.RU

Рекомендации учителю - Наркотики, выход из наркотического круга




Рекомендации учителю

Учитель просит учеников назвать ситуации, в которых необходимо контролировать себя, и записать их на листе бумаги, затем проводит обсуждение результатов работы.

Учитель предлагает школьникам провести ролевую игру под названием "Скажите себе "Нет!".

Действие происходит в шумной компании, поэтому в сценке может участвовать вся группа. Потребуются актеры на следующие роли:

- сверстник по имени Сергей, обладающий муже­ством сказать себе "Нет" на предложение упот­ребить наркотик;

- его друг, приведший его в эту компанию и уговарива­ющий решить свои проблемы с помощью наркотика;

- сверстники из шумной компании: а) предлагающие Сергею наркотик; б) пытающиеся выразить Сергею сочувствие и поддержку; в) насмехающиеся над Сергеем.

В роли "сверстников из шумной компании" могут выступать все школьники, не занятые в основных ролях.

Знакомый привел Сергея в шумную компанию сверстников. В этой компании есть разные люди. Кто-то пытается уязвить его самолюбие, кто-то кажется понимающим его. У него, как и у многих других людей, есть некоторые нерешенные проблемы, которые гнетут Сергея.

Сергею предлагают попробовать наркотик. Эта идея кажется ему очень привлекательной – решить с помощью наркотика все свои проблемы, разом избавиться от постоянно гнетущего чувства неуверенности в себе, роли неудачника, в которой он себя ощущает в последнее время.

Его начинают уговаривать. Сергея это привлекает. Скажи себе: "Нет!" Он смог сделать это. Он сказал себе: "Нет!"

Над ним начинают смеяться. Говорят обидные вещи, унижают. Что ты будешь делать? Как сохранишь самоуважение? А, может быть, найдешь способ его повысить?

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:


Психологи предлагают научить ребенка воспользоваться " наиболее подходящим ответом при отказе от предложенного наркотика или алкоголя:

Форма отказа может быть любой. Важно, чтобы он был ре­шительным. Если вам удастся убедить ученика, что именно отказ от наркотика, а не его применение - признак силы и взрослости, то вы защитите его от страшной беды - наркомании. При этом было бы хорошо, если бы он знал, что те, кто предлагает ему легкий кайф, могут быть легко разоблачены. Заинтересован­ный в распространении наркотика человек обычно говорит:

Факт: все они, если даже были такими, очень скоро потеряли и силу свою, и талант.

Факт: наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни.

Факт: всерьез можно отказаться только один раз - первый. Но для 99% ребят он не становится последним.

Факт: они всю жизнь превращают в огромную проблему.

Факт: избавляют, но только вместе с самой жизнью.

При этом учителю следует учитывать различные акцентуации характера подростков.

Различают следующие типы акцентуаций характера: циклоидный, лабильный, гипертимный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, истероидный, эпилептоидный, неустойчивый, конформный.

^ Циклоидный тип отличается склонностью к длительным колебаниям настроения в сторону понижения ( до 1-2 недель). В периоды подъема у подростка появляется чрезмерная активность, обычно ему не свойственная, желание шутить, общаться, алкоголизироваться в компании. Возрастает и сексуальная активность.

^ Лабильный тип. Отличается неустойчивостью настроения от самых ничтожных поводов. Но фазы упадка, в отличие от циклоида, короткие (1-2 дня). Циклоиды искренни и глубоки, разборчивы в сексуальных контактах.

^ Гипертимный тип очень подвижен, отличается большой фамильярностью в общении со взрослыми. Гипертимы неусидчивы, недисциплинированны, тяготятся одиночеством, начатое дело редко доводят до конца. Легко алкоголизируются, проявляют интерес к наркотикам и прочим одурманивающим веществам, считая, что "наркоманом и алкоголиком от этого не станешь". Сексуально активны.

^ Астено-невротический тип отличается плаксивостью, быстрой утомляемостью, раздражительностью. Алкоголизация и делинквентность этому типу не свойственны.

^ Сенситивный тип впечатлителен, робок, стеснителен, испытывает чувство собственной неполноценности, тяжело переносят насмешки несправедливость, обвинения, учится старательно, у него рано формируется чувство долга, особой склонности к наркотизму не проявляет.

^ Шизоидный тип отличается замкнутостью и эмоциональной холодностью. Шизоидам свойственна неспособность к сопереживанию. Алкоголизация, делинквентность, участие в правонарушениях встречаются часто. Внешняя "асексуальность" сочетается с богатым эротизмом.

^ Истероидный тип характеризуется чрезмерным эгоизмом и стремлением обратить на себя внимание окружающих. Нередко это - ре­зультат воспитания по типу "кумир семьи". С целью привлечения к себе внимания истероиды могут прибегать к выпивкам, наркотикам, асоциальному поведению. Претендуют на роль лидеров, но не могут ими стать, лживы, поведение демонстративное.

^ Эпилептоидный тип характеризуется эмоциональностью реакций, злобностью и жестокостью. Тщательное соблюдение своих интересов сопровождается полным бесчувствием к интересам других, несклонностью прощать малейшее ущемление своих прав. Эпилептоид постоянно копит раздражение и периодически выплескивает его наружу по принципу "парового клапана". Ему свойственны инертность моторики и мышления.

^ Неустойчивый тип безынициативен, не умеет довести начатое дело до конца, имеет повышенную тягу к безделью. Нередко бросает учебу, мало задумывается над своим будущим. Легко попадает в асоциальную компанию, рано начинает курить и употреблять спиртные изделия.

^ Конформный тип характеризуется отсутствием критики к привычному окружению. Хороший коллектив формирует из него хорошего человека, асоциальный - правонарушителя. В плохой компании легко начинает пить, курить и употреблять наркотики.

Названные типы в чистом виде встречаются редко, чаще всего человек сочетает в себе несколько типов. Н в последние годы доля акцентуированных подростков резко возросла и гармонических личностей среди несовершеннолетних почти не остается. Это, видимо, объясняется ростом числа заболеваемости среди детей и общим ухудшением генофонда, а также негативными процессами, которые захлестнули общество. Наличие акцентуаций приводит к дезадаптации, и это налагает на педагога повышенные обязательства, и требует от него еще более высокого профессионализма.


