.RU

Самостоятельная работа 36 час. форма контроля ­ зачет Составитель В. В. Алексеев, докт биол наук, профессор Репина Р. К., канд пед наук, доцент Пояснительная записка


П


РОГРАММА

курса «Ландшафтное проектирование»

(6 семестр)


Объем часов: всего – 84 час.

в т.ч.: лекции – 16 час.

лабораторные занятия – 32 час.

самостоятельная работа – 36 час.

форма контроля ­ зачет


Составитель – В.В. Алексеев, докт.биол.наук, профессор Репина Р.К., канд. пед. наук, доцент


Пояснительная записка

Программа курса «Ландшафтное проектирование» предназначена для факультетов педагогических вузов по специальности 032500 «География» со специализацией «Ландшафтный дизайн». Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г. Номер государственной регистрации 378 пед/сп. Квалификация выпускника – учитель географии. Нормативный срок освоения программы согласно учебному плану при очной форме обучения - 5 лет.

Программа предназначена для студентов биологических факультетов педагогических университетов, дополнительной специальностью которых является «Ландшафтный дизайн». В программе не рассматриваются вопросы биологии, систематики, экологии, размножения, борьбы с вредителями, ухода за комнатными растениями, поскольку, данные разделы изучаются другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом для специализации «Ландшафтный дизайн».


^ Теоретический курс

Введение

Понятия: проектирование, планирование, техническое задание. История ландшафтного проектирования.

Проектирование

Подготовительные (предпроектные) работы. Планиметрическая или геодезическая съемка территории. Инвентаризация имеющих насаждений, анализ состояния, перенос на план. Анализ механического состояния и качества грунтов, нанесение коммуникаций (имеющихся, планируемых) на план. Определение функционального назначения территории, предпочитаемого ассортимента растений. Анализ возможностей дальнейшего обслуживания участка.

^ Типовой проект. Структура ландшафтного проекта

Генеральный план: стиль ландшафта, привязка строительных элементов к существующим строениям и сооружениям.

^ План вертикальной планировки: проектные высотные отметки рельефа будущего ландшафта.

Дендроплан: размещение древесных растений с привязкой к элементам планировки (посадочный чертеж). ^ Схема дренажной системы: расположение и привязка магистралей дренажной системы с данными высотной отметки необходимых уклонов.

Схема системы полива: расположение водопроводящих магистралей с основными узлами монтажа системы. ^ Схема системы освещения: расположение светильников и электропроводки.

Схема дорожек и площадок: масштабная раскладка плитки, основных технологических узлов. Схема подпорных стенок: расположение и привязка подпорных стенок, основные конструктивные узлы и список используемых материалов.

^ Эскизы и схемы цветников: трехмерный рисунок с концепцией цветника, разбивочный чертеж с полным списком растений.

Эскизы и схема композиций: трехмерный рисунок с общей концепцией композиции, детальная схема (разбивочный чертеж) с полным списком растений и декоративных материалов.

^ Эскизы и схема водоема: трехмерный рисунок с общей концепцией водоема, детальная схема с полным списком материалов и растений.

Комплект рабочей документации к проекту: ведомость объемов работ, сметная документация; текстовая информация (пояснительная записка к проекту, описание технологии и последовательности выполнения всех работ; рекомендации по уходу за оформленным ландшафтом; фотографии и рисунки элементов благоустройства, растений и декоративных устройств; план-график последовательности выполнения работ.


^ Работы после сдачи проекта

Экспертиза проекта и проектной документации. Доработка проекта по замечаниям заказчика. Начало работ по реализации проекта: благоустройство и озеленение территории.


^ Темы для самостоятельной работы

Проектирование интерьера учебного помещения для учащихся разного возраста

Планирование дизайна пришкольной территории

Благоустройство зоны отдыха на территории пришкольного участка

Составление дендроплана с привязкой к определенному участку населенного пункта


^ Основная литература

Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. - М.: Агропромиздат, 1988.

Вергунов А.П., Денисов М.Ф. Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование.- М: Высшая школа, 1991.

Саймондс Дж. Ландшафт и архитектура.- М.: Стройиздат, 1965.


Дополнительная литература

Аксенова Н.А., Фролова Н.В. Деревья и кустарники для любителей садоводства и озеленения. - М.:МГУ, 1989.

Архитектурная композиция садов и парков. – М.: Стройиздат, 1980.

Митт Л.Я. Приусадебное декоративное садоводство. - М.: Колос, 1973.

Филин В.А. Видеоэкология. - М.: Тасс-Реклама, 1997.

Хессайон Д.Г. Все о клумбовых растениях.- М.: Кладезь-Букс, 2000.

Хессайон Д.Г. Все о декоративных деревьях и кустарниках.- М.:Кладезь-Букс, 2002.

Хессайон Д.Г. Все о вечнозеленых растениях.- М.: Кладезь-Букс, 2001.


Требования к уровню подготовки студентов по дисциплине


Ландшафтное проектирование – один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проектирования.

