.RU

Счем Россия придет в вто? - страница 6



развития и поддержки малого предпринимательства (имеет около 70

региональных коллективных членов), профсоюз работников малых

предприятий. С 1998 г. существует общественно-политическое движение

“Развитие предпринимательства”, целый ряд др. союзов и ассоциаций

(женщин-предпринимательниц, молодых предпринимателей, ремесленников

и т.п.), выражающих корпоративные интересы малого бизнеса и

участвующих в формировании политики в отношении малого

предпринимательства. В декабре 2001 г. состоялся – при неформальной

поддержке администрации Президента России - учредительный съезд

Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРа). С целью

более полного учета мнения предпринимательской общественности при

формировании государственной политики в отношении данной

социально-экономической группы дважды – в 1996 и 1999 гг. –

проводились Всероссийские съезды представителей малых предприятий, а

также три представительные всероссийские конференции.

Для разработки и координации, а также оценки итогов реализации

политики в области содействия малому предпринимательству к середине

90-х гг. были созданы как на федеральном уровне (Государственный

комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства, нне его

функции выполняет департамент в Министерстве по антимонопольной

политике и поддержке предпринимательства), так и более чем в 70

регионах Российской Федерации (департаменты поддержки малого

предпринимательства или отделы в экономических департаментах

региональных администраций) специальные органы государственного

управления. При ряде региональных структур исполнительной власти

существуют общественные советы по малому предпринимательству,

выполняющие экспертные функции, такой же Общественный совет

предпринимателей сформирован (но практически не приступил к работе)

и при Правительстве РФ.

На этой основе на федеральном и региональном уровнях принимаются

федеральные и региональные программы поддержки малого

предпринимательства. Так, в масштабе Российской Федерации в целом

имеется уже опыт разработки и осуществления четырех таких программ –

в 1994-1995, 1996-1997, 1998-1999 и 2000-2001 гг. В настоящее время

Правительство готовится внести в Думу очередную такую программу на

2003-2005 гг.

Тем не менее результаты деятельности инфраструктуры

государственно-общественной поддержки малого предпринимательства

отнюдь не впечатляют. Оставляя за скобками зачастую

контрпродуктивное воздействие на сектор малого предпринимательства

общей социально-экономической политики российского государства (в

особенности – налоговой и бюджетной), следует отметить, что низкий

коэффициент полезного действия в значительной мере объясняется целым

рядом серьезных просчетов государственной политики в отношении

малого предпринимательства, которые, в свою очередь, обусловлены

неадекватными представлениями о состоянии “управляемой системы”. В

том числе, речь идет об отсутствии обоснованных данных о степени

готовности российского общества в целом и отдельных его

социально-демографических, профессиональных, образовательных и

имущественных групп к предпринимательской деятельности.

Так, декларируя необходимость поддержки вовлечения населения в малое

предпринимательство в качестве одной из целей, ни одна

проанализированная нами программа федерального и регионального

уровня не содержит описания мер по реализации данной целеустановки,

а с учетом хронического недофинансирования программ поддержки МП

становится ясно, что реально никакой осмысленной политики в данном

отношении не проводится.

Между тем, по нашему глубокому убеждению, основывающемуся на

результатах ряда исследовательских проектов, осуществленных РНИСиНП

начиная с 1992 г., в российском обществе существует достаточно

прочное „протопредпринимательское ядро“, размеры которого, правда,

значительно колеблются под влиянием целого ряда факторов и условий и

весьма различаются в межрегиональном сопоставлении. При этом далеко

не всякие шаги по содействию малому предпринимательству содействуют

расширению этого ядра, не говоря уже о превращении

протопредпринимателей в начинающих предпринимателей, а начинающих –

в действующих.

Совершенно очевидно, что – учитывая численность населения России,

его образовательный уровень и др. факторы – активизация

протопредпринимательских слоев населения могла бы привести к

подлинно необратимым последствиям в плане создания стабильно

развивающейся конкурентной рыночной экономики и социального

государства.

Разумеется, эти допущения учитывают только сторону “предложения” – в

значительной мере рост сектора МП обусловлен и “спросовыми”

ограничениями (уровень насыщенности локальных рынков, наличие

платежеспособного спроса населения на товары и услуги стартующих МП

и т.п. факторами), которые, в силу ограниченности задач проекта,

остались за пределами рассмотрения.

