.RU

Серый плутишка - Логопедическое пособие для занятий с детьми издат-школа. Тм, тоо «Издательство «Библиополис» спб, 1996, 208 с



^ Серый плутишка

Был у Миши котишка — серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.


8. Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Бабушкины руки

Это чья рубашка — Это чей сарафан

Синие горошинки? Белыми ромашками?

Бабушка старалась, Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!

(Л Браиловская)


9. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

^ Лиса и кувшин

(Сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин го­лову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кув­шин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

^ Игрушечный петушок

Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке иг­рушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками по­крашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках. Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним иг­рали. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит пе­тушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает. Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, — думает, — съем я петушка». Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный. Весело смеялись над лисой медвежата. (По Г. Куприянову)


^ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-3

1. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

жа—за жо—зо жу—зу жи—зы

же—зе за—жа зо—жо зу—жу

зы—жи зе—же

ажна—азна ожда—озда ужно—узно
ижма—изма ежли—езли азна—ажна
озда—ожда узна—ужна изма—ижма
езли—ежли


2. Упражнение. Произносить (читать) слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задер­жать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

жа—за

жал—зал, жара—заря, баржа—база, пожар—базар, жалей—залей, держать—дерзать, лужайка—зайка, жакет—закат, лежать—лизать, лёжа—берёза, сажать—сказать, бежать—вязать

жо-зо

Жора—Зоя, стожок —возок, должок—дозор, лужок—узор, флажок—глазок, прыжок—разок

жу—зу

жук—зуб, грожу—грозу, вижу—снизу, вяжу-везу, брожу—грызу, хожу—ползу, гляжу—внизу

жи—зы, жи—зи

ножи—тазы жидкий—зыбкий жир—пузырь ежи—возы кожи—козы рыжий—сизый ёжики—языки рыжики—музыка похаживать— показывать наживать— называть снежинка— корзинка лежи— вези

другие сочетания

важный—разный каждый—гораздо монтажник—проказник дружный—грузный таёжный—слёзный тревожный—грозный дождик—гвоздик можно—поздно дорожный—паровозный пирожное—морозное обождать—опоздать денежный—полезный подожди-ка—гвоздика книжный—капризный нежный—резвый


3
. Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

п



ружина


4. Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, что­бы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше­ница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки воз­ле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Загадки

Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

Он всегда с гвоздями дружен,

На работе людям нужен. (Молоток)


6. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.




лакал молоко языком.





(ножи) лежат в





У и у рожки.





У Женя затрубил в рожок.


7. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

^ За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же­ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же­ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос­тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

^ Кто хозяин?

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук. Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука. (По В. Осеевой)

^ ЗВУКИ Ш, Ж, С, 3,


1. Упражнение. Произносить (читать) слова.

шар—жар—базар—гусар
шаль—жаль—зал—сало
мешать—лежать—лизать—лиса шапка—жалко—зайка—сайка ушанка—ужасно—вязанка—санки решать—бежать—вязать—писать ноша—нажать—роза—роса мешок—рожок—мазок—песок порошок—пирожок—кузовок—голосок пушок—лужок—возок—кусок шутки—жуткий—мазут—сутки ношу—хожу—везу—несу


2

. Упражнение, Назвать предметы, изображённые на картинках.

лыжи жаба


3. Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ланды­ши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Загадка

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)


4. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить предложения.





в кустах, в траве.


в норе, на сене. На дубе (желудь).


5. Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

Он побрызган росами.

Как причёска эта

Хороша для лета!

(И. Токмакова)

Дождик

Дождик Порезвиться захотели

Вылился на луг. Закружились,

Стало много Загалдели...

Луж вокруг. Я смотрю:

Засучив скорей штанишки На них рубашки

В лужу Стали

Прыгнули мальчишки. Словно промокашки.

(И. Винокуров)


Шишки-мышки

Жили-были на сосне
Две серьёзных шишки.

Жили-были под сосной

Две весёлых мышки. И кричали мышки:

Вы же знаете о нас

Только понаслышке.

Удивились шишки:

Чем же плохо нам висеть

Здесь, на нашей вышке!

Лучше мы вас пригласим:

Залезайте, повисим!


Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.

Вот одна мышка и сказала:

— Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею зво­нок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

— Это бы хорошо, — сказала старая мышь, — да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навя­жи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Л. Толстой)


^ В гостях у Дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

— Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Помо­жешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним — зелёная травка.

— Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? — спросила Маша.

— Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает сне­жок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку — серебристые снежинки сразу тают.


6. Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

^ Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат,

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

(О. Высотская)


7. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

^ Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется. «Обманул меня медведь, — думает лиса, — насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут — отсыпала зерно». Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда». Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила ме­шок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь — проторгуешься!...» (По И.Ракитин)

^ Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось ли­се поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла. Шла она, шла. Глядит — опять на дороге лиса лежит. Ба­буся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не при­снится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!» Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся — ни лисы, ни гуся!

^ Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ёжик спрашивает зайца:

— Ты где шубу сменял?

— Вот там, у старого дрозда.

— А мне нельзя сменять свою шубу?

— Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

— Я тоже хочу в белой шубе ходить.

— Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. По­пытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, побли­зости его нора. оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

— Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад будешь! (А. Суконцев)


Постановка звука Щ.

Нормальная установка при произнесении звука.

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены.

3. Зубы сомкнуты, либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесён­ной ко рту, ощущается теплая длительная струя воз­духа, выходящая с некоторым напряжением.

5. Звук щ глухой, мягкий.

К постановке звука щ можно приступать лишь после постановки звука ш. Вначале необходимо оп­робовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, надо переходить к выполнению приводимых ниже упраж­нений. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его постановки. Звук щ произносится так же, как звук ш, только более уд­линенно и напряженно вследствие сильного давления языка на нёбо.

^ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение. Открыть рот. Присосать весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уздечка». Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Это уп­ражнение ребенок выполняет с помощью логопеда, который подкладывает ему под язык свой палец в го­ризонтальном положении. Палец должен прижимать язык к нёбу в средней части.

Набрав воздух, с силой его выдыхать, произнося длительный звук ш. Будет слышаться звук щ. При этом язык должен пружинить. Упругость языка и щель регулируются логопедом за счет давления паль­цем.

Необходимо добиться долгого звучания. Для боль­шей убедительности при произнесении звука логопед произносит звук щ вместе с ребенком.

Примечание. Какие могут быть ошибки при по­становке звука щ?

1. При выдыхании (когда произносится звук ш) кончик языка отходит от альвеол. Образуется боль­шая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука щ слышится звук ш или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитком, не пропускающим ча­стично воздух. Воздух прорывается через более уз­кую щель, чем при произнесении звука ш.

2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик язы­ка ускользает из-под пальца и продвигается в глубь рта (за альвеолы), то звук щ не слышен, либо слы­шен неясно.

Упражнение без помощи логопеда. Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок.

Упражнение в произнесении звука без помощи пальца. Если это упражнение не получается, допу­скается произнесение слогов и слов с подкладывани­ем пальца.

^ ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Щ В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

1. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: щ__а, щ__у, щ__ё

ща—щу—щё

ща—щи—ще

щу—щи—ще

щё—щи—ще

ща—щу—щи

ща—щё—ще

2. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Если слова произносятся с подкладыванием под язык пальца, то на слогах без звука щ палец вынимается. После закрепления произношения слова произносятся без подкладывания пальца.

1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: щ__у-ка

ща

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, поме­щать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.

щу

Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.

щё

Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

щи, ще

Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щеп­ка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение.

2. Без ударения на слоге.

Образец: ве-щ__и, пло-щ___адь.

ща, щу

Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, на ощупь.

щи

Вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гу­дящий, дымящий, дрожащий.


3. Упражнение. Произносить (читать) обратные слоги.

^ ОБРАЗЕЦ: и—щ—, о—щ—, у— щ—, ы—щ—,я—щ—, ю—щ—, и — щ—, е—щ—.

ащ—ощ—ущ—ыщ

ящ—ющ—ищ—ещ

ащ—ящ—ащ

ощ—ещ—ощ

ыщ—ущ—ощ—ащ

ещ—ищ—ющ—ящ

ущ—ющ—ущ

ыщ—ищ—ыщ


4. Упражнение. Произносить (читать) слова.

ОБРАЗЕЦ: ве — щь —, Това-pи — щ —.

Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.


5. Упражнение. Произносить (читать) предложения.

ОБРАЗЕЦ: Вова поймал лещ__а. Щ__и варят из овощ___ей.

Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит ще­нок. Волки рыщут, пищу ищут. В роще аист крыльями поло­щет. У меня пропал челнок, утащил его щенок. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище!

^ Загадка

Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)


6. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Щенок пищит, просит пищи.

В дождь (плащ) - нужная вещь.

(Щука) - хищная рыба.


7. Упражнение. Произносить (читать) текст.

Под одним плащом

Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошел его товарищ Митя. У него плащ.

— Давай накинем плащ и пойдем вместе, — сказал Митя.

Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому тротуару. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблаго­дарил за помощь.


8. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты

^ Храбрые щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Ис­пугались щенки.

— Давай лаять, — говорит один щенок.

— Давай, — согласился другой щенок.

Залаяли щенки. А круг поднимается ещё выше.

