.RU

Рекомендации к работе над циклами учебника Unit - страница 7


1.6) Упражнение развивает умение определять качество прилагательных (opinion/fact adjectives) и, соответственно, умение отличать факты от отношения автора к тому, о чем

79

он пишет или говорит. Упражнение можно выполнять устно, можно делать записи на доске или в тетради. Выполнение упражнения с записью (особенно в две колонки: opinion adjectives — fact adjectives) предпочтительней, так как во многом облегчает выполнение следующего упражнения.

1.8) Возможны два режима.

Первый вариант — учащиеся составляют word webs по всем текстам по выбору (в группах или индивидуально, но под руководством учителя). Для наглядности учащиеся могут делать записи или на доске, или на листах бумаги, больших по размеру, чем один тетрадный лист.

Второй вариант — весь класс под руководством учителя составляет word web по одному выбранному тексту. При этом записи можно делать и на доске, и в тетрадях. После этого учащиеся самостоятельно работают над оставшимися текстами.

Ключи: Loch Ness — monster/industry; industry — souvenirs; souvenirs — chocolate/T-shirts; countryside — peaceful/safe; cottage/garden — trees/ flowers/road/village green/gnome.

^ 1—2. Why Do You Think They Are Best?

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с некоторыми фактами культуры Великобритании и России и отношением к ним подростков;

развивающий аспект — развитие у учащихся способности к антиципации (содержательной и структурной), способности к догадке по аналогии с родным языком, по контексту, к сравнению и сопоставлению речевых единиц, к логическому изложению содержания высказывания; развитие способности осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия;

воспитательный аспект — формирование положительного отношения к фактам иноязычной культуры, способностей к критическому мышлению, формирование потребности и способности понимать чужие точки зрения, формирование патриотического отношения к своей родине, уважения к ее достижениям и успехам;

учебный аспект — формирование лексических навыков говорения;

сопутствующие задачи: развитие умения догадываться о значении ЛЕ по аналогии с родным языком, развитие умения переводить с русского языка на английский, развитие умения читать/аудировать с целью извлечения конкретной информации и детального понимания содержания.

^ Речевой материал:

продуктивный: лексический — to attract, to be around, (to be) compared to sth/sb, to be nuts to do sth, to miss a chance, to be one of a kind, to be the tops, to beat sth, different (to/from), first ever, to give a sense (of the past/beauty), goodness, illumination, a library, marvellous, reliable, a sight, (the) sights, spectator, a spectator, taste, the only (one/person/thing), underground.

^ Ход урока

80

  1. Семантизация новых ЛЕ осуществляется с помощью перевода на основе коротких (состоящих из одной фразы) высказываний британских подростков о том, что они считают лучшим или популярным в их стране. Под фонограмму учащиеся читают высказывания, обращая при этом внимание на новые ЛЕ и их значения на русском языке.

  2. Упражнение предполагает использование культурологических знаний, полученных как в предыдущих циклах данного учебника, так и в других учебниках. Упражнение носит имитативно-подстановочный характер и предполагает считывание новых ЛЕ с подстановкой уже известных ЛЕ страноведческого характера, например: Nothing can beat Trafalgar Square in London!

  3. Вопрос направлен одновременно и на проверку понимания текстов, и на проверку предположений учащихся относительно тех фактов в британской культуре, с мнениями о которых учащиеся уже познакомились (упр. 1.1). Режим работы: учащиеся под фонограмму читают тексты и затем вычитывают предложения, в которых дети выражают отношение к конкретным фактам британской культуры. При вычитывании предложений вместо местоимения it учащимся следует подставлять конкретные факты, например: The London Tube is the first ever underground railway system in the world! или The London Tube is one of a kind!

  4. Упражнение предполагает высказывание по образцу с опорой на тексты.

  5. Учащиеся находят нужные слова или сочетания слов, которые они могут использовать в качестве аргументов, т. е. слова родного языка функционально замещаются «иноязычными» словами. При выполнении упражнения необходимо использовать все ЛЕ и высказаться по всем обсуждаемым предметам и явлениям. В пользу каждого факта (предмета/явления/события) учащиеся должны найти и предложить несколько аргументов.

  6. Упражнение предназначено для выполнения в группах с использованием лингвострановедческого словаря. Смысл выполнения этого упражнения заключается в том, что некоторые факты культуры, вызывающие восхищение у британских детей, имеют свои отрицательные стороны, например метро.

  7. Упражнение выполняется в режиме «диалог с магнитофоном» и носит подстановочно-трансформационный характер. Учащиеся воспринимают на слух вопросы и отвечают по образцу, используя новые ЛЕ этого урока. При выполнении упражнения учащиеся могут пользоваться учебным материалом упр. 1.1), 3)—5) в режиме “Read, look up and say.”

