.RU

Религия — антинаука - Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу...


^ Религия — антинаука

Нам после Христа не нужна никакая любознательность; после Евангелия не нужно никакое исследование


Тертуллиан


Пренебрежительное отношение религии к логике вполне корреспондируется с таким же пренебрежительным отношением к науке. Религия не просто ненаучна, вненаучна, а антинаучна, агрессивно настроена против научного знания, мракобесна по сути. Например, Библия рассказывает о всяких чудесах, нарушающих законы природы. Иисус Навин якобы остановил солнце (“И остановилось солнце, и луна стояла...” — Навин, 10; 13). Иисус Христос превратил “5 хлебов и 2 рыбы” в многие тысячи хлебов и рыб, накормив ими “5 тысяч мужей” и наполнив ими еще “двенадцать коробов”(Марк, 6; 41-44), ходил по воде “аки по суху”(Марк, 6; 48-51), в одно мгновение превратил воду в вино, оживил умершего Лазаря, труп которого разложился и смердил. Это всё чудеса, противоречащие элементарным научным представлениям.

А что стоит история с сотворением мира и человека богом?! Ученые на протяжении столетий по крупицам собирают факты, информацию об эволюции нашей части Вселенной, о происхождении жизни на Земле, о становлении живой природы, о происхождении человека. Наукой установлено множество бесспорных фактов, которые камня на камня не оставляют от библейских сказок о происхождении мира и человека. И что же? Проповедники религии продолжают повторять эти сказки так, будто они вовсе не сказки, а быль, истина. Какое смятение в головы людей они вносят этими якобы былями! Ведь современный человек уже в школе получает минимум научных знаний о себе и о мире. Как он может совместить эти библейские легенды с научными представлениями?! Остается ему либо не доверять науке, либо плюнуть на логику и принять обе противоречащие версии происхождения мира и человека. И тот и другой вариант губителен. Недоверие к науке ведет к обскурантизму, к диким, невежественным представлениям. Принятие же обеих версий означает скорую или медленную смерть логического мышления. Алогизм в практическом плане ведет к тому, что можно говорить и делать всё, что угодно. Это либо сумасшествие, либо легкомыслие и безответственность.


^ О любви к парадоксам

Любовь к парадоксам свойственна определенной части людей. Этих людей называют иррационалистами, мистиками.

Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.

Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты — это любители парадоксов, загадок, мистики и т. п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Рационализм и иррационализм — это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.

Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к порядку и беспорядку. Слово “рационализм” происходит от французского “rationalisme”, которое в свою очередь происходит от латинского “rationalis”, а последнее от латинского же “ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Кто же прав?

Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п.

В том, что разум управляет человеком, его поведением, есть противоречие. С одной стороны понятно, что в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а разум лишь “часть” человека, пусть главная, но всё же “часть”) управлять, “вертеть” целым?

Да, действительно, разум лишь ”часть”, но такая, которая делает целое целым. Разум — интегральное “свойство” человека, делающее его целым, т. е. он в известном смысле и часть, и целое, является связующим звеном между “частями” человека и человеком как целым.

Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”.

Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты — на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то посередине. Человек, с одной стороны, старается руководствоваться в своем поведении доводами разума, а, с другой, ведет себя порой как существо внеразумное, лишенное разума, а то и просто безумное, как чувствующее, наслаждающееся или страдающее, как волящее или безвольное и т. д.


——————————

В нашей стране после десятилетий господства рационалистического умонастроения (а марксизм в основных своих частях рационалистичен) маятник качнулся в обратную сторону, а именно в сторону иррационализма и даже мистицизма. Многие деятели культуры, представители средств массовой информации стали почти открыто третировать логику, разум, порядок, норму и акцентировать внимание на всяких нарушениях, отклонениях от логики, нормы, порядка, в частности, выказывать и высказывать свою любовь к парадоксам.

Яркий пример: положение дел в российской философии. Сейчас дает о себе знать антисциентизм-иррационализм. Это определенно реакция на предшествующие десятилетия философского сциентизма-рационализма. Раскрепощенные философы вдруг заговорили как богословы, мистики, ясновидцы, пророки...

