.RU

Рекомендуемая литература - Программы учебных дисциплин Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям...



^ Рекомендуемая литература

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.,2004.

  2. Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология, разработки. – М.,2000.

  3. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. – М.,2003.

  4. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем. – М.,2004.

  5. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М.,2006.

  6. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Г. Управление образовательными системами. – М., 2005.


^ СДМ.02 «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Семестр: 2, количество кредитов – 4,6, отчетность - зачет

Количество часов на дисциплину: 168, из них аудиторных часов: 56 (28 лекций, 28 практических)

Цель дисциплины: формирование профессиональной компетентности в области организации и управления методической работой в школе.

^ Задачи дисциплины:

^ Текущая аттестация

Оценка качества знаний проводится в форме: реферативных сообщений; обзора литературы; дискуссий, защиты творческих работ; анализа практики работы школы; разработки материалов в помощь самообразованию учителя, планов работы методических объединений; материалов для проведения заседания методического объединения; подбор практических материалов для планирования и организации методической работы в школе.

Текущая аттестация позволяет студенту включиться в активную самостоятельную познавательную деятельность, реализовать свой творческий потенциал.

^ Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

^ Основное содержание

1. Методическая работа в структуре педагогической деятельности. Структура профессиональной деятельности учителя начальных классов. Место методической работы в профессиональной деятельности. Цель, задачи, структура методической службы в создании школы XXI века. Содержание и формы методической работы в современной школе. Разнообразные модели методической службы в образовательном учреждении. Методический совет. Права методического совета. Основные тенденции управления методической работой в школе. Инновационная направленность методической работы в условиях модернизации системы образования. Методический кабинет в школе, его оснащенность. Связь методической службы в школе с районными методическими кабинетами (РМК), научно-методическими центрами (НМЦ). Основные принципы системного внедрения компьютеров в процесс управления методической службой в школе.

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры: методологической, исследовательской, профессионально-нравственной, управленческой.

^ 2. Деятельность методических объединений (кафедр). Требования к личности руководителя методического объединения (кафедры). Положение о методическом объединении. Задачи и направления деятельности методического объединения. Основные формы работы. Документация методического объединения. Основные функции руководителя методического объединения в начальной школе. Педагогический анализ в управлении деятельностью методического объединения. Целеполагание и планирование как функция управления методическим объединением. Функция организации деятельности методического объединения. Роль методического объединения в аттестации, повышении квалификации учителей, обмене опытом, обобщении опыта работы учителей. Управленческая культура руководителя методического объединения (аксиологический компонент, технологический и личностно-творческий). Управленческие техники в коммуникативной 'культуре руководителя. Деловые коммуникации. Предупреждение и нейтрализация конфликтов. Профессионально-личностные качества руководителя.

^ 3. Направления работы методического объединения по совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе. Различные подходы к управлению образовательным процессом. Сущность, содержание, назначение управленческой деятельности в учебно-воспитательном процессе. Мониторинг успешности обучения учащихся. Аттестация учителя.

Повышение методического уровня учителей начальной школы (методические недели, семинары, круглые столы, конференции, открытые уроки). Системный анализ урока, его вариативность. Критерии эффективности наблюдения, анализа и оценки урока. Взаимопосещение уроков. Профессиональное становление молодых преподавателей. Наставничество, школа молодого специалиста. Опытно-экспериментальная работа в школе. Выявление, обобщение, распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.

^ 4. Работа методического объединения по повышению квалификации учителя. Основные направления работы методического объединения по повышению профессионального мастерства учителя. Формы повышения квалификации педагогов. Годичные курсы повышения квалификации при РМК, НМЦ, ИУУ и т.п. Участие педагогов в научно-практических конференциях, творческих конкурсах. Знакомство с передовым педагогическим опытом (ППО).

^ 5. Работа методического объединения по обобщению достижений учителей. Передовой педагогический опыт (ППО), критерии ППО. Система работы методического объединения по изучению достижений учителей. Формы обобщения ППО. Внедрение ведущих идей ППО, инноваций в практику работы школы. Возможности информационных технологий в изучении, обобщении и распространении ППО.

^ 6. Научная организация труда учителя. Компьютеризация процесса управления методической работой (службой). Оптимизация техники личного труда учителя. Принципы и методы организации педагогической деятельности. Определение и оценка уровня организации труда учителя.

Педагогическое творчество как главный фактор эффективности учебного процесса. Творческая лаборатория учителя.

Новые информационные технологии (НИТ) и образовательный мониторинг. Образовательный мониторинг как педагогическая и управленческая категория. Структура управления качеством образования с использованием НИТ. Педагогический мониторинг. Психологический мониторинг. Технология прогнозирования.

Мониторинг профессионального мастерства педагогов. Основные принципы работы с диагностической информацией.

^ 7. Работа методического объединения по организации самообразовательной деятельности учителя. Самообразование. Цели и задачи самообразования в условиях модернизации современной школы. Системный характер самообразования. Структура самообразования. Принципы самообразования. Основные направления самообразования. Содержание самообразования. Творческая самообразовательная работа. Интернет в системе самообразования. Методика и техника самообразования. Критерии оценки самообразования.

^ Основные понятия

Методическая работа в школе, методическое объединение, методический совет, педагогический менеджмент, управленческие техники; педагогический мониторинг, образовательный мониторинг, передовой педагогический опыт; формы повышения квалификации; самообразование учителя, обобщение опыта, распространение опыта, аттестация, профессиограмма, системный анализ, управленческая культура, научная организация труда учителя.

^ Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает знакомство с монографиями, профессиональными журналами, опытом работы методических объединений, сбором практического материала.

^ Типовые задания для самостоятельной работы

^ Темы для самостоятельной работы

  1. Сравнительный анализ разных подходов к организации методической работы в школе.

  2. Проблема теории и практики управления методической работой в образовательных учреждениях.

  3. Педагогическое творчество – основа самообразования.

  4. Педагогический опыт глазами педагога и психолога.

  5. Совершенствование профессионального мастерства педагогического коллектива.

  6. Методическое объединение и информационная среда.

Рекомендуемая литература

  1. Башарина Л.А., Гришина И.В. Организационные технологии управления школой. СПб., 2002.

  2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М., 2000.

  3. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. М., 2003.

  4. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002.

  5. Управление качеством образования. / Под ред.М.М.Поташника. М., 2000.

  6. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М., 2002.



^ СДМ.03. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Семестр: 2, количество кредитов – 3,9, отчетность - зачет

Количество часов на дисциплину: 108, из них аудиторных часов: 28 (14 лекций, 14 практ.)


^ Цель дисциплины: формирование у магистрантов теоретических знаний и профессиональных умений, обеспечивающих эффективное использование информационных технологий в процессе обучения учащихся начальных классов.

^ Задачи дисциплины:

^ Текущая аттестация

Проверка качества усвоения теоретических знаний в течение семестра проводится в устной и письменной форме. Навыки практической работы со средствами информационных технологий (ИТ) проверяются в ходе выполнения практических работ. Формами контроля выполнения заданий для самостоятельной работы являются: рецензирование текстов выполненных работ; обсуждение плана, хода и результатов выполнения заданий для самостоятельной работы на занятиях.