Информация для размышлений




Задания и упражнения

1. Познакомь своих друзей с теми знаниями, которые ты получил на этом уроке.

2. Возьми чистый лист бумаги. Напиши на нем название "Нет, спасибо!"

Вспомни или представь различные ситуации, в которых тебе предлагали бы попробовать наркотики. Опиши эти ситуации, а также твои мысли и действия, связанные с ними.

3. Постарайся в конфликтных ситуациях поставить себя на место твоего противника и подумай, что он переживает? Попробуй "принять" на себя его роль, вчувствоваться в его эмоции. Опиши этот опыт.


Домашнее чтение

^ НАРКОМАНИЯ - НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

(спектакль-дискуссия)

Действующие лица:

Ведущий Педагог

Врач-нарколог

Работник милиции

Студент

Ведущий: Дорогие ребята! Мы собрались здесь, чтобы поговорить о страшной опасности, которая сегодня угрожает всем нам - наркомании. На нашу беседу приглашены Педагог, Врач-нарко­лог, Работник милиции, Студент. Послушаем нашего уважаемого Педа­гога.

Педагог: Ребята! Наркоманию называют чумой двадцатого века, "белой смертью", и это - не преувеличение, потому что тот, кто при­общился к наркотику, фактически начал рыть себе могилу. Наркоман с момента приобщения в среднем живет всего 14 лет. А поскольку приобщение обычно происходит в подростковом или юношеском возрас­те, становится понятным, почему не бывает пожилых наркоманов. Средний возраст российского наркомана, например, меньше 30 лет. По расчетам специалистов, сегодня в России насчитывается уже не менее 10 миллионов наркоманов. Медики говорят об эпидемии, если бо­лезнью поражены 2-3 процента населения. Какую же тревогу надо бить сейчас, когда более 14 процентов населения, в основном молодежь - наше будущее, вовлечены в наркоманию. Не будет преувеличением сказать, что нам как нации, как государству, грозит гибель, если мы не остановим эту страшную эпидемию. Чтобы спастись от грозящей всем нам опасности, нужно, прежде всего, ее осознать.

Ребята! Будущее страны зависит от вас. Никакая милиция, ни­какие доктора не смогут вас уберечь от наркомании, если вы сами не осознаете опасность, если вы сами раз и навсегда не решите для себя сказать наркотику "Нет". Нормальный ребенок не станет играть с ядовитой змеей, бросаться под машину или в огонь, надеясь при этом остаться в живых. Наркотик не менее опасен, только не сразу поражает, но обычный итог - гибель. Погибает большинство, спаса­ются единицы.

Для того, чтобы не попасть в сети наркомании, вы должны хо­рошо понимать, как и почему идет вовлечение в наркоманию. Иссле­дования показали, что в первый раз наркотик предлагает, как пра­вило, "лучший друг", который уже попал в зависимость от наркотика и которому просто нужны компаньоны по добыче наркотиков или прос­то "товарищи по удовольствию".

Другой путь вовлечения в наркоманию - это происки наркодельцов. Именно они усиленно распространяют мифы о наркотиках, расс­казывая, какие необычные ощущения испытывает наркоман, "забывая" при этом упомянуть главное: взамен придется отдать учебу, рабо­ту, друзей, родных, саму жизнь. Чтобы привлечь новые жертвы, наркодельцы прикидываются "добренькими" дядями, и тетями, даст первую дозу бесплатно или почти за бесценок, так как прекрасно. знают, что вскоре .вы попадете в такую, зависимость от их щедрот, что мать родную продадите, лишь бы достать деньги на очередную дозу.

Организм наркомана так быстро разрушается, что он превраща­ется в изможденную, бледную тень. Наркоман обычно неопрятен, ему уже наплевать на свою внешность, на учебу, работу, близких людей и даже на самого себя. Все вытесняет мучительная необходимость принять очередную дозу. Как я уже говорила, в среднем после пер­вой пробы наркоман живет всего 4-5 лет: погибает либо от болезней, либо в криминальных разборках и поисках очередной дозы, либо от передозировки наркотика.

^ Врач- нарколог: Вот именно! Как врач-нарколог я авторитетно заявляю. Каждый, кто берет в руки наркотик, становится на путь гибели. У многих молодых людей существует заблуждение, что они только попробуют и бросят, когда захотят. Увы! Наркотик сильнее! Таковы уж свойсива этих сатанинских веществ – вызывать зависимость, порабощать. Зависимость от наркотика формируется очень быстро, психическая – уже после первых проб, физическая – в зависимости от наркотика. При приеме героина, например, и психическая, и физическая зависимость могут сформироваться уже после первого укола. Представьте ужасную ситуацию: один раз укололся – и превратился в раба, жить без наркотика больше не можешь.

Наркотик порабощает настолько, что у человека исчезает все прочие интересы в жизни, кроне поиска очередной дозы. Психика наркомана поражается настолько, что многие от наркомании избав­ляться уже и не хотят. К нам часто приходят наркоманы только лишь для того, чтобы "омолодиться", то есть снизить дозу для достиже­ния того же эффекта. Ничего другого наркоману уже не нужно. Ему не нужны ни учеба, ни работа, ни близкие люди, ни Родина, ни собственная жизнь. В иных случаях наркоман хочет избавиться от порока, но многим не помогает даже это. Вот почему наркомания считается почти неизлечимой. Не надейтесь, что "прилетит волшеб­ник в голубом вертолете" и спасет вас. Чаще всего - не спасет! Спасти себя можете только вы сами, раз и навсегда сказав наркотику "Нет".

Ни единой пробы! Никаких игр с наркотиками! Нельзя играть с огнем! Только такая позиция является безопасной для вас самих, для ваших друзей и близких, для общества.

^ Работник милиции: Мой коллега прав. Наркомания настолько опасна, что в странах, с давним опытом борьбы с наркоманией существуют прямо-таки драконовские законы против наркомании. За употребление и сбыт наркотиков, провоз и хранение с целью сбыта смертная казнь или пожизненное тюремное заключение существуют в Бангладеш. Индии, Индонезии, Иране, Малайзии,. Южной Корее, Таи­ланде,. Турции,. Египте. В странах Азии и Африки - повешение, расс­трел, отсечение головы. Апелляции, то есть пересмотру, такие при­говоры, как правило, не подлежат.