Рекомендуется закончить первый урок после выполнения данного упражнения. На дом следует задать упр. 2 в Рабочей тетради и упр. 2 в Книге для чтения.

  1. Учащиеся рассматривают слайды, читают подписи к ним и говорят (на уровне 2— 3 фраз) о том, что они знают об этих предметах, людях, событиях и т. д. На этом этапе учащимся пока не следует пользоваться лингвострановедческим словарем.

  2. Учащиеся на слух воспринимают высказывание, рассматривают слайды и догадываются, о ком или о чем идет речь. В ответе на вопрос Why does he/she like …? они используют лексические единицы, звучащие в высказывании. В ответе на вопрос Do you agree with the opinion? учащимся следует использовать другие подходящие по смыслу лексические единицы.

81

^ 2.3) Упражнение выполняется в группах, но возможно и индивидуальное выполнение данного упражнения.

2.3) a) Учащиеся выбирают понравившийся им факт культуры и обращаются за дополнительной информацией к лингвострановедческому словарю. Статьи в словаре являются содержательной базой для высказываний учащихся. Но их не следует рассматривать в качестве текстов для пересказа (тем более для заучивания наизусть).

2.3) b) Учащиеся выбирают подходящий речевой образец (выделенные жирным шрифтом слова также помогут им сориентироваться) и, работая в группах, в письменном виде строят свои высказывания. Следует обратить внимание на то, что высказывание, воспринимаемое на слух в упр. 2.2), может также служить образцом для самостоятельных высказываний учащихся.

2.3) c) Один учащийся или несколько учащихся из одной группы по очереди рассказывают о «своем» факте культуры. Члены других групп слушают, делают необходимые записи в тетрадях для того, чтобы на их основании выразить свое отношение к факту культуры.

^ 3. What Are the Best-Sellers in Your Country?

Цели:

социокультурный аспект — познакомить учащихся с некоторыми популярными товарами в Великобритании и России, в том числе с играми и игрушками для детей и подростков;

развивающий аспект — формирование способности к распределению внимания, к анализу и синтезу, к сравнению и сопоставлению речевых единиц, к обобщению при овладении грамматическим явлением, формирование способности к оценке людей и предметов, формирование способностей к репродуктивным и продуктивным речевым действиям;

воспитательный аспект — формирование потребности и способности к критическому мышлению, способности понимать чужое мнение о людях и предметах; воспитание чувства гордости за товары и продукты, производимые в России;

учебный аспект — формирование грамматических навыков говорения структуры adjective + Infinitive;

сопутствующие задачи: развитие у учащихся умения читать/аудировать с детальным пониманием содержания, с целью извлечения конкретной информации, развитие умения пользоваться лингвострановедческим словарем.

^ Речевой материал:

рецептивный: лексический — названия продуктов, игр и игрушек; продуктивный: лексический — to control, (im)possible, ready, (un)pleasant; грамматический — adjective + Infinitive.

82

^ Ход урока

1.1) В данном упражнении на основе высказываний британских детей происходит
предъявление нового грамматического явления adjective + infinitive. Учащиеся слушают
или читают, или слушают и читают одновременно высказывания британских детей

0 любимых и самых продаваемых игрушках в Великобритании и отвечают на вопрос,
который направлен на чтение/аудирование с целью извлечения конкретной информации.

1.2) Упражнение предполагает осознание учащимися функциональной (функция
оценивания) и структурной сторон нового грамматического явления adjective + infinitive.
Вопрос данного упражнения не только направляет внимание учащихся на новый
грамматический материал, но и одновременно определяет выбор стратегии при чтении —
извлечение конкретной информации. Отвечая на вопрос, учащиеся вычитывают
запрашиваемую информацию, содержащую новое грамматическое явление. Затем
учащиеся должны самостоятельно сделать вывод о том, что, когда нам нужно оценить
качества человека или предмета, употребляется конструкция adjective + infinitive. После
того как учащиеся самостоятельно придут к подобному выводу, они знакомятся
с правилом в Grammar in Focus, а также в грамматическом справочнике. При знакомстве
с правилами следует обратить особое внимание на то, что, во-первых, в данной
конструкции употребляется достаточно узкий круг прилагательных, во-вторых, в данной
конструкции могут употребляться инфинитивы как переходных, так и непереходных
глаголов, т. е. с предлогами и без предлогов, например: This musical instrument
is impossible to listen to. The instrument is impossible to play. The boy is impossible to play
with. В-третьих, после инфинитива с предлогом или без предлога возможно употребление
других членов предложения, например: This instrument is impossible to play in the street.
The toy is impossible to play with indoors.

2.1) Упражнение имеет имитативный характер. Учащиеся читают (и одновременно
слушают) одно высказывание и реагируют с опорой на образец. В речевом образце
представлены три возможных реакции — согласие, сомнение, несогласие: Yes, I agree. No,

1 don’t think so. I don’t know if … , которые можно записать на доске. Трансформация
в предложениях, предназначенных для имитации, касается только известного
грамматического явления — глагола to be. В зависимости от вводных предложений (Yes,
I agree./No, I don’t think so./I don’t know if …) глагол to be будет употребляться
в утвердительной или отрицательной форме.

