.RU

Роль языка в становлении личности человека - часть 7

слов, ни его намерений, оказавшийся к тому же полицейским, резко

взмахивает и опускает ему на спину дубинку-наказание, дубинку-воз-

мездие.

И ни отзывчивые люди, ни их доброе отношение не могут облегчить

страдания человека, не способного из-за незнания языка поделиться

своими мыслями, чувствами.

"Они приступили к Матвею с расспросами на разных языках, но он

только глядел на них своими синими глазами, в которых виднелась

щемящая тоска, и повторял: "Миннесота... Дыма... Лозинский... "

Жалкий, беспомощный от невозможности объясниться, из-за этого

беззащитный, несмотря на свою огромную физическую силу, он преобра-

жается, попав в колонию переселенцев из России, осваивая чужой

язык, а с ним и чужую культуру, обычаи. Осознание необходимости

этого приходит к нему постепенно.

"Он чувствовал, что и ему нашлось бы место в этой жизни, если бы

он не отвернулся сразу от этой страны, от ее людей, от ее города,

если бы не осудил в ней сразу, заодно, и дурное, и хорошее... "

Освоение языка, приобщение через него к обычаям, культуре чужой

страны изменили, духовно обогатили Матвея: "Даже лицо его измени-

лось, менялся взгляд, выражение лица, вся фигура. А в душе всплы-

вали новые мысли о людях, о порядках, о вере, о жизни, о боге... ,

о многом, что никогда не приходило в голову в Лозищах. И некоторые

из этих мыслей становились все яснее и ближе... " Новый облик Мат-

вея отражает его новое самосознание, возросшее богатство его язы-

ковой личности.

Но это его обретение себя нового, социальная адаптация Матвея,

несмотря на удавшееся устройство новой жизни, о которой мечтал он

на далекой родине, идет тяжело и болезненно.

"Вот у него есть клок земли, есть свой дом, и телки, и коровы...

Скоро будет жена... Но он забыл еще что-то, и теперь это что-то

плачет и тоскует в его душе... "

Это плачет и тоскует его душа, теряющая родные корни, родной

язык. Грусть, щемящая боль связаны с утратой родины, родного языка,

с мыслями о будущих детях, которые "забудут даже родной язык".

Так через судьбу главного героя, через испытания, выпавшие на

его долю, ведет нас писатель к простой и ясной мысли о кровной

связи родины и языка предков, о нерасторжимости любви к родине и к

родному языку, к мысли о том, что сам интеллект, эмоции - все че-

ловеческое входит в человека через язык, что интеллектуальная,

эмоциональная культура формируется и поддерживается языком. И чем

богаче духом человек, чем более развит он эмоционально и интеллек-

туально, тем тяжелее для него потеря родины, утрата родного языка.

Неоднократно В. Г. Короленко прибегает к характеристике героев

через авторскую оценку их речи. Иногда делает ее составной частью

портретной характеристики: "Дыма был сухощав, говорлив, подви-

жен..., глаза бегали и блестели, язык имел быстрый, находчивый,

усы носил длинные... Никому спуску не давал, часто задевая людей

своим колючим словом". Введенная таким образом авторская оценка

своей структурно-языковой основой "задает" сознание речевой

деятельности Дымы как некоей биологической особенности, не входя-

щей в противоречие с его физическими природными данными, дополня-

ющей их, являющейся компонентом языкового сознания. В другом месте,

вкладывая в уста рассказчика такую характеристику: "У него ум -

как огонь, а язык - как молот. Ну, он и перековал всех... " - пи-

сатель обращает внимание на социальную направленность, подчеркива-

ет общественную значимость речевой деятельности личности.

Авторские комментарии речи дают интересный материал для наблю-

дения и понимания силы воздействия словом, демонстрируемой умелым

оратором, оценки его деятельности прессой; чрезвычайно интересны

комментарии оценочного отношения к слову, его звучанию, значению,

соответствию действительности.

Представление о том, что, где и как нужно говорить, - одно из

базовых в учении античных стилистов об ораторском искусстве, - ле-

жит в основе одного из коммуникативных качеств речи - уместности.

В. Г. Короленко, характеризуя своих героев, обращает внимание как

на особый положительный факт на их способность вести "подходящий

разговор": "один с простым мужиком, другой - со своим братом,

однодворцем или мещанином, третий - с управляющим или подпас-

ком... " И вот эти степенные селяне, знающие, "как обращаться в

свете", вырванные из привычных социальных условий, из языковой сре-

ды, превращаются из людей, ходивших по свету "с открытыми глаза-

ми" , "точно в слепых". Неспособность понять коммуникативную ситу-

ацию, осуществить процесс общения парализует личность, деформирует

ее, лишает самой возможности существования.

Произведение В. Г. Короленко, в котором образно осмысливаются

факты языкового существования личности, может быть средством рас-

ширения языковых представлений, воспитания и развития языкового

сознания, формирования интеллектуальной и эмоциональной культуры

личности.

В заключение сошлемся на авторитетное мнение академика Д. С. Ли-

хачева о взаимосвязи языка и личности: "Вернейший способ узнать

человека - его умственное развитие, его моральный облик, его ха-

рактер - прислушаться к тому, как он говорит... Есть язык народа

как показатель его культуры и язык отдельного человека как показа-

тель его личных качеств, качеств человека, который пользуется язы-

ком народа. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение.

