили как одну из наиболее изучаемых48. Особенно много работ было направлено на выявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях мужа и жены с появлением первого ребенка. Данные ряда работ свидетельствуют о том, что удовлетворенность браком молодых родителей резко понизилась. Большая группа работ была посвящена выявлению того, как влияет уход детей из семьи на удовлетворенность браком. Эта ситуация даже получила в английском языке особое название «синдром пустых гнезд». Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, эти авторы сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь. Особенно в тех семьях, где женщины работают, где супруги являются приверженцами некатолического вероисповедания, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень.


2.2.Система ценностей семьи. Её влияние на удовлетворенность браком

Во многих классификациях мотивов брачного выбора, построенных на исследованиях, проводившихся с помощью анкетных методов, перечисляются именно мотивировки, а не собственно мотивы; либо мотивы и мотивировки перемешиваются. В качестве примера можно привести классификацию, даваемую С.В. Ковалевым. Мотивация брака включает, с его точки зрения, пять основных мотивов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.

Важно отметить, что мотивация выбора в классических психоаналитических и близким к ним моделях трактуется одинаково: выбор, совершаемый в настоящем, детерминируется прошлым опытом индивида..

Более современные теории пытаются объяснить мотивацию выбора брачного партнера потребностями, которые есть у индивида в настоящем, и влиянием на него социальных условий, в которых он находится. Наиболее известными и признанными считаются следующие теории.

Согласно теории комплиментарных потребностей, Р.Уинч считает, что выбор совершается на основе взаимодополнительности, когда удовлетворение потребностей одного партнера будет одновременно и удовлетворением потребностей другого49. Примером такой взаимодополнительности может быть потребность в подчинении у другого. Так властного мужчину привлекает кроткая женщина, а мягкого по характеру мужчину влечет к энергичной партнерше и т.п.

Достаточно широко распространенной в 70 годы XX в. была концепция «фильтров» А. Керкгоффа - К.Девиса50. Согласно ей, любые отношения (дружеские, партнерские, супружеские) проходят в своем развитии через ряд «фильтров», психологическое содержание которых меняется в зависимости от типа отношений и типа их развития. Отношения не прошедшие очередной «фильтр», распадаются, и количество пар, движущихся к следующему «фильтру», уменьшается. При этом прохождение через какой-либо «фильтр» не гарантирует успешного прохождения последующих. Таким образом, из множества пар молодых симпатизирующих друг другу людей до этапа бракосочетания дойдут лишь некоторые, и еще меньше число пар сохраниться до этапа, например серебряной свадьбы.

В. Мурштейн в теории «стимул - ценность - роль» интегрировал идеи Р.Уинча и концепцию «фильтров», предположив, что пары проходят в своих отношениях стадии удовлетворения определенных потребностей. На стадии стимула мужчина и женщина оценивают внешность друг друга, умение держаться в обществе, интеллект и т.д., т.е. то, что может быть названо внешними, наиболее доступными наблюдению характеристиками. Большое значение имеет и то, как эти характеристики оцениваются окружающими. Если по перечисленным параметрам мужчина и женщина устраивают друг друга, то их отношения развиваются дальше и переходят на стадию сравнения ценностей. На этой стадии из совместных бесед они делают выводы относительно того, устраивают ли их ценностные установки, взгляды, интересы и потребности другого. Если здесь выявляются существенные рас­хождения и обнаруженные недостатки не компенсируются, какими-либо достоинствами, партнеры расходятся, считая, что не подходят друг другу. Если они проходят и через этот «фильтр», то наступает заключительная стадия проверки ролей - выяснения того, насколько совместно выполнение ими своих ролей в браке или в другом типе отношений. Партнеры устанавливают, смогут ли они занять взаимодополняющие роли в длительном союзе, что позволит удовлетворить свои потребности. При этом оценивается сходство характеров и наклонностей (например, одинаковая потребность в половых контактах), так и противоположность взаимодополнительных черт (доминирование - подчинение). Во всех фазах действует принцип «соизмеримости обмена». Равновесие достигается только в том случае, если такой обмен с точки зрения партнеров является равноценным. Например, внешне не слишком привлекательный партнер может сделать предложение красивой девушке, давая ей в взамен устойчивое материальное положение. Некрасивая девушка может привлечь красивого мужчину своей заботливостью, сексуальной искушенностью, способностью им восхищаться.