В большинстве европейских стран за употребление наркотиков тоже карают: штрафами или тюремным заключением от нескольких ме­сяцев до нескольких лет- во Франции, Греции. Швейцарии и других странах.

Но в Голландии, например, наркоманию легализовали, то есть перестали преследовать за употребление наркотиков и даже создают определенные условия якобы с той целью, чтобы наркоман не совершал преступления в поисках очередной дозы. В результате Голландия за несколько лет имеет вместо нескольких сот тысяч наркоманов несколько миллионов. Ясно, что по такому пути идти нельзя.

В России, к сожалению, с апреля 1991 года было отменено уголовное наказание за употребление наркотиков. В результате – всплеск наркомании. Наркоманов в России уже 10 миллионов.

К сожалению, новое законодательство стало еще более мягким. Получа­ется, что в нашей стране надежной юридической заслонки наркомании нет.

Надо давать себе отчет, что наркодельцы - очень богатые лю­ди, они способны влиять на многие процессы в обществе, в том чис­ле - законотворчество. Не секрет, что они не только подкупают должностных лиц, но и готовят за свои деньги собственные кадры, в том числе, юридические, которые защищают их интересы. В таких случаях говорят: работают наркоденьги. Убежден, что существующие законы против наркомании неадекватны грозящей опасности.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Я очень уважаю мнение нашего Ра­ботника милиции, но не забудьте - это только частное мнение. Оно может расходиться с мнением других юристов.

^ Работник милиции: Позвольте мне закончить свое выступление. Наркодельцы - люди очень богатые, потому что наркотики стоят очень дорого. Грамм героина дороже золота. Даже на менее тяжелые наркотики, маковую соломку, например, - наркоману в месяц нужно не менее 6.000 руб. Где их взять? Вот и идет наркоман на любое преступление, лишь бы добыть деньги на очередную дозу. Каждый наркоман рано или поздно становится преступником. Но легализация наркотиков - не выход, а окончательная гибель. Есть исторический пример, когда Япония, воюя против. Китая, не могла завоевать одну из провинций. Выход из затруднительной ситуации был найден: на оккупированной территории Япония легализовала наркоманию. Через несколько лет 10 миллионов из тридцатимиллионного населения про­винции были поражены наркоманией. Провинция пала.

Убежден! Главные силы в борьбе против наркомании – это строгие законы и серьезное антинаркотическое воспитание молодежи. Милиция имеет дело уже с последствиями, когда помочь почти невозможно.

Ведущий: Спасибо за ваше выступление. В нашей аудитории присутствует Студент, который желает рассказать о своем опыте, чтобы предостеречь других молодых людей. Вам слово, уважаемый Студент!

Студент: Когда мне было 17 лет, я в кругу друзей впервые попробовал наркотик. Раньше мы курили и выпивали вместе, потом решили попробовать чего-нибудь покрепче. Вот и попробовали. Я лишь пригубил одну чайную ложку зелья. Дальше помнится как кош­марный сон.

Я не думал, что дорога домой окажется такой трудной. Прост­ранство исказилось, исчезло ощущение времени. Я направлялся к столбу, чтобы удержаться за него - казалось, он совсем близко, но он стоял на самом деле далеко. И наоборот: когда я думал, что предмет находится далеко, он оказывался совсем рядом. Я несколько раз падал, расшибся, но все-таки доплелся домой.

Меня терзал страшный голод, и пока мама готовила на кухне, я вышел на балкон вдохнуть свежего воздуха. И в этот момент меня охватило бешенное желание броситься вниз головой. И я, вероятно, прыгнул бы, если бы не голос матери, позвавшей меня. Я посмотрел в глаза смерти!

С тех пор с наркотиками я больше не связывался. Бросил свою компанию. Женился на девушке, которую люблю, у нас растет дочь.

А мои бывшие друзья кончили плохо, один погиб от передозировки, другого едва из петли вытащили: задолжал большую сумму наркодельцам. Все ужасно деградировали. Тени, а не люди. Двое пробова­ли лечиться, но безрезультатно. Спастись удалось только мне. Я с ужасом думаю, что мог бы разделить их судьбу, если бы сразу же не ушел от них.

И еще об одном хочу предупредить! Я думаю, что бороться надо не только с наркотиками, но и с табаком и алкоголем. Редко, кто начинает сразу с наркотиков. Обычно начинают с курения, выпивок, потом переходят на "травку", а кончают тяжелыми наркотиками и наркоманией. Нам надо отказаться от всего, что одурманивает.

Я сейчас не курю и не пью. И мне очень хочется помочь таким же, каким был я. Потом будет поздно. Я агитирую вас за отказ от всех дурманов, в том числе, алкоголя и табака.

Ведущий: Спасибо Вам, уважаемый Студент. Надеюсь, Ваше мнение было особенно ценным, потому что это было мнение сверстника.

Предлагаю продолжить разговор.

Вопросы для дискуссии

1. Почему не бывает пожилых наркоманов?

2. Какую опасность представляют наркотики для личности, семьи, общества?

3. Излечима ли наркомания? Почему?

4. Какие меры борьбы с наркоманией предлагает юрист? Согласны ли вы с ним? Почему?

5. Какие пути преодоления наркомании предлагает Педагог?

6. Какова взаимосвязь наркомании с табакокурением и пьянс­твом?

7. Как сложились судьбы у старых друзей Студента? Почему?


Литература:

Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: "Невский Диалект", 2000. – 240 с.

Гринченко Н. А. Пути предупреждения наркотического поведе­ния школьников подросткового возраста. - Дисс. ... канд. пед. наук. - Душанбе. 1991. - 166 с.

Гринченко Н. А. Предупреждение наркомании / Методическое руководство для учителя. – Елец: ЕГПИ, 1996. – 13 с.

Гринченко Н. А. Письма к дочери (откровенный разговор по проблемам пьянства, курения, наркомании и полового воспитания). - Елец: ЕГПИ. - 1997. – 21 с.

