.RU

Религия — антинаука - Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу...


^ Религия — антинаука

Нам после Христа не нужна никакая любознательность; после Евангелия не нужно никакое исследование


Тертуллиан


Пренебрежительное отношение религии к логике вполне корреспондируется с таким же пренебрежительным отношением к науке. Религия не просто ненаучна, вненаучна, а антинаучна, агрессивно настроена против научного знания, мракобесна по сути. Например, Библия рассказывает о всяких чудесах, нарушающих законы природы. Иисус Навин якобы остановил солнце (“И остановилось солнце, и луна стояла...” — Навин, 10; 13). Иисус Христос превратил “5 хлебов и 2 рыбы” в многие тысячи хлебов и рыб, накормив ими “5 тысяч мужей” и наполнив ими еще “двенадцать коробов”(Марк, 6; 41-44), ходил по воде “аки по суху”(Марк, 6; 48-51), в одно мгновение превратил воду в вино, оживил умершего Лазаря, труп которого разложился и смердил. Это всё чудеса, противоречащие элементарным научным представлениям.

А что стоит история с сотворением мира и человека богом?! Ученые на протяжении столетий по крупицам собирают факты, информацию об эволюции нашей части Вселенной, о происхождении жизни на Земле, о становлении живой природы, о происхождении человека. Наукой установлено множество бесспорных фактов, которые камня на камня не оставляют от библейских сказок о происхождении мира и человека. И что же? Проповедники религии продолжают повторять эти сказки так, будто они вовсе не сказки, а быль, истина. Какое смятение в головы людей они вносят этими якобы былями! Ведь современный человек уже в школе получает минимум научных знаний о себе и о мире. Как он может совместить эти библейские легенды с научными представлениями?! Остается ему либо не доверять науке, либо плюнуть на логику и принять обе противоречащие версии происхождения мира и человека. И тот и другой вариант губителен. Недоверие к науке ведет к обскурантизму, к диким, невежественным представлениям. Принятие же обеих версий означает скорую или медленную смерть логического мышления. Алогизм в практическом плане ведет к тому, что можно говорить и делать всё, что угодно. Это либо сумасшествие, либо легкомыслие и безответственность.


^ О любви к парадоксам

Любовь к парадоксам свойственна определенной части людей. Этих людей называют иррационалистами, мистиками.

Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.

Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты — это любители парадоксов, загадок, мистики и т. п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Рационализм и иррационализм — это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.

Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к порядку и беспорядку. Слово “рационализм” происходит от французского “rationalisme”, которое в свою очередь происходит от латинского “rationalis”, а последнее от латинского же “ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Кто же прав?

Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п.

В том, что разум управляет человеком, его поведением, есть противоречие. С одной стороны понятно, что в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а разум лишь “часть” человека, пусть главная, но всё же “часть”) управлять, “вертеть” целым?

Да, действительно, разум лишь ”часть”, но такая, которая делает целое целым. Разум — интегральное “свойство” человека, делающее его целым, т. е. он в известном смысле и часть, и целое, является связующим звеном между “частями” человека и человеком как целым.

Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”.

Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты — на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни. И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то посередине. Человек, с одной стороны, старается руководствоваться в своем поведении доводами разума, а, с другой, ведет себя порой как существо внеразумное, лишенное разума, а то и просто безумное, как чувствующее, наслаждающееся или страдающее, как волящее или безвольное и т. д.


——————————

В нашей стране после десятилетий господства рационалистического умонастроения (а марксизм в основных своих частях рационалистичен) маятник качнулся в обратную сторону, а именно в сторону иррационализма и даже мистицизма. Многие деятели культуры, представители средств массовой информации стали почти открыто третировать логику, разум, порядок, норму и акцентировать внимание на всяких нарушениях, отклонениях от логики, нормы, порядка, в частности, выказывать и высказывать свою любовь к парадоксам.

Яркий пример: положение дел в российской философии. Сейчас дает о себе знать антисциентизм-иррационализм. Это определенно реакция на предшествующие десятилетия философского сциентизма-рационализма. Раскрепощенные философы вдруг заговорили как богословы, мистики, ясновидцы, пророки...

Ни сциентизм, ни антисциентизм не делают философа философом. Мы, философы, должны научиться говорить своим голосом — без наукообразности и сциентизма, с одной стороны, и без религиозно-мистической, пророческой риторики-аффектации, с другой.

В масс-медиа логика, логическое мышление, рассудок всё чаще подаются в негативном свете и, наоборот, в позитивном свете подается парадоксальное мышление. В частности, оценка идей, взглядов как парадоксальных нередко фигурирует как позитивная. Вот один характерный пример: по телеканалу «Культура» (!) в рекламе образовательного проекта нового сезона «Плоды просвещения» (сентябрь 2003 г.) среди других рекламных фраз звучит и такая: «Каждый раз это парадоксальный взгляд на историю, общество, личность…». Слово «парадоксальный» звучит в контексте рекламы не просто как нечто позитивное, а как нечто очень хорошее, завлекательное.