2.2) Упражнение предполагает вычитывание предложений из упр. 2.1), в которых
говорится об игрушках, известных российским детям. Например: I think that Tamagotchis
are also popular in this country, because they are not expensive (to buy) and exciting to play
with.

5.1) Ролевая игра. Упражнение имеет репродуктивный характер и выполняется поэтапно. Сначала все учащиеся знакомятся с представленными на слайдах товарами российского производства, используя при этом сведения о некоторых из них в LCG. Затем по речевому образцу один учащийся в паре, играющий роль иностранного туриста, задает вопросы, второй учащийся в паре отвечает на эти вопросы. После обмена репликами о двух товарах учащиеся меняются ролями. (Дополнительную информацию в этом упражнении использовать желательно, но не обязательно.)

^ 4. What Do You Think of Popular Things? Цели:

83

социокультурный аспект — знакомство с разными точками зрения британских подростков на причины популярности различных предметов, событий;

развивающий аспект — развитие способностей к логическому изложению содержания, к формулированию выводов из услышанного и прочитанного, развитие способности к оценке чужого мнения и выражения собственного, развитие способности к продуктивным речевым действиям;

воспитательный аспект — формирование потребности и способности к критическому мышлению, к стремлению понимать истинные причины популярности вещей, способности понимать чужую точку зрения на проблему причин популярности;

учебный аспект — совершенствование речевых навыков.

Речевой материал:

продуктивный: лексический — to fit in, product, a quality, brand name, unbranded, goods и лексический и грамматический материал предыдущих уроков.

^ Ход урока

См. раздел «Структура циклов уроков» на с. 15.

1.1) Учащиеся читают в ограниченное время (4—5 мин) или воспринимают на слух три высказывания (возможно слушание со зрительной опорой) по проблеме “What do you think of popular things?”. После знакомства с тремя точками зрения по этой проблеме учащиеся отвечают на предваряющий вопрос, который определяет стратегию чтения/аудирования — извлечение конкретной информации.

1.2)—4) Упражнения проверяют понимание текстов на уровне значений и смысла. Ответы учащихся на вопросы позволят определить, насколько хорошо они ориентируются в текстах-высказываниях и понимают их содержание. Предполагается, что ответы на вопросы учащиеся вычитывают из текстов и заполняют таблицу (упр. 1.3) или, отвечая на вопрос в упр. 1.4), находят аргументы в текстах в готовом виде или прибегают к трансформации и комбинированию.

  1. Сначала учащиеся просматривают высказывания, затем они могут письменно или устно подготовить собственные высказывания по одному из данных речевых образцов. Предполагается, что ученики делают свой выбор, ориентируясь на первую фразу каждого речевого образца.

  2. Упражнение в скрытом виде проверяет выполнение домашнего задания предыдущих уроков (упр. 3, 5 из Рабочей тетради). К записям, сделанным дома при выполнении этих упражнений, учащиеся в письменном виде добавляют свои мнения относительно причин популярности данных товаров. Далее они обмениваются своими записями, и на их основании каждый ученик высказывает свое собственное мнение относительно выбора популярных товаров одним из одноклассников.

^ 5. What’s Special About the Street You Live In? Цели:

84

социокультурный аспект — знакомство с некоторыми достопримечательностями британских улиц (street furniture);

развивающий аспект — формирование способности к сравнению и сопоставлению, к формулированию выводов из прочитанного и услышанного; развитие способности к подбору выражений, адекватных ситуации;

воспитательный аспект — воспитание уважительного отношения к собеседнику;

учебный аспект — развитие речевого умения (диалогическая форма речи); речевая функция saying that you approve;

сопутствующие задачи: развитие умения читать с общим охватом содержания, с целью извлечения конкретной информации, с детальным пониманием, развитие умения аудировать с детальным пониманием.

^ Речевой материал:

продуктивный: лексический — различные способы выражения речевой функции saying
that you approve: What a good idea!/What’s a great

idea!/Fantastic!/Perfect!/Fabulous!/Super!/Cool!/Smashing!/ Fine!/OK./Great!/ I’m all for it; a bridge, a double-decker, a grille, a Rostral column, a sphinx, a tower, a pillar box.

^ Ход урока

1.1) Учащиеся читают в ограниченное время (3—4 мин) и слушают одновременно диалог и отвечают на предваряющий вопрос, который определяет стратегию чтения — извлечение конкретной информации. (На слайдах изображены: a telephone box, a pillar box, a lamp post.)