Как говорит, так, следовательно, и думает". ( Лихачев Д. С. Земля

родная. - М. , - 1983. - с. 31 - 32. )


saratovskaya-regionalnaya-molodezhnaya-obshestvennaya-organizaciya-associaciya-studentov-izuchayushih-ekonomiku-i-upravlenie-aiesec.html
saratovskij-fok-s-ledovoj-arenoj-otkroetsya-osenyu-05-03-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
saratovskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-spravochnik-gosudarstvennih-visshih-uchebnih-zavedenij-s-akkreditovannimi.html
saratovskij-nauchno-medicinskij-zhurnal.html
saratovskoj-oblasti-soglasovano.html
saratovskoj-oblastnoj-kollegii-advokatov-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/2-analiz-izmeritelnih-signalov-kak-sluchajnih-funkcij-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-2006-udk-778-5-nesterova.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sobachij-nyuh.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-stoimost-vklyucheni-sleduyushie-uslugi-lenoblast-g-sestroreck-opisanie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/www-powerlifting-kurgan-narod-ru-stranica-22.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razmer-otchislenij-v-rezerv-rasschitivaetsya-obshestvom-v-prilozhenii-k-uchetnoj-politike.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-uchebnoe-posobie-k-kursu-yuridicheskaya-psihologiya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zayavlenie-i-zhaloba-kratkij-konspekt-lekcij-2009-g-batichko-v-t-prokurorskij-nadzor-konspekt-lekcij-2009-g.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-mezhdunarodnoj-nezavisimoj-associacii-trezvosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sorok-shest-richard-bah.html
  • books.bystrickaya.ru/chastyu-poryadok-formirovaniya-spravochnik-s-kommentariyami-k-federalnomu-zakonu-ot-6-oktyabrya-2003-goda-131-fz-ob.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/the-american-revolution-essay-research-paper-what.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tablica-v4-zakusochnie-obshego-tipa-i-specializirovannie-metodicheskie-rekomendacii-po-discipline-organizaciya.html
  • school.bystrickaya.ru/groshova-sistema-rosjsko-mper-na-terenah-ukrani-u-xviii-xix-stoltt.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-kitajskaya-filosofiya-uroki-mudrosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-zvuka-r-v-seredine-slov-avtomatizaciya-zvuka-r-v-slovah.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-zaharova-i-g-338-informacionnie-tehnologii-v-obrazovanii-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ped-ucheb-zavedenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/gumanizaciya-otnoshenij-mladshih-shkolnikov-chast-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-13-o-podlinnih-sobstvennikah-gosudarstvennoj-vlasti-izdanie-2-e-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-okazanie-gosudarstvennoj-uslugi-predostavlenie-oficialnoj-statisticheskoj-informacii-po-zaprosam-grazhdan-i-organizacij-v-elektronnom-vide.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-odaryonnimi-detmi-reglamentiruyutsya-zakonom-yaroslavskoj-oblasti-ot-12-07-2004-goda-24-z-o-podderzhke-odarennih-detej-postanovleniem-gubernatora-yaroslavskoj-oblasti-ot-07-12-2004-g-stranica-13.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskij-sovet-plan-raboti-prezidiuma-rossijskogo-soveta-profsoyuza-i-apparata-profsoyuza-na-ikvartal-2010-goda.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kriminalistika-chast-33.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-i-perspektivi-tezisi-mezhdunarodnogo-seminara-10-11-oktyabrya-2001-goda-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sushnost-upravleniya-i-menedzhmenta-zakoni-i-principi-menedzhmenta-vidi-menedzhmenta.html
  • college.bystrickaya.ru/16052010vlastinet-kishinev-moldaviyarossijskie-podrostki-bednee-amerikanskih-no-lenivee.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-funkciya-hristianstva-29-ii-otveti-na-nekotorie-voprosi-30-stranica-30.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-dolzhnostnih-lic-i-specialistov-go-i-tp-rschs-chuvashskoj-respubliki-v-gou-dpo-umc-gz-ina-kursah-go-i.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-14-konflikti-socialnih-interesov-l-a-nikitich-glavnij-redaktor-izdatelstva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/meropriyatiya-gimnazicheskogo-festivalya-vozmyomsya-za-ruki-druzya.html
  • education.bystrickaya.ru/12-aprelya-2012g-uchitel-fiziki-utibkalieva-zhanglen-miraleevna.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-oprovedenii-otkritogo-turnira-po-hudozhestvennoj-gimnastike-zolotaya-lenta-2011.html
  • universitet.bystrickaya.ru/traktorlar-zhne-olardi-bazasinda-zhasalan-zdiginen-zhretin-shassiler-men-mehanizmder-zdiginen-zhretin-auil-sharuashilii-meliorativtik-zhne-zhol-rilis-mashinalari-men-mehanizmder.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya-vo-2klasse.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-9-ob-utverzhdenii-sanitarnih-pravil.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monitori-s-diagonalyu-17-19-dyujmov-kuznecov-s-l-deloproizvodstvo-na-kompyutere.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.