Начало семейной жизни, «медовый месяц» - особенно приятный по общему представлению этап развития семьи. Такой же установкой руководствуются и большинство молодоженов. На протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов, устанавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженами и их генетическими семьями и т.д.

Даже если путь к Дворцу бракосочетания был вполне удачным, это еще не гарантирует безоблачной долгой совместной жизни, что подтверждает тот факт, что около 2% распадающихся браков существовали менее года. Малая часть таких разводов приходится на первые недели брака.

Грамотное формирование семейных ценностей служит основным показателем для формирования главной составляющей брака – ее удовлетворенности.

Многие практические проблемы в области семейно-брачных отношений психоло­гически могут рассматриваться как различные аспекты проблемы удовлетворенности браком. В современной семье она стала фактически основополагающей характери­стикой качества супружеских отношений, а тем самым и успешности брака. Согласно исследованиям Г. Айзенка, удовлетворенность супружескими отношениями явля­ется одним из важных факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью вообще.

Поэтому проблеме удовлетворенности браком супругов уделяется серьезное внима­ние и у нас, и за рубежом.

Анализ зарубежных исследований Ю.Е. Алешиной показывает, что инте­рес ученых к этой проблеме огромен. Р. Левис и Дж. Спаниер в обзоре исследований удовлетворенности браком за десятилетие именно эту тематику вьщелили как одну из наиболее изучаемых. Различные авторы по-разному объясняют причины удовлетво­ренности браком. Так, Д. Орснер попытался определить зависимость между характе­ром проведения свободного времени и удовлетворенности браком в супружеских па­рах с различным стажем. Целью исследования Дж. Медлинг и М. Мак-Керн было оп­ределение связи между удовлетворенностью браком и сходством ценностей у супру­гов с различным стажем совместной жизни. Большое число исследований, проведен­ных в основном в США II. Пленом, С Маклаханом, Ст. Ноком, С. Русселем, Р. Скин-нером, А. Бархай, посвящено изменениям удовлетворенности браком с появлением и уходом выросших детей из семьи (Ситуация «синдрома пустых гнезд»), с наличием и отсутствием детей в семье.

У. Берр на основе анализа работ многих исследователей пытался создать объясни­тельную модель удовлетворенности браком. При ее построении У. Берром перемен­ная удовлетворенность браком подвергалась анализу наряду со сходными понятиями: «супружеское счастье», «стабильность брака», «согласие супругов», «любовь», « суп­ружеское приспособление», «индекс супружеской интеграции», «супружеский успех» и т.д. В результате, понятие «удовлетворенность браком» интерпретировалось, как субъективная оценка супружеского счастья, представляющая собой одну из целей брака и входящая в качестве одного из элементов в такие обобщенные понятия (ин­дексы), как «супружеский успех» или «индекс супружеской интеграции». У. Берром: успех супружества, брака оценивается степенью того, насколько в нем достигаются поставленные индивидами цели брака51.

Исследования М. Аргайла свидетельствуют, что «удовлетворенность браком очень тесно связана с общей удовлетворенностью или счастьем» и что полная удовлетворенность в браке зависит от суммы очень счастливых периодов и периодов частых ссор, от частоты интимной жизни минус число ссор.

По мнению М.С. Мацковского, при определении содержания понятия «удовлетворенность браком», во-первых, возможен подход, согласно которому удовлетворенность рассматривается как интегральная характеристика; во-вторых, можно считать, что удовлетворенность браком складьвается из отношений каждого из суп­ругов к различным сторонам их взаимодействий (хозяйственно-бытовым, духовным, сексуальным), его удовлетворенности условиями жизни, характером досуга и т.д.

