.RU

Рекомендации международных семинаров 189 Выводы и рекомендации Международного семинара - страница 3




* — з/п рассчитана согласно Закону «Об образовании»

** — норма амортизации принята равной 10%

*** — приняты равными 10% от суммы других материальных затрат


Таблица 3

Система финансовых нормативов высшего профессионального образования

(руб. в год на 1-го студента)


Параметры


Отраслевые

группы

Трудовые ресурсы*



Стипендия

^ Материальные ресурсы

Нормативы

бюджетного

финансиро­вания

з/п

преподавателей

з/п

мастеров


з/п

УВП


з/п

АУП


Начисления

(суммарные)

Амортизация пассивной части ОФ

Амортизация активной части ОФ


Коммунальные



Проочие***

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Правоведение

6347,12

17518,77

2134,63

1767,07

883,53

11030,68

2003,76

3700,00

1298,78

2569,88

69954,22

2. Просвещение

6618,67

18422,92

4836,64

2070,92

1035,46

12699,07

2003,76

7260,00

1192,76

4577,28

98037,48

^ 3. Культура и искусство

2840,92

18433,47

5812,36

1927,81

963,9

11541,71

2003,76

6960,00

424,09

1375,41

58653,43




809,12

6232,34

8988,58

1228,05

614,03

6880,77

2003,76

4970,00

424,09

994,41

37695,15




1240,65

44324,05



3137,64

1568,82

19354,40

2003,76

23610,00

424,09

4561,41

121804,82

4. Здравоохранение

11363,68

15069,25

19906,04

3377,68

1688,84

19791,11

2003,76

8950,00

569,87

3151,99

107872,23

5. Экономика

6446,01

9185,73

6191,7

1535,07

767,53

9288,53

2003,76

4460,00

1298,78

3074,88

69241,99

6. Промышленность

6832,59

8681,87

10544,54

1886,02

943,01

11121,89

2003,76

7131,00

1616,85

5845,69

106316,22

^ 7. Транспорт и связь

3236,49

7255,56

8795,69

1427,37

713,69

8250,09

2003,76

6530,00

1484,32

4979,43

86456,41

8. Строительство

8387,9

8278,78

8197,74

1755,28

877,64

10586,48

2003,76

5740,00

1616,85

4733,69

92158,12

^ 9. Сельское хозяйство

9197,03

10360,11

7956,63

1927,27

963,64

11705,80

2003,76

8180,00

715,66

3413,57

81663,46


* — з/п рассчитана согласно Закону «Об образовании»

** — норма амортизации принята равной 10%

*** — приняты равными 10% от суммы других материальных затрат


^ 4.3. Внебюджетная деятельность
государственных учреждений образования


Профессор И.Г. Кухтина
НИИВО


Роль и место внебюджетной деятельности состоят в поддержке функционирования и развития государственного образовательного учреждения.

^ Причины усиления значимости внебюджетной деятельности:

^ Правовые основы регулирования внебюджетной деятельности.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право осуществлять следующие виды деятельности:

А – реализацию продукции, работ и услуг;

Б – реализацию основных фондов и иного имущества;

В – внереализационную деятельность.

А. Порядок и условия реализации продукции, работ и услуг учреждениями образования регламентируется п. 5 ст. 42, пп. 1 и 2 ст. 45 и п. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании».

Государственные и муниципальные образовательные учреждения оказывают платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных стандартов с целью совершенствования образовательного процесса.

Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг как основного источника внебюджетных поступлений образовательных – учреждений и необходимые условия ведения такой деятельности определены Письмом Госкомвуза России от 21 июля 1995 г. №52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».

К платным дополнительным образовательным услугам в учреждениях среднего и высшего профобразования относятся:

К платным образовательным услугам в высшей школе относятся также:

Образовательные учреждения согласно п. 8 ст. 41 и п. 5 ст. 42 Федерального закона «Об образовании» могут получать от спонсоров, дарителей, благотворителей, учредителей и работодателей целевые денежные средства, в том числе на ведение образовательной деятельности и оказание услуг сторонним потребителям.

