.RU

Роль языка в становлении личности человека - часть 7

слов, ни его намерений, оказавшийся к тому же полицейским, резко

взмахивает и опускает ему на спину дубинку-наказание, дубинку-воз-

мездие.

И ни отзывчивые люди, ни их доброе отношение не могут облегчить

страдания человека, не способного из-за незнания языка поделиться

своими мыслями, чувствами.

"Они приступили к Матвею с расспросами на разных языках, но он

только глядел на них своими синими глазами, в которых виднелась

щемящая тоска, и повторял: "Миннесота... Дыма... Лозинский... "

Жалкий, беспомощный от невозможности объясниться, из-за этого

беззащитный, несмотря на свою огромную физическую силу, он преобра-

жается, попав в колонию переселенцев из России, осваивая чужой

язык, а с ним и чужую культуру, обычаи. Осознание необходимости

этого приходит к нему постепенно.

"Он чувствовал, что и ему нашлось бы место в этой жизни, если бы

он не отвернулся сразу от этой страны, от ее людей, от ее города,

если бы не осудил в ней сразу, заодно, и дурное, и хорошее... "

Освоение языка, приобщение через него к обычаям, культуре чужой

страны изменили, духовно обогатили Матвея: "Даже лицо его измени-

лось, менялся взгляд, выражение лица, вся фигура. А в душе всплы-

вали новые мысли о людях, о порядках, о вере, о жизни, о боге... ,

о многом, что никогда не приходило в голову в Лозищах. И некоторые

из этих мыслей становились все яснее и ближе... " Новый облик Мат-

вея отражает его новое самосознание, возросшее богатство его язы-

ковой личности.

Но это его обретение себя нового, социальная адаптация Матвея,

несмотря на удавшееся устройство новой жизни, о которой мечтал он

на далекой родине, идет тяжело и болезненно.

"Вот у него есть клок земли, есть свой дом, и телки, и коровы...

Скоро будет жена... Но он забыл еще что-то, и теперь это что-то

плачет и тоскует в его душе... "

Это плачет и тоскует его душа, теряющая родные корни, родной

язык. Грусть, щемящая боль связаны с утратой родины, родного языка,

с мыслями о будущих детях, которые "забудут даже родной язык".

Так через судьбу главного героя, через испытания, выпавшие на

его долю, ведет нас писатель к простой и ясной мысли о кровной

связи родины и языка предков, о нерасторжимости любви к родине и к

родному языку, к мысли о том, что сам интеллект, эмоции - все че-

ловеческое входит в человека через язык, что интеллектуальная,

эмоциональная культура формируется и поддерживается языком. И чем

богаче духом человек, чем более развит он эмоционально и интеллек-

туально, тем тяжелее для него потеря родины, утрата родного языка.

Неоднократно В. Г. Короленко прибегает к характеристике героев

через авторскую оценку их речи. Иногда делает ее составной частью

портретной характеристики: "Дыма был сухощав, говорлив, подви-

жен..., глаза бегали и блестели, язык имел быстрый, находчивый,

усы носил длинные... Никому спуску не давал, часто задевая людей

своим колючим словом". Введенная таким образом авторская оценка

своей структурно-языковой основой "задает" сознание речевой

деятельности Дымы как некоей биологической особенности, не входя-

щей в противоречие с его физическими природными данными, дополня-

ющей их, являющейся компонентом языкового сознания. В другом месте,

вкладывая в уста рассказчика такую характеристику: "У него ум -

как огонь, а язык - как молот. Ну, он и перековал всех... " - пи-

сатель обращает внимание на социальную направленность, подчеркива-

ет общественную значимость речевой деятельности личности.

Авторские комментарии речи дают интересный материал для наблю-

дения и понимания силы воздействия словом, демонстрируемой умелым

оратором, оценки его деятельности прессой; чрезвычайно интересны

комментарии оценочного отношения к слову, его звучанию, значению,

соответствию действительности.

Представление о том, что, где и как нужно говорить, - одно из

базовых в учении античных стилистов об ораторском искусстве, - ле-

жит в основе одного из коммуникативных качеств речи - уместности.

В. Г. Короленко, характеризуя своих героев, обращает внимание как

на особый положительный факт на их способность вести "подходящий

разговор": "один с простым мужиком, другой - со своим братом,

однодворцем или мещанином, третий - с управляющим или подпас-

ком... " И вот эти степенные селяне, знающие, "как обращаться в

свете", вырванные из привычных социальных условий, из языковой сре-

ды, превращаются из людей, ходивших по свету "с открытыми глаза-

ми" , "точно в слепых". Неспособность понять коммуникативную ситу-

ацию, осуществить процесс общения парализует личность, деформирует

ее, лишает самой возможности существования.

Произведение В. Г. Короленко, в котором образно осмысливаются

факты языкового существования личности, может быть средством рас-

ширения языковых представлений, воспитания и развития языкового

сознания, формирования интеллектуальной и эмоциональной культуры

личности.