В совместной работе В.В. Столин, Т.Л. Романова и Г.П. Бутенко52 пишут, что «достаточно доказанным является тезис о том, что основным фактором, скрепляющим супружеские узы, являются эмоциональные узы - любовь, эмоцио­нальная привязанность. В соответствии с этим можно предполагать, что субъективная удовлетворенность-неудовлетворенность браком по своей природе скорее является обобщенной эмоцией, генерализованным переживанием, нежели следствием рацио­нальной оценки успешности брака по тем или иным параметрам». По их мнению, «удовлетворенность браком - широко генерализованное чувство, не разлагаемое на составные части». Субъективная эмоциональная удовлетворенность формирует оцен­ки тех или иных сфер супружеской жизни, приводя их к «общему знаменателю». «Че­ловек, не удовлетворенный браком, даже очевидно успешные аспекты семейной жиз­ни может воспринимать как эмоционально негативные, в чем-то отталкивающие. И наоборот, удовлетворенный браком в целом человек сможет и в недостатках увидеть достоинства».

Ю.Е. Алешина считает, что «удовлетворенность браком сама но себе яв­ляется прежде всего феноменом межличностного восприятия». Используя схему изу­чения социальной перцепции, предложенную Г.М. Андреевой, можно говорить о том, что удовлетворенность браком представляет собой характеристику восприятия чле­нами группы эффективности функционирования своей группы.

В социологической науке существует следующая интерпретация понятия удовлетворенности браком. Обобщая ряд работ, Ю.Е. Алешина обозначает удовлетворенность браком как характеристику «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений»53. Семья при этом рассматривается с точки зрения ее собственных динамических изменений, аналогичным процессам в малой группе. Часто употребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «успешность брака», «сплоченность семьи», «совместимость супругов» и др.

В психологической науке основные факторы, характеризующие внутрисемейную ситуацию, получены при сравнении, с одной стороны, состоящих в браке, а с другой стороны, разведенных супругов, то есть с использованием параметра стабильности брака.

В реальности, авторы не всегда разделяют понятия «удовлетворенность браком» и «стабильность брака» в своих работах, к тому же многочисленные синонимы этих понятий, часто использующиеся в литературе, приводят к тому, что весь накопленный материал по проблеме факторов, влияющих на успешность супружеских отношений, обычно рассматривается в одном ключе независимо от того, в социологическом или социально-психологическом русле было выполнено исследование.

Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками, что и было отмечено в ряде эмпирических исследований54. Кроме того, существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов. Первым, самым общим, является уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода). Второй уровень является уровень «приспосабливаемости в браке», «адаптированности супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т. д. Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов.

В.А. Сысенко (1981) впервые разделяет понятия «устойчивость брака» и «стабильность брака». Устойчивость брака он рассматривает как «устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов».

Существенно расширяет данное понятие В.В. Бойко (1988). Устойчивость брака, по его мнению, имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона прочности брака зависит от вероятности его распада, которая может быть выражена соотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данном регионе за определенный промежуток времени. Субъективная сторона характеристики брака включает в себя удовлетворенность супружескими отношениями, установку супругов на сохранение семьи. Показателями субъективной стороны устойчивости брака, по мнению В.В. Бойко (1988), может служить оценка его прочности, которую дают сами супруги.

Нам так же известна следующая интерпретация понятия «удовлетворенность браком», отмеченная в исследовательской работе А.В. Шавлова: «супружеская удовлетворенность браком есть ни что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей»55.

В работах некоторых авторов центральное место занимает термин «неудовлетворенность браком». В частности, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999) в совместной работе утверждают, что характер травматизирующего влияния неудовлетворенности  в значительной мере зависит от степени осознанности данного состояния56. Они выделяют два вида неудовлетворенности брачными отношениями: осознанная и плохо осознаваемая неудовлетворенность.

В случае осознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Показательным при этом является указание на глобальный характер неудовлетворенности - на то, что семейная жизнь не соответствует даже самым минимальным требованиям: «Наша семейная жизнь одинаково плоха и днем, и ночью», «Мне очень не повезло с семьей», «Мы ошиблись, нам не бывает хорошо друг с другом». Как правило, упоминается какое-то весьма важное и психологически объяснимое обстоятельство, мешающее немедленно разойтись (чаще всего - дети или жилищно-бытовые трудности, которые возникнут при разводе). Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом  между супругами: к констатации неудовлетворенности присоединяются выраженные агрессивные ноты, прямые указания на то, что причиной ее является супруг.

