.RU

Роль языка в становлении личности человека - часть 7

слов, ни его намерений, оказавшийся к тому же полицейским, резко

взмахивает и опускает ему на спину дубинку-наказание, дубинку-воз-

мездие.

И ни отзывчивые люди, ни их доброе отношение не могут облегчить

страдания человека, не способного из-за незнания языка поделиться

своими мыслями, чувствами.

"Они приступили к Матвею с расспросами на разных языках, но он

только глядел на них своими синими глазами, в которых виднелась

щемящая тоска, и повторял: "Миннесота... Дыма... Лозинский... "

Жалкий, беспомощный от невозможности объясниться, из-за этого

беззащитный, несмотря на свою огромную физическую силу, он преобра-

жается, попав в колонию переселенцев из России, осваивая чужой

язык, а с ним и чужую культуру, обычаи. Осознание необходимости

этого приходит к нему постепенно.

"Он чувствовал, что и ему нашлось бы место в этой жизни, если бы

он не отвернулся сразу от этой страны, от ее людей, от ее города,

если бы не осудил в ней сразу, заодно, и дурное, и хорошее... "

Освоение языка, приобщение через него к обычаям, культуре чужой

страны изменили, духовно обогатили Матвея: "Даже лицо его измени-

лось, менялся взгляд, выражение лица, вся фигура. А в душе всплы-

вали новые мысли о людях, о порядках, о вере, о жизни, о боге... ,

о многом, что никогда не приходило в голову в Лозищах. И некоторые

из этих мыслей становились все яснее и ближе... " Новый облик Мат-

вея отражает его новое самосознание, возросшее богатство его язы-

ковой личности.

Но это его обретение себя нового, социальная адаптация Матвея,

несмотря на удавшееся устройство новой жизни, о которой мечтал он

на далекой родине, идет тяжело и болезненно.

"Вот у него есть клок земли, есть свой дом, и телки, и коровы...

Скоро будет жена... Но он забыл еще что-то, и теперь это что-то

плачет и тоскует в его душе... "

Это плачет и тоскует его душа, теряющая родные корни, родной

язык. Грусть, щемящая боль связаны с утратой родины, родного языка,

с мыслями о будущих детях, которые "забудут даже родной язык".

Так через судьбу главного героя, через испытания, выпавшие на

его долю, ведет нас писатель к простой и ясной мысли о кровной

связи родины и языка предков, о нерасторжимости любви к родине и к

родному языку, к мысли о том, что сам интеллект, эмоции - все че-

ловеческое входит в человека через язык, что интеллектуальная,

эмоциональная культура формируется и поддерживается языком. И чем

богаче духом человек, чем более развит он эмоционально и интеллек-

туально, тем тяжелее для него потеря родины, утрата родного языка.

Неоднократно В. Г. Короленко прибегает к характеристике героев

через авторскую оценку их речи. Иногда делает ее составной частью

портретной характеристики: "Дыма был сухощав, говорлив, подви-

жен..., глаза бегали и блестели, язык имел быстрый, находчивый,

усы носил длинные... Никому спуску не давал, часто задевая людей

своим колючим словом". Введенная таким образом авторская оценка

своей структурно-языковой основой "задает" сознание речевой

деятельности Дымы как некоей биологической особенности, не входя-

щей в противоречие с его физическими природными данными, дополня-

ющей их, являющейся компонентом языкового сознания. В другом месте,

вкладывая в уста рассказчика такую характеристику: "У него ум -

как огонь, а язык - как молот. Ну, он и перековал всех... " - пи-

сатель обращает внимание на социальную направленность, подчеркива-

ет общественную значимость речевой деятельности личности.

Авторские комментарии речи дают интересный материал для наблю-

дения и понимания силы воздействия словом, демонстрируемой умелым

оратором, оценки его деятельности прессой; чрезвычайно интересны

комментарии оценочного отношения к слову, его звучанию, значению,

соответствию действительности.

Представление о том, что, где и как нужно говорить, - одно из

базовых в учении античных стилистов об ораторском искусстве, - ле-

жит в основе одного из коммуникативных качеств речи - уместности.

В. Г. Короленко, характеризуя своих героев, обращает внимание как

на особый положительный факт на их способность вести "подходящий

разговор": "один с простым мужиком, другой - со своим братом,

однодворцем или мещанином, третий - с управляющим или подпас-

ком... " И вот эти степенные селяне, знающие, "как обращаться в

свете", вырванные из привычных социальных условий, из языковой сре-

ды, превращаются из людей, ходивших по свету "с открытыми глаза-

ми" , "точно в слепых". Неспособность понять коммуникативную ситу-

ацию, осуществить процесс общения парализует личность, деформирует

ее, лишает самой возможности существования.

Произведение В. Г. Короленко, в котором образно осмысливаются

факты языкового существования личности, может быть средством рас-

ширения языковых представлений, воспитания и развития языкового

сознания, формирования интеллектуальной и эмоциональной культуры

личности.

В заключение сошлемся на авторитетное мнение академика Д. С. Ли-

хачева о взаимосвязи языка и личности: "Вернейший способ узнать

человека - его умственное развитие, его моральный облик, его ха-

рактер - прислушаться к тому, как он говорит... Есть язык народа

как показатель его культуры и язык отдельного человека как показа-

тель его личных качеств, качеств человека, который пользуется язы-

ком народа. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение.