Итоговая аттестация:

Зачет.

Основное содержание

^ 1. Компьютерные технологии в современном начальном образовании. Теоретические основы использования ИТ в образовании младшего школьника. Гигиенические и эргономические требования к информационным учебным программам. Различные цели использования ИТ в начальном обучении.

^ 2. Компьютерные технологии в современном языковом образовании. Компоненты познавательной деятельности и компоненты языкового образования, моделируемые в информационных программах. Учет особенностей младших школьников при моделировании учебного процесса с применением ИТ.

Использование ИТ на разных этапах изучения систем языка: в процессе обучения грамоте, при работе над фонетикой, графикой, орфографией, грамматикой и синтаксисом. Виды упражнений. Линии усложнения деятельности учащихся. Способы создания тестовых заданий. Возможности информационных технологий в развитии речи учащихся начальных классов.

^ 3. Информационные технологии в литературном образовании. Виды информационных технологий. Специфика и возможности их использования при формировании и развитии читательских и речевых умений, литературоведческих и общекультурных знаний. Система читательских и речевых умений, формируемая в начальной школе, и компьютерные технологии. Обучение устному словесному рисованию, элементам стилистического анализа, анализа композиции с помощью компьютера. Использование ИТ при формировании начальных теоретико-литературных понятий на разных этапах литературного образования. Обучающие компьютерные игры на разных этапах литературного образования. Цели, задачи, возможности. Анализ компьютерной игры. Тестирование на уроках литературы как форма текущего и итогового контроля. Мультимедиа и урок литературы. Электронный учебник: возможности и недостатки. Заочная экскурсия с использованием мультимедиа. Литературное творчество и информационные технологии.

^ 4. Информационные технологии в начальном естественно-математическом образовании. Цели и задачи использования информационных и телекоммуникационных технологий в начальном естественно-математическом образовании. Возможности решения профессиональных задач на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий при обучении предметам естественно-математического цикла в начальной школе.

Методические аспекты использования программно-педагогических средств в процессе обучения предметам естественно-математического цикла в начальной школе. Программно-педагогические средства. Классификация программно-педагогических средств, применяемых при обучении младших школьников естествознанию и математике, их дидактические свойства и возможности использования в учебно-воспитательном процессе. Обзор и характеристика программных продуктов. Основы дидактического анализа программно-педагогического средства. Демонстрация программных продуктов, используемых при обучении младших школьников естествознанию и математике. Проектирование и анализ урока с использованием электронных средств обучения в начальной школе. Методические подходы к проведению интегрированных уроков «Информатика - Учебный предмет» в начальной школе.

Использование компьютерных технологий учителем начальной школы при организации обучения предметам естественно-математического цикла в начальной школе. Автоматизированное рабочее место. Инструментальные компьютерные программы и возможности их использования для создания видео -информационного материала к уроку. Инструментальные средства и возможности их использования для создания наглядных пособий и раздаточного материала к уроку. Электронные энциклопедии и справочники по естествознанию. Их использование при подготовке к урокам в начальной школе. Инструментальные средства и возможности их использования для ведения документации (журнал успешности обучения учащихся). Использование ресурсов информационных сетей при подготовке к урокам естествознания. Сетевые программные средства. Примеры их коллективного использования в процессе обучения младших школьников естествознанию и математике. Использование ресурсов Интернета при подготовке к урокам естествознания (математики) в начальной школе. Обзор образовательных интернет-ресурсов.

^ Основные понятия

Информационные и телекоммуникационные технологии, программно-педагогические средства, автоматизированное рабочее место учителя начальной школы, электронные энциклопедии, справочники, демонстрационные, имитационные, обучающие, моделирующие, контролирующие программные средства; учебно-игровые программные средства, инструментальная компьютерная среда, сетевые программные средства.

^ Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение литературы, знакомство с имеющимися компьютерными материалами, их анализ, разработка фрагментов уроков с использованием компьютерных технологий.

^ Типовые задания для самостоятельной работы:

Темы для самостоятельной работы

  1. Гигиенические и эргономические требования к информационным учебным программам.

  2. Обучающие компьютерные игры в начальном образовании.

  3. Возможности использования тестирования в начальной школе.

  4. Использование информационных технологий в процессе обучения грамоте, изучения грамматики и синтаксиса, формирования орфографических умений, развития речи.

  5. Информационные технологии в литературном образовании.

  6. Информационные технологии в начальном естественно-математическом образовании.

  7. Моделирование учебного процесса в начальной школе с применением информационных технологий.

Список рекомендуемой литературы

  1. Баранова Е.В. и др. Методические рекомендации для студентов по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе: Учебное пособие. - СПб., 2003.

  2. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М., 2000.

  3. Методические рекомендации для студентов по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. – СПб., 2004.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

  5. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. - СПб, 2004.

  6. Савельева Л.В., Гогун Е.А., Щеголева Г.С. Информационные технологии в начальном языковом образовании (с.208-226) //

  7. Технологии обучения средствами высокотехнологичной образовательной среды: Учебно-методический комплекс / Под ред. проф. Т.Н. Носковой. – СПб., 2007.

  8. Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы. – http://school-collection.edu.ru/catalog/res/42abed24-41b5-4e0d-86b7-02b745e67c09/?from=233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e&interface=pupil&class=42&subject=8&rub_guid[]=233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e


^ СДМ.04 «СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Семестр: 3, количество кредитов – 4,6, отчетность – зачет.

Количество часов на дисциплину: 108, из них аудиторных: 20, из них лекций - 10, практических - 10

Цель дисциплины: формирование профессиональной компетентности в области современных подходов к формированию и развитию личности младших школьников.

^ Задачи дисциплины:

Сформировать у студентов представления о современных концепциях формирования и развития личности младшего школьника.

Развивать умения анализировать психолого-педагогические концепции формирования и развития личности младшего школьника.

Пробудить интерес к изучению различных подходов формирования и развития личности младшего школьника, стимулировать студентов к изучению психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

Учить студентов проектированию процесса формирования личности младших школьников в соответствии с особенностями различных концепций.


^ Текущая аттестация

Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений, дискуссий; создания фрагментов уроков, реализующих ту или иную концепцию; подготовки сопоставительных таблиц, проектов подготовки учительского коллектива к реализации той лил иной системы обучения; разработки диагностических заданий, позволяющих определять эффективность того или иного подхода.

^ Итоговая аттестация качества усвоения знаний

Итоговая аттестация предполагает проведение зачета, на котором определяется степень сформированности:

Знаний о современных концепциях формирования и развития личности младшего школьника. Умения анализировать и оценивать различные концепции и прогнозировать их эффективность, проектировать деятельность учащихся в соответствии с различными концепциями.

^ Основное содержание

  1. Проблемы развития личности в процессе образования. Общее понятие о личности. Созревание, формирование и развитие личности. Формирование целостной личности как основная цель образования. Возрастание роли образования в развитии личности в современных условиях. Культурно-историческая концепция психического развития личности Л.С. Выготского. Высшие психические функции как прижизненные формирования. Понятия зоны актуального и ближайшего развития. Проблема развития личности в работах А.Н. Леонтьева. Возникновение и историческое развитие сознания. Роль предметных действий в развитии ребенка. Деятельность как основной фактор развития личности. Периодизация психического развития и понятие «ведущего вида деятельности» (Д.Б. Эльконин). ринципы и основные подходы к построению образовательного процесса в работах Л.В. Занкова. Возможности проблемного обучения и развития мышления и творческих способностях личности (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин).