Вообще сейчас в моде всякие парадоксальные высказывания. Опять же по телеканалу «Культура» в рекламе (!) концерта, посвященного композитору Альфреду Шнитке, воспроизводится его фраза: «Он сказал: «Я нашел ответ, когда понял, что ответа нет» (24.11.2004 г.).

В рекламе НТВ телепрограммы «Личный вклад» звучала парадоксальная фраза, которую затем постоянно повторяет (как рефрен) в самой телепрограмме ведущий Александр Герасимов: «Если вы всё понимаете, это значит, что вам не всё говорят» (сентябрь 2003 г. — апрель 2004 г.). Парадокс-противоречие: если я всё понимаю, то, естественно, обладаю достаточной информацией; а если мне не всё говорят, значит, я не обладаю достаточной информацией и не могу всё понимать. Как хочешь, так и понимай эту фразу. Морочат голову телезрителю. Неужели телевизионщики думают, что таким образом привлекут внимание телезрителей к данной телепрограмме?!

Среди парадоксальных высказываний встречается и негативная оценка любви как таковой. Ее порой изображают как нечто чудовищное, опасное для жизни, как патологию. Так, на телеканале «Культура» в рекламе ток-шоу «Черный квадрат» (сентябрь 2003 г.) среди других слов из уст одного «деятеля» прозвучала такая фраза: «Любовь — это клиническая форма жизни». Насколько надо быть сбитым с толку, чтобы делать подобные заявления! Меня удивляет, что такое заявление делается в рекламе и притом на телеканале «Культура». Ладно, сказал кто-то глупость, но зачем же ее тиражировать и в буквальном смысле рекламировать?! И это на телеканале, который должен нести свет-культуру людям, должен показывать образцы хорошего-лучшего, того, что составляет цвет-основу жизни. Ведь смотрят эту рекламу миллионы молодых людей и что они должны думать? Что любовь — болезнь? Значит, долой любовь?! Это невообразимо! Сбитые таким образом с толку молодые люди будут вести себя в делах любви настороженно-подозрительно или даже цинично, издеваясь над своими чувствами и/или чувствами любящего их. А некоторые из них будут избегать любви или бороться с ней, если она случилась. Сколько драм и трагедий может породить это нелепое утверждение «деятеля», подкрепленное авторитетом телевидения и, особенно, телеканала «Культура»!

28 сентября 2005 г. по телеканалу «Культура», отмечая разные даты, в том числе дату рождения Андре Бретона, французского писателя, одного из основоположников сюрреализма, не нашли ничего лучшего, как озвучить абсурдное высказывание этого художника: «Красота должна быть подобна судороге; иначе ей не выжить». Судорога — нечто весьма болезненное, ненормальное и опасное для организма. И вот писатель уподобляет ей красоту! А телеканал «Культура» тиражирует это безумное заявление писателя. Судорога и красота несовместимы как несовместимы жизнь и смерть. Как можно выжить с помощью судороги?! Если, например, человек оказался в воде в глубоком месте и у него свело ногу, то его ждет скорее не выживание, а гибель.

Или в рекламе бульонного порошка Кнорр (2005-2007 г.г.) звучала фраза: «…но правила существуют, чтобы их нарушать». Эта фраза содержит логическое противоречие: тезис "правила существуют (если правила существуют, то они должны выполняться, иначе зачем они существуют)" и антитезис "правила не существуют (поскольку они должны постоянно нарушаться, то по факту их вроде бы и нет)".


Я никогда не думал, что публично (по государственному телеканалу РТР, по ОРТ, НТВ и др.!) могут фактически пропагандировать пренебрежение правилами как таковыми, практический хаотизм. Понятно, конечно, что субъективно, с позиции рекламщиков и руководителей телеканала, эти слова — не более, чем полушутливый эпатаж, цель которого привлечь внимание телезрителей к предмету рекламы. Объективно же этот эпатаж ничем нельзя оправдать. Юные телезрители, да и многие неискушенные в подобных шутках взрослые воспринимают подобные слова всерьез, вплоть до того, чтобы квалифицировать их как руководство к действию. Представьте себе ситуации с моральным поведением (нарушение основных принципов морали, правил поведения в обществе), с политическим поведением (нарушение правил-законов демократического общества, политический экстремизм, терроризм), с поведением на дорогах (нарушение правил дорожного поведения), с жизнезначимыми поступками вообще (нарушение фундаментальных правил жизни, охраняющих человека от смерти, болезней и настраивающих его на конструктивную деятельность — детопроизводство, творчество). Все эти ситуации можно охарактеризовать двумя словами: разрушение жизни. Сколько потенциальных убийц, грабителей, мошенников, наркоманов, террористов, виновников автомобильных аварий и т. д. и т. п. всерьез руководствуются этой сентенцией!

Прошла реклама порошка Кнорр. Но вот теперь новая напасть: активно пропагандируется совершенно идиотская сентенция «Самое лучшее правило — отсутствие всяких правил». Эту сентенцию я услышал из уст киноактера Сергея Гармаша. Так он рекламировал новый фильм по радио Вести-FM (апрель-май 2009 г.).

