.RU

Рекомендации к семинарским занятиям по истории социологии часть 1

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ

Часть 1

Петрозаводск

Издательство ПетрГУ

2010

Рассмотрены и рекомендованы к печати

на заседании кафедры социологии факультета политических

и социальных наук ПетрГУ 14 сентября 2009 года

Печатаются по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского государственного университета

Составитель:

С.А.Кислов, кандидат философских наук, доцент

Структура методического пособия включает в себя несколько компонентов:

  1. Тексты первоисточников (хрестоматии) и рекомендуемая учебная литература. Необходимо обратить внимание на то, что ни один из предлагаемых учебников и учебных пособий не содержит полного описания и анализа всех социологических школ, направлений и теорий, предусмотренных учебной программой для изучения. В силу этого в учебном процессе следует ориентироваться на использование не одного, а нескольких учебных пособий.

  2. Планы семинарских занятий (перечень основных вопросов, обсуждаемых на занятии).

  3. Тематика докладов и рефератов. Их список и названия могут быть скорректированы преподавателем с учетом предложений студентов.

  4. Список основной (обязательной, конспектируемой) и дополнительной литературы к каждой теме семинарского занятия.

  5. Вопросы для самоконтроля. Поиск ответов на них поможет не только проверить себя, но и обратить внимание на ряд важных положений изучаемой темы, а также точнее структурировать свои ответы на основные вопросы семинара.

  6. Проконтролировать свои историко-социологические знания студент может и с помощью предлагаемых в пособии тестов.

  7. Список экзаменационных вопросов.


Методические указания для студентов
Тексты первоисточников:

Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.

Антология русской классической социологии: Тексты/ Сост. и коммент. Д. С. Клементьева, Л. Н. Панковой. М., 1995.

Западно-европейская социология Х1Х века: Тексты/ Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.

Кравченко А. И. Социология: хрестоматия для вузов. М.; Екатеринбург, 2002.

Современная западная социология: хрестоматия: учеб. пособие/ авт.-сост. Г. Н. Соколова, Л. Г. Титаренко. – Минск, 2008.

Социология: Хрестоматия/ Сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М., 2003.

Тексты по истории социологии Х1Х – ХХ вв. Хрестоматия/ Сост. и отв. ред. д.ф.н. В. И. Добреньков, к.ф.н. Беленкова. М., 1994.

Теоретическая социология: Антология. Ч. 1. М., 2002.

Теоретическая социология: Антология. Ч. 2. М., 2002.
Рекомендуемая учебная литература
Батыгин Г. С., Подвойский Д. Г. История социологии. Учебник. М., 2007.

Бачинин В. А., Сандулов Ю. А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002.

Беляева Л. А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: учеб. пособие. М., 2004.

Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. Ростов-на-Дону, 1999.

Воронцов А. В., Громов И. А. История социологии, Х1Х – начало ХХ века: в 2 ч. М., 2005 – Ч. 1. Западная социология.

Воронцов А. В., Громов И. А. История социологии, Х1Х – начало ХХ века: в 2 ч. М., 2005 – Ч. 2. Русская социология.

Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М., 2006.

Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. Санкт-Петербург, 1996.

Зборовский Г. Е. История социологии: учебник. М., 2007.

Ионин Л. Г. Философия и методология эмпирической социологии: учеб. пособие. М., 2004.

История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. М.,1999.

История социологии (Х1Х – первая половина ХХ века): учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 Социология. М.,2004.

История теоретической социологии. Т. 1/ А. Б. Гофман [и др.]. М., 2002.

История теоретической социологии. Т. 2/ А. Б. Гофман [и др.]. М., 2002.

История теоретической социологии. Т. 3/ С. П. Баньковская [и др.]. М.:, 2002.

История теоретической социологии. Т. 4/ Ю. Н. Давыдов [и др.]. М., 2002.

Кравченко А. И. История зарубежной социологии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «социология» и «социальная антропология». Москва, 2005.

Кравченко А. И. История отечественной социологии: учеб. пособие. Москва, 2005.

Кравченко С. А. Социология. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

Кукушкина Е. И. История социологии: Учебник. М., 2009.

Курбатов В. И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: учебное пособие. Ростов н/Д, 2001.

Медушевский А. Н. История русской социологии: Учеб. пособие для вузов. М., 1993.

Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии. Мн., 2000.

Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века): учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Социология». М., 2004.

Российская социология: Историко-социологические очерки. М., 1997.
Семинарские занятия
Тема: История социологии как предмет изучения.

  1. Границы истории социологии.

  2. Основные типы интерпретации истории социологической мысли.

  3. Этапы эволюции социологии.

Темы докладов и рефератов

  1. Историография социологии: предмет, методы.

  2. Факторы, детерминирующие развитие социологии.

Литература

Голосенко И. А. Социологическая ретроспектива дореволюционной России: Избранные сочинения: В 2-х книгах. СПб., 2002.

Городяненко В. Г. Историография социологии// СоцИс. 1999. № 3.

Данилов А. Н., Елсуков А. Н. Методологические проблемы периодизации истории социологии// СоцИс. 2010. № 10.

Иванов Д. В. Социология: теория и история. СПб., 2006.

Романовский Н. В. История социологии. Опыт изучения факторов развития// СоцИс. 2010. № 10.

Вопросы для самоконтроля

  1. Зачем нашему современнику читать Конта или Зиммеля, переиздавать их произведения, написанные 100-150 лет назад?

  2. Всякое научное знание интернационально, не имеет национальных границ. Социология в этом отношении не исключение. И все же при всем при этом она так или иначе «привязана» к национальной почве, традициям народа, его культуре. Согласны ли Вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

  3. Когда возникла социология и с какого времени начинается её история? Как связаны друг с другом определение предмета социологии и определение её пространственных и временных границ?