1.4) Упражнения являются ключевыми в данном уроке, так как реализуют одну из целей — формирование навыков узнавания средств выражения новой речевой функции saying that you approve. Учащиеся обращаются к диалогу, вычитывают фразы, которые Юлия использует, когда одобряет предложения Роберта что-либо сделать.

  1. Учащиеся обращаются к диалогу и замещают используемые в диалоге фразы, выражающие функцию saying that you approve, подходящими по смыслу фразами из упр. 1.5).

  2. Упражнение выполняется в режиме «диалог с магнитофоном». Учащиеся воспринимают на слух предложения что-либо сделать и одобряют эти предложения, используя фразы, выражающие функцию одобрения, из диалога и из упр. 1.5).

2.1) Ролевая игра в режиме «Ученик — ученик». Один ученик играет роль гостеприимного хозяина и предлагает «гостям» и другим ученикам познакомиться с двумя достопримечательностями Лондона. Все учащиеся одобряют предложения, используя при этом различные способы выражения функции saying that you approve. По ходу развития диалога учащиеся могут использовать другие функции, изученные в предыдущих циклах. Учащиеся с невысоким уровнем обученности могут использовать при ведении диалога статьи о соответствующих достопримечательностях в LCG.

85

3. Работа в парах. Упражнение выполняется поэтапно. Сначала ученики делятся на пары и знакомятся с достопримечательностями Санкт-Петербурга и Москвы, используя статьи в LCG. Затем один ученик в паре играет роль «хозяина-гида», другой — «гостя». В качестве опоры учащиеся могут использовать диалог в упр. 1.1) и функциональные опоры в упр. 2.

^ 6. Do You Like Living in Your Country?

Цели:

социокультурный аспект — знакомство учащихся с положительными и отрицательными взглядами подростков на некоторые факты в культурной жизни разных стран;

развивающий аспект — развитие способности к сравнению и сопоставлению, к формулированию выводов из прочитанного и услышанного; развитие способностей к репродуктивным и продуктивным речевым действиям;

воспитательный аспект — воспитание уважительного отношения к чужому мнению, стремления проявлять уважительное отношение к фактам родной культуры;

учебный аспект — развитие речевого умения (монологическая форма речи);

сопутствующие задачи: развитие умения читать с общим охватом содержания, с целью извлечения конкретной информации, развитие умения читать/аудировать с детальным пониманием; развитие умения определять и записывать важную информацию в форме word web.

^ Речевой материал: продуктивный лексический и грамматический материал предыдущих уроков.

Ход урока

См. рекомендации по проведению уроков “Jigsaw Reading” на с. 24.

^ 7. Are You Happy to Live in Russia?

Цели:

развивающий аспект — развитие способности к целеустремленной работе, к самостоятельному труду, способности осуществлять продуктивные речевые действия (к подбору речевых средств, адекватных цели и ситуации), к импровизации, к планированию своего высказывания, к воображению;

воспитательный аспект — воспитание уважительного отношения к своей стране и своему родному городу/селу, гордости за ее достижения и успехи;

учебный аспект — развитие речевых умений на основе творческого использования усвоенного ранее материала в новых ситуациях общения;

сопутствующие задачи: скрытый контроль уровня сформированности речевых умений, развитие умения работать в группе.

86

Речевой материал: лексический и грамматический материал предыдущих уроков. См. рекомендации на с. 26.

^ 8. Test Yourself

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с одной из популярных традиций — May Day celebrations; знакомство с отношением некоторых британских и американских подростков к фирменным товарам;

развивающий аспект — развитие способности к целеустремленной работе, к самостоятельному труду, способности осуществлять продуктивные речевые действия, к импровизации;

учебный аспект — контроль уровня развития речевых умений по теме цикла “Do you like living in your country?”;

сопутствующая задача: проверить умение учащихся самостоятельно оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности.

Речевой материал: лексический и грамматический материал, усвоенный на предыдущих уроках на рецептивном и продуктивном уровнях.

Ход урока

1. LISTENING COMPREHENSION. Формат теста 1.1) — multiple choice; 1.2) — classifying.
Тест проверяет уровень развития понимания речи на слух.

Тексты на аудирование:

Ashleigh: When I go shopping for new clothes, I always look in sports shops for trainers and track suits. The problem is that brand name items are very expensive. I usually end up buying something without a brand name. My friends aren’t bothered about what I wear.

Carly: I think that the price of brand name clothing is terrible! You don’t seem to pay for the item, such as trainers or T-shirts, but for the brand name. I was given £75 for my birthday. I had to choose whether to buy one pair of brand trainers or five unbranded items for my money. I thought, “Why waste money on expensive brand name clothes? You can buy more clothes with that kind of money!”

Amanda: I have a problem. All my friends are cool. They wear brand name trainers, Hudson jackets, and Umbro shorts. I want to have clothes like that as well. I very nicely asked my mom if I could have some. She said, “Yes” and I went shopping. I bought a pair of brand name trainers. I did it because I want to fit in and be just like my friends.