Ни сциентизм, ни антисциентизм не делают философа философом. Мы, философы, должны научиться говорить своим голосом — без наукообразности и сциентизма, с одной стороны, и без религиозно-мистической, пророческой риторики-аффектации, с другой.

В масс-медиа логика, логическое мышление, рассудок всё чаще подаются в негативном свете и, наоборот, в позитивном свете подается парадоксальное мышление. В частности, оценка идей, взглядов как парадоксальных нередко фигурирует как позитивная. Вот один характерный пример: по телеканалу «Культура» (!) в рекламе образовательного проекта нового сезона «Плоды просвещения» (сентябрь 2003 г.) среди других рекламных фраз звучит и такая: «Каждый раз это парадоксальный взгляд на историю, общество, личность…». Слово «парадоксальный» звучит в контексте рекламы не просто как нечто позитивное, а как нечто очень хорошее, завлекательное.

Вообще сейчас в моде всякие парадоксальные высказывания. Опять же по телеканалу «Культура» в рекламе (!) концерта, посвященного композитору Альфреду Шнитке, воспроизводится его фраза: «Он сказал: «Я нашел ответ, когда понял, что ответа нет» (24.11.2004 г.).

В рекламе НТВ телепрограммы «Личный вклад» звучала парадоксальная фраза, которую затем постоянно повторяет (как рефрен) в самой телепрограмме ведущий Александр Герасимов: «Если вы всё понимаете, это значит, что вам не всё говорят» (сентябрь 2003 г. — апрель 2004 г.). Парадокс-противоречие: если я всё понимаю, то, естественно, обладаю достаточной информацией; а если мне не всё говорят, значит, я не обладаю достаточной информацией и не могу всё понимать. Как хочешь, так и понимай эту фразу. Морочат голову телезрителю. Неужели телевизионщики думают, что таким образом привлекут внимание телезрителей к данной телепрограмме?!

Среди парадоксальных высказываний встречается и негативная оценка любви как таковой. Ее порой изображают как нечто чудовищное, опасное для жизни, как патологию. Так, на телеканале «Культура» в рекламе ток-шоу «Черный квадрат» (сентябрь 2003 г.) среди других слов из уст одного «деятеля» прозвучала такая фраза: «Любовь — это клиническая форма жизни». Насколько надо быть сбитым с толку, чтобы делать подобные заявления! Меня удивляет, что такое заявление делается в рекламе и притом на телеканале «Культура». Ладно, сказал кто-то глупость, но зачем же ее тиражировать и в буквальном смысле рекламировать?! И это на телеканале, который должен нести свет-культуру людям, должен показывать образцы хорошего-лучшего, того, что составляет цвет-основу жизни. Ведь смотрят эту рекламу миллионы молодых людей и что они должны думать? Что любовь — болезнь? Значит, долой любовь?! Это невообразимо! Сбитые таким образом с толку молодые люди будут вести себя в делах любви настороженно-подозрительно или даже цинично, издеваясь над своими чувствами и/или чувствами любящего их. А некоторые из них будут избегать любви или бороться с ней, если она случилась. Сколько драм и трагедий может породить это нелепое утверждение «деятеля», подкрепленное авторитетом телевидения и, особенно, телеканала «Культура»!

28 сентября 2005 г. по телеканалу «Культура», отмечая разные даты, в том числе дату рождения Андре Бретона, французского писателя, одного из основоположников сюрреализма, не нашли ничего лучшего, как озвучить абсурдное высказывание этого художника: «Красота должна быть подобна судороге; иначе ей не выжить». Судорога — нечто весьма болезненное, ненормальное и опасное для организма. И вот писатель уподобляет ей красоту! А телеканал «Культура» тиражирует это безумное заявление писателя. Судорога и красота несовместимы как несовместимы жизнь и смерть. Как можно выжить с помощью судороги?! Если, например, человек оказался в воде в глубоком месте и у него свело ногу, то его ждет скорее не выживание, а гибель.