Иначе проявляется плохо осознаваемая («тлеющая») неудовлетворенность. Супругом выражается относительная неудовлетворенность семейной жизнью: «Живем нормально», «Не хуже, чем другие люди». Неудовлетворенность же выявляется косвенным путем.

Другой специфический феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей неудовлетворенности», - нарастание фрустрации одного или обоих супругов: они сообщают о том, что оба (или один из них) стали «нервными», при этом ими же указывается на  какие-то, на их взгляд, объективные причины этого явления (беременность,  различного рода трудности,  встречающиеся в повседневной жизни).

Особенно наглядно «тлеющая неудовлетворенность» проявляется через эмоциональные взрывы, встречающиеся в семьях такого типа и нередко приводящие к разрушению семьи. Речь при этом идет не только о появившейся возможности более удовлетворительных сексуально-эротических отношений, но и об ином уровне взаимопонимания, более содержательном досуге и т. д.

Таким образом, мы подошли к тому, что существуют некоторые факторы, влияющие на удовлетворенность супругами браком. Современная наука располагает сведениями об этих факторах.

Массив данных о факторах, влияющих на характер супружеских отношений, накопленных на сегодняшний день отечественными учеными и зарубежными исследователями достаточно велик. При этом следует заметить, что эти факторы рассматриваются в тесной связи с такими деятельностными характеристиками семьи, как воспитание детей, спецификой взаимоотношений в семьях с различной профессиональной, социальной принадлежностью супругов и т.д.57 Огромный пласт работ посвящен проблеме связи сходства установок супругов в сфере семейных ролей и удовлетворенности браком. Значимый вклад в разработку этой проблемы был внесен

Н.Н. Обозовым и А.Н. Обозовой (Волковой). Полученные ими данные свидетельствуют о том, что несовпадение мнений супругов по поводу функций семьи, характера распределения ролей приводит к дезорганизации семьи58. Ими так же было показано, что совпадение мнений супругов по этим вопросам влияет на их совместимость и успешность брака. Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова (1981) выделили субъективные и объективные, внешние и внутренние факторы стабильности. К внешним объективным факторам они относят стабильность социальной системы и материальные условия существования семьи. К внешним субъективным - силу социального контроля, эффективность правовых норм, национальных и культурных традиций, ожиданий значимого окружения. К внутренним субъективным факторам относят эмоциональные связи и к внутренним объективным - показатели супружеской совместимости.

Сходные результаты были получены в целом ряде других работ. Так, в исследовании Н.Ф. Федотовой выявлено, что с удовлетворенностью браком тесно коррелируют такие показатели, как сходство ролевых ожиданий мужа и жены, ролевое соответствие мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другого каждым из супругов. Данные, полученные в работе Н.Ф. Федотовой (1981), свидетельствуют о том, что в счастливых семьях мнения супругов о главенстве в семье совпадают59.

Важность ролевого взаимодействия, как фактора, влияющего на успешность брака подтверждают данные исследования60: уровень совпадения оценок супругов относительно выполнения семейных ролей коррелирует со стабильностью брака в большей степени, чем показатель уровня сходства и различия ориентаций супругов в различных сферах семейной жизни.

Отдельное направление представляют работы, посвященные проблеме влияния эмоциональных факторов на отношения в браке. Эти исследования показали, что основным мотивом вступления в брак в нашей стране является любовь, что характер супружеских отношений определяет представление о том, какую роль в жизни людей играет любовь. Так, люди, оценивающие свой брак как благополучный, оценивают любовь выше, чем остальные61.

Важным вкладом в изучение психологических факторов, влияющих на успешность брака, является ряд работ, проведенных в центре по исследованию проблем семьи при Тартуском университете. Так, в одном из исследований были выделены три блока факторов, влияющих на качество семейных отношений: первый блок факторов связан с личностью супругов, их происхождением и семейным воспитанием, второй блок – связан с предысторией брака и условиями его заключения, третий блок – факторы, проявляющиеся в процессе совместной жизни супругов (характер внутрисемейных отношений, организация быта).