———————

Такая любовь к парадоксальному стилю мышления сочетается со всё увеличивающимся мутным потоком дезинформации и мракобесия. Многие масс-медиа передают без критической оценки астрологические прогнозы (в науке давно установлено, что астрология — лженаука), рекламируют всяких знахарей, ясновидящих, так называемых «народных целителей», без всякой критики-анализа сообщают о разных квази-, псевдонаучных теориях и т. д., и т. п.

Нарастает и градус мракобесия. То есть во все увеличивающихся масштабах передается не просто ложь-дезинформация, а замалчиваются и/или третируются правда-истина, научно обоснованные теории, концепции. Пример: общепризнанная в науке дарвиновская теория происхождения человека всё чаще упоминается со знаком минус.



sistema-znachit-slazhennost-yurij-andreevich-andreev-iscelenie-cheloveka.html
sistematicheskij-bazovij-kurs-himii-8-9-klassi-primernie-programmi-uchebnih-predmetov-v-7-9-h-klassah-russkij-yazik.html
sistematicheskij-kurs-11-klass-dlya-klassov-gumanitarnogo-profilya-dopusheno-stranica-9.html
sistematicheskij-kurs-v-treh-tomah-tom-ii-stranica-23.html
sistematicheskij-kurs-v-treh-tomah-tom-iii.html
sistematichnost-i-posledovatelnost-seliverstov-v-i-zaikanie-u-detej-psihokorrekcionnie-i-didakticheskie-osnovi.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-mezhdunarodnogo-ugolovnogo-prava.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/slovoobrazovatelnie-gnezda-tancevalno-muzikalnih-neologizmov-rubezha-xx-xxi-vekov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-kazahstan-ot-28-aprelya-1997-g-n-97-1.html
  • write.bystrickaya.ru/g-m-borlikov-universitet.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-vnutrennij-koefficient-effektivnosti-vke-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-pervaya-a-konan-dojl.html
  • institute.bystrickaya.ru/etnolingvisticheskij-faktor-kak-socialno-obuslovlennij-simvol-baskskogo-nacionalizma.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/23-tematicheskij-plan-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-koncepcii-sovremennogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-kompleksnogo-kursa-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-2011-2015gg.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tridcat-shest-stratagem-pochtennogo-gospodina-tana-stratagemnij-bum-v-kitae.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-obedinennih-arabskih-emiratov.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yabednichestvo-pravdolyub-ili-yabeda-monina-g-b-shpargalka-dlya-vzroslih-psihokorrekcionnaya-rabota-s-giperaktivnimi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iisusa-hrista-mnogo-raz-preduprezhdali-chto-iuda-iz-kariota-chelovek-ochen-durnoj-slavi-i-ego-nuzhno-osteregatsya-odni-iz-uchenikov-bivavshie-v-iudee-horosho-zna-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-s-bereznyak-stranica-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pokazateli-kachestva-otchet-o-realizacii-strategicheskogo-plana.html
  • learn.bystrickaya.ru/festival-konkurs-detskogo-i-yunosheskogo-estradnogo-tvorchestva-izumrudnij-gorod-2011.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nasha-versiya-moskva-n005-922009-vlast-anonsi-sobitij-na-ponedelnik-9-fevralya-2009-g-3-lenta-novostej-5.html
  • student.bystrickaya.ru/-sohranite-vash-aktiv-1-soveti-bogatogo-papi-kak-prevratit-vashi-idei-v-aktiv.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-i-diagnostika-fininsovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya-chast-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i215-znachenie-termina-i-obsheupotrebitelnogo-slova-dissertaciya-na-soiskanie-uchyonoj-stepeni-magistra-filologicheskih-nauk.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-9-psihologicheskoe-testirovanie-eksperimentalnaya-psihologiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/preimushestva-produkta-dlya-klientov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xlviii-o-boevih-konyah-kniga-pervaya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vizitnaya-kartochka-vospitatelya-h-s-kurkovoj-na-konkurse.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-podgotovki-aspirantov-naimenovanie-disciplin-i-rabot.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-administracii-uvatskogo-rajona-nakazan-za-ignorirovanie-subektov-malogo-biznesa.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-sociologii-medicini-i-sociologicheskih-teorij-srednego-urovnya-na-materiale-iniciativnih-sociologicheskih-issledovanij-v-stomatologii-14-02-05-sociologiya-medicini.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-predupreditelno-profilakticheskie-prioriteti-o-lobbirovanii.html
  • studies.bystrickaya.ru/5-kurs-9-semestr-116ch28chsurs-uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-24-01-01-mezhdunarodnoe-pravo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-respubliki-belarus-stranica-4.html
  • books.bystrickaya.ru/chto-mi-izuchaem-v-kurse-istorii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sejchas-ya-konechno-sam-iz-sebya-avtonomnij-vpervie-ya-pochuvstvoval-svoyu-avtonomnost-pozhaluj-klasse-v-desyatom-chuvstvo-bilo-svyazano-s-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nis-azii-i-latinskoj-ameriki-na-mirovom-rinke-uslug.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-shkolnogo-muzeya-iz-opita-raboti.html
  • books.bystrickaya.ru/cena-bileta-600-r-dlya-podrostkov-12-16-let-videodiskoteka.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.