  4. Не всё, что входит в социологию, входит в её историю. Каковы критерии отбора историко-социологических фактов?

  5. Каковы критерии периодизации истории социологии, выделения временных границ той или иной эпохи в развитии социологического знания?

  6. Каков предмет истории социологии, что он изучает?

  7. Можно выделить несколько типов интерпретации истории социологической мысли, например: акцент на биографическую детерминацию научных идей ; или акцент на объяснение общей логики развития идей; или упор на установление социального смысла идей, на исследование способов познания и разрешения социальных проблем. Покажите достоинства и недостатки каждого из возможных типов интерпретации.

  8. В социологической литературе имеются разные варианты периодизации развития социологии. Один из них предложен социологом Д. В. Ивановым. Он выделил следующие этапы эволюции социологии: протосоциология, классическая социология, неоклассическая социология, постклассическая социология, постмодернистская социология. Покажите специфику каждого из этапов.

  9. Каков предмет историографии социологии?

  10. Каковы основные задачи историографии социологии?

Тема: Предыстория социологии.

  1. Социологические идеи античного мира.

  2. Социальная мысль Средневековья и Возрождения.

  3. Социальная мысль Нового времени.

sbor-statisticheskoj-informacii-chast-10.html
sbor-statisticheskoj-informacii-chast-16.html
sbor-statisticheskoj-informacii-chast-20.html
sbor-statisticheskoj-informacii-chast-5.html
sbori-i-tarifi-itogi-raboti-morskogo-i-rechnogo-transporta-za-2005-god-i-zadachi-na-2006-god-materiali-k-rasshirennomu.html
sborka-i-svarka-truboprovodov-magistralnie-nefteprovodi-pravila-proizvodstva-i-priemki-stroitelno-montazhnih-rabot.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kompleksnoj-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-leninsk-kuzneckogo-gorodskogo-okruga-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/nekrasov-as-programma-14-17-aprelya-2009-goda.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yaziki-ognennie-i-yaziki-chelovecheskie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologiyali-kommerciyalandiru-strategiyasi.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokumentaciya-zaprosa-cenovih-predlozhenij-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-na-vipolnenie-rabot-po-zamene-asfaltovogo-pokritiya-centralnoj-allei-na-territorii-perovskogo-parka-kulturi-i-otdiha.html
  • institut.bystrickaya.ru/strategii-obucheniya-perevodu-v-neyazikovom-vuze-l-l-baranova-doktor-filologicheskih-nauk-professor.html
  • znanie.bystrickaya.ru/amaudi-han-auili-ir-zhainda-aitip-a-ordani-br-zhainda.html
  • student.bystrickaya.ru/12-obespechenie-razvitiya-intellektualnih-sposobnostej-obuchayushihsya-programma-razvitiya-gou-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-6-fevralya-2009-g-181-o-pochetnom-diplome-mera-goroda-abakana-za-zaslugi-v-semejnom-vospitanii-vcelyah-obshestvennogo-priznaniya-semej-vnesshih-socialno-znachimij-vklad-v-razvitie-goroda-abakana.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ponimanie-perenosnogo-smisla-poslovic-i-metafor-v-m-blejher-i-v-kruk-patopsihologicheskaya-diagnostika-kiev-zdorovya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-kurs-po-viboru-ekologicheskie-raschyoti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/principi-i-metodi-izmereniya-kachestvennih-peremennih-v-ekonomiko-teoreticheskih-issledovaniyah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-f-4-delovoj-anglijskij-dlya-magistrov-radioekologov-napravleniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/molodyozhnaya-politika-analiz.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-iii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vskore-nachalo-xxi-veka-glenn-jeffet-primi-krasnuyu-tabletku.html
  • studies.bystrickaya.ru/avan-han.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-a-lobanova-organizaciya-grupp-kratkovremennogo-prebivaniya-v-dou-e-a-lobanova-zav-kafedroj-doshkolnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
  • reading.bystrickaya.ru/korrupciya-i-antikorrupcionnaya-politika.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-rezultatah-ispolneniya-rosfinnadzorom-i-ego-territorialnimi-organami-gosudarstvennoj-funkcii-organa-valyutnogo-kontrolya-v-2008-g-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/matreshka-petrushka-ded-moroz-snegurochka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osobennosti-marketinga-uslug-i-marketinga-v-sfere-nekommercheskoj-deyatelnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-meropriyatij-administracii-goroda-volgodonska-na-3-kvartal-2011-goda-pervoocherednie-zadachi-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-3-ekologicheskie-voprosi-proizvodstva-28-stranica-7.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagog-tyutor-profilnoj-shkoli-dlya-individualnih-programm.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sposobi-ustrojstva-i-algoritmi-sglazhivaniya-cifrovih-signalov-po-neskolkim-kriteriyam-v-usloviyah-ogranichennogo-obyoma-apriornoj-informacii.html
  • report.bystrickaya.ru/istorii-kotorie-obrashayut-pomogayushih.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-prof-vinograya-e-g-po-kursu-istoriya-i-filosofiya-nauki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/menehmi-ili-blizneci-menaechmi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennie-mikroprocessornie-ustrojstva-dlya-upravleniya-kontrolya-i-zashiti-elektrooborudovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmetnij-ukazatel-301.html
  • school.bystrickaya.ru/aktivnost-poryadok-reakcij.html
  • books.bystrickaya.ru/doklada.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glavnie-problemi-i-zadachi-pedagogicheskogo-kollektiva-shkoli-v-200607-uchebnom-godu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-sbornika-chelovek-izdatelstvo-ck-vlksm-molodaya-gvardiya-tom-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.