.RU

Рекомендации Российского тренажерного форума


ПРОЕКТ


Рекомендации

Российского тренажерного форума


02 – 04 октября 2006 года г. Санкт-Петербург


Государственная морская академия (ГМА) имени адмирала С.О. Макарова совместно с ФГУП «Морсвязьспутник» под эгидой Федерального агентства морского и речного транспорта 02 – 04 октября 2006 года организовали и провели:

Российский тренажерный форум

по вопросам тренажерной подготовки и аттестации специалистов

морского транспорта


Основные темы выступлений, прозвучавшие на Форуме:


В семинаре приняли участие представители Минтранса России, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФГУ «Служба морской безопасности», ФГУП «Морсвязьспутник», ФГУП «Росморпорт», Российского морского регистра судоходства, администраций морских портов, учебно-тренажерных центров и учебных заведений, фирм – производителей тренажерной техники и программ оценки знаний, представители судоходных и круинговых компаний, других заинтересованных организаций. В семинаре также участвовали представители Морской Администрации (Инспекции по дипломированию) Украины и Литвы.

Всего присутствовало 104 человека из 73 организаций ( включая 8 дистанционных участников).

С сообщениями по перечисленным вопросам выступили: Костылев И.И. (ГМА им. адмирала С.О. Макарова), Солдатов М.В. (Минтранс России), Солдатов М.В. (Минтранс России), Суйтс Г.Т. (ФГУП «Морсвязьспутник»), Малышев М.В. (ФГУ «Служба морской безопасности»), Росляков Р.О. (Главное управление Российского морского регистра судоходства), Тихонов И.В. (Инспекция подготовки и дипломирования моряков Украины), Кондратенко В.М. (ФГУП «Гипрорыбфлот»), Климов Е.Р. (РЦ ДПО АМУ им. капитана В.И. Воронина), Орлова Е.Г. (ГМА им. адм. С.О. Макарова), Михайленко О.А. (ФГУП «Морсвязьспутник»), Гагарский Д.А. (ГМА им.адм. С.О. Макарова), Григорьев Н.Н. (Санкт-Петербургский морской колледж), Чернышов А.В. (ГУ РМРС), Горобцов А.П. (ГМА им. адм. С.О. Макарова), Берников А.Р. (НТ УТЦ, Калининград), Кулешов К.Н. (НОУ БУТЦ «Морские системы»), Никанкин К.В. (ЗАО «Транзас»), Белавинский А.Ю. (ЗАО «МВС Глобальные телекоммуникации – Санкт-Петербург»), Лебедева М.П. (ЗАО «ИЦ ИУС»), Двинин А.П. (Санкт-Петербургский морской колледж), Припотнюк А.В. (ГМА им. адм. С.О. Макарова), Баргман С.А. (ЗАО «МКС»), Шабалин В.Н. (ГМА им. адм. С.О. Макарова), Худин В.П. (ОАО «Системы управления и приборы»), Вихарев С.И. (УТЦ ОАО «Приморское морское пароходство»), Сабадаш А.И. (ГМА им. адм. С.О. Макарова), Сидоренко И.В. (ОАО «Мурманское морское пароходство»), Базаров Ю.И. (ЗАО «Транзас»), Губернаторов С.С. (компания «С – МАР»), Юминов А.Н. (Владивостокский морской техникум), Ракитин В.Д. (СПбГУВК), Слатин К.В. (СПбГУВК), Долгов А.Н. (КБМЭ «Вектор»), Кожевников А.В. (Kongsberg Maritime AS), Назаров А.В. (Росморречфлот), Федоров Д.Е. (ЗАО «Оникс-Марин»), Михайленко Ю.Н. (Инспекция подготовки и дипломирования моряков Украины), Логиновский В.А., Айзинов С.Д. (ГМА им. адмирала С.О. Макаров), Кружков И.В. (АМП Санкт-Петербург),


Работа форума была организована в форме пленарных заседаний, трех секций

а также с использованием системы дистанционных мероприятий «СТОРМ». Дистанционно участвовало 8 человек из Новосибирска, Холмска, Архангельска, Ростова-на-Дону и Москвы.


Участники Форума особое внимание уделили вопросам нормативно-правового обеспечения тренажерной подготовки морских специалистов, методики преподавания, применения технических средств обучения, в первую очередь, специализированных тренажеров для привития практических навыков безопасного управления морскими судами, сложной аппаратурой, применяемой всеми категориями береговых и судовых специалистов отрасли.