Социальная значимость ландшафтного проектирования, его методы позволяют решать архитектурно-градостроительные задачи с учетом требований современной экологии и ландшафтной архитектуры. При этом необходимо, чтобы в процессе обучения будущий педагог со специализацией «Ландшафтный дизайн», работая над объектом, хорошо представлял себе те потенциальные возможности, которые дает конкретная ландшафтная ситуация. Важно, чтобы, развивая в себе «чувство контекста», студент учитывал выше- и нижележащие масштабные уровни, реализовывал принципы преемственности, целостности, ландшафтной и экологической обусловленности каждого архитектурного объекта в качестве элемента жизненной среды

Целью изучения дисциплины является изучение методов архитектурного творчества, композиций пространства при ведущей роли рельефа, воды, зеленых насаждений и архитектурных сооружений.

Задачи:

-дать представление о ландшафтном проектировании

-познакомить студентов с основными принципами ландшафтного проектирования;

-показать практические возможности ландшафтного проектирования, как современного направления ландшафтоведения;

-дать представление об основных методах ландшафтной планировки.

- знание основных комплексов планировочных и агротехнических мероприятий по разработке и созданию эффективных систем озеленения


^ Перечень умений и навыков

1. Уметь решать архитектурно-градостроительные задачи с учетом требований ландшафтной архитектуры.

2. Умение проектирования населенных мест с учетом требований современной экологии.

3. Разработка проектов озеленения для создания благоприятных санитарных и гигиенических условий без нарушения экологического состояния среды.

4. Освоение основ архитектурно-ландшафтных знаний.


^ Тематический план лекций курса

«Ландшафтное проектирование»




Тема

Кол-во, ч

Литература

1.

Введение в ландшафтное проектирование

2

1. Боговая И.О., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест.– М.: Агропромиздат, 1990.– С. 3-11

2. Сычева А.В. Ландшафтная архитектура.– М.: Оникс 21 век, 2004.– С. 4-11.

2.

Методика ландшафтного

проектирования

2

1. С.34- 52

2. С. 43-69

3.

Структура ландшафтного проекта. Типовой проект.

2

1. С. 45-48

2. С. 8-23

4.

Принципы ландшафтно-планировочной организации

населенных мест

2

1. С. 5-38

5.

Ландшафтная организация территорий жилого района

2

1. С. 53-99

2. С. 67-76

6.

Ландшафтная организация территорий учебных заведений и больниц

2

1. С.133-136

7.

Ландшафтная организация территорий общего пользования

2

1. С. 144-160

2. С. 55-66

8.

Рабочая документация к проекту

2

1. С. 34-44

Всего

16





^ Тематический план лабораторных работ

курса «Ландшафтное проектирование»




Тема

Литература

Кол-во, ч.

Оборудование

1.

Ландшафтная организация территорий

1. Боговая И.О., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест: Уч. Пособие для вузов.– М., 1990.– 239 с.

2

Физические, градостроительные карты. Здания, сооружения, озелененные участки

2.

Построение систем озеленения в городах

1. С.24-28.

2

Различные схемы озеленения разных городов

3.

Построение систем озеленения в селах и деревнях

1. С. 28-33

2

Схемы озеленения сел и деревень

4.

Основные нормы проектирования

1. С. 34-35.

2

Нормы площади объектов озеленения на 1 жителя, показатели площадей озеленения территорий объектов ограниченного пользования

5.

Состав и содержание проектных материалов

1. С. 35-36.

2

Проекты планировки и застройки, благоустройства и озеленения (пояснительная записка, проект детальной планировки ПДП), проект застройки (ПЗ), технико-экономические основы (ТЭО) планировки, генеральный план, дендроплан

6.

Тематика

проектирования.


1. С.36-38.

2

Проектно-сметная документация (проект, рабочий проект и т.д.).

7.

Ландшафтный

анализ территории

1. С. 41-42

2

Территории под будущие объекты, материалы геодезической, аэрофотосъемки (М 1:500, 1:1000), шкала 3-х классовой оценки состояния объекта

8.

Посадочные чертежи озеленения

1. С. 49-50

2

Калька, дендроплан, карандаши, линейки

9.

Рабочие чертежи инженерной подготовки, инженерного оборудования отдельных сооружений

1. С.50-51

2

Калька, специальная бумага (синька), комплект рабочих документов на проведение строительных (подрядных) работ со специализированными организациями.

10.

Составление проектно-сметной документации на реконструкции парков, садов, скверов и т.д.

1. С. 50-51

2

Инструкция о порядке, составе, разработке, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН 202-81)

11.

Планировочная структура жилого района

1. С. 53-58

2

Жилой (планировочный) район, схемы ступенчатого построения микрорайонов

12.

Основные типы насаждений. Правила и нормы проектирования.