Правильные ответы: 1) a), b), c), e), f); 1. Brand name items –, unbranded items +; 2. Brand name items –, unbranded items +; 3. Brand name items +, unbranded items –.

2. READING COMPREHENSION. Формат теста 1) — unique answer; 2) — classifying (word
web).

87

Тест проверяет уровень развития умений читать — умение читать с детальным пониманием содержания, включая умение понимать связи между словами в предложении.

Правильные ответы: 1) положительный ответ; 2) central figures: May Queen/May King; activities: games/sports; clothing: most popular Robin Hood costumes; date: the first of May.

3. GRAMMAR. Формат теста — transformation.

Тест проверяет уровень сформированности продуктивных грамматических навыков. Упражнение выполняется письменно. Правильные ответы: 1) The Wimbledon CUP Final is not easy to win. 2) The London Tube is not safe to use. 3) Cadbury’s chocolate is nice to eat with hot tea. 4) Brand name clothes are expensive to buy. 5) The British weather is difficult to predict. 6) Madame Tussaud’s Museum is interesting to visit.

4. SPEAKING. Формат теста 1) и 2) — discussion/conversation.

Тест проверяет уровень сформированности продуктивных лексических и грамматических навыков говорения с использованием речевых средств для выражения функции saying that you approve.

5. CULTURAL AWARENESS. Формат теста — unique answer (crossword).

Тест проверяет знания, полученные по культуре стран изучаемого языка в рамках темы цикла. Правильные ответы: 1) Loch Ness; 2) Blackpool; 3) Wembley; 4) Tube; 5) Wimbledon; 6) chocolate; 7) pillar box; 8) double-decker; 9) Kellogg’s.

88

^ UNIT 7. DO YOU HAVE AN EXAMPLE TO FOLLOW?

Данный цикл реализует следующие задачи обучения иноязычной культуре.

В плане социокультурного аспекта цикл знакомит учащихся с выдающимися личностями англоязычной и родной культур, с профессиями, которые сделали их известными в мире. В плане развивающего аспекта у учащихся развивается способность к сравнению, формулированию выводов на основе прочитанного; в воспитательном плане — формирование положительного отношения к выдающимся личностям нации, формирование понимания, какой человек может являться героем.

В учебном аспекте решаются следующие задачи:

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с личностями, которые наиболее уважаемы в Британии и США; знакомство с некоторыми соотечественниками, которые известны в России и за рубежом;

развивающий аспект — развитие способности к формулированию выводов на основе прочитанного;

воспитательный аспект — воспитание положительного отношения к выдающимся личностям и их достижениям; воспитание чувства гордости за выдающихся людей своей страны;

учебный аспект — формирование у учащихся лексических навыков говорения;

сопутствующая задача: развитие умения читать/воспринимать с общим охватом содержания.

^ Речевой материал:

продуктивный: a cosmonaut, an astronaut, a politician, a composer, a musician, a dancer, a sportsman, a leader, a warrior, a scientist, a playwright, down to earth, well-mannered, skilful, selfless, brave, legendary, mysterious, in trouble, to win the battle/a championship/a contest,

89

to serve one’s country best, to change the system of, to create, to invent new machines, to reform the system of, to orbit the Earth, to respect, to admire, to adore, to look up to, an action, courage, a deed.

^ Ход урока

  1. Учащиеся слушают тексты, имея перед собой зрительную опору. Достаточно понимания общего содержания текстов для выполнения задания. В лингвострановедческом справочнике они смогут найти дополнительную информацию.

  2. Учащиеся выбирают из текстов предложения, дающие информацию о роде деятельности каждого из героев, и с помощью учителя делают вывод об использовании артикля.

2, 4. В данных упражнениях происходит семантизация новых ЛЕ.

Каждое упражнение и упр. 3, помимо новых ЛЕ, представленных в тексте, содержит уже известную и избыточную лексику, которая может понадобиться учащимся для оформления высказывания о выдающейся личности или же о человеке, который является героем в представлении учащихся.

5. В упражнении следует изменить данную информацию таким образом, чтобы это был краткий, но связный рассказ с использованием глаголов и прилагательных из упр. 1.

Ключи:

6.2) При выполнении данного упражнения учащиеся используют лексику из упр. 2, 3, 4.

2. The First? The Last?

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с выдающимися личностями, деятельность которых широко известна в мире;

развивающий аспект — развитие способности к обобщению при формулировании грамматического правила;

90

воспитательный аспект — формирование положительного отношения к выдающимся личностям и их достижениям;

учебный аспект — формирование грамматических навыков говорения, новая грамматическая структура: инфинитив в качестве определения;

сопутствующая задача: развитие умения читать с общим охватом содержания.