Гурский С. Внимание - наркомания! Пер. с польск. - М.: Ме­дицина. 1986. – 144 с.

Калачев Б. Глобальная информационная сеть Internet: дигитал - источник наркомании и наркобизнеса. Материалы парламентских слушаний "Наркомания в России среди детей и молодежи", 3 ноября 1998 г. - М., 1998.

Квартин Л. М. Эйфория: Достижение, характеристика, анализ ощущений. – М., 1991.

Кокушкин Я. К., Маюров А. Н. и др. Если взяться по-рабочему. // Правда. – 1970. – 18 ноября.

Колесников А. Н. Наркомания в России: состояние, тен­денции, пути преодоления // Безопасность. Информационный сборник. - 1998 - № 11-12.

Колесников А. Н. Коварство мифов. Деградация лично­сти - распад страны // Учительская газета. – 1999. - № 10. Спецвыпуск: "Учительская газета против наркотиков".

Колесников В. И., Дмитриева Т. Б., Чепурных Е. Е. Нарко­мания в России // Закон и право. - 1998. - № 2.

Колесов Д. В., Турцевич С. В. Наркотизм: Сущность и профилактика. - М.: Знание, 1988.

Маюров А. Н. Непримиримо бороться с наркоманией к токсикоманией. //Воспитание школьников. - 1988. - № 1. - с. 76-77.

Маюров А. Н. Словарь-справочник дня пропагандистов трезвости. // Трезвость и культура. - 1988. - № 1. - с. 30.

Маюров А. Н. Перестройка и трезвость неразделимы. // Трезвость и культура. - 1989. - № 10. - с. 1-2. (в соавторстве).

Маюров А. Н. Дореволюционные периодические издания в борьбе за трезвость. // Наркологическая токсикология. - 1989. - № 12. - с. 1.

Маюров А. Н. Донкихотство или платформа. // Трезвость и культура. – 1990. - № 3. - с. 2-3.

Маюров А. Н. Прежде и теперь. // Трезвость и культура. - 1990. - № 4. – с. 35-36.

Маюров А. Н. Быть генератором идей! // Трезвость и культура. - 1990. - № 6. - с. 12-14.

Маюров А. Н. Давайте по-новому! // Трезвость и культура. - 1990. - № 9. – с. 14-15.

Маюров А. Н. Быть ли рюмке последней? // Комсомольская правда. - 1981. - 18 июня.

Маюров А. Н. Обвиняется Бахус. // Комсомольская правда. – 1982. - 23 сентября.

Маюров А. Н. Трезвость - норма жизни. // Книжное обозрение. - 1983. - 21 ян­варя.

Маюров А. Н. Не лезь в бутылку! // Собеседник. - 1986. - № 37.

Маюров А. Н. Пройди под радугой. // Правда. - 1986. - 5 января.

Маюров А. Н. Приглашает "Радуга". // Советская культура. - 1985. - 10 октября.

Маюров А. Н. Не потеряй себя! // Сельская жизнь. - 1983. - 17 декабря.

Маюров А. Н. Щедрость на добро. // Учительская газета. - 1983. - 3 ноября.

Маюров А. Н. Пример старших. // Советская Россия. - 1976. - 31 августа.

Маюров А. Н. Опасное застолье. // Советская Россия. - 1979. - 10 января (в соавторстве).

Маюров А. Н. Проигрышная лотерея. // Советская культура. - 1981. - 24 апреля.

Маюров А. Н. Негатив под микроскопом. // Советская Россия. - 1981. - 5 июня (в соавторстве).

Маюров А. Н. Впервые в мире! // Мир без наркотиков - 1994 - № 1 - с. 80.

Маюров А. Н. К трезвости всей семьей. // Трезвость и культура - 1995 - № 3 - с. 16.

Маюров А. Н. Особенности молодежной табачной наркомании // Нижегородский медицинский журнал. - 1998. - № 1. - с. 42-43.

Маюров А. Н. Музей трезвости на Нижегородской ярмарке. // Нижний Новгород - 1998. - № 8, с. 187-190.

Mayurov A. Russian Encyclopedia on Alcohol and Drug History. // ICAA NEWS. – 1993 - № 21 – p. 5.

Mayurov A. "Homo bibens" ist keïn "Homo sapiens" // Gesunde Jugend. – 1994 - № 62.

Mayurov A. Die Wirkung der Alkoholwerbung in Rusland. // Sucht – 1995 - # 41 – s. 205-206.

Mayurov A. Psycho-pedagogical method of relief from addictions of prof. Gennady Shichko. / Challenges and Opportunities for a New Millenium ISAMs International Scientific Conference. – Israel, Tel-Aviv, 2001. – c. 45.

Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости. / Под ред. А. Н. Гаранского. – М.: Лаб. Базовых Знаний, 2000. – 384 с.

Сирота Н. А. и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. – М.: Генезис, 2001. – 216 с.

Устяхин И. Под наркотическим дурманом совершались оккультные обряды // Политика. - 1997. - № 3.

Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незакон­ному обороту на 1999-2001 годы" Утверждена постановлением правительства РФ 9.09.1999 г. // Собрание законодательства России. - № 39. – с. 8783-8812.

Фомин А. Н. Наркомания - глобальная угроза безопас­ности Российской Федерации // Безопасность. Информацион­ный сборник. - 1998. - № 5, 6.

Фридман Л. С., Флеминг Н. Ф., Роберте Д. Г., Хайман С. Е. Наркология. - М.: Бином, СПб.: Невский диалект, 1998.

Хлобустов О. Угрожающие тенденции: о наркомании и наркомафии в России // Политика. - 1998. - № 8.
^ Урок 31 Избавление от зависимости и профилактика

На этом уроке ты:

  • продолжаешь оценивать профилактические подходы к проблемам наркотизма;

  • обсуждаешь различные методы избавления от зависимостей;

  • учишься проводить "мозговую атаку" по проблеме.

Основные понятия темы:

  • анонимные наркоманы;

  • модели профилактики;

  • наркологическая служба;

  • реабилитационный потенциал;

  • реабилитация;

  • гемосорбция;

  • терапевтическое сообщество.