1. С.86-92

2

Плоскостные элементы (лужайки, поляны, занимаемые газоном участки, отведенные под цветники, Объемные (деревья, кустарники, клумбы, схемы вертикального озеленения

13.

Организация территорий школ и учебных учреждений

1. С. 92-99

2

Примеры планировки и озеленения участков школ, примерные балансы территории школ

14

Озеленение улиц

1. С.106-111

2

Улицы городов и сел

15

Архитектурно-планировочная композиция парков и садов

1. С. 157-160

2

Полифункциональные парки, сады, агробиологическая станция

16.

Основные породы деревьев и кустарников, рекомендуемые для озеленения жилых районов Чувашской Республики

1. С.222-223

2

Список основных пород, рекомендуемых для озеленения в условиях средней полосы Европейской части России

Всего

32






^ Самостоятельная работа (30 ч)

Отводится для ландшафтного проектирования конкретного ландшафта, который будет продуман студентами самостоятельно, либо преподавателем и представлен в виде проекта

Тематика:

1.Проектирование интерьера учебного помещения для учащихся разного возраста.

2. Планирование дизайна пришкольной территории.

3. Благоустройство зоны отдыха на территории пришкольного участка.

4. Составление дендроплана с привязкой к определенному участку населенного пункта.


^ Фондовая лекция

по ландшафтному

проектированию


Рельеф, водоемы и малые формы как компоненты

ландшафтного проектирования


Всего 4 ч.

Основой, архитектурным каркасом ландшафтной композиции является рельеф. Композиция рельефа, как и других природных компонентов в ландшафтном про­ектировании, должна рассматриваться на нескольких уровнях: региональном, когда речь идет об общей ха­рактеристике рельефа крупных территорий, его исполь­зовании и охране; градостроительном, на котором ре­льефом определяется планировочная структура насе­ленных мест, выраженная регулярностью или живописностью начертания дорог, районов и других плани­ровочных элементов, композицией застройки, ее ансамблей и, наконец, на уровне детального ландшафт­ного проектирования, формирования архитектуры по­верхности земли.

Геопластика - иногда «ландшафтная скульптура» (ландшафтная пластика) - пластическая обработка ре­льефа, с помощью которой он приобретает не только декоративную или даже скульптурную форму, но чаще форму, соответствующую определенной функции. Каж­дой функции отвечают опять-таки конкретные детали рельефа - лестница, пандус, подпорная стенка и т.д.

Современная техника дает возможность полностью преобразовать существующий рельеф или сформиро­вать его заново, образовав насыпные холмы, террасы, склоны. Геопластика соединяет в себе возможности по­вышения эстетической выразительности городской сре­ды с экономичностью использования грунта, оставшего­ся от строительства.

Выделяют два направления в геопластике. Первое - выявление характерных для данной местности природ­ных форм рельефа. Оно выражается в сознательном подчеркивании наиболее характерных и живописных мотивов естественного ландшафта. Второе направление ставит своей целью создание совершенно новых, скульп­турных (отсюда происхождение термина «ландшафт­ная скульптура»), часто геометрических форм искусст­венного рельефа.

Декоративные и пространственные возможности пластики рельефа очень велики. Искусственные холмы могут изолировать друг от друга разные зоны в жилой застройке или в парке, создавать небольшие замкну­тые пространства. Они же выступают в качестве экра­на, защищающего места отдыха и игр или застройку от шума и ветра. Террасированные склоны могут быть превращены в небольшие амфитеатры для самодея­тельности или в зрительские места у спортивных пло­щадок.

Искусственные тальвеги часто используют для уст­ройства спусков и горок (тобогганов), по которым дети могут съезжать на специально оборудованные игровые площадки. Соединенные мостиками, лестницами, тонне­лями группы «холмов» образуют интересные игровые ситуации.

Искусственно созданный рельеф позволяет ограни­чить участки разного назначения, обогатить, индивиду­ализировать среду, создать благоприятный микроклимат. Площадки, свободные от оборудования, решаются как игровые лужайки. Зимой они превращаются в кат­ки. Заглубление на 40 см дает возможность без допол­нительных ограждений заливать каток даже в бесснеж­ные зимы. Устройство стока талой воды по открытым «сухим руслам» в ливнеприемные колодцы помогает весной быстрому высыханию игровых лужаек. Амфите­атр в откосе лужайки, обращенном на юг, создает боль­шое удобство. Помимо основного назначения, на его сту­пеньках можно отдыхать, загорать, а зимой, когда на пло­щадке заливается каток, оставлять одежду, коньки и др.

Интересен пример пластического формирования сре­ды детского парка Мзиури в Тбилиси. В покрытии при­менена брусчатка - светлый бетонный кубик. Чуть ок­руглый, упругий на вид он создает, несмотря на свою очевидную «каменистость», ощущение текучести, подвиж­ности. Дорожки, откосы, ступени, стенки не спускаются, не сбегают, а словно стекают к стене и промывают, про­бивают в ней вход, как река пробивает вход под скалой. Брусчатку у входа в парк архитекторы выкладывали сами, ведь никаким чертежом не передашь почти скульп­турность «каменной реки».