Было отмечено, что образовавшийся в последние годы правовой вакуум в области регулирования подготовки и дипломирования членов экипажей морских судов приводит к снижению уровня обучения и практической подготовки специалистов, снижает привлекательность морской профессии, создает проблемы в кадровом обеспечении безопасности мореплавания российских судов. К сожалению, подчеркивали участники Форума, административная реформа лишь усугубила эту проблему. Ряд нормативно-правовых актов отменен, при этом взамен отмененных не вводятся новые регулирующие документы. Недостаточное, по мнению участников мероприятия, взаимодействие между Росморречфлотом и Ространснадзором, приводит к неоднозначной трактовке вопросов контроля за деятельностью различных УТЦ, в первую очередь, находящихся в частной собственности. Отсутствие четких правил дипломирования, единого органа, осуществляющего разрешительную деятельность на право проведения тренажерной подготовки, а также осуществляющего контроль за качеством обучения, используются недобросовестными организациями и моряками и приводят зачастую к выдаче «липовых» документов о прохождении подготовки.

В то же время было отмечено, что бурное развитие тренажерной техники, удешевление компьютерных составляющих, появление новых эффективных программных средств делают тренажерную подготовку наиболее эффективным инструментом как для привития умений и навыков, так и для их оценки в учебных заведениях, УТЦ и Морских квалификационных комиссиях.

Особое место тренажеры занимают и для проведения научных исследований, экспертиз морских аварий, проработки новых путей движения судов в строящиеся порты. Эти возможности тренажеров, подчеркивали участники мероприятия, следует шире использовать.

Рассмотрев материалы последних сессий Комитета по безопасности на море ИМО, Подкомитетов NAV и COMSAR, Форум обратил внимание на необходимость постоянного мониторинга международной нормативно-правовой базы в области безопасности мореплавания в целях своевременной корректировки учебных программ и методик, а также модернизации тренажеров и совершенствования технико-эксплуатационных требований к ним.

Особое внимание участники обратили на динамику внедрения на флоте электронно-картографических навигационных информационных систем (ЭКНИС), предполагаемое введение ЭКНИС в качестве обязательного оборудования и возможных соответствующих решений международного сообщества в части подготовки судоводительского состава.

Российским морским регистром судоходства были отмечены проблемы недостаточной компетентности экипажей судов в вопросах внедрения международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов, что негативно сказывается как при ведении судовой документации, так и при проверках судов в портах. Один из путей решения проблемы – рекомендовать судовладельцам осуществлять подготовку судовых экипажей. При этом настало время корректировки требований к УТЦ МКУБ.

Впервые за последние годы на Форуме были подняты и широко обсуждались вопросы тренажерной подготовки судовых механиков, применения специализированных тренажеров грузобалластных операций танкеров и сохогрузных судов различных типов. Отмечена высокая эффективность использования тренажерных комплексов для подготовки команды машинного отделения и грузовых помощников на морских судах.

Отдельным вопросом была рассмотрена ситуация с практикой тренажерной подготовки экипажей речных и река-море судов в связи с выходом соответствующего Постановления Правительства РФ. Отмечена озабоченность участников мероприятия медлительностью Росморречфлота в части организации мероприятий по реализации указанного Постановления.

Российский тренажерный Форум отметил особую важность применения тренажерных комплексов, имеющих одобрение типа Морской Администрации, при этом рекомендовав внедрить при освидетельствовании тренажеров проверку качества математических моделей, заложенных в тренажеры. Была отмечена деятельность Российского морского регистра судоходства и ФГУП «Морсвязьспутник» в этом направлении. Дополнительно, ГМА им.адмирала С.О.Макарова представила разработанную методику оценки эффективности применения и систему классификации морских тренажеров, что встретило интерес участников мероприятия.

Секция ГМССБ особо отметила, что в условиях, когда практически 100-% судоводителей проходят подготовку в качестве операторов ГМССБ, отсутствие должным образом обученных и дипломированных береговых специалистов может оказать негативное влияние на безопасность мореплавания в акваториях российских портов и на подходах к ним. Рассмотрены вопросы организации подготовки операторов береговых радиоцентров и капитанов-координаторов МСКЦ администраций морских портов, методика и программы обучения.

На Навигационной секции оживленную дискуссию вызвали предложения АМУ им.кап.Воронина по целесообразности корректировки правил МППСС, изменения ТЭТ к радиолокационным тренажерам, необходимости внедрения комплексной программы тренажерной подготовки, охватывающей как вопросы предотвращения столкновений, так и применения для этой цели РЛС и САРП различных типов. В связи с введением ИМО новых эксплуатационных стандартов к САРП был рассмотрен вопрос о корректировке учебных программ подготовки и переподготовки судоводителей и ТЭТ к этому виду тренажеров.