^ 2. Эмпирическое и теоретическое обобщение в процессе обучения младших школьников. Значение теоретических знаний на всех этапах современного образования житейские и научные понятия, пути их формирования. Необходимость оптимального соотношение эмпирического и теоретического обобщения в образовательном процессе начальной школы. Концепция В.В. Давыдова о формировании теоретического обобщения. Теоретическое обобщение как основа развития теоретического мышления. Формирование теоретического обобщения на материале различных учебных предметов начальной школы.

^ 3. Теория поэтапного формирования умственных действий.

Проблема интериоризации социального опыта каждой личностью. Роль речи в умственном развитии. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Понятие ориентировочной основы и ее значение в осознанной деятельности человека. Основные типы ориентировочной основы. Этапы формирования умственного действия. Единство интериоризации и экстериоризации в процессе формирования умственных действий. Использование теории поэтапного формирования умственных действий в практике начального обучения. Развитие теории поэтапного формирования умственных действий в работах Н.Ф.Талызиной.

^ 4. Формирование систем общих умственных действий в образовательном процессе начальной школы. Характеристика умственного действия. Классификация умственных действий (по ведущему познавательному процессу, по основной функции, по степени стандартизации, по степени обобщенности). Структура общих умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование и т.п.). условия формирования общих умственных действий (формирование общих умственных действий на основе конкретных, формирование общих умственных действий усвоения знаний, единство подражательности и самостоятельности, единство подражательности и самостоятельности, единство прямого и косвенного путей формирования, единство фактического выполнения умственного действия и его вербального выражения). Формирование систем общих умственных действий в условиях компьютеризации обучения. Особенности формирования систем общих умственных действий в образовательном процессе начальной школы.

^ 5. Развитие познавательных способностей младших школьников в образовательном процессе. Актуальность развития познавательных способностей в современных условиях. Познавательные способности как устойчивые свойства личности. Общая характеристика познавательной способности. Их классификация (по ведущему познавательному процессу, по стилю решения познавательных задач, по специфике цели познания). Прогнозирование, кодирование и перенос как актуальные познавательные способности современного человека. Структура и пути развития способностей прогнозирования, кодирования и переноса. Показатели их развития. Необходимость и возможности развития кодирования, прогнозирования и переноса в образовательном процессе начальной школы.

^ 6. Развитие творческих способностей младших школьников. Творческая и репродуктивная деятельность. Рост творчества во всех видах деятельности современного человека. Необходимость подготовки к творческой деятельности в образовательном процессе. Актуальность развития творческих способностей как устойчивых свойств личности. Возможность и необходимость развития творческих способностей младшего школьника в процессе учебной деятельности и нравственного поведения. Характеристика способностей к вариативности решений, к построению гипотез, импровизации в различных ситуациях, к переносу решений в новые условия. Использование задач как универсального средства формирования и развития творческих способностей. Анализ и оценка процесса развития данных способностей у младших школьников.

^ 7. Формирование учебной деятельности младших школьников. Объективная необходимость непрерывного образования в современных условиях (рост объема и усложнение структуры социального опыта, ускорение процесса его постоянного обновления, усложнение деятельности человека, все возрастающая роль современных технологий и т.п.) формирование учебной деятельности как решающее условие успешности непрерывного образования. Сущность учебной деятельности. Учебная деятельность как деятельность по решению учебных задач. Структура учебной деятельности. Система формирования учебной деятельности младших школьников: дидактические основы формирования учебной деятельности, дидактические условия, этапы ее формирования, показатели сформированности учебной деятельности (целенаправленность, осознанность, обобщенность, плановость, устойчивость, степень самостоятельности, отношение к учебной деятельности).

^ 8. Формирование и развитие нравственно-волевой сферы ребенка. Процессы, состояния и свойства как основные формы проявления психического. Роль процессов и состояний в формировании свойств личности. Характеристика свойств как устойчивых образований личности. Классификация свойств. Структура свойств личности (знание о свойстве, отношение к свойству, способы реализации). Специфические особенности каждого компонента свойства. Значение целостного подхода к формированию каждого свойства личности. Трудности формирования свойства. Основные показатели сформированности отдельных компонентов свойства и свойства в целом. Особенности формирования и развитие нравственно волевых свойств личности в младшем школьном возрасте.

^ 9. Проблема формирования и развитие мотивационной сферы ребенка. Мотив в структуре личности. Слово, действие, мотив в характеристике личности. Классификация мотивов. Динамика мотивов в возрастном плане. Основные пути и трудности формирования мотивационной сферы. Использование различных ситуаций и специального набора задач для развития и диагностики мотивационной сферы личности. Целенаправленное формирование мотивационной сферы младшего школьника.

^ 10. Образованность и ее показатели в младшем школьном возрасте. Актуальность проблемы образованности в современных условиях. Обусловленность требований к образованности историческим развитием общества и накоплением социального опыта. Структура образованности (обученность, уровень умственного и нравственного развития, уровень сформированности новообразований данного возраста, обучаемость). Показатели образованности в младшем школьном возрасте.

^ 11. Формирование и развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Личность как объект и субъект взаимодействия с окружающим миром. Актуальность формирования и развития личности как субъекта деятельности и поведения в образовательном процессе.

Показатель становления субъекта деятельности и поведения. Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия. особенности перехода от объекта к субъекту в процессе педагогического воздействия в младшем школьном возрасте. Динамика становления младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения.

^ Основные понятия

Концепции развития личности; эмпирическое и теоретическое обобщение; теории формирования умственных действий; познавательные способности; творческие способности; формирование нравственно-волевой и мотивационной сфер младшего школьника; развитие младшего школьника как субъекта деятельности и нравственного поведения; формирование учебной деятельности; образованность и ее показатели в младшем школьном возрасте.

^ Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с литературой, моделирование образовательного процесса в соответствии с особенностями различных концепций, разработку методик исследования направленных на изучения отдельных концепций.

^ Типовые задания для самостоятельной работы

Темы для самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

  2. Вергелес Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007

  3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.2.- М., 1982.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 2005

  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 1999.

  6. Занков Л.В.Избранные педагогические труды. М., 1990

  7. Младший школьник: формирование и развитие его личности: //Межвуз.сб. научн. тр./ под ред. Г.И. Вергелес. - СПб.,2002.

  8. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для вузов. М., 2004

  9. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения /Под ред.Е.Д.Божович. – М., 2000.

  10. Раев. А. И. Избранные труды по педагогической психологии. СПб, 2006.


^ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

«ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семестр: 3, количество кредитов – 1,4, отчетность – зачет.

Количество часов на дисциплину: 50, из них аудиторных: 10 практич.

Цель дисциплины: освоить основные пути воспитания ценностных отношений у младших школьников

^ Задачи дисциплины:

^ Текущая аттестация

Текущая аттестация качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме в виде: тестов и психолого-педагогических задач, реферативных сообщений и эссе, исследовательских заданий, творческих заданий и др.