Обилие точек обзора, возможность замаскировать не­выразительные сооружения и закрыть нежелательные виды, игра светотени - все эти достоинства пластики рельефа намного расширяют палитру художественных средств ландшафтного дизайнера и архитектора.

Наиболее распространенные функциональные эле­менты обработки рельефа - террасы, лестницы, панду­сы, подпорные стенки. Ландшафтные архитекторы и ди­зайнеры прежде всего должны определить место этих элементов на проектируемой территории в соответствии с направлениями и интенсивностью движения пешехо­дов, общей композицией пространства. Вторая задача -проработка формы ступеней, ритма, числа их в марше, возможного чередования с террасами и пандусами.

Методика проектирования лестниц под открытым небом существенно отличается от создания их в инте­рьере зданий. Высота первых ступеней меньше (как пра­вило, 10-12 см, независимо от материала), а ширина про­ступи больше. Наклон парковых, уличных лестниц дол­жен обеспечивать отвод дождевых вод. Пологая лест­ница с низкими, слегка наклоненными ступенями иногда называется итальянской лестницей. Лестница со слегка наклоненными и расширенными в 2-3 раза и более проступями называется также ступопандусом.

При значительных перепадах рельефа для закреп­ления склонов рекомендуется устройство подпорных стенок. Варианты их конструктивного и архитектурно-ландшафтного решения очень многообразны: каменная стенка сухой кладки или на растворе, с вертикальной или наклонной наружной плоскостью, монолитная бетонная стенка, гладкая или с карманами для посадки растений и т.д.

Различный декоративный эффект получается при использовании в подпорных стенках округлых валу­нов и плоского плитняка. Устройство подпорных сте­нок из монолитного железобетона или бетонных бло­ков целесообразно при больших перепадах рельефа и уклонах более 30°. Для нейтральной или контрастной связи подпорных стенок с ландшафтным окружением важно точно выбрать материал с соответствующей фак­турой поверхности, цветом, возможное их сочетание.

С пластикой рельефа неразрывно связана «одежда» земли - покрытия. Серому, унылому и небезвредному при солнечном перегреве асфальту все чаще противо­поставляются другие материалы. Очень распростране­ны бетонные плитки размером 50x50 см. Из других видов покрытий можно назвать шестигранные, прямоу­гольные плитки, бетонную и каменную «брусчатку».

Отмечая как положительные, так и негативные сто­роны применения бетонных плиток, в том числе и типа «бессер» (которая на определенном этапе явно «выру­чила» практику городского благоустройства), совершен­но очевидно, что даже самый эффективный стандарт­ный элемент покрытия при массовом применении и ограниченных колористических возможностях привно­сит со временем черты типизации в городскую среду.

В значительной мере названную проблему сможет преодолеть и успешно решить внедряемый в Белару­си декоративный печатный бетон - совершенно новый материал, позволяющий покрывать поверхность любой формы и конфигурации, имеющий широкую цветовую палитру, обилие рисунков и фактур, имитирующих раз­личные природные материалы для мощения. Нельзя от­рицать ценность естественных материалов - гранита, мрамора и др., которые, однако, дороги для массового строительства.

Новые технологии устройства декоративных бетон­ных покрытий английской компании «Creative Impres­sions» делают первые шаги в Беларуси. Декоративные бетонные покрытия, передающие качества природного материала, имеют по сравнению с ним невысокую стои­мость. Помимо эстетических качеств декоративный бетон новой технологии обладает и ценными утили­тарными свойствами. В отличие от асфальта и бетон­ной плитки он устойчив к воздействию агрессивных сред, на нем не остается трудновыводимых следов от бензина, масел, растворителей. Декоративный печатный бетон легко моется, выдерживает перепады температур от -50 до +50°С и более 300 циклов «замораживание -оттаивание», не скользит под ногами и колесами, не выцветает, обладает стопроцентной устойчивостью к ультрафиолетовым лучам. Кроме того, декоративный бетон имеет высокую сопротивляемость давлению и ис­тиранию, более чем в пять раз превышающую характеристики обычного бетона.

В Беларуси технология печатного (штампованно­го) бетона нашла применение при благоустройстве тер­ритории санатория-профилактория «Сосны» на оз. На-рочь, внутреннего двора Министерства внутренних дел республики, центральной трибуны стадиона «Динамо» в Минске.

Подсчитано, что человек при ходьбе более трети времени смотрит себе под ноги. Но выбирать тип и характер покрытия дорожек, тротуаров, площадок сле­дует не только с точки зрения пешехода в буквальном смысле, т.е. с уровня его взгляда, но учитывая, что по­верхность земли воспринимается людьми со многих других уровней: из окон и лоджий многоэтажных до­мов, с крыш, эстакад, из движущегося транспорта и т.д.