Отдельное пленарное заседание было посвящено квалификационным характеристикам специалистов, методам проверки и оценки компетентности в УТЦ и МКК, путям введения единых государственных стандартов в этой области. Форум подчеркнул целесообразность скорейшего внедрения единых подходов, процедур и требований по оценке компетентности членов экипажей морских судов, лоцманов, операторов СУДС. Отмечено, что тренажеры и компьютерные средства проверки знаний являются наиболее эффективными инструментами реализации этих задач. При этом как тренажеры, так и программы проверки знаний должны быть одобренного типа и подлежать периодической актуализации в целях обеспечения соответствия меняющимся международным и национальным требованиям к компетентности специалистов отрасли. Вопросы внедрения дистанционных технологий обучения были также в спектре внимания и вызвали оживленную дискуссию.


Участники Форума согласились, что в настоящее время необходимо периодическое печатное издание, в котором можно было бы получать профессиональную информацию по вопросам, охватываемым международными конвенциями СОЛАС, ПДМНВ, МАРПОЛ, по МППСС-72 и О грузовой марке.


^ РЕКОМЕНДАЦИИ ФОРУМА


В целях повышения качества подготовки специалистов морского транспорта, формирования и обновления профессиональной кадровой составляющей российского флота и объектов береговой инфраструктуры, обеспечивающих безопасность мореплавания в портах Российской Федерации, участники форума считают необходимым рекомендовать:


  1. Минтрансу России

    1. разработать и ввести в действие необходимые нормативно-правовые акты по тренажерной подготовке членов экипажей морских судов во исполнение обязательств Российской Федерации по МК ПДНВ с поправками.

    2. определить орган (структуру) Морской Администрации России, который наделить полномочиями по освидетельствованию УТЦ на право ведения специализированной тренажерной подготовки, предусмотренной МК ПДНВ и российскими нормативными документами.

  2. Минтрансу России с целью обеспечения постоянного мониторинга и контроля за качеством тренажерной подготовки и оценки компетентности в регионах организовать на совместной базе высших учебных заведений морского транспорта и соответствующих АМП отраслевые (региональные) учебно-тренажерные центры и наделить соответствующими полномочиями по осуществлению

  1. Для обеспечения профессиональной кадровой составляющей учебно-тренажерных центров Минтрансу России рассмотреть вопрос о введении обязательной подготовки кандидатов в инструкторы учебно-тренажерных центров, а также переподготовки инструкторов УТЦ с целью повышения квалификации с периодичностью не реже 1 раза за 5 лет в региональных УТЦ на базе высших морских учебных заведениях отрасли.

  2. Руководителям УТЦ принимать все меры по обеспечению выхода в море инструкторов тренажеров на судне в штатной должности или в качестве дублера старшего командира с периодичностью как минимум 1 раз в 5 лет.

  3. В целях повышения эффективности функционирования систем управления безопасностью Минтрансу России издать циркуляр о целесообразности проведения судоходными компаниями подготовки судового персонала по МКУБ в учебных центрах, одобренных Российским морским регистром судоходства.

  4. Для упорядочения процедур и порядка проведения итоговой аттестации в УТЦ Минтрансу России организовать разработку и внедрение в установленном порядке Положения о специальных квалификационных комиссиях.

  5. Для обеспечения устойчивого и эффективного функционирования береговых объектов безопасности мореплавания Минтрансу России провести ревизию распоряжения № ЛА-10-р от 03 февраля 2000 года «О подготовке специалистов берегового сегмента ГМССБ» в части требований к подготовке и повышению квалификации инженеров и техников предприятий и фирм, осуществляющих сервисное обслуживание и ремонт оборудования ГМССБ, ввести обязательную подготовку по техническому обслуживанию оборудования радиосвязи и электрорадионавигации согласно одобренной программе и переподготовку на курсах повышения квалификации береговых радиоспециалистов с определенной периодичностью.

  6. ФГУП «Морсвязьспутник» внести изменения в программу подготовки береговых радиооператоров ГМССБ и капитанов-координаторов СКЦ, СПЦ «Использование средств связи при проведении поисково-спасательных операций» для приведения ее в соответствие с рекомендациями COMSAR Circ.33 - GMDSS COAST STATION OPERATOR’S CERTIFICATE (CSOC) MODEL COURSE.