^ "АНОНИМНЫЕ НАРКОМАНЫ" - международное движение, ко­торое занимается предотвращением различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения, психотерапией и социаль­ной реабилитацией лиц, прошедших курс медикаментозного лечения.

^ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ МЕДИЦИНСКАЯ - основанная на ин-формационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (нар­кологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотиче­ских и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании - заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.

^ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специали­стов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологиче­ских последствиях наркомании с целью формирования устой­чивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема наркотиков и других психоактивных веществ.

^ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ - основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребле­ния психоактивными веществами совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактичес-ких уч­реждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценно­стей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психоло­гических навыков, необходимых в решении конфликтных ситу­аций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному с употреблением психоактивных веществ.

^ НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА - специальное учреждение, оказывающее лечебно-профилактическую, медико-социальную и медико-юридическую помощь больным наркоманией.

^ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических меро­приятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению наркотических и других психоактивных веществ, предупрежде­ние развития и ликвидацию негативных личностных, социаль­ных и медицинских последствий употребления наркотических веществ (безнадзорность, беспризорность, преступ­ность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т. д.).

^ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКов ПЕРВИЧНАЯ - комплекс социальных, образовательных и ме­дико-психологических мероприятий, предупреждающих приоб­щение к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную (наркотическую) зависимость.

^ ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКАМИ ВТОРИЧНАЯ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих фор­мирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизоди­чески употребляющих наркотики, но не обнаруживающих признаков болезни.

^ ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ ТРЕТИЧНАЯ ИЛИ РЕАБИЛИТАЦИЯ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболева­ния, т. е. способствующих восстановлению личностного и социа­льного статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательное учреждение. в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.

^ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ- ПОТЕНЦИАЛ - прогностическая оценка потенциальных возможностей наркологического больного к вы­здоровлению, возвращению в семью и к общественно полезной деятельности, основанная на объективных данных о наследст­венности, социальном статусе, особенностях био-психо-социо-духовного развития, а также тяжести наркологической зависимости. В практическом отношении - это терапевтическая и социально-реабилитационная перспектива.

РЕАБИЛИТАЦИЯ - процесс восстановления профессиональных навыков, способности к труду, вхождение в социальную среду, утраченную вследствие болезни.

^ ЦЕНТР РЕАБИЛИ-ТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ С НАРКОЗАВИСИМОСТЬЮ - учреждение, осуществляющее комплекс педагогиче­ских, медико-психологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.

ГЕМОСОРБЦИЯ - метод физического воздействия на кровь, состоящий в том, что ее пропускают через сорбент (особым способом обработанные кусочки угля или других материа­лов с большой впитывающей способностью).

^ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО - это союз больных и тех, кто их лечит (не обязательно врачей), на основе сотрудничества (то есть работают не только специалисты, но и больные, причем вместе), единых для всех правил и требований, единого по­нимания теоретических концепций зависимости и выздоровле­ния. Правила действительно единые: так, если члены персонала реабилитационного центра (еще иногда центры называют "программами") настаивают, чтобы пациенты были предельно честны­ми и открытыми, не употребляли алкоголя и наркотиков, не проявляли неуважения к окружающим, соблюдали режим отделения и т. д., сами они также обязаны следовать этим требованиям.


^ Пометки на полях

Рост наркомании происходит в геометрической прогрессии. Россия перешагнула ту границу, за которой нации угрожает потеря генофонда. Борьба за спасение нации от наркотизма – лучшая платформа для достижения политического согласия.

^ Л. Полежаев.

Полежаев Леонид Константинович – губернатор Омской области.


Профилактика распространения и употребления наркотиков – одна из главных задач, которая поможет решению проблем наркомании в целом.

^ Г. Полтавченко.

Полтавченко Георгий Сергеевич – полномочный представитель Президента РФ по Центральному Федеральному Округу.


Сегодня есть много методов и методик избавления от зависимостей. Назовем основные.

1. "Ломка на сухую" - то есть без применения лекарств. Такой способ могут применять почти 100% наркоманов без серьезного риска для себя.


2. То же самое, но летом на юге. В условиях постоянного тепла и высокого атмосферного давления, на фоне гор, кипарисов и морского побережья можно отказаться от наркотиков практически безболезненно.


3. Баня, сауна и горячие водные процедуры. Переносить абстиненцию в горячей воде намного легче. Хороший физиологичный способ, мы с удовольствием рекомендуем это всем, кто желает отказаться от наркотиков.


4. ^ Прекращение приема в условиях резкого, сильного и продолжительного изменения эмоционального фона. Во время либо религиозного воодушевления, либо очень радостного, устрашающего или трагического периода в жизни "ломка" почти не ощу­щается.


5. Наконец, отказ от наркотиков после продолжительной тя­желой болезни. Если наркоман находится в тяжелом или даже в относительно тяжелом состоянии из-за пневмонии, отека лег­ких, инфаркта, травмы, отравления и т. д. и не употреблял наркотики хотя бы суток трое, ему надо смело отказываться от них и в дальнейшем - "ломать" не будет.


6. Существует любопытный феномен, пока не получивший вразумительного научного объяснения: наркоманы, пережившие состояние клинической смерти и видевшие пресловутый "тоннель" и "загробный свет", более чем в 50% случаев прекращаю прием наркотиков и начинают новую жизнь.


7. Для тех, кто хочет выздоравливать и не хочет обращаться к специалистам, мы рекомендовали бы такую последовательность действий:


а. Разыщите адреса "^ Анонимных Наркоманов" (АН) и групп самопомощи для родственников наркоманов (участие роди­телей в этом процессе обязательно).


б. Начните посещать собрания или хотя бы пару раз на них схо­дите. Если не понравится, все равно будьте готовы продол­жать ходить на них. То же самое касается родителей: необхо­димо посещать группы самопомощи ("Ал-Анон", "Нар-Анон" или другие).