Сочетанием различных видов покрытий, иногда с включением «живых» материалов (различные почво-покровные растения, цветы), можно достигнуть боль­шого декоративного эффекта, создать горизонтальные «суперграфические панно». Мощение, декоративные покрытия несут в себе и эстетическую, и утилитарную информацию (направление потоков пешеходов, разгра­ничение пешеходного и транспортного движения, вы­деление автостоянок и других зон).

Архитектурное решение поверхности земли долж­но подчеркивать композицию застройки, размещение мо­нументальной скульптуры, а в итоге обеспечивать за­вершенность градостроительного ансамбля. Среда со­временного города насыщена многочисленными и раз­нородными элементами городского дизайна (светиль­ники, указатели, уличная мебель и т.п.). Связать все это воедино возможно с помощью растений, пластики рельефа и особенно различного замощения.

Часто возникающая перед архитекторами задача - выбор приемов охраны деревьев при изменении рель­ефа. При понижении и повышении уровня земли воз­можны различные архитектурные и конструктивные решения. Необходимо помнить, что для дерева одинако­во вредна как засыпка, так и оголение прикорневой части ствола. Поэтому при понижении уровня земли вокруг дерева необходимо сохранить землю в виде ес­тественного холма или создать подпорную стенку. При повышении отметок у дерева создается «сухой коло­дец», который закрывается чугунной или бетонной ре­шеткой или засыпается крупной галькой, не препят­ствующей проникновению воздуха и влаги.

Нередко меры по охране ценных деревьев прихо­дится предпринимать и без изменения уровня поверх­ности земли. На плоской площадке при новых функци­ях деревья могут оказаться в зоне активного пешеход­ного движения, игр, отдыха. В этом случае возможно вы­таптывание, уплотнение почвы в приствольном круге, ведущее к нарушению воздушно-влажностного режима корневой системы дерева. Предохраняющие приемы раз­нообразны - декоративные решетки и ограждение, по­крытие из крупной гальки, и др. на цвет­ной вкладке).

В ландшафтном проектировании выделяются два уровня задач: создание городских или загородных вод­ных систем и детальное водное благоустройство.

Использование композиционных возможностей воды в ландшафтном проектировании имеет широкий диа­пазон. При формировании городского ландшафта вдоль акваторий образуются разнообразные панорамы, исполь­зуется прием раскрытия на воду, сильное композицион­ное средство - эффект отражения в воде.

При детальной работе с водой у архитектора и ин­женера-гидротехника возникают, в свою очередь, две группы ландшафтных задач - преобразование есте­ственных водоемов и водотоков (озера, реки, ручья) путем их благоустройства и привнесения архитектур­ных деталей (набережные, спуски, мостики и т.п.) и создание новых (водохранилища, пруды, каналы, каска­ды и пр.). Береговая линия закрепляется в виде есте­ственного одернованного откоса, в который для живо­писности вкрапливаются камни-валуны, почти незаметной лентой бетона или с помощью деревянных свай и брусьев.

Водное зеркало может стать важной составляющей «наземных панно». Небольшие декоративные бассейны, фонтаны, каскады - детали, обогащающие фрагменты среды населенных мест.

Бассейн - плоский декоративный водоем четких гео­метрических очертаний или имеющий живописную ли­нию контура. Основная композиционная задача созда­ния бассейнов - подчеркнуть и усилить эффект отра­жения зеркала воды, декоративность дна бассейна. Бас­сейны сочетаются с небольшими фонтанами или деко­ративными композициями из водных растений, мелкой пластикой.

Фонтан - декоративное водное устройство, состоя­щее из чаши (бассейна) или другого водосборника и одной или многих трубок, из которых под давлением бьют струи воды. Фонтаны часто украшаются также скульптурой. Широко известны водно-скульптурные ан­самбли Петродворца, Версаля и других памятников са­дово-паркового искусства. Масштаб водных устройств определяется их местом в городском или загородном ландшафте. Так, бульвар в Ереване, созданный в озна­менование 2750-летия города, представляет собой вод­ный партер из пяти водоемов, в каждом из которых бьет по 550 струй. Особой разновидностью являются цветомузыкальные фонтаны, композиционная основа ко­торых - синхронное взаимодействие бьющей струями воды, света, цвета и музыки.

Из мелких водных устройств наиболее многочис­ленны и разнообразны питьевые фонтанчики, выпол­няемые из различных материалов. Это может быть про­стейшее устройство в виде родничка среди группы ва­лунов или сложное фонтанное устройство со скульп­турой.

Водные источники иногда оформляют в виде грота -искусственного паркового сооружения, создаваемого по подобию естественных гротов в скалах. Гроты в про­шлом были широко распространены в качестве малой архитектурной формы в парках романтического стиля.

