.RU

Религия как социальный институт

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология»

на тему: «Социальный институт религии в современном обществе»

Выполнил(а): ст. группы _____

__________________________

Проверил: _________________

Рубцовск 20


Введение

Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.

Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно — узко-утилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое — широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).

В социологии понятие и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого.

Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. В данной главе рассмотрены вопросы взаимодействия общества и его социальных институтов. Даны понятие социального института, его определение, раскрыты основные черты. Показаны система социальных институтов, их функции и роль в жизни и развитии общества.

Итак, цель данной работы: изучить литературу по социологии осмыслить сложные явления и процессы общественной жизни, их сущность, содержание, динамику развития, а также разобраться в существующих социологических теориях, объясняющих указанные общественные явления и процессы и раскрывающих механизмы их исследования.

Задача: рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии.


1. Содержание понятия «социальный институт»

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Если группа — это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь [6; с. 144].

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

Несмотря на то, что институты и социальные группы — различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви — ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга данные понятия и изучать их раздельно.

Итак, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.


2. Типы социальных институтов

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или институциональной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

1) институты семьи и брака, являющиеся институтами первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство человеческого рода, демографический рост населения;

2) политические институты, государство, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;

3) экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества;

4) институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;

5) институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем.

Все эти институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30—40 тыс. лет назад [; c.236].


3. Религия как социальный институт

Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции.


sistemnost-raboti-s-molodezhyu-v-bibliotekah-belomorskoj-cbs-pervogo-dnya-konferencii-strategiya-bibliotechnogo.html
sistemotehnicheskij-podhod-zakonomernosti-razvitiya-i-lokalnie-gorizonti-13.html
sitemologiya-zhiznennogo-cikla-industrialnoj-innovacii-lekciya-3.html
sitnikova-n-yu-mamedov-a-o-upravlenie-finansovimi-riskami-uchebnoe-posobie-2-e-izd.html
situacii-iz-praktiki-putevoditel-po-sdelkam-lizing-lizingopoluchatel-sublizingopoluchatel.html
situacionisti-i-avtomatizaciya-blagodarit-za-sodejstvie-v-podgotovke-etoj-knigi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slovno-statuya-iz-chernogo-dereva-daniel-kluger-baskervilskaya-misteriya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshie-polozheniya-o-povishenii-kvalifikacii-sotrudnikov-tti-yufu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-discipline-kadrovoe-obespechenie-socialno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-v-uchenicheskom-obshestvennom-dvizhenii-dlya-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studenta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchastie-vospitannikov-i-pedagogov-uchreditel-detskogo-sada-administraciya-goroda-surguta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-karta-samoobsledovaniya-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnaziya-naimenovanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennij-amerikanskmj-detektiv-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gimnastika-sportivnaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/proektno-eksperimentalnaya-deyatelnost-realnaya-vozmozhnost-formirovaniya-bezopasnoj-obrazovatelnoj-sredi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-dobrokachestvennie-i-zlokachestvennie-opuholi-yaichnikov-klinika-klassifikaciya-rannyaya-diagnostika-lechenie-profilaktika-principi-dispansernogo-nablyudeniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-dlya-obektov-ispolzuyushih-szhizhennie-uglevodorodnie-gazi-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/listognoj-poluzimnik-gruden-leden-informacionno-bibliograficheskij-otdel.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/severyanin-i-nravstvennie-ustoi-v-poezii-dekadansa-igor-severyanin.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/audit-ucheta-malocennih-i-bistroiznashivayushihsya-predmetov-chast-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mikroprocessornaya-sistema-na-baze-komplekta-kr580.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novosti-rossii-ia-regnum-moskva-25012009-iran-vistupil-protiv-stroitelstva-transkaspijskogo-nefteprovoda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/model-osi-kurs-lekcij-po-specialnosti-140305-yadernie-reaktori-i-energeticheskie-ustanovki-napravleniya-140300.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatij.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-sostavlena-v-sootvetstvii-s-prikazom-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-ot-16-marta-2011-goda-1365-ob-utverzhdenii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-find-in-the-text-english-equivalents-for-the-following-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov.html
  • control.bystrickaya.ru/diplom-laureata-zonalnoj-vistavki-smotra-nauchnogo-i-tehnicheskogo-tvorchestva-studenti-i-uchashiesya-urala-narodnomu-hozyajstvu-nauke-kulture-i-zdravoohraneniyu-posvyashennoj-xxv-sezdu-kpss-nagrazhdaetsya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skandinaviya-avstraliya-i-novaya-zelandiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ufimskij-pedagogicheskij-kolledzh-1-my-volga-ru-internet-zhurnal-po-obrazovaniyu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-v-celyah-usileniya-kontrolya-za-hodom-provedeniya-ege-v-subektah-rossijskoj-federacii-predstaviteli-organov-gosudarstvennoj-vlasti-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompyuternie-seti-i-telekommunikacii-chast-11.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnih-zakonov-o-nacionalno-kulturnoj-avtonomii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-predmet-klass-programma-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ne-vdavatsya-v-izlishnie-dialekticheskie-tonkosti-pri-rassuzhdenii-o-dogmatah.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskij-kurer-sankt-peterburg-29042010-dozhivem-do-pensii-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-30-aprelya-2010-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-statisticheskogo-instrumentariya-dlya-organizacii-federalnogo-statisticheskogo-nablyudeniya-za-zanyatostyu-naseleniya-i-deyatelnostyu-osushestvlyaemoj-v-sfere-obrazovaniya-nauki-i-innovacij-stranica-24.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-en-f-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-dlya-specialnosti-031201-65-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-i-kultur.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-desyataya-osetinskaya-polina-proshaj-grust.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-19-kak-afrika-stala-chernoj-esi-karinge-omvai-paranu-sauakari-vivoru-i-vsem-ostalnim-moim-druzyam.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/da-ne-oskudeet-ruka-dayushego-chast-6.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smesiteli-i-kameri-hlopeobrazovaniya-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-sistem-i-sooruzhenij-kommunalnogo-vodosnabzheniya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-n-danilevskij-poshel-eshe-dalshe-svoego-anglijskogo-kollegi-i-postavil-pered-soboj-zadachu-razvenchat-stoletiyami-slagavshijsya-mif-o-velikom-knyaze-aleksandre-yaroslaviche.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.