Актуальность задачи для реформирования росcийской экономики и

разработки социально-экономической политики

В первой половине – середине 90-х гг., когда в секторе малого

предпринимательства еще наблюдался рост как числа самих МП, так и

численности занятых, государственные органы, ответственные за

политику в отношении малого бизнеса, исходили из того, что к концу

90-х гг. численность МП в России должна составить до 8-10 млн., а

число занятых на них – до 60 млн. чел.; при разработке Федеральной

программы поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. эти

цифры были существенно скорректированы в стороны понижения, но

по-прежнему далеки от реалистических проектировок (удвоение числа МП

и почти двукратное увеличение занятости а данном секторе по итогам

ее реализации - т.е. примерно 1,5-2 млн. МП и 12-14 млн. занятых на

малых фирмах). К настоящему времени очевидно, что даже этих скромных

показателей достичь не удалось. Литшь с учетом индивидуального

предпринимательства можно говорить о выходе на численность

хозяйствующих единиц в секторе МП порядка 5,6 млн. и численности

занятых около 17 млн. чел.

Регулярность ошибок государственных структур в оценке даже этих

макропараметров “управляемой системы” связана не только с

имманентным бюрократическим системам в условиях торга за ресурсы

стремлением к намеренному завышению предполагаемых результатов их

деятельности, но и с отсутствием достоверных, оперативно поступающих

и содержащих необходимый для выработки решений объем данных исходных

ориентировок.

До сих пор отсутствует общенациональная система учета индивидуальных

предпринимателей (среди которых – не только самозанятые, но и

достаточно крупные фирмы с несколькими десятками и даже сотнями

работников), в результате чего реальная роль сектора малого бизнеса

оказывается сильно недооцененной. На основе таких сведений

невозможно ни глубоко анализировать текущую ситуацию, ни

вырабатывать экспертный прогноз развития малого предпринимательства

в региональном либо отраслевом разрезе, равно как и в

общефедеральном масштабе. В результате пока в государственных

органах, ответственных за содействие развитию малого бизнеса,

сложилась крайне приблизительная оценка потребности в ресурсах для

оказания воздействия на процессы в секторе МП, усугубляемая

отсутствием обратной связи.

Кроме того, необходимо отметить, что в исследованиях и оценках

состояния сектора малого предпринимательства речь идет о параметрах

уже функционирующих МП. Между тем, весьма важной задачей, к решению

которой еще не подступались государственные органы, является оценка

потенциала развития малого предпринимательства. Без ее решения

невозможен сколько-нибудь реалистический прогноз развития малого

предпринимательства – числа МП, численности занятых в данном секторе

народного хозяйства, его вклада в ВВП и др. важнейших показателей.

Данная проблема имеет две составляющих: во-первых, качество

предпринимательской среды в России в целом и на уровне регионов и

отдельных муниципальных образований, во-вторых, наличие

„предпринимательского фермента“ в обществе (готовность к риску и

принятию ответственности, образовательный уровень, профессиональная

подготовка и т.п.). Понятно, что обе составляющие связаны друг с

другом: чем лучше предпринимательский климат в обществе в целом и на

уровне каждого данного поселения, тем выше число потенциальных и

актуальных предпринимателей. С др. стороны, изменение

предпринимательского климата в лучшую сторону во многом зависит от

того, насколько активны, последовательны и консолидированы

предприниматели в отстаивании общих интересов – как на уровне страны

в целом, так и в местном масштабе; кроме того, даже при наличии

сформированной инфраструктуры для развития малого

предпринимательства и относительно благоприятном отношении к малому

бизнесу едва ли можно ожидать его интенсивного развития там, где для

этого отсутствует в должном масштабе социальный и культурный

капитал, а также первоначальные финансовые ресурсы, где низка

готовность населения к самозанятости и тем более – к занятию

предпринимательской деятельностью.

Не претендуя в рамках относительно краткосрочного проекта на

раскрытие всего комплекса очерченных выше вопросов (особенно –

связанных с макроэкономическими компонентами предпринимательской

среды), коллектив проекта осуществил в феврале-марте 2002 г.

пилотное исследование предпринимательского потенциала в ряде

регионов России. Предпринимательский потенциал мы первоначально

определили как совокупность всех физических лиц, готовых к занятию

предпринимательской деятельностью.