По сравнению с частными, государственные учреждения образования имеют преимущества по оказанию платных образовательных услуг в виде:

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об образовании» учреждения образования могут предоставлять потребителям сопутствующие услуги:

В свою очередь, к сопутствующим работам, наиболее часто выполняемым образовательными учреждениями, относятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе на основе хозяйственных договоров и регламентируемые уставом учреждения образования.

К основным видам реализации работ и услуг учреждениями образования также относится реализация продукции, работ и услуг в рамках учебно-производственной деятельности, правомерность которой определяется пп. 1, 2, 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании», приказом Минфина России № 01/385 от 13.12.80 г. и учредительными документами образовательного учреждения. Под учебно-производственной деятельностью понимается производство и реализация продукции (работ, услуг) с участием обучающихся, которая осуществляется либо через учебно-производственные мастерские, либо через учебные предприятия.

В соответствии с п. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании» учреждения образования могут осуществлять производство и (или) реализацию книжной продукции, связанной с образовательным процессом для обучающихся, а также торговлю покупными товарами и посредническую деятельность в случае их введения в устав в части доходов, реинвестируемых в образовательный процесс.

Б. Реализация основных средств и иного имущества (прочая реализация) является второй составляющей доходной части внебюджетных поступлений. При этом под иным имуществом понимаются нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, другие материальные запасы, числящиеся на балансе учреждения, не предназначенные изначально для продажи, но реализуемые вследствие неиспользования в основной деятельности.

По данному вопросу необходимо иметь ввиду, что согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона «Об образовании» реализация основных средств и иного имущества относится к предпринимательской деятельности со всеми вытекающими последствиями по ее учету и налогообложению.

В. Третьим источником внебюджетных поступлений могут быть внереализационные доходы образовательных учреждений к которым относятся:

Пп. 1, 2, 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании» относят данные виды деятельности к предпринимательской.

Для государственных и муниципальных учреждений образования сумма поступлений от всех внебюджетных источников, наряду с бюджетными ассигнованиями, составляет доходную часть сметы доходов и расходов учреждения образования.

Расходная часть формируется в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 23 июля 1999 г. № 48н «О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. №З8н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

По каждому источнику внебюджетных средств формируется своя смета доходов и расходов (как составляющая часть общей сводной сметы) по установленным статьям расходов.

Наибольшими возможностями в привлечении внебюджетных средств располагают высшие учебные заведения, наименьшими – общеобразовательные школы. В целом по системе образования доля внебюджетных доходов (по данным ряда исследователей) варьируется в пределах 20-25 %.

Доля внебюджетных доходов вузов в их основных бюджетах постоянно возрастает и колеблется в пределах от 16 % до 41 %, что, однако не дает оснований для оптимистических оценок, поскольку имело место длительное сокращение поступлений средств из федерального бюджета, покрывающая потребность вузов на 1/3, да и сама эта потребность еще полностью глубоко не изучена (см. 4.2).

Структура внебюджетных доходов вуза может быть охарактеризована при рассмотрении объема внебюджетных средств, полученных вузами, подведомственными Минобразованию России, (в % от общей суммы).


Таблица 4

Структура внебюджетных средств


Источники

1995 год

Местные бюджеты и благотворительность

11,0

Подготовка специалистов и другие образовательные услуги

44,2

Сдача в аренду помещений

3,6

Прочие виды коммерческой деятельности

17,0

Договорные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

23,9

Всего в % от бюджета

19,7


Подавляющую часть внебюджетных доходов вуза составляют платные образовательные услуги (до 50%), на втором месте – доходы от сдачи помещений в аренду, на третьем – поступления от хоздоговорных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Пример – структура внебюджетных доходов одного из государственных вузов (ВятГТУ) (в % от общей суммы).


Таблица 5

Структура внебюджетных доходов (ВятГТУ)


^ Источники по видам деятельности

%

Платные образовательные услуги

53,7

Хоздоговорные НИОКР

23,8

Сдача в аренду помещений

17,7

Прочие виды коммерческой деятельности

4,8

Всего

100


Следует отметить тенденцию к росту удельного веса доходов от хоздоговорных работ и реализации научно-технической продукции в общей структуре внебюджетных доходов.