^ Итоговая аттестация

Предполагает зачет, на котором проверяется степень достижения цели изучения данной дисциплины, сформированность знаний основ педагогической аксиологии и умений предлагать пути воспитания ценностных отношений у младших школьников.

Основное содержание

^ 1. Система понятий педагогической аксиологии. Предмет педагогической аксиологии. Философский, социологический и психолого-педагогический смыслы понятия ценности. Зарубежный и отечественный подходы к определению ценности. Принципы педагогической аксиологии. Иерархия ценностей образования. Методологические подходы к исследованию педагогической аксиологии. Понятие философия образования. Разница в определении области педагогической аксиологии в представлениях современных ученых. Структура ценностного сознания личности. Понятие ценностной ориентации, ценностной установки, ценностного отношения, ценностного поведения. Образование и его аксиологическая функция.

^ 2. Система диагностики ценностной составляющей социального опыта младшего школьника. Педагогическая характеристика структуры социального опыта ребенка. Параметры педагогической диагностики социального опыта младшего школьника. Показатели сформированности социального опыта. Особенности развития аксиологического компонента в младшем школьном возрасте. Характеристика уровней сформированности аксиологического компонента социального опыта в младшем школьном возрасте. Основные разработки диагностики ценностного сознания и их адаптация к младшему школьному возрасту.

^ 3. Современные модели воспитания ценностных отношений у младших школьников. Факторы, определяющие педагогические основы воспитания ценностных отношений у младших школьников. Аксиологические функции воспитательной среды начальной школы. Необходимость субъектной позиции младшего школьника в процессе становления ценностных отношений. Педагогические условия воспитания ценностных отношений у младших школьников. Особенности аксиологического пространства современного младшего школьника. Компоненты ценностного отношения. Потенциал современных учебных программ с точки зрения их ориентированности на наполнение аксиологического опыта. Организация ситуаций педагогически организованного социального опыта как основной способ актуализации и обогащения социального опыта ребенка. Особенности воспитания различных ценностных отношений.

^ Основные понятия

Ценность, ценность человека, природы, Родины, аксиология,

аксиологическое пространство, социальный опыт, ценностная ориентация, ценностная установка, ценностное отношение, ценностное поведение, ценностное сознание, субъект.


^ Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов направлена на широкое знакомство с литературными источниками, проведение исследовательской работы в школе, создание компьютерных презентаций, моделирование воспитательного процесса в начальной школе.

^ Типовые задания для самостоятельной работы

составление библиографий, понятийного и терминологического словаря, разработка опорных конспектов, анализ актуальных проблем, представленных в периодической печати, диссертационных исследованиях, поиск информации в Интернет-источниках;

разработка компьютерных презентаций, проведение исследовательских работ создание педагогических моделей, подготовка и проведение конференции.

^ Темы для самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

    1. Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Монография. – Самара, 2003.

    2. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997.

    3. Кирьякова А.В. Ценностный подход в образовании личности. Оренбург, 2004.

    4. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., 1996.

    5. Сластенин В.А. Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.



^ «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

Семестр: 3, количество кредитов – 1,4, отчетность – зачет.

Количество часов на дисциплину: 50, из них аудиторных:10 практич.

Цель дисциплины: вооружение магистров профессиональными навыками необходимыми для диагностики адаптации ребенка к обучению в школе, овладение навыками проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, формирование компетентности в области использования современных методов тестирования и распознавания индивидуально- психологических особенностей детей, влияющих на процесс адаптации к школе.

^ Задачи дисциплины:

^ Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений, аннотаций педагогической литературы по проблеме адаптации ребенка к школе; проверки выполнения определенного набора психодиагностических методик по изучению адаптации ребенка к обучению в школе, способам обработки и интерпретации результатов, полученных в психодиагностическом исследовании; разработки коррекционно-развивающих упражнений.

^ Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

Основное содержание

^ 1. Понятие адаптации ребенка к школе. Адаптация ребенка к школе, ее виды. Характеристика процесса адаптации. Основные проблемы, связанные с первыми днями пребывания в школе. Факторы адаптации.

^ 2. Психофизиологические характеристики и здоровье ребенка как фактор адаптации. Морфофункциональная готовность организма ребенка к школьному обучению. Утомляемость и ее влияние на процесс адаптации. Астеничные дети. Состояние здоровья ребенка, как фактор адаптации. Организация режима обучения и воспитания, питания, отдыха как условие благополучного приспособления к школе.

^ 3. Влияние семьи на процесс адаптации. Стиль воспитания в семье и его влияние на процесс адаптации ребенка к школе. Домашний ребенок, единственный ребенок, их проблемы.

^ 4. Влияние учителя на процесс адаптации. Понятие о дидакто и дидаскалогениях. Содержание обучения и методика преподавания, как факторы, влияющие на процесс адаптации. Личность учителя и ее влияние на процесс адаптации. Характеристика основных стилей отношения учителя к ребенку.

^ 5. Личностные особенности младших школьников, мешающие адаптационному процессу. Застенчивый и агрессивный ребенок – трудности их приспособления к школе. Школьные неврозы и страхи. Школьная тревожность. Гиперактивные дети, проблемы их адаптации. Типы личности младших школьников, испытывающих адаптационные трудности. Акцентуации характера у детей. Особенности адаптации к школе детей с разным типом акцентуации.

^ 6 . Готовность к школе, как фактор адаптации. Психологическая готовность к школе, ее характеристика. Влияние готовности ребенка к школе на процесс адаптации.

^ 7. Особенности адаптации леворуких детей. Психологические особенности леворуких детей и учет их в процессе обучения. Характеристика основных трудностей леворуких первоклассников на начальном этапе школьного обучения. Специфика адаптации леворуких детей к школе.

^ 8. Одаренные дети, специфика их адаптации к обучению в школе. Одаренность, как уровень проявления способностей. Психологические особенности одаренных детей. Умственная одаренность. Работа учителя начальных классов с одаренными детьми. Особенности адаптации одаренных детей к школе.

^ Основные понятия

Адаптация, дезадаптация, социально-психологическая адаптация, факторы адаптации, утомляемость, астеничные дети, дидакто и дидаскалогении, стиль воспитания, тревожность, застенчивость, гиперактивность, агрессивность, одаренность, леворукий ребенок.

^ Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с психолого-педагогической литературой по проблеме адаптации ребенка к школе, анализ имеющихся методических материалов и учебных пособий по психодиагностике адаптации к школьному обучению, подбор и разработку коррекционно-развивающих упражнений адекватных поставленным задачам с учетом индивидуального развития обследуемого ребенка.

^ Типовые задания для самостоятельной работы

Темы для самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

  1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В.Психологическое сопровождение школьников. - М., 2002.

  2. Безруких М.М., Дубровская Д.А., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. - Москва-Воронеж, 2005.

  3. Вильчинская Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. – М., 2000 г.

  4. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения. – М., 2000.

  5. Левина И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения. - М.,2002.

  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. М, 2007.

  7. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. М: - 2006.