Помимо установления примерных рамок предпринимательского потенциала,

немаловажно выяснить также, в какой мере этот предпринимательский

потенциал реализуется, проходя различные стадии предстартового,

стартового, а затем – стабильно действующего малого бизнеса. Вообще

говоря, снижение численности МП в России и отдельных ее регионах

может быть следствием разных причин (сокращения предпринимательского

потенциала, снижения доли потенциальных предпринимателей, вступающих

в предстартовую фазу, далее, снижения – вследствие ли высоких

барьеров или иных причин - доли стартующих, наконец, повышения

удельного веса разоряющихся на стадии старта по сравнению с

выживающими и т.д.), а также комплекса этих причин. В условиях,

когда приближалось вступление в действие (с июля 2002 г.) пакета

законопроектов, направленных на дебюрократизацию экономики, снятие

ненужных барьеров на входе на рынок для стартового

предпринимательства, важно было знать: будет ли тем самым решена

проблема ускорения роста сектора МП за счет увеличения числа

стартующих МП?

Кроме того, было проведено анкетирование экспертов в области

развития малого предпринимательства из примерно 20 регионов России,

которое позволило сопоставить взгляд “извне” с оценками самих

потенциальных предпринимателей. Наряду с этим, по специальной анкете

были опрошены 72 специалиста – представителя сервисных организаций

поддержки предпринимательства по вопросам

востребованности/доступности их рыночных услуг со стороны стартующих

МП. Наконец, состоялось 12 неформализованных интервью с так

называемыми латентными предпринимателями – т.е. с теми лицами,

которые в последнее время начали активные действия по созданию

собственной фирмы. В ходе этих интервью также были до некоторой

степени уточнены некоторые обстоятельства, сопутствующие

предстартовым приготовлениям и сопровождающие их.

Методика исследования

При анализе предпринимательского потенциала в качестве основного

инструмента сбора первичных данных был использован стандартизованный

(анкетный) опрос взрослого трудоспособного населения.

В ходе его реализации были проведены формализованные интервью (1756

чел., в 19 субъектах Российской Федерации, представляющих 12

экономико-географических регионов России) по всероссийской выборке.

В число регионов, в которых был проведен опрос, вошли: Москва,

Санкт-Петербург, Новгородская обл., Республика Коми, Владимирская,

Ярославская, Тульская, Воронежская, Московская обл., Татарстан,

Самарская, Ростовская обл., Ставропольский край, Свердловская,

Челябинская, Кемеровская, Новосибирская обл., Красноярский и

Хабаровский края. В числе опрошенных были жители двух мегаполисов

(10,5%), областных, краевых, республиканских центров (37,1%),

райцентров (25,5%) и сельских поселений (26,8%).

Большинство вопросов базовой анкеты, включавшей 59 вопросов,

предполагали широкий набор вариантов закрытых ответов, допускающих

свободу выбора подходящего ответа. Кроме того, была предусмотрена

возможность самостоятельного формулирования опрашиваемыми

собственной позиции (открытый ответ). Базовая анкета содержала ряд

основных разделов, в совокупности позволяющих охарактеризовать:

1. Общее отношение к предпринимательской деятельности

2. Основные смысложизненные ценности

3. Финансово-имущественный потенциал семьи

4. Социальные сети и участие в них

5. Отношение к открытию собственного дела

6. Профессиональные и социально-демографические характеристики

опрашиваемых.

Анкета состояла из вопросов преимущественно качественного характера,

в совокупности дающих достаточно полное представление о социальном и

культурном капитале, профессионально-квалификационных и

образовательных данных, наличии специфических человеческих качеств

(способность и готовность к риску, умение планировать и расчитывать

свои действия, организационные навыки, лидерские черты личности и

т.д.), имущественном статусе респондента. С др. стороны, будет задан

ряд вопросов, нацеленных на выявление степени „продвинутости“

респондента с точки зрения реализации им своих предпринимательских

задатков (наличие „мечты“, попыток конкретизировать „мечту“ в виде

предпринимательского проекта, предпринятых шагов по поиску ресурсов

для его реализации, наконец – попыток придать своему проекту статус

действующего предприятия, трудностей на этом пути и т.п.).

В результате после обработки полученных анкет выяснилось, что в

выборку попали 237 протопредпринимателей (наличие

предпринимательской “мечты” или выраженного намерения открыть

собственное дело), что составило 13,5% всей выборки исследования, и

121 действующий предприниматель (6,9 % выборки).