8. ^ Метод Назаралиева

Назаралиев применяет высокие дозы сильнодействующего препарата атропина с тем, чтобы во время абстиненции несколько раз вызвать состояние комы или оглушения. Подобный подход не лишен смысла; при этом больной должен переносить абстиненцию довольно легко (любой физический или психический стресс, в том числе и любая кома, облегчают течение абстиненции); кроме того, атропин в избыточных дозах уменьшает влечение к наркотикам.

Однако в России этот метод не нашел поддержки по двум причинам:


1. Использование атропиношоковой терапии довольно риско­ванно и официально не приветствуется.


2. В результате серии атропиновых ком формируется энцефалопатия - органическое поражение головного мозга, и больной становится еще более неуправляемым.


9. ^ Иглотерапия (рефлексотерапия)

Остается весьма популярной для лечения наркомании. Иглотерапия и ее разновидности, в общем, помогают, особенно если речь не идет о тяжелой физической зависимости.

Надо лишь помнить, что они способны облегчить физическое (и даже душевное) состояние пациента, но не изменить его отно­шение к наркотикам, потому что изменение отношения к нарко­тикам возможно лишь в результате духовного перерождения (если хотите, перевоспитания), а это уже иголкам не под силу.


10. Физиотерапия

То же самое относится и к любым физиотерапевтическим ме­тодам - водным процедурам, электроанальгезии (аппарат "Трансаир"), сауне, лечебной физкультуре и тому подобному. К боль­шому сожалению, причину наркомании они устранить не могут, хотя самочувствие (и даже физическое состояние) больного не­сомненно улучшают.


11. ^ Нейрохирургическое лечение (цингулотомия)

Операция под названием "цингулотомия" производится на головном мозге наркомана. Целью операции является разрушение очень маленьких (менее 0,5 см в диаметре) участков височных долей головного мозга с обеих сторон. Но этот метод очень рискован. Все же физическое внедрение в мозговые структуры.


12. ^ Избавление с использованием биологической обратной связи

Это еще один интересный метод. Он направлен на то, чтобы снижать интенсивность влечения к наркотикам у зависимых. Смысл биологической обратной связи (БОС) состоит в том, что пациента обучают произвольно управлять теми физиологическими процессами, которые обычно сознательному управлению не поддаются: частотой пульса, величиной кровяного давления и многим другим, включая даже биоэлектрические процессы головного мозга (то есть ритмы электроэнцефалограммы). С помощью тренировок на специальной аппаратуре пациент приобретает умение произвольно изменять свое состояние. Теперь, если у него возни­кает непреодолимое влечение к употреблению наркотика (так называемая "нахлобучка"; она сопро­вождается резким изменением пульса, давления, электроэнцефалограммы и настроения), он способен самостоятельно его подавить! Хотим напомнить, что проблемы с "нахлобучкой" встречаются очень часто.

Метод БОС нам очень симпатичен, поскольку позволяет наркоману заполучить новое умение, а не просто "избавиться" от старого.


13. ^ Заместительная терапия

Заместительной терапией именуется назначение медицинских наркотиков с целью "оторвать" больного от нелегальных препаратов и снизить остроту социальных проблем, сопровождающих наркоманию: криминальных, семейных, профессиональных и т. д. В ряде стран для этого используется метадон. Этот метод в России и многих других странах запрещен, так как наркоман все равно останется зависимым, но уже от метадона.


14. ^ Противорецидивная терапия

Основной ее принцип - искусственное создание такой ситуа­ции, когда употребление наркотиков заведомо для наркомана (и с его информированного согласия) приведет к смерти либо вызовет катастрофическое ухудшение состояния здоровья. Toт же самый принцип используется для лечения алкоголизма методом "подшивки" препарата "Эспераль". Главную роль в подобной терапии врачи отводят инстинкту самосохранения как одному из базисных инстинктов человека.


15. ^ Лечение налтрексоном

Налтрексон - медицинский препарат, антагонист опиатов. Пока в организме находится достаточная доза налтрексона, инъекция наркотика-опиата (например, героина или кустарного "черного раствора") не может вызывать эйфории, однако способна привести к развитию тяжелого отравления (вплоть до комы и смерти). В России налтрексон встречается еще под названием "Антаксон" и "ReVia". К большому сожалению, препарат довольно дорог. К еще большему сожалению, редкий наркоман способен добровольно и систематически его принимать (а глотать его рекомендуется ежедневно на протяжении не менее полугода).


16. Кодирование - термин, объединяющий весьма разнородную группу медицинских процедур, направленных на изменение состояния больного (некоторые из них являются сугубо психотерапевтическими). Считается, что после проведения кодиро­вания употребление определенного наркотика будет опасным для жизни и здоровья и одновременно (теоретически) снизится влечение к наркотику. Но у кодирования много недостатков:


1. По ряду причин ни один из типов кодирования не может быть эффективным сразу для всех наркотиков.


2. Результат кодирования может оказаться непредсказуемым и крайне нежелательным (например, психическое заболевание, а не "запланированный" инфаркт в случае употребления нарко­тика).


3. Несмотря на то что врачи стараются прогнозировать про­должительность защитного действия процедуры максимально точно, это удается не всегда: медицинской науке далеко до мате­матики. В итоге на свой страх и риск больной оказывается в до­вольно туманной ситуации: он не знает, что с ним случится и ко­гда, если он все же решится принять наркотик.


4. Кроме того, как было сказано выше, страх перед смертью (или тяжелым заболеванием) у наркоманов часто уступает желанию "покайфовать".


5. И наконец, никакого избавления на самом деле не наступает, поскольку кодирование не предполагает из­менения психологии наркомана.


17. ^ Психотерапия зависимости

Это комплекс мероприятий, задача которого - достичь более или менее полной перестройки личности с целью формирования) сознательной антинаркотической установки без использования лекарств. Предполагается, что в результате их применения па­циент не только отказывается от наркотиков, но и становится другим человеком, например более ответственным, трудолюби­вым, рассудительным в словах и поступках (или, по крайней мере, должен стать таким).


18. ^ Модели психотерапии зависимости

В настоящее время существует несколько наиболее популярных подходов к психологической реабилитации наркоманов. Как правило, разработаны они в США (где, как известно, наркоманы уже давно водятся в большом количестве). Любой из этих подходов предусматривает некое сочетание групповой и индивидуальной терапии и строится на понятии "Терапевтического сообщества".