^ «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Семестр: 3, количество кредитов – 1,4, отчетность - зачет

Количество часов на дисциплину: 56, из них аудиторных часов: 20 (10 лекций, 10 практических).

^ Цель дисциплины: подготовка специалиста на уровне профессиональной компетентности в области коррекционно-развивающей работы с детьми в начальной школе.

^ Задачи дисциплины:

^ Текущая аттестация

Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений; дискуссий; анализа содержания учебно-методических пособий; обзора литературы по проблемам; фрагментов консультирования и коррекционной работы; методических разработок коррекционно-развивающих занятий, создание кейса по темам дисциплины.

Система текущей аттестации обеспечивает планомерный профессиональный личностный рост студентов, повышение уровня их самостоятельности и расширение области творческой активности. Текущая аттестация позволяет не только выявить и реализовать возможности студентов, но и дает возможность преподавателю и студенту объективно оценивать уровень овладения курсом.

^ Итоговая аттестация

Итоговая аттестация проводится по накопительной системе и в заключительной форме предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

Основное содержание

^ 1. Коррекционно-развивающая работа учителя начальной школы и ее задачи. Проблемы и задачи современного образования. Открытое (инклюзивное) образование: его задачи, принципы, трудности реализации. Задачи коррекционно-развивающей работы в начальном образовании. Коррекционно-развивающая работа в деятельности учителя начальных классов. Коррекционно-развивающая работа в деятельности педагога группы продленного дня.

^ 2. Младший школьник как объект психолого-педагогической помощи. Задачи младшего школьного возраста в психическом развитии ребенка. Типичные проблемы младшего школьного возраста и их педагогическая коррекция. Кризис 7 лет. Проблема готовности к школе. Трудности социальной адаптации к учебной деятельности и межличностному взаимодействию с педагогом и детской группой.

^ 3. Виды и формы коррекционно-развивающей работы в начальной школе. Принципы коррекционно-развивающей работы. Специфика коррекционно-развивающей работы в начальной школе. Формы организации коррекционно-развивающей работы в начальном образовании. Виды коррекционно-развивающих программ. Проблемы реализации коррекционно-развивающих задач в образовательном процессе. Взаимодействие педагога и психолога как условие эффективности коррекционно-развивающей работы. Проблемы взаимодействия педагога с семьей в ходе коррекционно-развивающей работы.

^ 4. Деятельностный подход в коррекционно-развивающей работе педагога начальной школы. Игровая и учебная деятельность как ведущие виды деятельности детей младшего школьного возраста. Коррекционно-развивающие возможности игровой деятельности и ее видов. Коррекционно-развивающие возможности учебной деятельности. Виды и формы коррекционно-развивающей работы на уроке в начальной школе. Возможности внеурочной жизнедеятельности ребенка для осуществления коррекционно-воспитательной работы. Коррекционно-развивающая работа в надомном обучении младшего школьника.

^ 5. Проблема отклонений и трудностей психического развития в детском возрасте. Современные подходы к пониманию проблемы отклонений в психическом развитии детей. Взаимовлияние первичных и вторичных нарушений. Роль и взаимовлияние биологических и социальных факторов в возникновении и развитии отклонений. Классификации отклонений в развитии и поведении детей. Характеристика типичных отклонений и проблем в развитии, обучении и поведении младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе. Динамика их изменений. Наблюдение и анализ продуктов деятельности учащихся как основные методы диагностики проблем в развитии учителя начальной школы.

^ 6. Коррекционно-развивающая работа с проблемными детьми в начальной школе. Младшие школьники с инфантилизмом и коррекционно-развивающая работа с ними. Дети с астеническим синдромом и организация учебно-воспитательной работы с ними. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, коррекционно-развивающая работа с ними в образовательном процессе начальной школы. Младшие школьники с эмоциональными нарушениями и «проблемным» поведением, коррекционно-развивающая работа с ними в образовательном процессе начальной школы. Дети с социально-педагогической запущенностью, коррекционно-развивающая работа с ними в образовательном процессе начальной школы. Дети-инвалиды, коррекционно-развивающая работа с ними в образовательном процессе общеобразовательной начальной школы. Коррекционно-развивающая работа с детьми-мигрантами в начальной школе. Педагогическая помощь детям младшего школьного возраста в кризисных ситуациях. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом проблем и потребностей конкретного ребенка.

^ Основные понятия

Временные отклонения и проблемы психического развития; коррекция и коррекционно-развивающая работа; школьная дезадаптация; инфантилизм, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, психастения, школьные страхи и тревожность, деятельностный подход, социализация, социальная адаптация, аккультурация.

^ Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с литературой, подготовку реферативных сообщений и составление кейса коррекционно-развивающих упражнений для младших школьников.

Типовые задания для самостоятельной работы

Темы для самостоятельной работы

  1. Коррекционно-развивающая работа в деятельности учителя начальной школы.

  2. Профилактика дезадаптации первоклассников в учебно-воспитательном процессе.

  3. Консультативная работа учителя начальных классов с семьей.

  4. Просветительская деятельность педагога начальной школы как форма профилактики проблем в психическом развитии ребенка.

  5. Коррекционно-развивающие возможности игровой деятельности.

  6. Педагогическая поддержка детей с СДВГ в начальной школе.

  7. Педагогическая поддержка детей-мигрантов.

  8. Проблемы включения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной начальной школы детей-инвалидов.

Рекомендуемая литература

  1. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться.- СПб., 2000.

  2. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей.- М., 1999.

  3. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование.- СПб, 2004.

  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция.- М., 2000.

  5. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике.- М., 2003.


^ «РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Семестр: 3, количество кредитов – 2, отчетность – зачет.

Количество часов на дисциплину: 72, из них аудиторных часов: 20 (10 лекций, 10 практических)

^ Цель дисциплины: вооружение магистров профессиональными знаниями, умениями и навыками необходимыми для диагностики личностных свойств у младших школьников, овладение навыками составления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих негативные личностные характеристики, формирование компетентности в области использования современных методов тестирования и распознавания индивидуально- психологических особенностей детей.

Задачи дисциплины:



^ Текущая аттестация

Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений; аннотаций психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки ребенка к школе; проверки выполнения определенного набора психодиагностических методик по изучению личностных свойств младших школьников, правилам проведения психодиагностического обследования, способам обработки и интерпретации результатов, полученных в психодиагностическом исследовании; разработки коррекционно-развивающих занятий, направленных на снятие негативных тенденций в поведении младших школьников.

^ Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

Основное содержание

^ 1. Понятие о духовности в психологии. Соотношение внутреннего и внешнего в развитии человека. Понятие о духовности. Поступок, как проявление внутреннего мира во внешнем плане. Образование как процесс, влияющий на развитие духовности. Сознание и самосознание. Развитие самосознания в младшем школьном возрасте.

^ 2. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет, его характеристика. Развитие свойств и качеств личности младших школьников. Эмоциональные и волевые свойства личности младшего школьника. Характер. Типы характера. Проблема типологии характера у детей.

^ 3. Формирование знаний и представлений о самосознании у первоклассников. Особенности восприятия себя в потоке времени и пространстве младшими школьниками, осознание своего Я, своего имени, осознание себя в мире и в мире других людей. Изучение содержания занятий по развитию самосознания у первоклассников Архиповой И.А.

