.RU

Религия как социальный институт

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология»

на тему: «Социальный институт религии в современном обществе»

Выполнил(а): ст. группы _____

__________________________

Проверил: _________________

Рубцовск 20


Введение

Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.

Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно — узко-утилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое — широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).

В социологии понятие и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого.

Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. В данной главе рассмотрены вопросы взаимодействия общества и его социальных институтов. Даны понятие социального института, его определение, раскрыты основные черты. Показаны система социальных институтов, их функции и роль в жизни и развитии общества.

Итак, цель данной работы: изучить литературу по социологии осмыслить сложные явления и процессы общественной жизни, их сущность, содержание, динамику развития, а также разобраться в существующих социологических теориях, объясняющих указанные общественные явления и процессы и раскрывающих механизмы их исследования.

Задача: рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии.


1. Содержание понятия «социальный институт»

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Если группа — это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь [6; с. 144].

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

Несмотря на то, что институты и социальные группы — различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви — ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга данные понятия и изучать их раздельно.

Итак, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.


2. Типы социальных институтов

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или институциональной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

1) институты семьи и брака, являющиеся институтами первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство человеческого рода, демографический рост населения;

2) политические институты, государство, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;

3) экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества;

4) институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;

5) институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем.

Все эти институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30—40 тыс. лет назад [; c.236].


3. Религия как социальный институт

Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции.


sistemnost-raboti-s-molodezhyu-v-bibliotekah-belomorskoj-cbs-pervogo-dnya-konferencii-strategiya-bibliotechnogo.html
sistemotehnicheskij-podhod-zakonomernosti-razvitiya-i-lokalnie-gorizonti-13.html
sitemologiya-zhiznennogo-cikla-industrialnoj-innovacii-lekciya-3.html
sitnikova-n-yu-mamedov-a-o-upravlenie-finansovimi-riskami-uchebnoe-posobie-2-e-izd.html
situacii-iz-praktiki-putevoditel-po-sdelkam-lizing-lizingopoluchatel-sublizingopoluchatel.html
situacionisti-i-avtomatizaciya-blagodarit-za-sodejstvie-v-podgotovke-etoj-knigi.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursa-atisushilara-ojilatin-zhalpi-talaptar.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-uchet-nematerialnih-aktivov-v-ooo-svet-1-3-uchet-nematerialnih-aktivov-18-glava-ocenka-slozhivshejsya-praktiki.html
  • tests.bystrickaya.ru/kollekciya-577-gastrahandata-registracii110511-kollekciya-113-g-moskva-ul-roslovka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-dvizhenij-v-profilaktike-zabolevanij-ukreplenii-zdorovya-cheloveka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15-vzaimodejstvie-s-pedagogicheskoj-obshestvennostyu-naseleniem-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-ot-24-06-2009-stranica-18.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-referatov-i-kontrolnih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-reklamnij-menedzhment.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-fizicheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-seme-tetrad-dlya-lekcij-po-teorii-i-metodike-fizicheskogo-vospitaniya-dlya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-neprerivnogo-obucheniya-ekologii-v-detskom-sadu-i-shkole-programma-po-ekologii-dlya-detskogo-sada.html
  • college.bystrickaya.ru/20-sekciya-kraevedenie-v-sovremennih-bibliotekah-reglament-na-zasedaniyah-konferencii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/x-znachenie-volnonaemnogo-truda-v-zemledelii-sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-po-protivodejstviyu-korrupcii-v-respublike-kazahstan-na-2011-2015-godi-vrealizaciyu-plana-meropriyatij-po-realizacii-programmi-po-protivodejstviyu-korrupcii-v-respublike-kazahstan-na-2011.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prochitajte-predlozheniya-viberite-pravilnij-variant-i-otmette-sootvetstvuyushuyu-bukvu-na-matrice-grammatika.html
  • writing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-mezhdunarodnim-ekonomicheskim-otnosheniyam.html
  • turn.bystrickaya.ru/oshibki-v-uchebnike-po-fizike-za-7-j-klass.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/8-mechej-pomeha-avtori-idei-n-krajner-gala-rubinshtejn-maks-fraj-koordinator-orakul-sostavitel.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-zdorove-programma-vseobuch-programma-intellekt-programma-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitaniya-programma-psihologo-pedagogicheskoj-podderzhki-detej-gruppi-riska-stranica-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raskolnikov-ne-iz-zhestokosti-sovershil-prestuplenie-a-iz-interesa-pravda-li-chto-est-dva-tipa-lyudej-zarozhdenie-misli-o-prestuplenii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sozdanie-nacionalnogo-banka-respubliki-kazahstan.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-mikroelektromehanika-rekomenduetsya-minobrazovaniem-rossii-dlya-specialnosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/varianti-domashnej-kontrolnoj-raboti-1-po-discipline-osnovi-menedzhmenta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otdelenie-duhovie-instrumenti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sodejstvie-v-raschistke-pridomovoj-territorii-doklad-o-deyatelnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/while-reading-listening-kurs-1-nazva-disciplni-druga-nozemna-mova-przvishe-vikladacha.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realnaya-virtualnost-stranica-5.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-uroka-predmet-geometriya-tema-uroka-peresechenie-pryamoj-i-okruzhnosti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raznourovnevie-zadaniya-na-osnove-soderzhaniya-uchebnogo-teksta-kak-sredstvo-realizacii-uchebno-poznavatelnoj-kompetentnosti-uchashihsya-osnovnoj-shkoli-na-urokah-istorii-i-obshestvovedeniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pamyat-prepodobnogo-efrema-novotorzhskogo-zhitiya-svyatih.html
  • institute.bystrickaya.ru/glavnij-buhgalter-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-i-obshie-polozheniya-rabochaya-tetrad-slushatelya-kursov-osnovi-religioznih-kultur-i-svetskoj-etiki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-tehnologiya-marketinga--81-sushnost-tehnologii-marketinga-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-obshestva-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-nauka-svyaz.html
  • bukva.bystrickaya.ru/posevnie-ploshadi-kormovih-kultur-i-estestvennie-kormovie-agropromishlennogo-kompleksa-i-selskih-territorij-v.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-filosofiya-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-vseh-specialnostej.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-tibetskie-posvyasheniya-omcosmoenergy-ru.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.