В учреждениях начального и среднего профессионального образования доля доходов соответствует: от платных образовательных услуг – 70–80%; от учебно-производственной деятельности – 10–15 %; от предпринимательской деятельности (включая сдачу в аренду и прочие внереализационные доходы) – 5–10 %.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. №1001 «О мероприятиях по переводу в органы федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» и соответствующими Указаниями Центрального банка Российской Федерации (от 18.06.99 г. №579у) контроль за поступлением внебюджетных денежных средств в учреждения образования планируется осуществлять через лицевые счета в органах Федерального казначейства.

Налогообложение

Согласно п. 3 ст. 40 Закона «Об образовании», образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы в части непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, а в соответствии с п. 4 ст. 47 того же закона в части предпринимательской деятельности все учреждения образования приравниваются к предприятиям.

Инструкция Государственной налоговой службы (ГНС) Российской Федерации от 10.08.95 r. № 37 с последующими изменениями позволяет учреждениям образования:

а) уменьшать налогооблагаемую базу на суммы, реинвестированные в образовательный процесс;

б) облагать налогом на прибыль сумму превышения доходов над расходами по предпринимательской деятельности: аренда основных фондов и имущества; торговля покупными товарами, оборудованием; долевое участие в деятельности других предприятий; приобретение акций и иных ценных бумаг и получение дивидендов и процентов по ним; иные внереализационные операции, приносящие доход.

Руководителям и финансовым работникам государственных учреждений образования следует обратить особое внимание на Изменения и дополнения за № 1 к Инструкции ГНС России от 20.08.98 г. № 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы», в п. 5 которых дается следующее пояснение: «доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности. Плательщики налога исчисляют налог с суммы превышения доходов над расходами в общеустановленном порядке» и далее: «при исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) бюджетных организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных фондов, оборудования и иного имущества, используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности».

Для подтверждения факта превышения доходов над расходами и реинвестирования всех доходов в образовательный процесс необходимо не только произвести установленный налоговыми органами расчет доли фактических расходов от прочей необразовательной деятельности, но и постоянно вести учет фактического исполнения сметы доходов и расходов по каждому отчетному периоду раздельно по источникам поступлений внебюджетных средств.

Порядок определения превышения доходов над расходами от реализации продукции (работ, услуг) бюджетных учреждений образования также регламентирован разделами III и IV той же Инструкции, согласно которому исчисление объектов налогообложения будет различаться для организаций:

В основе правильного исчисления объекта налогообложения лежит отделение предпринимательской деятельности от деятельности, осуществляемой за счет средств бюджета и внебюджетных средств, не являющихся доходами от предпринимательской деятельности. В этом и состоит главная причина необходимости раздельного учета всех доходов и расходов, включающих в себя методы распределения определенных расходов между видами деятельности.

При расчете объекта налогообложения у бюджетных организаций исключаются из доходов фактические (по начислению), а не кассовые (по оплате) расходы (п.8 Инструкции № 48). Не менее важным является указание в том же пункте на возможность учета для целей налогообложения всех фактических расходов бюджетной классификации, а не только поименованных в Положении о составе затрат.

При наличии у учебного заведения лицензии на право ведения образовательной деятельности, услуги в сфере образования (в том числе научно-исследовательские и опытно конструкторские работы) не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), однако, при ведении предпринимательской деятельности учреждения образования уплачивают НДС в общем порядке в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 г.

Согласно п. 18 данной инструкции, НДС, включаемый в стоимость приобретаемых материалов, основных средств, нематериальных активов, а также НДС, уплаченный за работы и услуги, выполненные сторонними организациями для образовательных учреждений в их основной непредпринимательской деятельности, возмещению из бюджета не подлежат.

Также не являются объектами налогообложения НДС средства, предоставляемые безвозмездно учреждениям образования в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании; средства целевого финансирования, перечисляемые на соответствующие счета учреждений, направленные на финансирование целевых программ и мероприятий. В случае нецелевого использования полученных безвозмездно средств, данная сумма подлежит налогообложению.