Как говорит, так, следовательно, и думает". ( Лихачев Д. С. Земля

родная. - М. , - 1983. - с. 31 - 32. )


saratovskaya-regionalnaya-molodezhnaya-obshestvennaya-organizaciya-associaciya-studentov-izuchayushih-ekonomiku-i-upravlenie-aiesec.html
saratovskij-fok-s-ledovoj-arenoj-otkroetsya-osenyu-05-03-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
saratovskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-spravochnik-gosudarstvennih-visshih-uchebnih-zavedenij-s-akkreditovannimi.html
saratovskij-nauchno-medicinskij-zhurnal.html
saratovskoj-oblasti-soglasovano.html
saratovskoj-oblastnoj-kollegii-advokatov-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sleduyushij-vopros-146-prednaznachen-dlya-razvivayushihsya-stran-ili-stran-s-perehodnoj-ekonomikoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/monografiya-posvyashena-odnoj-iz-samih-ostrih-nauchno-tehnicheskih-socialno-ekonomicheskih-i-ekologicheskih-problem-probleme-obrasheniya-s-othodami.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-zakonomernosti-i-protivorechiya-zakonomernosti-i-protivorechiya-gosudarstvennogo-socializma.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-formalnaya-ontologiya-dlya-specialnosti-030100-62-filosofiya-podgotovki-specialista.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-raschetnomu-zadaniyu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vedushaya-anastasiya-dagaeva-aviaforum-faktori-rosta-i-prepyatstviya-dalnejshego-razvitiya-aviabiznesa-v-rossii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-prefiksalnoe-slovoobrazovanie-glagolov-pravila-slitnogo-napisaniya-slov-pravila-sandhi.html
  • klass.bystrickaya.ru/audit-realizacii-gotovoj-produkcii-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-vipolneniya-raboti-vvedenie-v-bazi-dannih-i-microsoft-access-baza-dannih-bd.html
  • grade.bystrickaya.ru/modul-7-l-n-tolstoj-1828-1910-voprosi-i-zadaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-izmeryaem-s-pomoshyu-standartnih-edinic.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-kniga-pervaya.html
  • essay.bystrickaya.ru/boevie-dnitehnicheskogo-sostava-boevoj-put-gvardejskogo-krasnoznamennogo-orshanskogo-ordena-suvorova-iii-j-stepeni.html
  • books.bystrickaya.ru/cifrovizaciya-strani-d-a-medvedev-rossiya-ne-sojdet-s-puti-reform-statya-v-gazete-financial-times-ot-20-yanvarya-2004-goda-16.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zamanaui-talabina-saj-tehnologiyalardi-timd-pajdalanui.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-tr-orindalu-merzm-zhauapti-orindaushi.html
  • student.bystrickaya.ru/14-faktori-vliyayushie-na-prinyatie-resheniya-o-pokupke-povedenie-potrebitelej-shpargalka.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-osnovnie-zadachi-territorialnogo-organa-obshie-polozheniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritoe.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-moskva-2009-soderzhanie-vvedenie-tema-1-teoreticheskie-podhodi-k-ponimaniyu-tolerantnosti-tema-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uchet-zatrat-i-kalkulirovanie-sebestoimosti-produkcii-vspomogatelnih-proizvodstv-organizacii-pishevoj-promishlennosti.html
  • student.bystrickaya.ru/3-kratkaya-harakteristika-operativnih-zadanij-stranica-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-12-himiko-termicheskaya-obrabotka-stali.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-povisheniya-kvalifikacii-v-sfere-zdorovogo-pitaniya-zaveduyushih-proizvodstvom-shkolnih-stolovih-novoe-oborudovanie.html
  • crib.bystrickaya.ru/individualnoe-zadanie-6-ryadi-dinamiki-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-statistika-nazvanie-disciplini-.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-taganrog-2000-bbk-63-3ya73-p-501-stranica-14.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-kommercheskaya-logistika-sistema-hraneniya-gruzov-tema-logistika-sistema-hraneniya-gruzov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-svedeniya-ob-ocenshike-ocenshikah-emitenta-677000-rossiya-respublika-saha-yakutiya-g-yakutsk-ul-fedora.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-4-ot-07-04-2011g-prinyata-na-ped-sovete-protokol-4-ot-08-04-2011g-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-na-osnove-znanij-i-navikov-poluchennih-uchashimisya-na-urokah-professionalno-trudovogo-obucheniya-konkurs-provoditsya-po-dvum-napravleniyam-trudovogo-obucheniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/oksana-rozhkova-esli-chelovek-hochet-chto-to-sdelat-emu-nado-eto-sdelat-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-i-razrabotka-metodov-avtomatizacii-upravleniya-elektronnim-predpriyatiem.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ii-pribori-kontroliruyushie-rabotu-dvigatelya-i-vspomogatelnie-pribori-i-pilotazhno-navigacionnie-pribori.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-71-ili-zhevat-ili-obshatsya-lejl-laundes-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-n-muraveva-polozheni-e.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.