По результатам исследования, среди факторов первого блока неблагоприятно влияют на успешность брака воспитание в неполной семье, ранний возраст вступления в брак, а так же возражения родителей супругов против заключения данного брака.

К числу факторов второго блока, негативно влияющих на стабильность брака, была отнесена кратковременность добрачного знакомства, а так же значительная разница в возрасте между супругами.

Наиболее обширной оказалась третья группа факторов, отражающих специфику отношений в семье разводящихся супругов. Эти семьи характеризовались несправедливым распределением домашних обязанностей, часто встречалась сексуальная дисгармония, чрезмерное употребление алкоголя одним из супругов.

По мнению Г.С. Васильченко и Ю.А. Решетняка (1978), общий брачный потенциал состоит из физического, материального, культурного, сексуального и психологического факторов.

Физический фактор имеет сугубо интуитивный характер: вне зависимости от половой принадлежности один человек вызывает у другого человека безотчетную симпатию или антипатию. Эта индивидуальная и глубоко личностная реакция определяется всем физическим обликом, тембром голоса, манерой поведения, речью, мимикой, жестикуляцией, манерой одеваться, наконец, запахом, свойственным данному человеку. Определяясь на первых этапах общения, физический фактор отличается исключительной устойчивостью.

Материальный фактор определяется соотношением вклада партнера в общий материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другого партнера62.

Культурный фактор определяется соотношением интеллектуально-культурных запросов супругов. Выраженность этого фактора, по мнению В.И. Косачевой (1990), весьма изменчива на протяжении жизни даже одной пары.

Сексуальный фактор определяется соответствием реальной программы интимной близости каждого из партнеров сексуальным ожиданиям другого. Этот фактор подвержен многим влияниям, в том числе влияниям возраста и состояния здоровья, с которыми он и должен, прежде всего, соотноситься63.

Все рассмотренные выше факторы тесно спаяны друг с другом. И, все-таки, особое положение занимает психологический фактор. Этот фактор - коллектор, на котором фокусируются все другие, и в то же время он определяет единство и целостность человеческого поведения. В общей структуре брачного взаимодействия психологический фактор подразумевает соотнесение личностных особенностей обоих супругов, прежде всего их характеров и ролевых притязаний.

При всей мозаичности проблем и широты исследований факторов стабильности брака, особого внимания заслуживает попытка Яна Щепаньского (1969) определить наиболее существенные признаки успешного брака. Он пишет: «Внутренняя сплоченность супружества и семьи поддерживается воздействием как внутренних, так и внешних сил» (55, 80). К внутренним силам относятся:

1)взаимная любовь там

2)чувство долга по отношению к супругам и детям;
3)взаимное стремление к продвижению, карьере, благоустроенности;
4)забота о совместном жилище, доме, домашнем хозяйстве, забота о детях, разделение труда в этой сфере;

5)осознанное или неосознанное желание оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп;

6)стремление к осуществлению собственных мечтаний и представлений периода обучения;

7)возможность гармоничного развития личности и использования брака как средства реализации экспансивных стремлений личности.

Внешние силы - это:

1)магические санкции, делающие иногда невозможным развод;

2)давление общественного мнения или системы санкций, когда отказывают в признанном положении в обществе людям из распавшихся семей;

3)давление экономических условий;

4)предъявляемые средой требования заботы о детях64.