— Испугался! — радуется первый щенок.

— Убегает! — говорит другой щенок. Весело лают щенки. (По М. Петрову)

Щеглята

Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпусти­ли Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.


^ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — С

1. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща—ся щу—су щё—сё щи—си

ся—ща сю—щу сё—щё си—щи

ащ—ась ощ(ощь)—ось ящ—ясь

ющ—юсь ищ—ись ещ(ещь)—есь

ась—ащ ось—ощ(ощь) ясь—ящ

юсь—ющ ись—ищ есь—ещ(ещь)


2. Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, по­сёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, се­мена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

2. С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

3. Слова со звуками щ, с.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать сгущенный, щурился, блестящий, настоящий, освеще­ние, восхищение, светящийся.


3. Упражнение. Произносить (читать) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусё­нок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пру­ду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На оси­нах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.


4. Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс —

Настоящий! (А Барто)

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.


^ В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

— Три щёку, Сеня!


5. Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол А Маша не боится

В клетке на окошке, Ни кошки, ни щегла.

Третий год ему пошёл, Щеглу дала напиться,

А он боится кошки. А кошку прогнала.

(А. Барто)

6. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

^ Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. По­нравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились дру­гие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фо­ма сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не ус­пела схватить Фому.


^ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ - Ш

1. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща—ша щу—шу щи—ши ше—ще

ша—ща шу—щу ши—щи ще—ше

ащ—аш ющ—юш ещ—еш

аш—ащ юш—ющ еш—ещ


2. Упражнение. Произносить (читать) слова.

ща—ша

гуща—туша пищать—лишать

чаща—чаша трещать—решать

роща—пороша щавель—шалфей

помещать—помешать обещать—мешать

навещать—вешать укрощать—украшать

щё —шё

щёлк—шёлк щётка—шёрстка
щёки—шёпот лущёный—тушёный
мощёный—гашёный

щу—шу

пищу—пишу угощу—укушу щука—шубка
прощу—прошу помещу—спешу

щи — ши

пищи—пиши защита—зашита плащи—наши
трещи—реши лещи—ерши вещи—ваши

ще — ше

щепка—шейка щебет—шелест

ищет—пишет пуще—тише вращение—решение


3. Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Лещ шуба плащ щука ерш шалаш


4. Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рва­ли щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и щебечут пти­цы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь— не найдёшь, не разыщешь — так пойдешь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.


5. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

У (щуки) шуба толстая

Мне нужны, поспеши их отдать

(Кошка) не любит, чтобы ее чесали (щетка) по шерстке.


6. Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В роще

Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу при­летела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно.

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Тре­щал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шура кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.


7. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил едва прораставшие крылышки. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страза. И все-таки он не усидел на ветке. Я поспешил отозвать смущенного пса и ушел. Я восхищался героизмом маленькой пташки. (По И. С. Тургеневу).


^ ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц.

Постановку звука ц можно начинать только при ус­ловии хорошего произношения звуков с и т.

Нормальная установка при произнесении звука ц.

1) Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик язы­ка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи.

2) Губы растянуты в улыбке.

3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в пря­мых слогах зубы размыкаются.

4) Воздух выдыхается толчком в момент размы­кания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.

5) Звук ц твёрдый, глухой.

Звук ц образуется при слиянии звуков т и с.

При произнесении звука ц выдыхаемая струя воз­духа является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков т и с в от­дельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.


^ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха. Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твёрдый звук т.

^ Упражнения для языка. 1) Открыть рот. Кончи­ком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изо­лированного нормального звука т кончик языка упи­рается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кон­чик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ла­донью руки.

Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произне­сении звука ц,

Примечание. При произнесении звука, имитиру­ющего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.

2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.

Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц.

Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слы­шится короткий звук с.

3) Повторить предыдущее упражнение без зажа­тия зубами боковых краёв языка.

Примечание. Иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца), если рот широко от­крыт.


^ ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

1. Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ОБРАЗЕЦ: и — ц, о — ц, у — ц