^ Речевой материал:

продуктивный: грамматический — инфинитив в качестве определения (после the only, the first/second/third, the last);

лексический — лексические единицы первого урока;

рецептивный: to rule, the twenties, the seventies, penicillin, sprint, a station, to play the role of.

^ Ход урока

  1. Учащиеся могут обратиться к лингвострановедческому справочнику, чтобы определить сферу деятельности. Учитель может подсказать: space, technology, cinematography.

  2. Учащиеся вычитывают предложения с новой грамматической конструкцией (the first/last/only + инфинитив), обращают внимание на ее особенности и делают вывод о том, как она образуется.

2. Учащихся следует разбить на три группы, каждой из которых предложить по два
предложения, которые они должны сравнить со статьями из лингвострановедческого
справочника, чтобы сделать вывод о правильности данной информации. Учащиеся также
используют факты, представленные в уроке. Затем учащиеся формулируют в группе
правильный ответ и сообщают его классу.

Ключи: Christopher Columbus was the first European to come to Central America. Valentina Tereshkova was the first Russian woman to orbit the Earth. Mary Pickford was the first American actress to play in a Russian film in the twenties. Nikita Mikhalkov is the third Russian film maker to get an Oscar for his film. Leif Ericsson was the first European to come to Northern America. Boris Pasternak is the second Russian writer to get the Nobel Prize for literature.

3. Предварительно учащимся следует обратиться к лингвострановедческому
справочнику. Предложите им посоревноваться, кто из них сумеет как можно быстрее
ответить на вопрос: What were their achievements? Затем учащиеся выполняют упражнение
в режиме match.

Ключи: Harold Abrahams was the first European sportsman to win an Olympic sprint in 1924. Richard Burbage was the first English actor to play the role of Hamlet. Helen Sharman is the first British astronaut to orbit the Earth on the Russian Mir station. In the seventies Elizabeth Taylor was the second American actress to play in a Russian film. Joseph Niepce was the first person to make a photograph. Joseph Lister was the first doctor to treat people with penicillin. Jayne Torvill and Christopher Dean were the only ice-dancers to get more “six” marks than any dancers in the world.

91

^ 3. Who Do You Admire?

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с личностями, широко известными в России и за рубежом;

развивающий аспект — развитие способности к обобщению при формулировании грамматического правила, развитие дедуктивного мышления;

воспитательный аспект — формирование положительного отношения к выдающимся личностям и их достижениям;

учебный аспект — формирование грамматических навыков говорения, новая грамматическая структура: придаточное определительное с союзным словом whose;

сопутствующая задача: развитие умения читать/воспринимать на слух сообщения с извлечением конкретной информации.

^ Речевой материал:

продуктивный: грамматический — придаточное определительное предложение с союзным словом whose;

лексический — лексические единицы первого урока;

рецептивный: the moon, to fly, the public, a diplomat, a waltz.

^ Ход урока

1. Происходит презентация нового грамматического материала: придаточного
определительного с союзным словом whose.

  1. Учащиеся называют только имена. Можно спросить: Do you know these people?

  2. Учащиеся вычитывают предложения с придаточными определительными и делают вывод о том, как образуется данная структура.

2. Происходит первичная автоматизация грамматического навыка. Высказывания
строятся по модели. Автоматизация начинается с трансформационного упражнения, так
как подобная структура уже знакома учащимся. Имитационно-подстановочная ступень
уже пройдена учащимися на примере подобной структуры “relative clauses with who”
в Unit 5.

4. В упражнении сталкиваются два придаточных определительных предложения — с союзным словом who и с союзным словом whose. Учащиеся трансформируют два предложения в одно, используя who и whose.

^ 4. Who Can You Call a Hero?
Цели:

92

социокультурный аспект — знакомство с личностями, которых британские школьники называют своими героями;

развивающий аспект — развитие способности осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия;

воспитательный аспект — формирование представления о том, кто может быть назван настоящим героем;

учебный аспект — совершенствование речевых навыков;

сопутствующая задача: развитие умения воспринимать на слух информацию с общим охватом содержания.

^ Речевой материал:

продуктивный: лексический и грамматический — лексические единицы и грамматика уроков 1—3.

Ход урока

См. раздел «Структура циклов уроков» на с. 15.

1.2) Ключи:

а) правильные высказывания: первое, второе, четвертое; b) правильные высказывания: первое, второе, третье; с) правильные высказывания: второе, третье.

1.3) Учащиеся выбирают высказывание, с которым они согласны.

  1. Учащиеся рассуждают о том, какие люди могут быть названы героями. Примерное высказывание: I think real heroes are persons who serve their countries best. They are brave and generous. They support people in trouble.

  2. Учащиеся говорят о конкретных людях, которые являются их героями/примерами для подражания: они сообщают о его/ее человеческих качествах, действиях, которые характеризуют его/ее как личность, отношение окружающих к нему/ней, используя при этом опоры.