Каскад - естественный или искусственный водо­пад, низвергающийся уступами. В садово-парковом ис­кусстве каскад представляет собой систему водопадов, создаваемых с помощью расположенных на разных уров­нях водоемов. Каскады могут иметь как богатое архи­тектурное решение (Петродворец, итальянские виллы эпохи Возрождения и др.), так и скромные, почти при­родные формы из естественного камня, например на

небольшом ручье в гуще зелени парка (парк Софиевка в Умани). В Минске в виде декоративного каскада оформ­лен сброс воды между 'водохранилищами Крыница и Дрозды, большое число каскадов создано в Слепянской водно-парковой системе (рис. 4.8, а~д на цветной вклад­ке). Интересен многоступенчатый каскад в зоне пере­сечения водной системы с проспектом Франциска Ско-рины. Каскад сочетается с водоемом со струйным фон­таном.

^ Парковый канал - водно-парковый элемент линей­ного типа. Его основная функция - подача воды к фон­танным и каскадным устройствам, связь системы пру­дов и других водоемов. Дополненные видовыми пло­щадками, спусками к воде, мостовыми переходами, чи­сто декоративными элементами, каналы играют важ­ную роль в формировании художественных качеств пар­кового ландшафта.

Интересен пример устройства в пригородной зоне Минска канала для водного слалома, совмещающего спортивные функции с техническими. Первоначально он был задуман при реконструкции Заславльского во­дохранилища в качестве второго водовыпуска (рис. 2.44, к на цветной вкладке).

Фрагменты культурного ландшафта по существу синтетичны. Наряду с природными элементами для их пространственной организации необходимы оборудо­вание, детали внешнего благоустройства, произведения монументального искусства.

Архитектурными деталями открытых пространств, связанными непосредственно с природными элемен­тами, являются: устройства для растений - трельяжи, перголы, вазы и контейнеры для цветов, парковая скульптура, элементы водных устройств - спуски к воде, обрамление водоемов, мостики и т.п.; элементы обработки рельефа - лестницы, пандусы, подпорные стенки, покрытия.

Для композиции садовой мебели, оборудования иг­ровых и прочих площадок, поиска их архитектурной формы важно выявление связей между объектом и окру­жением. Вариаций этих связей может быть множество: природный объект в природном окружении (формован­ная «зеленая скульптура» на поляне в парке), природ­ный объект в окружении городской застройки (зеле­ная скульптура или дерево-скульптура на замощенной площади), декоративная пластика или информационный знак в лесопарке, сквере или на административной пло­щади города и т.д.

В качестве общих композиционных принципов со­здания малых архитектурных форм следует выделить контраст, нейтральность или подчинение ландшафтной среде. Выделяются два аспекта: когда одна и та же ма­лая архитектурная форма соотносится с различной сре­дой, и когда в одной и той же ситуации размещаются разные по цвету, форме, материалу объекты. Например, если оборудование, штампованное из ярких пластмасс, контрастно по отношению к среде лесопарка, нейтрально и уместно на улице современного города, подчинение общему стилю окружения на выставке по промышленной эстетике, то для скамьи из слегка обработанное дерева по отношению к названным средам выстраиваться обратный ряд: подчинение, нейтральность, контрастность. Если сказать точнее, то скамья из естественного дерен сливается с окружением в лесопарке и контрастна н только на территории выставки современного дизайна но и на городской улице. Рассмотрим еще ряд приме ров. Контрастны, нейтральны или композиционно подчинены ландшафтной среде могут быть, например, павильоны автобусных остановок на дороге, проходящее через ценные живописные ландшафты. Контрастны свое образные бетонные «скорлупки» или яркие по цвету броские по форме конструкции из синтетических мате риалов, нейтральны или даже подчинены сооружении: из камня, дерева и других естественных материалов • использованием в композиции мотивов народного зодчества.

Нельзя не учитывать, на каком фоне будет восприниматься ваза (естественный пейзаж или многоэтажная застройка), на композиционную организацию како­го пространства (большого или малого) она рассчита­на, на каком основании будет поставлена (газон, бетон­ное или другое мощение). Парковая ваза может иметь традиционные формы вазы для цветов или сама быть стилизованным цветком. Очевидно, что если ваза заду­мана для цветов, то ее автор принимает во внимание масштаб и структуру растений, цвет и форму цветков, листьев.

Природное в малых архитектурных формах может быть передано или опосредованно, путем художествен­ной стилизации, или прямым копированием, подража­нием. Во втором случае объекты, как правило, испыты­вают в естественном пейзаже «реакцию отторжения».

В современной практике создания малых архитек­турных форм и элементов внешнего благоустройства наметились два направления: индустриализация произ­водства и сборность; создание индивидуальных малых форм из традиционных строительных материалов -дерева, камня, монолитного бетона и др.

В первом направлении наиболее прогрессивным можно считать унификацию не законченных изделий, а отдельных элементов, номенклатура которых допуска­ет комбинационную сборку, а, следовательно, потенци­ально содержит в себе возможность «приспособляемо­сти» к среде через многовариантность. Основной прин­цип - создание максимального количества типов гото­вых изделий из минимального числа элементов.