В заключение сошлемся на авторитетное мнение академика Д. С. Ли-

хачева о взаимосвязи языка и личности: "Вернейший способ узнать

человека - его умственное развитие, его моральный облик, его ха-

рактер - прислушаться к тому, как он говорит... Есть язык народа

как показатель его культуры и язык отдельного человека как показа-

тель его личных качеств, качеств человека, который пользуется язы-

ком народа. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение.

Как говорит, так, следовательно, и думает". ( Лихачев Д. С. Земля

родная. - М. , - 1983. - с. 31 - 32. )


saratovskaya-regionalnaya-molodezhnaya-obshestvennaya-organizaciya-associaciya-studentov-izuchayushih-ekonomiku-i-upravlenie-aiesec.html
saratovskij-fok-s-ledovoj-arenoj-otkroetsya-osenyu-05-03-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
saratovskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-spravochnik-gosudarstvennih-visshih-uchebnih-zavedenij-s-akkreditovannimi.html
saratovskij-nauchno-medicinskij-zhurnal.html
saratovskoj-oblasti-soglasovano.html
saratovskoj-oblastnoj-kollegii-advokatov-stranica-4.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie.html
  • learn.bystrickaya.ru/gazeta-moskva-n065-1442009-obshij-dolg-lukojla-sostavlyaet-7-mlrd-anonsi-sobitij-na-vtornik-14-aprelya-2009-g-3-lenta-novostej-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/73-gimnaziya-associaciya-gimnazij-sankt-peterburga-vospitatelnie-podhodi-i-sistemi-v-sovremennom-gimnazicheskom.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trofimov-v-n-iskusstvennij-intellekt-dobro-i-zlo-kak-zapretnij-plod-v-n-trofimov-e-v-trofimova-stranica-90.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general-stranica-15.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protest-v-zashita-na-rila-str-30-katastrofalnite-posledici-na-evrointegraciyata-str-30-33.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-i-uchebnie-materiali-g-ust-kamenogorsk-ul-promishlennaya2-dopusk-k-proizvodstvu-rabot-list-soglasovaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociometricheskij-metod.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-forma.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/borovikovskij-vladimir-lukich.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obobshayushij-urok-tipi-himicheskih-reakcij-celi-uroka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/murashova-n-a-pervij-zamestitel-ministra-obrazovaniya-sahalinskoj-oblasti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-1311-izmeneniya-valovih-vibrosov-zagryaznyayushih-veshestv-v-atmosferu-doklad-o-sostoyanii-okruzhayushej-sredi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-l-nikitin-mistiki-rozenkrejceri-i-tamplieri-v-sovetskoj-rossii-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistemnie-interfejsi-dlya-pk-na-osnove-intel-386-i-intel-486-lekciya-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobraniem-kreditorov-oao-barnaulskij-likero-vodochnij-zavod-2009-g-stranica-30.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/putin-nuzhno-menyat-vektor-v-sfere-obrazovaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-vserossijskih-sorevnovanij-na-priz-kubok-yuventa-sport-2012-i-tri-niti-cup-2012-tretij-etap-sredi-sportsmenov-bez-licenzii-po-vsem-vozrastnim-kategoriyam-v-discipline-marafon.html
  • crib.bystrickaya.ru/kinematograf-azii-uchebnoe-posobie-izdanie-vtoroe-ispravlennoe-i-dopolnennoe-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/bogatstvo-vknige-rasskazivaetsya-o-zhizni-znamenitogo-nemeckogo-arheologa-genriha-shlimana-o-raskopkah-troi-i-drugih.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-razvitiya-rechi-v-5-klasse-na-temu-radost-est-osobaya-mudrost.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-a-kuda-ehal-hmelnickij-viktor-suvorov-den-m-kogda-nachalas-vtoraya-mirovaya-vojna-moemu-chitatelyu.html
  • studies.bystrickaya.ru/bankovskie-uslugi-chast-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontakti-s-rukovoditelyami-seminara-sopredsedatel-orgkomiteta-seminara.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-33-padenie-glavarya-starij-morskoj-volk-v-traktire-admiral-benbou.html
  • education.bystrickaya.ru/18-uchrediteli-uchastniki-emitenta-v-n-yashin-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/24-nalog-na-pribil-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2010-goda-4-otchyot-o-sovokupnih-dohodah-za-god.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-vistavochnoj-zoni-foruma-3-raspisanie-raboti-foruma-5-tehnicheskij-reglament-6-vvozvivoz-eksponatov-6-obrazec-pisma-dlya-vvoza-i-vivoza-eksponatov-i-oborudovaniya-6.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhezli-egiptyan.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-smotre-konkurse.html
  • school.bystrickaya.ru/33-regulirovanie-denezhnogo-oborota-2-status-formi-organizacii-i-funkcii-centralnih-bankov.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-sistemi-menedzhmenta-kachestva-rukovodyashie-ukazaniya-po-primeneniyu-gost-r-iso-9001-2001-v-sfere-obrazovaniya-stranica-7.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-03-staroslavyanskij-yazik-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhaa-materialdi-megeruge-dajindi-oj-tolau-tedeu-degen-ne.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-48-epistemologicheskij-anarhizm-p-fejerabenda-1uchebnik-zotova-mironova-razina.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.