Все учреждения образования, согласно инструкции ГНС России от 08.06.95 г. № 33, освобождены от уплаты налога на имущество, используемое для нужд образования. Имущество, посредством которого они осуществляют предпринимательскую деятельность, облагается налогом на имущество.

П. 1 ст. 5 Федерального закона «О дорожных фондах Российской Федерации» от 18.01.96 г. с последующими изменениями обязывает все учреждения образования уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог с доходов от предпринимательской деятельности, то есть от всей выручки, поступившей за оказанные платные образовательные и иные услуги, за минусом НДС.

Учреждения образования являются плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств, используемых для предпринимательской деятельности. Если автотранспортное средство получено безвозмездно, то налог не уплачивают, независимо от того, для какой деятельности его используют (п. 47 инструкции ГНС России от 15.05.95 г. № 30). В то же время учреждения образования ежегодно уплачивают в обще­установленном порядке налог с владельцев транспортных средств, если они используются для предпринимательской деятельности.

Если образовательные учреждения имеют доход (выручку) от предпринимательской деятельности, то они являются плательщиками налога на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы.

Негосударственные образовательные учреждения освобождаются от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений в части расходов на оплату труда и расходов, связанных с уставной образовательной деятельностью.

Налогом с продаж облагаются только доходы от предпринимательской деятельности, не реинвестированные в образовательный процесс (п. 3 ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 31.07.98. № 150-ФЗ ).

На основании Закона РФ «О плате за землю» (от 11.10.91 г. № 1738-1, ст. 12) и инструкции ГНС России от 17.04.95 г. № 29 п. 5 «По применению Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.

На все типы учреждений образования распространяется общепринятый порядок определения налогооблагаемого дохода и размера подоходного налога с физических лиц, регулируемый двумя основными документами: Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и Инструкцией ГНС России № 35 «По применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями.

В совокупный годовой доход работников образования не включаются суммы, полученные физическими лицами в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, зарегистрированных в установленном порядке и входящих в утвержденные федеральными органами исполнительной власти перечни.

Если работники образования получают пожертвования в виде прочих благотворительных выплат в размере более двенадцатикратного размера минимальной оплаты труда в год, то сумма превышения подлежит налогообло­жению на основании декларирования в общеустановленном порядке.


^ 4.4. О фонде поддержки и развития образования


О.В. Вишневский
Управление экономики
Минобразования России


Для развития механизмов финансирования образовательных учреждений и активизации, работы по привлечению внебюджетных средств Минобразование России учредило Фонд поддержки и развития образования с правами юридического лица.

Цель создания Фонда – концентрация и централизация внебюджетных средств, поступающих от российских и зарубежных юридических и физических лиц, их адресное и целевое использование в соответствии с задачами министерства в сфере образования, а также участие Фонда в реализации программ, выполняемых министерством.

Основные источники поступления средств в Фонд:

Ведущие направления деятельности Фонда:



sbornik-statej-i-materialov-ucla-slavic-studies-new-series-volume-viii-compiled-and-introduced-by-lada-panova-sostavlenie-i-vstupitelnaya-statya-ladi-panovoj-edited-by-lada-panova-with-sarah-pratt.html
sbornik-statej-izdanie-novogo-zhurnala-nyu-jork-1969-stranica-12.html
sbornik-statej-izhevsk-1983-124-p.html
sbornik-statej-kazan-2007-redakcionnaya-kollegiya-kandidat-filosofskih-nauk-docent-korolyov-v-v-otvetstvennij-redaktor-kandidat-sociologicheskih-nauk-docent-astahova-l-s-stranica-36.html
sbornik-statej-menedzherov-reklamnogo-agentstva-sorec-media.html
sbornik-statej-mezhdunarodnogo-simpoziuma-zhidkoe-sostoyanie-metallov-i-ih-splavov-m-1967-21-stranica-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/tverskaya-oblast-gotovitsya-k-perehodu-na-strahovie-vznosi-v-2010-godu.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zakoni-logki.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zimnyaya-skazka-karpat-etoj-skazke-v-2009-godu-ispolnyaetsya-8-let.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-kollegii-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-stavropolskogo-kraya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-dlya-konferencii-rossiya-i-gnozis-pondus-meum-amor-meus-.html
  • books.bystrickaya.ru/endryu-makdonald-dnevnik-ternera-stranica-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/radiomayachnie-sistemi-instrumentalnoj-posadki-testi-po-navigacionnim-i-radiotehnicheskim-informacionnim-sistemam-ulyanovsk-2006.html
  • lecture.bystrickaya.ru/45-upr253-prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-uchitelya-kirienko-irini-aleksandrovni-vtoroj-kvalifikacionnoj.html
  • tasks.bystrickaya.ru/16ponyatie-o-voobrazhenii-vidi-voobrazheniya-funkcii-voobrazheniya-shpargalka-opredelenie-psihologii-kak-nauki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-kotorom-ukazani-parametri-fiksiruyushie-tekushee-sostoyanie-gruppi-takie-kak-doverie-energetika-vovlechennost-blizost-k-rezultatu-i-drugie-23.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vladimir-milchakov-takih-shadit-nelzya-stranica-16.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skoro-osen-za-oknami-avgust-eta-poeticheskaya-stroka-dlya-rabotnikov-obrazovaniya-imeet-osoboe-zvuchanie-i-znachenie-po-tradicii-mi-ezhegodno-sobiraemsya-na-sv.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sluhi-i-spletni-kak-instrument-biznesa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-zhabditari-kartochkalar-elektrondi-ouli-sabati-tr-zhaa-blm-beru.html
  • assessments.bystrickaya.ru/emelyanova-nikolaya-petrovicha.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-kovdorskij-gorno-obogatitelnij-kombinat-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/ratura-97-imennoj-ukazatel-109-izbrannaya-bibliografiya-rabot-e-giddensa-111-izdaniya-e-giddensa-i-literatura-o-nem-na-russkom-yazike-115.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-pyatnicu-gosduma-rassmotrit-vopros-uvelicheniya-detskih-posobij.html
  • university.bystrickaya.ru/generalnij-direktor-kompanii-doma-belogorya-neznamov-nikolaj-socialnoe-arendnoe-zhile-rinochnoe-napravlenie-realizacii-nacproekt-a.html
  • uchit.bystrickaya.ru/srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-programma-literaturnogo-chteniya-orientirovana-na-formirovanie-i-razvitie-u-detej.html
  • spur.bystrickaya.ru/kulagina-natalya-ogo-indigo-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-po-metodike-ekologicheskogo-obrazovaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-poseshenie-drugih-vselennih-i-vstrechi-s-ih-obitatelyami-puteshestvie-v-poiskah-sebya.html
  • student.bystrickaya.ru/251-sozdanie-komponentov-s-obshimi-vivodami-illyustrirovannij-samouchitel-po-p-cad.html
  • essay.bystrickaya.ru/disciplina-gse01-inostrannij-yazik-programma-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-novosibirskoj-oblasti-postanovlenie-ot-30-sentyabrya-2010-g-n-158-p-ob-utverzhdenii-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-vsemestr-9-uchebnih-zanyatij-po-discipline-176-chas-iz-nih.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravovie-formi-i-metodi-gosudarstvennogo-upravleniya-upravlencheskij-process-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-ekonomika-gorodskogo-hozyajstva-dlya-specialnosti.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vremya-truda-i-vremya-otdiha-chast-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/podsoedinenie-videomagnitofona-ili-zapisivayushego-ustrojstva-dvd-rekordera-dlya-vosproizvedeniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-dyatlov-molodezh-za-procvetanie-nashej-strani-dajdzhest-upominaemosti-agtu.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-psihologiya-professionalnogo-i-lichnogo-samoopredeleniya-vvedenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-5-dekabrya-2001-g-n-848-o-federalnoj-celevoj-programme-stranica-24.html
  • turn.bystrickaya.ru/perspektivi-razvitiya-tamozhennogo-soyuza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.