Типизация не исключает использование индивиду­альных малых архитектурных форм. Однако в художе­ственном отношении острой проблемой остается поиск разумного соотношения стандартного и индивидуаль­ного, ограничение произвольного тиражирования пос­ледних; использование синтетических материалов и соответствующий поиск новых форм

Существенную группу малых архитектурных форм для озеленения составляют устройства для вьющихся растений - перголы, трельяжи, беседки, «зонтики» и др. Они являются не только декоративными элемента­ми, но и имеют функциональное значение, организуя места отдыха в парках, садах, на пешеходных путях, осо­бенно в южных районах, где постоянной заботой в орга­низации пространства под открытым небом является создание тени. (В XVIII -XIX вв. распространена была «окказиональная» архитектура - недолговечные соору­жения - триумфальные арки, балдахины, беседки, укра­шенные зеленью и цветами. Эти малые формы исполь­зовались во время религиозных и светских обрядов и празднеств.)

Пергола по конструкции и материалу может быть различной - каменные столбы и деревянные балки по ним, вся деревянная или металлическая. На юге рас­пространены арочные аллеи, увитые вьющимися расте­ниями. Нередко вьющиеся растения высаживают у опор уличного освещения.

Трельяж - деревянная решетка или иная ажурная конструкция из других материалов, применяемая, как и пергола, в качестве основы для вертикального озелене­ния. Трельяжи используются для функционального и композиционного разграничения пространства, выделе­ния мест отдыха и пр.

Понятия «скульптура в пленэре», «парковая скульп­тура» ассоциативно связываются прежде всего с извес­тными дворцово-парковыми комплексами. Там скульп­тура - произведение пластического искусства и не­отъемлемый элемент архитектурного ансамбля. В наше время пластика в пленэре значительно многообразнее по форме, функции, материалу. Это монументы из мра­мора и бронзы, абстрактные композиции из керамики и металла, функциональная (игровая) скульптура из бетона, почти природные формы из дерева и камня.

Какова же композиционная обусловленность скульп­туры и архитектурно-ландшафтной среды? При выяв­лении взаимосвязи «скульптура - среда под откры­тым небом» начинают размываться границы между сфе­рами деятельности архитектора, скульптора, дизайне­ра и ландшафтного архитектора. Возникает проблема синтеза искусств.

Скульптура в пленэре под влиянием изменчивости цветовой и световой среды обнаруживает новые каче­ства, которые не проявляются в закрытом помещении. Использование декоративных свойств материала и осо­бенностей его обработки - один из художественных резервов пластического искусства. Все чаще скульптор, работая под открытым небом, обращается к керамике, металлу, естественному камню, дереву, потому что орга­ничнее всего вписывается в природу природное.

В современном городе взаимосвязи человека с его окружением и сама структура урбанизированной сре­ды усложняются. Постоянно находясь в окружении мно­гоэтажной застройки, горожанин все больше утрачива­ет связь с живой природой и чувство сомасштабности своему окружению. Поэтому столь существенное зна­чение приобретает эстетика деталей городского ланд­шафта, воспринимаемых наиболее близко и создающих необходимый гармоничный переход от масштаба чело­века к масштабу сооружений. И не случайно мы наблю­даем ощутимое перемещение центра творческих инте­ресов к архитектуре поверхности земли и в целом - к ландшафтному дизайну открытых пространств города, их оборудованию, к детальному ландшафтному проекти­рованию.


Литература:

1. Боговая И.О., Теодоронский В.С. Озеленение населенных мест: учеб. Пособие для вузов.– М.: Агропромиздат, 1990.– 239 с.

2. А.В. Сычева Ландшафтная архитектура.– М.: ООО Изд. дом «ОНИКС 21 век», 2004.– 87 с.


Методические указания по выполнению курсового проекта

В составе проектного материала должны быть:

1.Ведомость объемов работ.

2. Проектно-сметная документация.

3. Текстовая информация (пояснительная записка к проекту, описание технологии и последовательности выполнения всех работ).

4. Рекомендации по уходу за оформленным ландшафтом.

5. Фотографии и рисунки элементов благоустройства, растений и декоративных устройств.

6. План-график последовательности выполнения работ.


Перечень курсовых и дипломных работ по дисциплинам

«Ландшафтная архитектура» и «Ландшафтное проектировании»


1. История становления ландшафтного проектирования.

2. Общие понятия о планировке городов и поселков

3. Построение систем озеленения в городах.

4. Основные нормы проектирования.

5. Состав и содержание проектных материалов.

6. Планировочная структура жилого района

7. Основные приемы озеленения.

8. Планировка внутриквартальной жилой застройки.

9. Основные типы насаждений.

10. Организация территорий детских садов-яслей и школ.

11. Благоустройство и озеленение участков учреждений культурно-бытового назначения

12. Озеленение магистралей, улиц и площадей.

13. Ландшафтное проектирование учебных заведений и больниц.

14. Ландшафтная организация территорий общего пользования (парковых комплексов).