Таким образом, получен достаточный массив сопоставимых данных,

позволяющих при необходимости производить углубленный анализ

предпринимательского потенциала, этапов и форм его реализации,

препятствий развитию на каждом из этапов превращения

предпринимательской идеи в стартовое предприятие.

Отношение населения России к предпринимательству: причины, факторы,

тенденции

Необходимо отметить, что – вопреки широко распространенному, как на

уровне обыденного сознания, так и среди экспертного сообщества –

взгляду, согласно которому население России негативно воспринимает

предпринимательство как особый тип деятельности и предпринимателей

как его персонифицированных носителей, это отнюдь не так. Во-первых,

достаточно позитивным является личное отношение респондентов к

предпринимательству (см. таблицу 1): только в отношении банковского

бизнеса доля тех, кто относится к нему положительно и “скорее,

положительно” не дотягивает до 50-процентной отметки (при 1/3

относящихся к банковскому бизнесу отрицательно и “скорее,

отрицательно”). Уже у крупного промышленного бизнеса баланс оценок –

явно положительный (53% положительных против 30% отрицательных), что

же касается малого бизнеса (82% положительных при 10% отрицательных

оценок) и семейного или челночного бизнеса (75% положительных против

15% отрицательных), то совершенно очевидно, что отношение населения

к этим видам предпринимательской (или квазипредпринимательской)

деятельности вполне позитивное, хотя, по-видимому, и по различным

причинам. Если крупный промышленный бизнес воспринимается, скорее

всего, как “кормилец”, пришедший на смену государству, то в

отношении челночного и семейного бизнеса срабытывает другой

стереотип сознания – этим предпринимателям поневоле сочувствуют (они

“крутятся, чтобы прокормить себя и семью”). И, вероятно, несколько

иной – уважительный - оттенок имеет отношение населения к малому

предпринимательству: эти люди “сделали себя” сами, наладили дело, да

еще и создают рабочие места для других.

Таблица 1.

Каково Ваше личное отношение к частному предпринимательству? (в % от

опрошенных)

Отношение к бизнесу В целом, положительное Скорее,

положительное Скорее, отрицательное В целом, отрицательное

Затрудняюсь ответить

Крупному – в промышленности, строительстве и т.п. 23,5 29,5

17,7 12,0 17,4

Банковскому 17,6 26,7 19,7 13,7 22,3

Малому 38,6 43,2 6,9 2,7 8,6

Семейному или “челночному” 35,0 40,7 10,3 4,7 9,3


Отметим, что сформировавшееся в обществе отношение к

предпринимательству, и в первую очередь – к малому и семейному

бизнесу – носит отнюдь не умозрительный характер: среди опрошенных у

2/3 есть знакомые-предприниматели, у 42 % - это близкие друзья, у ¼

- дальние родственники, а более чем у 1/5 - ближайшие родственники.

Таким образом, в подавляющем большинстве население России формирует

свое отношение к предпринимателям отнюдь не на основе

идеализированных и идеологизированных схем (как это было на ранних

этапах системной трансформации), а на основе достаточно

реалистического представления об образе жизни, ценностях, нормах

поведения, проблемах нового предпринимательского слоя.

Далее, как несколько более благоприятное оценивает население то

отношение к малому бизнесу, которое сложилось на их “малой родине”,

по сравнению с отношением в обществе в целом: как положительное или

скорее положительное оценивают отношение к малому

предпринимательству в своем населенном пункте – 73%, в стране в

целом – чуть более 2/3 опрошенных (см. табл. 2). По-видимому,

сказывается именно формируемый средствами массовой информации

стереотип, согласно которому население России воспринимает

предпринимательство в целом негативно: не усматривая такого

“плохого” отношения в своем ближайшем окружении, но находясь под

влиянием навязываемых стереотипов, респонденты склонны относить его

на счет населения др. территорий России.

Таблица 2.

Как Вы оцениваете отношение к малому предпринимательству сейчас (в %

от опрошенных)?