^ Reading Lesson. A Real Hero?

Цели:

социокультурный аспект — знакомит учащихся с отрывком из книги Сильвии Шерри «Пара Христовых сандалий»;

развивающий аспект — развитие умения формулировать выводы из прочитанного;

воспитательный аспект — воспитание способности понимать, какой человек может быть в жизни примером;

учебный аспект — развитие умения читать;

93

сопутствующие задачи: развитие умения переводить; развитие умения выписать из прочитанного то, что необходимо.

^ Речевой материал:

рецептивный — a gang, a racket, big-time men, to put one over on, what’s the matter?, to be after sb, confident, shivering, frightened, miserable, a crook, to let sb down.

Ход урока

  1. Учащиеся находят имя героя Рокки — Rocky’s brother Joey.

  2. Ключи: a) a gang — шайка (компания молодых людей, как правило ребят в подростковом возрасте, которые причиняют много беспокойства окружающим); b) racket — вымогательство; с) big-time men — преуспевающие люди; d) to put one over on — обманывать, надувать кого-либо.

  3. Учащиеся вычитывают предложения, в которых, по их мнению, излагается мнение Рокки.

  4. Учащиеся вычитывают предложения, в которых содержится информация о том, что произошло с братом Рокки.

  5. Ключи: a) What’s the matter? — Что случилось? b) Who’s after you? — Кто за тобой гонится? с) The confident Joey was gone … — Самоуверенного Джоя больше не было …

  6. Отвечая на вопросы, учащиеся выписывают из текста 1.4) предложения, в которых содержится нужная информация.

  7. Для того чтобы ответить на вопрос: What did Rocky think about his brother before?, учащиеся вновь обращаются к тексту 1.1) и выписывают из него необходимую информацию. Ответ на второй вопрос учащиеся находят в тексте 1.7).

  8. Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся сравнивают, как себя вел в данной ситуации Джой (см. упр. 1.6) и как себя вел Рокки (см. текст из 1.7).

^ 5. Does Being Famous Make You Happy?

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с афоризмами, принадлежащими известным личностям;

развивающий аспект — развитие способности к выбору средств выражения, адекватных речевой ситуации;

воспитательный аспект — формирование понимания того, что богатые и знаменитые не всегда являются счастливыми людьми, формирование понимания важности общечеловеческих ценностей;

учебный аспект — развитие речевого умения (диалогическая форма речи); речевые функции: saying you agree, saying you disagree, saying you partly agree;

94

сопутствующая задача: развитие умения читать/воспринимать на слух информацию с общим охватом содержания, развитие умения читать с детальным пониманием.

^ Речевой материал:

продуктивный: saying you agree (I’m with you there; Sure; How true!; I don’t think anyone could disagree); saying you disagree (Actually, I think …; I don’t think that …; I don’t see why.; I’m afraid I can’t agree); saying you partly agree (Yes, maybe, but …; I see what you mean, but …; Yes, but on the other hand …; To a certain extent, yes.).

^ Ход урока

1.3) Ключи: agree — How true!; Sure.; disagree — I don’t think that …; I don’t see why.; partly agree — To a certain extent, yes …; Yes, but on the other hand… .

  1. Сначала учитель может изложить свою точку зрения на некоторые из высказываний, используя фразы для выражения функций согласия, несогласия и частичного согласия: I don’t think anyone could disagree that the neighbours of a famous person are unhappy because the fans are noisy. I don’t think that famous people are free to go anywhere.

  2. Учащиеся друг другу в парах высказывают свою точку зрения по поводу предложенных мыслей, используя фразы для выражения согласия, несогласия и частичного согласия. Работа проводится по схеме: ученик 1 сообщает точку зрения → ученик 2 соглашается/не соглашается/частично соглашается с предложенной точкой зрения → ученик 1 выражает свое отношение к высказыванию партнера.

^ 6. How to Become Famous?

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с биографиями знаменитых людей (Марк Твен, Генри Форд, Евангелина Бут);

развивающий аспект — развитие способности осуществлять продуктивные речевые действия;

воспитательный аспект — формирование способности к коллективной работе в группе;

учебный аспект — развитие речевого умения (монологическая речь).

Речевой материал: лексика и грамматика предыдущих уроков.

См. рекомендации по проведению уроков “Jigsaw Reading” на с. 24.

^ 7. How to Honour Famous People?
Цели:

развивающий аспект — развитие творческих способностей учащихся; воспитательный аспект — развитие умения работать в группе;

95

учебный аспект — развитие речевых умений (говорить, писать, общаться); сопутствующая задача: скрытый контроль уровня сформированности речевых умений.

^ Речевой материал:

продуктивный: лексический и грамматический — материал цикла.

Ход урока

См. рекомендации на с. 26.