15. Ландшафтная организация монофункциональных парков (спортивные, детские, ботанические, зоологические и т.д.).


Зачет ставится на основании сдачи ландшафтного проекта, где должны быть все документы в соответствии методическим указаниям по выполнению курсового проекта. Далее проводится экспертиза выполненного проекта и проектной документации. При необходимости производится доработка проекта по замечаниям преподавателя или заказчика.

skazka-budet-vperedi.html
skazka-ch-1-stranica-5.html
skazka-ch-1.html
skazka-diana-setterfild-vpervie-na-russkom-trinadcataya-skazka-stranica-10.html
skazka-diana-setterfild-vpervie-na-russkom-trinadcataya-skazka-stranica-15.html
skazka-diana-setterfild-vpervie-na-russkom-trinadcataya-skazka-stranica-25.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-26-korobchatij-zmej-glava-parohodi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oitushilara-arnalan-pnn-badarlamasi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-stanovlenie-sovetskoj-sociologii-truda-godi-hrushevskoj-ottepeli-sociologiya-v-rossii.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-institut-istorii-iskusstv-voprosi-poetiki-stranica-13.html
  • student.bystrickaya.ru/12052010telekritika-telekritikauaviktor-shkulev-ne-nuzhno-boyatsya-interneta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prezentaciya-uchebnika-po-osnovam-pravoslavnoj-kulturi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-programmi-v-tom-chisle-cifrovie-obrazovatelnie-resursi-uchebnij-plan-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-rezhim-obucheniya.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-chitatelskogo-interesa-u-uchashihsya-s-intellektualnoj-nedostatochnostyu.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-izdaniya-iz-fonda-vnutrirespublikanskogo-dokumentoobmena-i-pereraspredeleniya-otdela-komplektovaniya-fondov-nacionalnoj-biblioteki-belarusi-po-spisku-spisok-literaturi-po-tehnicheskim-naukam.html
  • school.bystrickaya.ru/1-filosofskij-smisl-problemi-bitiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite-kursovih-rabot.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-mezhdunarodnoe-ugolovnoe-pravo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/frejd-z-stranica-17.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sociokulturnie-i-individualnie-nachala-nauchnogo-tvorchestva-istoriya-i-metodologiya-nauki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-rabochej-programmi-rabochaya-uchebnaya-programma-po-uchebnoj-discipline-literaturnoe-chtenie-dlya-1-klassa.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekskursiya-drevnie-lyudi-na-drevnej-zemle-gostinichnij-kompleks-na-semi-holmah-g-hanti-mansijsk-turisticheskaya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-s-bazami-dannih.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zagryaznitelyah-konferenciya-storon-stokgolmskoj-konvencii-o-stojkih-organicheskih-zagryaznitelyah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predvaritelnij-grafik-sorevnovanij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nadezhnost-tehnicheskih-sistem-i-tehnogennij-risk-280700-62-00-01-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-v-tehnosfere.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ooo-geo-prostor-perechen-organizacij-po-proizvodstvu-pishevih-produktov-i-napitkov-uchastvuyushih-v-vistavochno-yarmarochnih.html
  • desk.bystrickaya.ru/pensionnij-fond-rossijskoj-federacii-7.html
  • abstract.bystrickaya.ru/261-nomer-proekta-otcheti-2004-goda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/97-obnaruzhiteli-pustot-metallodetektori-i-rentgenovskie-apparati-abramov-v-a-torokin-a-a-t61-osnovi-inzhenerno-tehnicheskoj.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovie-osnovaniya-opredelyayushie-deyatelnost-armii-vne-i-vnutri-gosudarstva-a-grekov-kapitan-generalnogo-shtaba.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-izucheniya-predmeta-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-nnou-sosh-olimp-plyus.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-2011g-ob-utverzhdenii-pravil-kommercheskogo-ucheta-teplovoj-energii-teplonositelya-vsootvetstvii-so-statyami-4-19-federalnogo-zakona-stranica-13.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bankrotstvo-chast-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/372-vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-vkr-formirovanie-i-proverka-kompetencij-fondi-ocenochnih-sredstv-novie.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnaya-lekciya-rossijskogo-diplomata-zamestitelya-ministra-inostrannih-del-rf-akademika-raen-a-v-yakovenko-pered-nauchnoj-obshestvennostyu-v-akademii-nauk-rt-15-oktyabrya-2010-goda.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/eksperimentalnoe-issledovanie-vzaimodejstviya-uprugih-voln-v-akusticheskom-rezonatore.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vkonkurse-tvorcheskogo-chteniya-mogut-prinyat-uchastie-uchashiesya-4-7-klassov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/admnstrativno-yurisdikcjna-dyalnst-santarno-epdemologchno-sluzhbi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-struktura-i-subektnij-sostav-zakonodatelstva-ob-ohrane-prav-potrebitelej.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-en-f-07-geologiya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-020401-65-geografiya-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.