^ 4. Формирование знаний и представлений о чувствах у младших школьников. Характеристика 10 фундаментальных эмоций по Изарду (интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Специфика переживания чувств в младшем школьном возрасте. Изучение содержания занятий по развитию чувств у младших школьников Архиповой И.А.

^ 5. Формирование знаний и представлений о свойствах личности у младших школьников. Характеристика основных свойств личности, которые необходимо формировать в младшем школьном возрасте. Коррекция негативных проявлений в свойствах личности у младших школьников. Изучение содержания занятий по развитию свойств личности у младших школьников Архиповой И.А.

^ Основные понятия

Духовность, сознание, самосознание, личность, свойства личности, эмоционально-волевые свойства, личность младшего школьника, кризис 7 лет, характер, типологии характера.

^ Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с психолого-педагогической литературой по проблеме духовности, развитии личности младших школьников, анализу имеющихся методических материалов и учебных пособий по изучению личностных характеристик младших школьников, подбору соответствующего психодиагностического инструментария, разработку коррекционно-развивающих занятий адекватных поставленным задачам с учетом индивидуального развития обследуемого ребенка.

^ Типовые задания для самостоятельной работы


Темы для самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

  1. Архипова И.А.Развитие духовного мира ребенка в начальной школе. - Ростов н./Д, 2005.

  2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000.

  3. Бушнина З. Н. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства.//Начальная школа. - 2000. - № 5.

  4. Младший школьник: развитие познавательных способностей//Пособие для учителя. - М .,.2003.

  5. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. - СПб., 2000.

  6. Щербакова Е.Н. Сказка как условие развития эмпатии. - М., 2002.

  7. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - М., 2001.


^ «ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Семестр: 3, количество кредитов – 2,6, отчетность – зачет.

Количество часов на дисциплину: 94, из них аудиторных часов: 10 практических.

^ Цель дисциплины: формирование профессиональной компетентности в области практической деятельности учителя начальных классов в определении причин неуспеваемости младших школьников.

^ Задачи дисциплины:

^ Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений, обзора литературы по курсу; дискуссий; проведения исследовательской работы по изучению неуспеваемости отдельных учащихся; разработки системы педагогической работы по преодолению неуспеваемости в соответствии с конкретными причинами у ребенка.

Система текущей аттестации обеспечивает планомерность самостоятельной работы студентов, позволяет реализовать профессионально-педагогические и творческие возможности студентов.

^ Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности знаний и умений, лежащих в основе изучения и психологического анализа причин неуспеваемости, организации коррекционной работы учителя по преодолению неуспеваемости младших школьников.

^ Основное содержание

1 Неуспеваемость младшего школьника как психолого-педагогическая проблема. Современные проблемы начальной школы. Преодоление неуспеваемости младших школьников – неотъемлемая часть профессиональной деятельности учителя. Взаимосвязь психологических и педагогических наук – основа построения учебно-воспитательного процесса в школе.

^ 2 Основы психодиагностической деятельности учителя начальных классов по определению причин неуспеваемости. Роль знания возрастных и индивидуальных особенностей личности учащихся в организации учебно-воспитательного процесса. Цели задачи специфика психодиагностической деятельности. Характеристика методов используемых в целях диагностики причин неуспеваемости в начальной школе. Основные направления анализа психодиагностических данных и их интерпретация с учетом реализации конкретных учебно-воспитательных целей.

^ 3 Характеристики факторов, влияющих на успешность учения в младшем школьном возрасте. Нейрофизиологические факторы недостаточной успешности учебной деятельности ребенка. Психологические причины неуспеваемости младших школьников. Педагогические факторы, влияющие на успешность обучения ребенка. Процесс социализации и особенности межличностного общения как факторы, определяющие успешность учебной деятельности младшего школьника.

^ 4 Типы неуспевающих учащихся в начальной школе. Познавательные возможности детей как основание типизации неуспевающих. Мотивационная сфера ребенка – фактор, определяющий тип неуспеваемости детей. Соотношение содержательного, операционного и мотивационного компонентов – основа разделения неуспевающих на определенные типы. Специфические особенности каждого из типов неуспевающих и конкретные пути преодоления неуспеваемости по каждому направлению.

^ 5 Этапы работы учителя по преодолению причин неуспеваемости младших школьников. Характеристика первого (подготовительного) этапа и методика его проведения. Основные направления второго (исследовательского) этапа. Методы психологического изучения причин неуспеваемости. Особенности анализа и интерпретации результатов. Роль и значение третьего (коррекционного) этапа в работе по преодолению неуспеваемости младших школьников. Педагогическое проектирование системы работы с неуспевающим ребенком. Характеристика основных направлений учебно-воспитательной работы учителя с младшими школьниками, недостаточно успешными в учебной деятельности. Педагогическое прогнозирование успешности обучения младших школьников на последующих ступенях школьного обучения.

^ Основные понятия

Учебно-воспитательная работа в начальной школе; профессиональная деятельность учителя начальных классов; неуспеваемость; уровневые характеристики факторов неуспеваемости; личность ученика; психодиагностика; типы неуспеваемости; методы изучения личности неуспевающего ребенка; педагогическое проектирование; педагогическое прогнозирование.

^ Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с литературой, диагностическую работу с неуспевающими учениками с подбором конкретных методик в соответствии с личностными особенностями детей, психолого-педагогическое проектирование систем работы с неуспевающими учениками.

^ Типовые задания для самостоятельной работы

^ Темы для самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

  1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьника. – М., 2004.

  2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. – СПб., 2000.

  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000.

  4. Ромадина Л. П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы.- М., 2001.

  5. Цукерман А. Г. Школьные трудности благополучных детей. - М., 1994.


^ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ»

Семестр: 1, количество кредитов – 2, отчетность – зачет.

Количество часов на дисциплину: 74, из них аудиторных часов: 14 лекций

Цель дисциплины: повышение уровня подготовленности магистров в области психолого-педагогической проблематики формирования творческой деятельности и творческих способностей младших школьников.

^ Задачи дисциплины:


^ Текущая аттестация качества уровня знаний

Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений и докладов; обсуждения проблемных вопросов изучаемой темы в виде дискуссий; написание эссе и рефератов. Текущая аттестация позволяет и преподавателю, и студенту объективно оценивать уровень овладения курсом, корректировать качество усвоения материала.

^ Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

Основное содержание

^ 1. Творческая деятельность, формирование и развитие в младшем школьном возрасте. Актуальность проблемы творчества для формирования личности учащегося. Проблемы и противоречия формирования творчества и творческих способностей в современной системе образования. Понятие творчества. Творчество как деятельность. Основные механизмы и стадии творческой деятельности. Особенности развития и формирования творчества в младшем школьном возрасте. Соотношение творческой и репродуктивной деятельности в обучении младших школьников. Использование элементов творческой деятельности в процессе усвоения содержания различных учебных предметов.