Или в рекламе бульонного порошка Кнорр (2005-2007 г.г.) звучала фраза: «…но правила существуют, чтобы их нарушать». Эта фраза содержит логическое противоречие: тезис "правила существуют (если правила существуют, то они должны выполняться, иначе зачем они существуют)" и антитезис "правила не существуют (поскольку они должны постоянно нарушаться, то по факту их вроде бы и нет)".


Я никогда не думал, что публично (по государственному телеканалу РТР, по ОРТ, НТВ и др.!) могут фактически пропагандировать пренебрежение правилами как таковыми, практический хаотизм. Понятно, конечно, что субъективно, с позиции рекламщиков и руководителей телеканала, эти слова — не более, чем полушутливый эпатаж, цель которого привлечь внимание телезрителей к предмету рекламы. Объективно же этот эпатаж ничем нельзя оправдать. Юные телезрители, да и многие неискушенные в подобных шутках взрослые воспринимают подобные слова всерьез, вплоть до того, чтобы квалифицировать их как руководство к действию. Представьте себе ситуации с моральным поведением (нарушение основных принципов морали, правил поведения в обществе), с политическим поведением (нарушение правил-законов демократического общества, политический экстремизм, терроризм), с поведением на дорогах (нарушение правил дорожного поведения), с жизнезначимыми поступками вообще (нарушение фундаментальных правил жизни, охраняющих человека от смерти, болезней и настраивающих его на конструктивную деятельность — детопроизводство, творчество). Все эти ситуации можно охарактеризовать двумя словами: разрушение жизни. Сколько потенциальных убийц, грабителей, мошенников, наркоманов, террористов, виновников автомобильных аварий и т. д. и т. п. всерьез руководствуются этой сентенцией!

Прошла реклама порошка Кнорр. Но вот теперь новая напасть: активно пропагандируется совершенно идиотская сентенция «Самое лучшее правило — отсутствие всяких правил». Эту сентенцию я услышал из уст киноактера Сергея Гармаша. Так он рекламировал новый фильм по радио Вести-FM (апрель-май 2009 г.).

———————

Такая любовь к парадоксальному стилю мышления сочетается со всё увеличивающимся мутным потоком дезинформации и мракобесия. Многие масс-медиа передают без критической оценки астрологические прогнозы (в науке давно установлено, что астрология — лженаука), рекламируют всяких знахарей, ясновидящих, так называемых «народных целителей», без всякой критики-анализа сообщают о разных квази-, псевдонаучных теориях и т. д., и т. п.

Нарастает и градус мракобесия. То есть во все увеличивающихся масштабах передается не просто ложь-дезинформация, а замалчиваются и/или третируются правда-истина, научно обоснованные теории, концепции. Пример: общепризнанная в науке дарвиновская теория происхождения человека всё чаще упоминается со знаком минус.