Отношение Положительное Скорее, положительное Скорее,

отрицательное Отрицательное Затрудняюсь ответить

В Вашем городе, поселке, деревне 28,8 44,2 12,3 2,8 11,9

В стране в целом 26,4 41,5 12,7 3,8 15,6


Разумеется, мнение респондентов относительно отношения к малому

бизнесу в их регионе/населенном пункте, а тем более – в стране в

целом, складывается под влиянием целого ряда факторов. К их числу

следует отнести, во-первых, степень успешности в жизни. Так, 88 %

среди тех, кому удалось повысить за годы реформ свой жизненный

уровень, полагают, что отношение к малому бизнесу в их населенном

пункте положительное или “скорее, положительное” (78% из них

распространяют такую же оценку на население России в целом), тогда

как среди тех, кто утратил надежду когда-либо приспособиться к

переменам, лишь 55% оценивают отношение к малому бизнесу как

положительное или “скорее, положительное” в их населенном пункте

(53% придерживаются такой же оценки в отношении страны в целом).

Если разложить понятие успешности на ряд более детальных

характеристик, то складывается следующая картина. Положительную или

“скорее, положительную” оценку отношения к малому бизнесу в своем

регионе заметно чаще дают:

77% повысивших свой статус в обществе,

78% тех, кто сегодня имеет хорошие возможности реализовать себя в

профессии,

79% позитивно оценивающих общую ситуацию в собственном регионе

80% имеющих хорошую возможность получения необходимых образования

и знаний в целом,

82% тех, чья жизнь, по самооценке, складывается хорошо.

Отрицательно или “скорее, отрицательно” характеризуют отношение к

малому бизнесу в своем регионе чаще:

20% тех, кто не имеет достаточных возможностей получить требуемые

образование и знания в целом,

22% тех, кто ощущает невозможность реализовать себя в профессии,

24% респондентов, расценивающих общую ситуацию в своем регионе как

плохую,

почти 30% негативно оценивающих то, как складывается их

собственная жизнь,

30% тех, кто считает, что утратил свой статус в обществе.

Примерно аналогичным образом выглядит и зависимость оценок

респондентами отношения к малому предпринимательству в России в

целом – и здесь проекция собственной успешности/неуспешности

корректирующим образом воздействует на их оценки. Важно, однако,

обратить внимание на другое: при всех колебаниях вокруг средних

значений ни в одной группе населения – по

социально-профессиональным, возрастным, социально-психологическим

или материальным признакам – уовень общественной поддержки малого

предпринимательства не снижается ниже 52-60%. Иными словами, даже

предубежденные или разочаровавшиеся не могут отрицать в целом

положительного восприятия такого явления, как малое

предпринимательство, российским обществом.

Во-вторых, важной предпосылкой успешности являются индивидуальные

стратегии обеспечения материального благосостояния, которых в

исследовании было выделено двенадцать. В зависимости от особенностей

основной избранной респондентом стратегии оценки общественного

отношения к малому бизнесу также различались: например, те, кто

сделал ставку на переквалификацию с целью получения более

оплачиваемой работы, склонны более позитивно оценивать отношение к

малому бизнесу в собственном регионе и в России в целом, та же часть

респондентов, которые отчаялись, либо выживают за счет распродажи

приобретенного в предыдущие годы имущества, а также залезают в

долги, придерживаются менее оптимистического взгляда.

Личное отношение опрошенных к малому бизнесу различается более

заметно, и это понятно: в данном вопросе респонденты не считают

необходимым соотносить свою оценку с той, которая, как им кажется,

господствует в обществе. Каковы основные факторы, влияющие на

формирование личного отношения респондентов к малому бизнесу?

Во-первых, это – общее эмоциональное отношение к тем, кто

разбогател: свыше половины тех, кто с уважением относится к

разбогатевшим за последние годы людям, и почти половина тех, кто

относится к ним с интересом, положительно воспринимает малый бизнес,

с др. стороны, свыше ¼ тех, кто презрительно относится к

разбогатевшим людям, “скорее, отрицательно” воспринимает и малое

предпринимательство; 16 % тех, кто презирает богатых, относится к

малому бизнесу “отрицательно”.

Нужно отметить, что различия в уровне доходов, хотя и оказывают

воздействие на отношение к малому бизнесу, но в целом все же более

сглаженное: даже в доходных группах менее 1000 руб. в мес. на

человека свыше ¾ респондентов все же воспринимает малое

предпринимательство положительно или “скорее, положительно” (по

выборке в целом – 82 %). Относительно незначимым оказался и тип

собственности того предприятия, на котором работает респондент в

настоящее время: среди занятых ИТД доля поддержки малого бизнеса

составляет 80%, по остальным категориям предприятий и организаций,

включая госсектор – не менее 70%.