^ 2. Формирование и развитие различных видов творческой деятельности в младшем школьном возрасте. Классификация видов творчества. Научное, художественное, техническое творчество, их специфические особенности. Особенности художественного творчества младших школьников: формирования элементов структуры творческой деятельности. Художественное творчество на уроках (ИЗО, литературное чтение) и во внеурочной деятельности детей. Особенности технического творчества младших школьников: формирования элементов структуры и возрастные ограничения. Техническое творчество на уроках труда и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность младших школьников. Возможности научного творчества в детском возрасте (возрастные ограничения): организация исследовательской деятельности младших школьников, формирование исследовательских умений. Проблема сотрудничества школы и учреждений дополнительного образования в аспекте формирования творческой деятельности детей. Развитие творчества на базе сотрудничества школы и семьи.

^ 3. Творческие способности, их формирование и развитие у младших школьников. Проблема способностей в психологии. Различные подходы к определению понятия «способности». Классификация способностей: общие и специальные, репродуктивные и творческие способности. Формирование творческих способностей в различных видах творчества младших школьников (в процессе художественного, технического творчества и исследовательской деятельности детей). Понятие «креативность» и различные подходы к его определению: креативность как процесс, как творческий продукт, как личностное качество, как способность. Проблема формирования креативности в процессе обучения младших школьников.

^ 4. Пути формирования и развития общих творческих способностей младших школьников в процессе начального образования. Вариативность, гипотетичность и импровизация как общие творческие способности, их место в классификации способностей. Значение общих способностей в системе непрерывного образования, место креативности и творчества в современном начальном образовании.

Вариативность (психологические основы нахождения вариативных решений, понятие о дивергентном мышлении), гипотетичность (психологические механизмы процесса выработки гипотез), импровизация как общие творческие способности. Их формирование в различных видах творческой деятельности младших школьников: художественной, технической, исследовательской. Особенности формирования общих творческих способностей на материале различных учебных предметов в процессе начального обучения. Учет в процессе начального обучения половозрастных особенностей развития вариативности, гипотетичности, импровизации младших школьников (в том числе в различных видах творческой деятельности).


^ Основные понятия

Творчество; способности; креативность; творческие и репродуктивные способности; общие и специальные способности; вариативность; гипотетичность; импровизация.

^ Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с литературой, подготовку эссе и рефератов по проблемным вопросам на выбор студента.

^ Типовые задания для самостоятельной работы

Темы для самостоятельной работы

  1. Способности и одаренность в детском возрасте.

  2. Специфика технического творчества в начальной школе.

  3. Особенности художественного творчества младших школьников.

  4. Возможности исследовательской деятельности в начальных классах.

  5. Решение нестандартных мыслительных задач как проявление «интеллектуального» творчества младших школьников.

  6. Формирование общих творческих способностей младших школьников.

Рекомендуемая литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2003.

  2. Вергелес Г.И., Раев А.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования.// Младший школьник: формирование и развитие его личности. – СПб., 2002.

  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.

  4. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т.А.Барышева, В.А.Шекалов. – Ростов-на-Дону, 2004.

  5. Психология одаренности детей и подростков./ Под ред. Н.С.Лейтеса. – М., 2000.

  6. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. – Москва – Воронеж, 2003.

  7. Тургель В.А. Перспективы изучения половозрастных особенностей творческой деятельности младших школьников.// Младший школьник: формирование и развитие его личности. – СПб., 2002.


^ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

050700.68-24 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»


Цель образовательной магистерской программы «Информационные технологии в начальном образовании» обеспечение готовности:

грамотно использовать новые информационные технологии и компьютерную технику при решении образовательных и исследовательских задач; способствовать формированию информационной культуры личности; способствовать повышению профессиональной компетенции, готовности к решению новых задач в области начального образования с использованием новых информационных технологий. Выпускник, получивший квалификацию магистр педагогики по данной образовательной программе, подготовлен к организации педагогического процесса в начальной школе с применением новых информационных технологий, к осуществлению профессиональной научно-исследовательской, организационно-воспитательной, преподавательской и консультативной деятельности.


^ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ (ВУЗОВСКИЙ) КОМПОНЕНТ


ДНМ.Р.01 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Семестр: 1, количество кредитов - 3; отчетность - зачет

Количество часов на дисциплину:108, из них аудиторных часов: 28,(14 лекций, 14 практических)


Цель дисциплины: подготовка специалиста в области начального образования на уровне профессиональной компетентности.

^ Задачи дисциплины:

^ Текущая аттестация

Оценка качества знаний по курсу проводится в рамках балльно-рейтинговой системы в форме: реферативных сообщений и докладов; написания рефератов; письменных работ исследовательского характера; составления «копилок» диагностических методик, развивающих приемов и упражнений; проведения небольших диагностических исследований.

^ Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, на который характеризует степень сформированности: знаний теоретических основ психологии образования детей младшего школьного возраста; умений, позволяющих учитывать эти знания при организации обучения и воспитания младших школьников.

^ Основное содержание

  1. Опора на знания возрастных особенностей младшего школьного возраста как необходимое требование к построению начального образования. Учет в процессе обучения анатомо-физиологических предпосылок психического развития младших школьников. Анатомо-физиологическая готовность к школьному обучению. Значение двигательной активности для психического развития детей, ее организация в начальной школе. Знание закономерностей нейрофизиологического развития младших школьников как основа построения педагогического воздействия. Изменение условий развития ребенка в связи с поступлением в школу. Особенности познания, общение и труда как факторов развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность младших школьников как ведущий вид деятельности. Основные новообразования младших школьников: произвольность, рефлексия и внутренний план действий, возможности их диагностики и целенаправленного развития. Особенности развития мотивации в период начального обучения, диагностика развития мотивов у младших школьников. Проблема личностной готовности к школе. Специфика психических познавательных процессов у младших школьников: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, возможности их диагностики и учета при организации урока. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Возможности целенаправленного развития познавательных процессов. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 – 10 лет, учет эмоционально-волевых особенностей младших школьников на уроке. Невротические отклонения эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте, возможности их коррекции.

^ 2.Учет в процессе обучения закономерностей школьной адаптации и проблема дезадаптации младших школьников. Целенаправленное воздействие на процесс адаптации детей к школе. Основные проявления дезадаптации младших школьников. Группы детей с различной выраженностью адаптации к школе. «Группы риска» в начальных классах (гиперактивность, леворукость, эмоциональные нарушения). Основные группы причин школьной дезадаптации (анатомо-физиологические, интеллектуальные и личностные причины, особенности семейного воспитания и деятельность учителя как возможные факторы школьной дезадаптации). Проблема коррекции школьной дезадаптации.

^ 3.Психологические особенности обучения младших школьников как база для построения учебного процесса. Психологические закономерности формирования познавательной деятельности детей (ее целей, содержания и мотивов), их учет в процессе обучения. Особенности формирования логических приемов мышления и приемов познавательной деятельности. Развитие навыков письма и чтения: психологические закономерности и особенности. Проблема нарушения формирования навыков чтения и письма: дисграфия и дислексия. Умение учиться и субъектная позиция младшего школьника. Младший школьник как субъект педагогического воздействия, направления формирования субъектной позиции школьника.