  7. В связи с актуальностью профессиональной подготовки и повышения квалификации экипажей судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) Росморречфлоту определить организацию, ответственную за проведение оценки соответствия тренажеров судов с ЯЭУ.

  8. ФГУП «Морсвязьспутник» рассмотреть целесообразность и организовать внесение соответствующих изменений с учетом новых международных документов и практики тренажерной подготовки в следующие документы:

    1. ТЭТ к тренажерам ГМССБ в соответствии с изменениями структуры Inmarsat (Вывод из эксплуатации стандартов «А» и «Е»; ввод в эксплуатацию новых стандартов FLEET и др.);

    2. ТЭТ к радиолокационным тренажерам и тренажерам по маневрированию и управлению судном для приведения их в соответствие с новыми требованиями к РЛС в соответствии с Резолюцией КБМ 192;

    3. ТЭТ к тренажерам по электронным картографическим навигационным информационным системам (ЭКНИС).

  9. В связи с широким распространением электронных навигационных карт и ЭКНИС Росморречфлоту, морским учебным заведениям и УТЦ ЭКНИС рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке введения обязательной подготовки и переподготовки судоводительского состава по ЭКНИС. Просить Росморречфлот организовать совещание специалистов отрасли с привлечением учебных заведений, СОРОСа и производителей электронно-картографической продукции по указанному вопросу.

  10. Минтрансу России рассмотреть возможность и целесообразность засчитывания недельного курса тренажерной подготовки на полномасштабном навигационном тренажере (для судоводителя) или на тренажере СЭУ (для судомеханика) в качестве альтернативы справок о плавании в должности сроком до 30 суток и применении этой практики не чаще, чем 1 раз в пять лет.

  11. МКК АМП, УТЦ, УТС, БУТЦ проверку компетентности по окончании курсов подготовки, предусмотренных международной конвенцией ПДНВ, проводить с использованием одобренных технических средств и единой согласованной с Росморречфлотом базой тестовых заданий, экзаменационных вопросов, а также согласованной с Росморречфлотом базой упражнений (при проверке навыков).

  12. Организациям, осуществляющим проверку компетентности морских специалистов (МКК АМП, УТЦ, УТС, БУТЦ), проводить обновление баз данных тестовых заданий и экзаменационных вопросов с периодичностью не реже одного раза в год.

  13. Считать целесообразным продолжить проработку вопроса об использовании методов и технических средств дистанционного тестирования членов экипажей морских судов и других специалистов отрасли.

  14. Росморречфлоту включить в план НИОКР на 2007г. разработку:

    1. Технико-эксплуатационных требований к программам проверки знаний, используемым для квалификационных испытаний;

    2. Технико-эксплуатационных требований к комплексным тренажерам судов с ЯЭУ;

    3. Руководства по проведению квалификационных испытаний в МКК, в котором определить процедуры проведения испытаний, требования к количеству экзаменационных и тестовых заданий, систему и критерии оценки компетентности, а также требования к документированию процедуры испытаний и хранению их результатов;

    4. Компьютеризированного реестра специальных свидетельств моряков Российской Федерации (о прохождении специальной тренажерной подготовки);

    5. Примерных (типовых) программ обязательного и факультативного курсов «Использование ЭКНИС».

  15. Минтрансу России внести изменения (дополнения) в действующую процедуру освидетельствования тренажеров по маневрированию и управлению судном, включив в нее проверочные испытания моделей судов по методике, разработанной ФГУ «Российский морской регистр судоходства».

  16. УТЦ, осуществляющим подготовку и повышение квалификации морских лоцманов с применением тренажеров по маневрированию и управлению судном, использовать только одобренные математические модели судов.

  17. В целях реализации положений Закона РФ «Об образовании» Минтрансу России разработать Положение о повышении квалификации специалистов морского и речного транспорта, котором предусмотреть порядок повышения квалификации как судового , так и берегового персонала отрасли.

  18. Росморречфлоту на базе государственных образовательных учреждений организовать единые пятилетние курсы повышения квалификации членов экипажей морских судов, программы которых должны включать все конвенционные и национальные требования для продления дипломов.

  19. В программы подготовки курсантов и студентов морских учебных заведений включить изучение вопросов МКУБ и ОСПС.

  20. Заинтересованным организациям создать сайт – постоянно действующий Российский тренажерный Интернет-форум, при помощи которого обеспечивать обмен мнениями по вопросам тренажерной подготовки в период между проведением очного Российского тренажерного форума.

  21. Продолжить практику проведения Российского тренажерного форума с периодичностью 3 года и организовать 2-й Форум в 2009 году в ____________.