Более значимы возрастные различия между респондентами: свыше 90% в

обеих младших возрастных группах – против всего лишь 2/3 в

предпенсионном и пенсионном возрастах – имеют позитивное отношение к

малому бизнесу. То же можно сказать и об образовательных различиях:

если среди категории лиц с неполным средним образованием доля

положительно относящихся к малому бизнесу составляет несколько менее

3/4, то среди лиц с высшим и незаконченным высшим – доходит почти до

90%.

Среди населения мегаполисов уровень положительного отношения к

малому предпринимательству составляет 87%, тогда как ниже всего он

на селе – ¾ сельского населения. (В целом, однако, отметим, что

исходная гипотеза была гораздо более “мрачной” в отношении

толерантности сельской местности к малому бизнесу – по-видимому, и

здесь за годы рыночных преобразований произошли существенные сдвиги

в сознании населения.)

Особенно велики колебания в зависимости от

социально-професссионального статуса: если среди разнорабочих и

подсобных рабочих доля положительно воспринимающих малый бизнес

составляет всго 2/3, то среди самих предпринимателей, а также

самозанятых и домохозяек доля поддержки превышает 90% (приближаясь у

предпринимателей к 95%).

Весьма симптоматичны различия в отношении к малому бизнесу между

отдельными категориями респондентов, имеющих опыт руководящей

работы: если среди тех, кто руководил в прошлом коллективами от 100

чел. и выше, процент симпатизирующих малому предпринимательству

составляет около 70%, то среди прежних руководителей малых и

микроколлективов – от 83 до 85%. Особенно велика доля поддерживающих

малое предпринимательство – среди тех бывших менеджеров, кто

руководил самостоятельной производственно-хозяйственной единицей

(95%).

Динамика отношения к малому бизнесу в оценке респондентов

Необходимо отметить, что баланс оценок изменения отношения к малому

предпринимательству в целом позитивный (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Как, по Вашему мнению, изменилось отношение к малому

предперинимательству за последние 2-3 года? (в % от числа

опрошенных)

Отношение к малому предпринимательству Стало лучше Не

изменилось Стало хуже Затрудняюсь ответить

В вашем городе, поселке, деревне 31,9 39,7 10,6 17,8

В стране в целом 29,7 37,2 9,9 23,1


Разумеется, и оценка изменения отношения в регионе проживания и

обществе в целом к малому предпринимательству сильно зависит от

субъективного положения и настроения респондентов: те, кому удалось

улучшить свои условия жизни, заметно опитимистичнее оценивают

изменение психологического климата в обществе вокруг малого бизнеса,

чем те, кто потерял надежду адаптироваться к переменам; точно так же

улучшение статусных позиций, хороший доступ к образованию и знаниям,

возможность самореализации в профессии заметно улучшают оценку

динамики общественного отношения к малому предпринимательству –

равно как и хорошая общая ситуация в регионе и интегральная

самооценка того, как в целом складывается жизнь респондента.

Аналогично тому, как выше была описана зависимость между оценкой

общественного отношения к малому бизнесу на данный момент и

реализуемыми респондентами индивидуальными жизненными стратегиями,

выглядит и взаимосвязь между их ретроспективной оценкой изменения

отношения к малому предпринимательству и реализуемыми ими методами

повышения своего материального благосостояния: наиболее

оптимистичные оценки снова были даны теми, кто активно занимается

переквалификацией, а также – сдачей внаем недвижимости и работой по

совместительству.