Таким образом, проанализировав литературные источники по заявленной теме, резюмируя, можно сделать следующие выводы:




sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-12.html
sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe-stranica-19.html
sinoptiki-obeshayut-dozhdi-k-gorodu-podoshel-uragan-mariya-internet-resurs-gazetaspbru-22092011.html
sintaksicheskaya-i-foneticheskaya-stilistika.html
sintaksicheskaya-sinonimichnost-chast-6.html
sintaksicheskie-i-kognitivnie-osnovi-gazetnih-zagolovkov-na-materiale-russkogo-i-anglijskogo-yazikov-10-02-19-teoriya-yazika.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleksandr-bushkov-stalin-krasnij-monarh-stranica-5.html
  • crib.bystrickaya.ru/harakteristiki-racionalnoj-byurokratii-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/3-uchebnij-poligon-2-a-orlov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-18-09-2006-64-06-ob-utverzhdenii-tem-vkr-utverdit-temi-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-na-2006-2007-uchebnij-god-matematicheskij-fakultet.html
  • college.bystrickaya.ru/2soderzhanie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zhelezobetonnie-i-kamennie-konstrukcii-specialnost.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-obem-realizovannoj-produkciistoimost-oborotnih-sredstv-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma.html
  • writing.bystrickaya.ru/era-miloserdiya-stranica-7.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-nahodyashayasya-v-vashih-rukah-soderzhit-mnozhestvo-stranica-99.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-situacij-intervyu-d-a-leontev.html
  • credit.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-g-a-nikolaev-stranica-9.html
  • books.bystrickaya.ru/diplomant-i-stepeni-konkurs-festival-ozornaya-vesna.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-sistemi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-shkole-internate-v-2008-2009-uchebnom-godu.html
  • composition.bystrickaya.ru/podpolkovnik-medicinskoj-sluzhbi-aleksandr-belousenko-belousenkoyahoo-com-21-iyunya-2003.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-20-oktyabrya-2006-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-vidi-otvetstvennosti-za-ekologicheskie-pravonarusheniya-o-prave-cheloveka-na-blagopriyatnuyu-dlya-zhizni-i-zdorovya-okruzhayushuyu-sredu.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-upravlencheskij-konsalting-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-podsistemi-edinoj-sistemi-psihicheskoj-adaptacii-uchebnoe-posobie-oglavlenie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-uchebnogo-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kontrol-i-reviziya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-prilozheniya-i-ustrojstva-kniga-billa-gejtsa-ochen-ubeditelna-i-realistichna-on-obladaya-darom-predvideniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/markirovka-aerodromov-s-iskusstvennimi-pokritiyami.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bileti-po-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tarifnij-plan--vid-operacii-tip-karti-tehnicheskij-universitet.html
  • znanie.bystrickaya.ru/76infrastruktura-eas-pun-koncepciya-edinoj-avtomatizirovannoj-sistemi-personalnogo-ucheta-naseleniya-kemerovskoj-oblasti-na-listah.html
  • holiday.bystrickaya.ru/muzhskoe-v-slovesnih-formah-duhovnoj-kulturi.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-nachalo-pravleniya-knyazya-vladimira-vneshnyaya-politika.html
  • report.bystrickaya.ru/iz-palati-vidnee-vremya-novostej-guseva-darya-sklyarova-irina-30062005-115-str-2.html
  • student.bystrickaya.ru/4-issledovanie-sinhronii-i-diahronii-yazikovih-sistem-s-ispolzovaniem-sredstv-kompyuternoj-lingvistiki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-vseh-specialnostej-tehnicheskogo-vuza-nizhnij-novgorod.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravilo-montera-mechnikova-kommersant-vlast-minaev-sergej-15122008-049-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-10.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/povestvovanie-ot-vadima-za-44-g-epohi-rassveta-glava-1-stroyashijsya-hram-i-dolina-paporotnikov-yanvar-vstrechi-s-uchitelem.html
  • credit.bystrickaya.ru/parlamentskie-slushaniya-sport-iskusstvo-intellekt.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pisma-i-uveshevaniya-ko-spaseniyu-klyatva-esseev-v-originale-ahvh-kovl-asher-yhwh-bahar-saneh-kovl-asher-yhwh.html
  • lesson.bystrickaya.ru/trud-zhenshin-chast-3.html
  • college.bystrickaya.ru/103-lesnaya-celyullozno-bumazhnaya-i-derevoobrabativayushaya-promishlennost.html
  • institut.bystrickaya.ru/toplivno-energeticheskij-kompleks-9-novie-proizvodstva-11-selskoe-hozyajstvo-12-ohrana-okruzhayushej-sredi-i-prirodnie-resursi-17.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.