От ГМА им.адмирала С.О.Макарова От ФГУП «Морсвязьспутник»


_______________________________ __________________________

А.В.Яловенко В.И.Головко

Директор Института управления Заместитель генерального директора

и экономики ГМА






severnaya-osetiya-aktiviziruet-rabotu-po-fcp-razvitie-fizkulturi-i-sporta.html
severnaya-ul-d-44-solikamsk.html
severnaya-zona-reshenie-problem-ustojchivogo-razvitiya-perenasishennoj-promishlennostyu-i-visokourbanizirovannoj-oblasti.html
severnij-ekonomicheskij-rajon-murmanskaya-oblast.html
severnij-ekonomicheskij-region-chast-5.html
severnij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-konkursnaya-komissiya-opredelit-prioriteti-18.html
  • lesson.bystrickaya.ru/strukturnij-analiz-sistemi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-10-klass-ziryukina-natalya-ivanovna.html
  • klass.bystrickaya.ru/barovete-bez-dim-s-40-zagubi-08062012-0339-standart-str-10.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-novolyalinskaya-rajonnaya-territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-bila-sformirovana-v-sootvetstvii-s-postanovleniem-izbiratelnoj-komissii-sverdlovskoj-oblasti-214-ot-21-dekabrya-2006-goda-srokom-na.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klyuchevskij-v-o-pskovskie-spori.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-59-samozashita-rabotnikami-trudovih-prav-statya-celi-i-zadachi-trudovogo-zakonodatelstva-celyami-trudovogo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ramki-dozvolennogo-vremya-novostej-gazeta-moskva-ekaterina-butorina13-12-2010-7-stranica-16.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-kalkulyator-windows-laboratornaya-rabota-kalkulyator-rabota-s-pamyatyuceli.html
  • school.bystrickaya.ru/latinskaya-amerika-v-sovremennih-mezhdunarodnih-otnosheniyah.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/regionsru-norilskie-vrachi-poluchat-novie-avtomobili-29112006-novosti-rossii-ia-regnum-v-ramkah-nacproekta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-psihologicheskoj-podgotovke-vipusknikov-k-ekzamenam-i-centralizovannomu-testirovaniyu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-itogam-provedeniya-audita-effektivnosti-ispolzovaniya-byudzhetnih-sredstv-napravlennih-v-2009-2010-godah-i-proshedshem-periode-2011-goda-na-ohranu-okruzhayushej-sredi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/serijnie-prestupleniya-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/2-poryadok-opredeleniya-bazovoj-ceni-proektnih-rabot-a-s-zemcov-zamestitel-ispolnitelnogo-direktora.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-literature-v-8-klasse-slovo-o-polku-igoreve.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-kazahstan-ot-30-marta-1995-goda-2155.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vopros-radiacionnoj-bezopasnosti-v-ekologicheskom-obrazovanii-v-srednej-shkole-chast-15.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-rabochaya-programma-disciplini-3-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nacionalisticheskie-aspekti-populizma-chast-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/teoriya-mirozdaniya-na-osnove-obedineniya-izvestnih-fizicheskih-teorij-stranica-16.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ria-novosti-08042011-glava-profilnogo-komiteta-soveta-federacii-protiv-povisheniya-pensionnogo-vozrasta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nformacjna-poltika-ssha.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekonomika-i-politika-velikobritanii-dlya-specialnosti-032301-65-regionovedenie-podgotovka-specialista.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-po-teorii-gosudarstva-i-prava-100-chast-37.html
  • composition.bystrickaya.ru/podrazdel-dm-proizvodstvo-transportnih-sredstv-i-oborudovaniya-russian-classification-of-economic-activities.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshie-svedeniya-o-provodimom-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ati-zhn-teg-alabaeva-bibiraba-mahmutovna.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-vospitaniya-kak-faktor-socialnoj-dezadaptacii-detej-s-legkoj-umstvennoj-otstalostyu.html
  • desk.bystrickaya.ru/ou-po-ustavu-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kossovskaya-a-r-bbk-81.html
  • klass.bystrickaya.ru/63-32ros-4tom-2tomskya43.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-administracii-bogorodskogo-rajona-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/slovar-osnovnih-terminov-po-kursu-teoreticheskie-osnovi-informatiki.html
  • essay.bystrickaya.ru/blm-mekemelerndeg-bt-ge-dajindi-zhmistarin-zerdeleu-bailau-anitamasi.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-mezhlichnostnih-otnoshenij-pervoklassnikov-kak-uslovie-uspeshnosti-ih-adaptacii-k-shkole-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.