Отношение россиян к новым богатым

В известном смысле проверочный характер имел вопрос об отношении

респондентов к тем, кто разбогател в последние годы: хотя малое

предпринимательство отнюдь не является источником значительных

личных состояний, тем не менее гипотеза исследования состояла в том,

что личное отношение в разбогатевшим – в обществе, степень

имущественного и социального расслоения которого за какие-нибудь

10-12 лет достигла уровня, присущего странам так называемого

spisok-lteraturi-zakonodavch-peredumovi-realzac-norm-mzhnarodnih-standartv-ocnki-v-ukran-12.html
spisok-meropriyatij-posvyashennih-20-letiyu-nezavisimosti-r-k.html
spisok-monografij-k-ekzamenu-po-istorii-rossii.html
spisok-nachalnikov-vedomosti-lisyakov-vyacheslav-01022007-17-str-a4-gosduma-rf-monitoring-smi-1-fevralya-2007-g.html
spisok-nagrazhdennih-pochetnoj-gramotoj-tyumenskoj-oblastnoj-dumi-v-2005-godu.html
spisok-nagrazhdyonnih-rabotnikov-torgovli-i-sferi-uslug-goroda-volgodonska-v-chest-professionalnogo-prazdnika-na-torzhestve-14-marta-2012-goda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ob-ispolzovanii-yuvenalnih-tehnologij-v-deyatelnosti-mirovogo-sudi-po-otpravleniyu-pravosudiya-v-gryazinskom-sudebnom-uchastke-1-lipeckoj-oblasti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-oformleniyu-tezisov-dokladov.html
  • student.bystrickaya.ru/38-nazarbaev-na-klyuchi-ot-krizisa-rossijskaya-gazeta-2009-2-fevr.html
  • institut.bystrickaya.ru/telefonnij-razgovor-kak-sposob-poiska-raboti-agashkina-galina-gennadevna.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kliniko-morfologicheskaya-harakteristika-izmenenij-eutopicheskogo-i-ektopicheskogo-endometriya-pri-rasprostranennih-formah-genitalnogo-endometrioza-14-01-01-akusherstvo-i-ginekologiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-departament-nedropolzovaniya-i-ekologii-tyumenskoj-oblasti-perechen-predpriyatij-podlezhashih-planovim-proverkam-na-2010-god-stranica-22.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sostaviteli-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-551800.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referativno-issledovatelskaya-rabota-tema-stanovlenie-opernogo-zhanra.html
  • bukva.bystrickaya.ru/restrukturizaciya-obyazatelnih-platezhej.html
  • shkola.bystrickaya.ru/roman-ob-istorii-filosofii-stranica-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/i-kratkoe-soderzhanie-4-ii-rekomendacii-7-stranica-19.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vremya-i-mesto-sozdaniya-gomerovskih-poem.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-aparatti-anitamali-zhattar-tobi-anitama.html
  • student.bystrickaya.ru/2-usloviya-osushestvleniya-obrazovatelnogo-processa-1-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/molodezhnij-sleng-i-ego-otrazhenie-v-sovremennih-smi.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-realizacii-gosudarstvennoj-politiki-v-oblasti-ohrani-truda-v-respublike-bashkortostan.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yazikoznanie-v-sisteme-nauk.html
  • school.bystrickaya.ru/immunologicheskij-sendvich-ili-kak-ishut-virusi.html
  • control.bystrickaya.ru/bushkov-aleksandr-rossiya-kotoroj-ne-bilo-tom-4-stranica-6.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-ohrane-truda-dlya-organizacij-goroda-moskvi-obshie-polozheniya-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spb-izd-respeks-2000-stranica-8.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shestaya-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-modelirovanie-teoriya-metodi-i-sredstva-informacionnoe-soobshenie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnij-proekt-shkola-v-licah30-letiyu-shkoli-posvyashaetsya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-a-yumasheva-prevenciya-ekstremizma-sredi-molodezhi-v-usloviyah-izmenyayushejsya-rossii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-operacii-so-svyazannimi-storonami-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-magnitogorskij-metallurgicheskij.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionnih-tehnologij-v-rabote-kraevedcheskogo-muzeya-perspektivi-razvitiya-osobennosti-i-problemi.html
  • school.bystrickaya.ru/agropromishlennij-kompleks-doklad-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-kurmanaevskij-rajon-orenburgskoj-oblasti-o-dostignutih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-1-3-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-kontrolnaya-rabota-1-uprazhnenie-1-vmesto-tochek-upotrebite-glagoli-nuzhnogo-vida-v-proshedshem-vremeni-osenyu-anita-ochen-skuchala-i-pochti-kazhdij-vecher-pisma-chitatprochitat.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osvidetelstvovanie-grazhdan-prebivayushih-v-zapase-vooruzhennih-sil-prikaz-ministra-oboroni-rf-ot-22-sentyabrya-1995.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-obshie-polozheniya-t-ivnih-dokumentov-v-stroitelstve.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-razrabotki-novogo-tovara-detskaya-odezhda.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rinok-prac-ta-jogo-regulyuvannya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-literature-dlya-5-9-klassov-razrabotana-na-osnove-sleduyushih-dokumentov-federalnij-uroven.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.