а. ^ Модель "Синанон" – закрытое терапевтическое общество (ТО) с неограниченным сроком пребывания, своеобразный "антинаркотический монастырь". В подобных ТО обычно нет дипломированных специалистов по избавлению от наркомании и иногда нет даже понятия "лечение": члены общины просто живут и вместе зарабатывают себе на жизнь, а употребление наркотиков, табака и алкоголя там запрещено.


б. ^ Модель "Дэйтоп" – ТО с ограниченным сроком пребывания (чаще всего 6-24 месяца). В отличие от "Синанона", при этой модели терапии клиенты заранее ориентированы на то, что по окончании лечения они покинут стены центра и вернутся к обыденной жизни. В "Дэйтоп-подобных" центрах индивиду­альную и групповую терапию проводят специалисты (многие из которых ранее были наркоманами, вылечились в той же или в другой лечебной программе и затем получили образование). Как и в "Синаноне", клиенты также участвуют в совместной хо­зяйственной деятельности, поскольку ТО находится на само­обеспечении. Несмотря на обязательный труд, лечение в этих центрах стоит денег, поскольку необходимо оплачивать специалистов.


в. ^ Модель "Миннесота" набирает популярность в России как один из наиболее простых, дешевых и эффективных подходов к терапии зависимости. Срок избавления согласно миннесотской модели не слишком большой: обычно не превышает двух меся­цев. Клиенты сами следят за порядком в комнатах, но не заняты производительным трудом: у них нет времени, ведь терапевти­ческий процесс очень интенсивный, и они заняты психотерапи­ей с утра до вечера (отсутствие свободного времени - это тоже один из лечебных факторов).


19. Библиотерапия – лечение наркомании и алкоголизма чтением книг. Как психотерапевтическая система сложилась в середине ХХ века и прежде всего в США. В США сегодня публикуются обширные библиографии работ по лечению алкоголизма и наркомании чтением книг, выходят периодические издания по библиотерапии. Например, один из отделов Американской библиотечной ассоциации в Чикаго ("Отдел лечебных и реабилитационных библиотечных услуг") выпускает журнал "Лечебные и реабилитационные библиотечные услуги", а Национальная ассоциация терапии поэзией в Нью-Йорке - "Журнал терапии поэзией". Сегодняшняя библиотерапия бесконечно разнообразна, как и сама психотерапия, как человеческая душа. На Западе она - более религиозная, психологическая (в т. ч. психоаналитическая), у нас - более клиническая, педагогическая.


20. ^ Психотерапевтический театр, в котором исполняются психотерапевтические (психопрофилактические) произведения (спектакли, концерты).


21. Триада Бехтерева

Ее составляют:


1) групповая беседа, в которой пациенты знакомятся с отри­цательным воздействием наркотика на организм;


2) гипносеанс, во время которого пациентам внушается отвращение к наркотику и формируется установка на трезвенническую жизнь;


3) обучение противонаркотическим самовнушениям.


22. ^ Условно-рефлекторная терапия вырабатывает чувство от­вращения к наркотику, и более того, рвотных реакций, страха в случае употребления наркотика, для чего пациент многократ­но приводится в крайне тяжелое, болезненное физиологическое состояние, доходящее иногда до клинической смерти. Суще­ствует разновидность, когда применяется удар электрическим током, так называемый метод электрошока, или иные болезнен­ные раздражители.


23. ^ Метод избавления цветочной пыльцой предложит испанский психиатр Л. Парет. Он определил, что пыльца устраняет дефицит витаминов у наркоманов, улучшает их психическое и физическое состояние, обладает стимулирующим действием, способствует устранению дискомфорта. Рекомендуется применять пыльцу в начальном периоде избавления. Учитывая, что организм наркозависимых также ослаблен, пыльца может играть роль восстанавливающей и поддерживающей терапии.

Имеется множество и других методов избавления от зависимостей.


Рекомендации учителю

Занятие следует начать с "мозговой атаки". Упражнение усиливает осознание ситуации, повышает интерес и сосредотачивает мысли без принуждения.

Учитель пишет на доске:


- Когда я вижу наркотики, я чувствую...

- Наркоман – это...

- Клиенты с наркотическими проблемами – это...


Обучающиеся дополняют предложения, все высказанные прилагательные записываются: слабовольные, отчаявшиеся, отталкивающие, омерзительные, бесполезные, беспомощные, печальные, одинокие, заброшенные, веселые, счастливые, беззащитные, грязные, ненадежные, надоедливые, жалостливые, добродушные, приветливые, вероломные, безнадежные, подавленные, разбитые, боязливые, общительные.

Групповой анализ помогает сгруппировать эти слова, затем в дискуссии высказываются отношения с их обоснованием. Наконец, предлагается еще раз изучить все слова и подумать, какие из них применимы к самому себе на разных этапах жизни. Эмпатия сближает людей и улучшает взаимопонимание между учителями и обучаемыми.


Затем можно учащимся предложить небольшое тестирование.

Оцени следующие утверждения как ПРАВИЛЬНЫЕ (П) или НЕПРАВИЛЬНЫЕ (Н)

1. Любой существующий в мире наркотик является потенциальным ядом, опасным для здоровья.

2. Антигистамины можно классифицировать как успокоительные средства, т. к. они используются для расслабления или успокоения центральной нервной системы.

3. Алкоголь и транквилизаторы никогда не следует принимать вместе.

4. Марихуана это новый наркотик.

5. Вам может стать очень плохо от вдыхания клея, но это не смертельно.

6. Дым сигареты с марихуаной связывают с повышенным риском возникновения бронхита, эмфиземы и рака легких.

7. Вдыхание паров из аэрозольного флакона не рассматривается как наркомания.

8. Марихуана на сегодняшний день является проблемой наркологии номер один.

9. Одновременное употребление успокоительных средств и алкогольных изделий может вызвать необратимые изменения в головном мозге.

10. Некоторые из успокоительных препаратов - это таблетки, которые про­писывают как снотворные таблетки, мышечные релаксанты и транкви­лизаторы.


Ответы на тест

П 1. Любой существующий в мире наркотик является потенциальным ядом, опасным для здоровья..