^ 4.Психологические закономерности воспитания младших школьников как база для построения воспитательного процесса. Психологические механизмы формирования личности и их учет в процессе воспитания младших школьников. Закономерности формирования нравственно-волевых свойств личности у младших школьников. Потенциальная и актуальная готовность младших школьников к нравственному поведению. Психологические барьеры в общении воспитателя с учащимися. Проблема нравственной «деформации» личности младших школьников и ее коррекции в воспитательном процессе.

^ 5.Педагогическая компетентность учителя – основа успешности начального образования. Анализ профессиональной деятельности учителя начальных классов. Типология стилей педагогической деятельности. Проблема готовности к профессиональной педагогической деятельности: показатели ее сформированности. Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов, возможности их диагностики.

^ Основные понятия

Анатомо-физиологические предпосылки психического развития, готовность к школьному обучению, познавательная деятельность, новообразования младшего школьника (произвольность деятельности и поведения, рефлексия, внутренний план действий), школьная адаптация и дезадаптация, субъект педагогического воздействия, нравственно-волевое свойство личности, потенциальная и актуальная готовность к нравственному поведению, педагогическая компетентность.

^ Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с литературой, проведение исследовательской работы в школе, подготовка докладов и написание рефератов на самостоятельно выбранную и согласованную с преподавателем тему; составление «копилок» диагностических методик и развивающих упражнений для изучения и совершенствования отдельных сторон познавательной и эмоционально-волевой сферы младших школьников и т. д.

^ Типовые задания для самостоятельной работы

конспектирование журнальных статей, реферирование монографий, подготовка сообщений и докладов по отдельным разделам курса, подбор диагностических методик, проведение диагностической работы с младшими школьниками и учителями начальной школы, подбор развивающих упражнений.

Темы для самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М., 2004.

  2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. – СПб., 2000.

  3. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. – М., 2004.

  4. Кайл Р. Развитие ребенка. От рождения до 17 лет. – СПб., 2006.

  5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 2003.


^ ДНМ.Р.02 «ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»


Семестр: 1, количество кредитов – 3, отчетность – зачет

Количество часов на дисциплину: 108, из них аудиторных часов: 28 (14 лекций, 14 практических)


^ Цель дисциплины:

Предоставить возможность магистранту получить знания и практические умения в области использования компьютерных технологий, необходимые для его профессиональной работы; содействие становлению профессиональной базовой информационно-технологической компетентности.


^ Задачи дисциплины:

    • систематизировать, актуализировать, расширить и углубить знания и информационно-технологические умения, необходимые для организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

    • создание условий для формирования знаний и умений, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе с использованием электронных ресурсов;

    • формирование у магистрантов знаний и умений, необходимых для организации процесса обучения по другим дисциплинам учебной программы.

shirokuyu-izvestnost-poluchil-incident-imevshij-mesto-13-sentyabrya-1987-g-nad-norvezhskim-morem-kogda-letchik-941-go-iap-10-j-armii-pvo-starshij-lejtenant-vasilij-c.html
shiryaeva-l-yu.html
shist-i-t-p-kovalev-s-v-k56-sem-shagov-ot-propasti-nlp-terapiya-narkoticheskih-zavisimostej.html
shitarev-igor-leonidovich-bolee-40-let-rabotaet-v-aviacionnoj-promishlennosti-v-dvigatelestroenii-iz-nih-20-let-v-dolzhnosti-generalnogo-direktora-predpriyatiya.html
shitovaya-reklama-osnovnie-marketingovie-celi-brendinga-sozdanie-brenda-usilenie-brenda-pozicionirovanie-i-repozicionirovanie.html
shizoanaliz-stranica-16.html
  • studies.bystrickaya.ru/guslickij-spaso-preobrazhenskij-monastir.html
  • literature.bystrickaya.ru/dolzhnostnoj-reglament-vedushego-specialista-eksperta.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-1945-g-vremeni-prekrasheniya-serijnogo-proizvodstva-bilo-postroeno-6784-db-3il-4-iz-nih-okolo-5300-sostavlyali-il-za-vremya-serijnogo-proizvodstva-zatra-stranica-27.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/r-29-9-shk-chehiya-avstriya-slovakiya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-proekta-zhivoj-teatr-str-1-stranica-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-tajmirskoj-centralnoj-rajonnoj-bolnice-posle-remonta-otkrilos-detskoe-infekcionnoe-otdelenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pushkin-i-lermontov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-sut-kompensacii-saharnogo-diabeta-1-go-tipa-insulinoterapiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/katalog-publikacij-v-ekimovskogo-shulgin-d-i-shevchenko-t-v-shulgin-d-i-shevchenko-t-v-tvorchestvo-zhizn.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/diplom-o-professionalnoj-perepodgotovke-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiali-russkoj-istorii-elektronnie-versii-uchebno-metodicheskij-kompleks-federalnoe-agentstvo-svyazi-gosudarstvennoe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-blizkie-standarti-referat-na-temu-mezhdunarodnie-standarti-audita.html
  • essay.bystrickaya.ru/chem-zapravlyaem-tem-i-dishim-komsomolskaya-pravda-podgotovil-mihail-gorshkov-15072008-102-str-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-na-primere-ooo-chast-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prezentaciya-nacionalno-kulturnih-obedinenij-g-tomska-i-tomskoj-oblasti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalogi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ntv-voskresnij-vecher-s-vladimirom-solovevim-29042007-solovev-vladimir-2200.html
  • college.bystrickaya.ru/-4-ekzorcizm-predislovie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-kompleksnoj-marshrutnoj-seti-g-ufi-v-ramkah-korrektirovki-generalnogo-plana.html
  • education.bystrickaya.ru/10formi-i-metodi-kontrolya-usvoeniya-materiala-v-sootvetstvii-s-celyami-i-zadachami-uchebnoj-disciplini.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sochetanie-produktov-e-v-vasilev-sposob-zhizni-v-eru-vodoleya-teoriya-i-praktika-samopoznaniya-i-samoozdorovleniya-moskva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-rasataeva-m-b-bajbosinova-orta-mektep-pen-pedagogikali-zhoari-ou-orindarindai-geometriya-kurstarini-mazmn-sabatasti-mseleler.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-raboti-koncepciya-razvitiya-kommunikativnogo-potenciala-budushih-pedagogov-doshkolnih-obrazovatelnih.html
  • books.bystrickaya.ru/celi-i-napravleniya-vnedreniya-sredstv-informatizacii-i-kommunikacii-v-obrazovanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-klass-4-ch-v-nedelyu-vsego-136-ch-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-2011-2015-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strahovanie-avtotransportnih-sredstv.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tezisi-doklada-5-str.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnaya-zhizn-soderzhanie-1-44-200-9-voprosi-teorii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-provedenii-cikla-lekcij-dlya-vrachej-otorinolaringologov-lechebno-profilakticheskih-uchrezhdenij.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-georgiya-boreeva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svyashennoe-prostranstvo-kniga-tenej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossiya-postroit-aes-vo-vetname.html
  • college.bystrickaya.ru/-52-logicheskaya-struktura-novikov-a-m-n73-metodologiya-obrazovaniya-izdanie-vtoroe.html
  • school.bystrickaya.ru/keeping-abortion-legal-essay-research-paper-keeping-2.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vologodskaya-oblast-resursi-i-promishlennost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.