sistema-znachit-slazhennost-yurij-andreevich-andreev-iscelenie-cheloveka.html
sistematicheskij-bazovij-kurs-himii-8-9-klassi-primernie-programmi-uchebnih-predmetov-v-7-9-h-klassah-russkij-yazik.html
sistematicheskij-kurs-11-klass-dlya-klassov-gumanitarnogo-profilya-dopusheno-stranica-9.html
sistematicheskij-kurs-v-treh-tomah-tom-ii-stranica-23.html
sistematicheskij-kurs-v-treh-tomah-tom-iii.html
sistematichnost-i-posledovatelnost-seliverstov-v-i-zaikanie-u-detej-psihokorrekcionnie-i-didakticheskie-osnovi.html
  • composition.bystrickaya.ru/oral-alasini-zhelaev-seloli-okrug-kmn-2013-zhilda-atarilan-zhmistari-bojinsha-eseb.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-vospitaniya-skorostnih-sposobnostej-sportsmena-orientirovshika.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnoj-celevoj-programmi-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-dalnego-vostoka-i-zabajkalya-na-1996-2005.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-literaturi-6-klass-m-yu-lermontov-parus.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yubilei-otkritiya-pamyatnikov-istorii-arhitekturi-iskusstva-ot-sostavitelya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zh-ajmauitov-nsh-gmes-2-saat-slteme-alamtor-ouli-man.html
  • writing.bystrickaya.ru/bileti-po-anglijskomu-za-11-klass.html
  • education.bystrickaya.ru/22-rezultati-oprosa-prepodavatelej-otchet-o-rezultatah-sociologicheskogo-issledovaniya-ocenka-udovletvorennosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-prazdnika-1-maya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-informatika-kak-nauka-i-kak-uchebnij-predmet-v-srednej-shkole-metodika-prepodavaniya-informatiki-1informatika-kak-nauka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-nachalnikov-pozharnih-chastej-i-o-programmah-obucheniya-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni-zashiti.html
  • credit.bystrickaya.ru/olimpiadnie-zadachi-po-arifmetike-povishennoj-trudnosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-psihologo-pedagogicheskomu-prosvesheniyu-roditelej-mouo-otdel-obrazovaniya-administracii-kurtamishskogo-rajona-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskazi-o-chudesah-stranica-58.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-eto-tolko-kazhetsya-chto-noch-vremya-polnoj-tishini-i-bezmyatezhnogo-pokoya-noch-polna-zvukov-shuma-dozhdevih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-pravootnoshenij-kurs-lekcij-moskva-2004-vishnevskij-v-v-pravovedenie-kurs-lekcij-m-mosu2004.html
  • thescience.bystrickaya.ru/katerina-ivanova-tema-zdraveopazvane.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-etapi-realizacii-strategii-rasporyazhenie-ot-8-dekabrya-2011-g-2227-r-ob-utverzhdenii-strategii-innovacionnogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bazovij-uchebnij-plan-priema-2011-g-kurs-1-2-semestr-1-234-kolichestvo-kreditov-12-prerekviziti-net.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-istorii-banka-rossii-kursi-inostrannih-valyut-k-rossijskomu-rublyu-ustanovlennie-bankomrossii-s1iyunya2005goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/ne-ukradi-spas-transovaya-kultura-ukraincev.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakoni-teorii-organizacii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-rossijskoj-i-mezhdunarodnoj-otchetnosti-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-magnitogorskij-metallurgicheskij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchitelya-uchastniki-konkursov-i-grantov-analiz-realizacii-programmi-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-etnogenez-i-biosfera-zemli.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-113-harakteristika-rek-i-vodoemov-oglavleni-e.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-oblastnoj-celevoj-programmi-razvitie-torfyanoj-otrasli-kirovskoj-oblasti-na-perspektivu-do-2013-goda-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/1-ssilki-na-sajti-razlichnih-associacij-organizacij-sluzhb-planirovaniya-kareri-ssha-kanada.html
  • studies.bystrickaya.ru/konspekt-po-marketingu-chast-13.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-f-informatika-dlya-studentov-specialnosti-020803-bioekologiya-i-napravleniya-020800-i-ekologiya-i-prirodopolzovanie-forma-obucheniya-ochnaya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razlichnih-poselenij-v-russkom-gosudarstve-11-17-vv-naselenie-kotorih-vremenno-osvobozhdalos-ot-gosudarstvennih-povinnostej.html
  • letter.bystrickaya.ru/moshennichestvo-chast-16.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ulyanovskij-gosudarstvennij-universitet-ulyanovsk-17-19-dekabrya-2008-g-sajt-www-uni-ulsu-ru-ulyanovsk-2008.html
  • essay.bystrickaya.ru/bilet-48-bileti-i-otveti-dlya-ekzamena-po-otechestvennoj-istorii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-budet-polezna-ne-tolko-psihologam-rabotayushim-v-oblasti-klinicheskoj-i-vozrastnoj-psihologii-no-i-roditelyam-pedagogam-defektologam-socialnim-rabotnikam-i-drugim-specialistam.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.