П 2. Антигистамины можно классифицировать как успокоительные сред­ства, т. к. они используются для расслабления или успокоения центральной нервной системы.

П 3. Алкоголь и транквилизаторы никогда не следует принимать вообще.

Н 4. Марихуана известна уже 5000 лет.

H 5. Вдыхание клея может быть причиной смерти. Это также может вызвать серьезное и необратимое поражение организма.

П 6. Дым сигареты с марихуаной связывают с повышенным риском возникновения бронхита, эмфиземы и рака легких.

Н 7. Вдыхание паров из аэрозольного флакона не рассматривается как нар­комания. (Вдыхание паров вызывает состояния, сходные с алкогольным опьянением и названо токсикоманией.

Н 8. Марихуана на сегодняшний день является проблемой наркологии номер три. Проблемой наркологии номер один является алкоголизм, номер два – табакомания.

П. 9. Одновременное употребление успокоительных средств и алкогольных изделий может вызвать необратимые изменения в головном мозге.

П 10. Некоторые из успокоительных препаратов - это таблетки, которые прописывают как снотворные таблетки, мышечные релаксанты и транквилизаторы.


shabloni-mobilnij-telefon-zte-evolution-cdma-1x-evdo-instrukciya-po-ekspluatacii.html
shacova-e-n-popov-v-a-vozmozhnosti-in-termografii-v-diagnostike-tireoidnoj-patologii-problemi-endokrinologii-1989-t-35-s-34-37.html
shafeeva-elena-yurevna-shubinskij-maksim-igorevich.html
shag-1-otklyuchenie-avtomaticheskogo-zapuska-cd-konspekt-lekcj-do-disciplni-bezpeka-program-ta-danih.html
shag-1.html
shag-20-polzovatelskie-klassi-shag-1-pervij-makros.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pozhar-valentina-rasputina.html
  • bystrickaya.ru/utverzhdeno-postanovleniem-pravitelstva-irkutskoj-oblasti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sleduyushij-kriterij-prostota-biznesa-kak-zarabotat-dengi-bez-startovogo-kapitala-internet-versiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/promishlennie-tipi-mestorozhdenij-osobennosti-razvedki-i-ocenki-mestorozhdenij-nikelya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-obshej-summe-debitorskoj-zadolzhennosti-emitenta-s-otdelnim-ukazaniem-obshej-summi-prosrochennoj-debitorskoj-zadolzhennosti-za-vtoroj-kvartal-tekushego-2006-finansovogo-goda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabotna-grupa-3-pravo-na-ustanovyavane-i-svobodno-predostavyane-na-uslugi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soprovozhdenie-i-razvitie-uzlov-ip-seti-v-territorialnih-organah-i-podvedomstvennih-organizaciyah-rosreestra-po-20-regionam-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/arnon-dar-vliyanie-sverhnovih-gamma-vspleskov-solnechnih-vspishek-i-kosmicheskih-luchej-na-zemnuyu-okruzhayushuyu-sredu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vistupili-semenyako-ev-otchetnaya-konferenciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogovaya-spravka-o-provedenii-regionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-dopolnitelnoe-ekologicheskoe-obrazovanie-detej-resurs-ustojchivogo-razvitiya-obshestva.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/knigi-stranica-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/administrativnie-pravonarusheniya-v-oblasti-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-i-torgovli.html
  • lesson.bystrickaya.ru/saltikov-shedrin-m-e-simvolicheskoe-znachenie-obrazov-zhivotnih-v-skazkah-m-e-saltikova-shedrina.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-o-tom-kak-chelovek-podruzhilsya-s-olenem.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prioritetnimi-napravleniyami-deyatelnosti-v-2010-2011-uchebnom-godu-n-a-krivolapova-i-o-rektora-instituta-povisheniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/visshego-professionalnogo-obrazovaniya-vostochnaya-ekonomiko-yuridicheskaya-gumanitarnaya-akademiya-akademiya-vegu-kafedra-ekonomiki-utverzhdayu.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektronnie-samodelki-ivanov-stranica-12.html
  • tasks.bystrickaya.ru/05022010informacionnij-server-tolyattirossiyane-stali-naciej-bubl-guma.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-ugolovnomu-processu-yuridicheskij-fakultet.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-famincin-i-istoriya-russkoj-muziki-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodologicheskie-problemi-issledovaniya-svyazi-obshestvennih-i-mezhlichnostnih-otnoshenij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-k-ezhekvartalnomu-otchetu-poyasnitelnaya-zapiska-akb-energobank-oao.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ocenka-obrazcov-po-ustojchivosti-k-boleznyam-i-vreditelyam-krasnoyarskij-gosudarstvennij-agrarnij-universitet.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-podgotovki-020700-pochvovedenie-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-shifrovanie-i-elektronno-cifrovaya-podpis-v-sisteme-dokumentooborota-laboratornaya-rabota.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dvizhenie-cen-na-vazhnejshie-produkti-selskogo-hozyajstva-plan-i-predvidenie-567-osnovnie-polozheniya-po-razrabotke.html
  • thescience.bystrickaya.ru/interfejsi-nakopitelej-lekciya-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/64-komandnaya-obolochka-kak-yazik-programmirovaniya-svobodnoe-programmnoe-obespechenie-v-shkole.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sologub-va-dsn-prof-hasheva-ia-prepod-skags-uchenie-zapiski-skags.html
  • writing.bystrickaya.ru/elektronnie-sistemi-raschetov-roznichnie-bankovskie-uslugi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-fragmenti-elektronnih-sredstv-obucheniya-dlya-sistemi-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-provedenii-konkursa-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-direktora-gosudarstvennogo-predpriyatiya-krasnoyarskogo-kraya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/700-mln-rublej-plata-za-defekti-sovetskih-stroitelej-press-obzor-rinka-nedvizhimosti-s-03-avgusta-po-09-avgusta-2011-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-i-tehnika-posobie-dlya-uchitelej-izdanie-pyatoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe-pod-obshej-redakciej-e-i-orzhekovskoj-stranica-22.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-professionalnogo-modulya-provedenie-profilakticheskih-meropriyatij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.