ыц—уц—оц—ац

ец—иц—ёц—яц

ыц—иц—уц—ец

ец—уц—иц—ыц

ац—оц—уц—ыц

яц—ёц—иц—ец

ац—яц—оц—ёц

ёц—оц—яц—ац


s-uchetom-novoj-redakcii-trudovogo-kodeksa-rf-stranica-12.html
s-uchetom-novoj-redakcii-trudovogo-kodeksa-rf-stranica-5.html
s-uchetom-skazannogo-mozhno-sformulirovat-ne-strogo-proveryaemie-no-na-nash-vzglyad-dostatochno-produktivnie-ishodnie-predpolozheniya.html
s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-g-pushkino-pushkinskogo-municipalnogo-rajona.html
s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-stranica-7.html
s-ulic-kaliningrada-budut-ubrani-igrovie-avtomati-pervij-kanal-novosti-04-10-2005-tingaeva-natalya-12-00-14.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-zashita-intellektualnoj-sobstvennosti-i-patentovedenie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mitropolit-makarij-literatura-periodizaciya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonodatelnoe-sobranie-irkutskoj-oblasti-postanovlenie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-i-ob-ohrane-okruzhayushej-sredi-irkutskoj-oblasti-v-2008-godu.html
  • tests.bystrickaya.ru/lozhnaya-trevoga-teni-stalina.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-po-kursu-18-osnovnaya-literatura-18.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sedmaya-ramochnaya-programma-nauchno-tehnologicheskogo-sotrudnichestva-es-7rp-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-deutsch-ist-nicht-so-schwer.html
  • studies.bystrickaya.ru/1-kommerchesko-pravovoe-obespechenie-uchebnoe-posobie-utverzhdeno-na-zasedanii-kafedri-transportnih-tehnologij.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika-dlya-aspirantov-v-otrasli-08-00-00-ekonomicheskie-nauki-nizhnij-novgorod.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tajnij-mir-shopogolika-kinsella-stranica-15.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ohranno-podderzhivayushij-remont-uchebno-metodicheskij-kompleks-programmi-povisheniya-kvalifikacii-rukovoditelej-i-specialistov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sb-kultishev-netipichnie-sluchai-prekrasheniya-prava-sobstvennosti-na-obekti-nedvizhimosti-i-voprosi-kompensacii-za-prekrashaemie-prava.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metod-krugovoj-trenirovki-kak-effektivnoe-sredstvo-povisheniya-urovnya-fizicheskoj-podgotovlennosti-uchashihsya-na-urokah-fizicheskoj-kulturi-avtor-yurina-n-v-uchitel-fizicheskoj-kulturi-mou.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xiv-kak-oni-bili-viseleni-ubijstvo-checheno-ingushskogo-naroda-narodoubijstvo-v-sssr.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-deloproizvodstvo-sostavlen-na-osnove-bazovoj-programmi-deloproizvodstvo-i-dokumentacionnoe-obespechenie-predpriyatiya-utverzhdennoj-05.html
  • education.bystrickaya.ru/-170-mln-rub-dopolnitelno-postupit-v-byudzhet-municipaliteta-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zdorovesberegayushie-tehnologii-v-akusherstve-ginekologii-sbornik-statej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-posobie-podgotovleno-na-kafedre-kulturologi-i-socialnoj-kommunikacii-sootvetstvuet-programme-disciplini.html
  • knigi.bystrickaya.ru/segmentaciya-rinka-rinok-kak-obektivnaya-osnova-marketinga.html
  • write.bystrickaya.ru/gazetaru-moskovskaya-regionalnaya-pressa-internet-smi.html
  • writing.bystrickaya.ru/bolgariya.html
  • student.bystrickaya.ru/2-usluga-i-ee-potrebiteli-programmi-reformirovanie-regionalnih-i-municipalnih-finansov-lipeckoj-oblasti-na.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-mezhdunarodnaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-tehnologii-razrabotki-informacionnih-sistem.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grigorev-aleksandr-vadimovich-1959-g-rozhdeniya-s-p-shavel-yo-v-izdanie-vtoroe-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/preduprezhdenie-i-lechenie-ostroj-pochechnoj-nedostatochnosti-pri-kriticheskih-sostoyaniyah-14-00-37-anesteziologiya-i-reanimatologiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/oceola-vozhd-seminolov-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-raschet-osnovnih-elementov-korpusa-poyasnitelnaya-zapiska-kkursovomu-proektu-po-kursu-prikladnaya-mehanika-razdel-detali-mashin.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-v-visshih-uchebnih-zavedeniyah-gosudarstvennij-obsheobyazatelnij-standart.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poslednyaya-doroga-v-nebo-moskovskij-komsomolec-07062010-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-5-7-iyunya-2010-g.html
  • student.bystrickaya.ru/3-vibor-metodov-proizvodstva-rabot-i-osnovnih.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-administracii-rostovskoj-oblasti-na-2011-god-glavnie-zadachi-stoyashie-pered-administraciej-rostovskoj-oblasti-i-organami-ispolnitelnoj-vlasti-oblasti-stranica-10.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-neonovaya-shkolnaya-doska-dizajnerskaya-podgotovka-viktor-papanek.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-o-rabote-mou-sosh-p-opitnij-civilskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-za-2008-god.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnie-etapi-razvitiya-konstitucionalizma-v-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.