1.2) Если учащиеся затруднятся ответить на этот вопрос, можно предложить им: to give the name of a famous people to a planet/a star, an aeroplane, a park, a street, a square, a building, a museum, a concert hall; to make a monument to a famous person; to make a poster/a T-shirt with the information about a famous person.

^ 8. Test Yourself

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с биографией Рузвельта;

развивающий аспект — развитие у учащихся способности к самоконтролю и самооценке;

воспитательный аспект — воспитание самостоятельности;

учебный аспект — контроль основных навыков и умений, над которыми велась работа в данном цикле;

сопутствующая задача: контроль умения учащихся самостоятельно оценивать себя в разных видах речевой деятельности.

^ Речевой материал: материал цикла.

Ход урока

1. LISTENING COMPREHENSION. Формат теста — wh-questions.

В задании контролируется детальное понимание текста.

2. READING COMPREHENSION. Формат теста — true—false statements.

В задании контролируется детальное понимание. Ключи: a) true, b) false, с) true, d) true, e) false.

3. SPEAKING.

Контролируется умение высказываться по заданной ситуации и использовать речевые функции.

96

4. GRAMMAR. Формат теста — multiple choice.

Ключи: 1) whose, 2) to use, 3) who, 4) to orbit, 5) who, 6) whose, 7) who, 8) whose.

5. CULTURAL AWARENESS. Формат теста — true—false statements.

В задании контролируется знание фактов по теме «Знаменитые люди Британии и США».

Ключи: 1) b), 2) а), 3) b), 4) а), 5) b).

^ 6. HOW MANY NEW WORDS FROM UNIT 7 DO YOU KNOW?

  1. Find the words that mean most prestigious professions.

  2. Find the words that describe the best/the worst person.

  3. Find the words that characterize your favourite book/film hero.

97

^ UNIT 8. HOW DO YOU SPEND YOUR FREE TIME?

Данный цикл реализует следующие задачи обучения иноязычной культуре.

В социокультурном аспекте учащиеся знакомятся с тем, как британские дети проводят свободное время, с их увлечениями и популярными хобби, с объявлениями, которые анонсируют детские мероприятия.

В учебном аспекте решаются следующие задачи:

Объектами развития в данном цикле являются: способность к анализу, сравнению, структурной антиципации, к догадке, к формулированию выводов из прочитанного, к осуществлению репродуктивных и продуктивных речевых действий.

Основной воспитательной задачей цикла является формирование положительного отношения к фактам иностранной культуры, формирование потребности и способности понимать чужие точки зрения на гуманитарные проблемы, понимать особенности образа жизни своих зарубежных сверстников, более глубокое осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран.

^ 1. What Do You Do After School?

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с анкетой из газеты The Young Telegraph, с популярными видами спорта: bowling, snooker, с некоторыми данными из печати о свободном времени российских школьников;

развивающий аспект — развитие способности к воображению, к сравнению и сопоставлению речевых единиц, осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия;

воспитательный аспект — формирование потребности и способности понимать образ жизни и поведение зарубежных сверстников, осознание своей культуры через контекст

98

культуры англоязычных стран, воспитание уважительного отношения к мнению других людей;

учебный аспект — формирование лексических навыков говорения;

сопутствующая задача: развитие умения читать/понимать на слух с целью извлечения общей и детальной информации.

^ Речевой материал:

продуктивный: лексический — a change from, amusing, to be fond of, to be keen on, to be mad/crazy about, to be/go out, bowling, CD, enjoyable, to get a lot out of, to get a pleasure from, to hang out, in my leisure/free/spare time, pastime, to prefer sth to sth, relaxing, sweets, a tape.

^ Ход урока

  1. Упражнение в Рабочей тетради направлено на то, чтобы учащиеся осознали разницу в употреблении сочетаний do, go, play + activity. Следует пояснить следующее: to play = to take part in a sport, a game; to do = to take part in a sport alone for enjoyment; to go = to take part in a sport or activity for enjoyment and not in order to compete against people.

  2. Отвечая на вопросы анкеты, учащиеся могут употреблять не только лексику анкеты, но и другие ЛЕ своего словарного запаса.




  1. Данное упражнение представляет собой упражнение, в котором учащиеся, решая коммуникативную задачу (см. задание 1), используют новые ЛЕ, значения которых раскрываются с помощью перевода и пояснений. Внимание учащихся должно быть направлено не только на содержание их предположений, но и произношение новых слов. Учащиеся строят фразы от первого лица.

  2. a) Учащиеся слушают по одному высказыванию и с помощью зрительной опоры говорят, кто чем занимается в свободное время. Образцы для высказываний могут быть разными: In his leisure time Tom enjoys listening to CDs because it’s relaxing. Or: Tom says that he enjoys listening to CDs. He thinks it’s relaxing. В заключение учащиеся могут перечислить то, что их сверстники любят делать, и сравнить это со своими предположениями: Our guesses are that British children … . They really …, but they … .

2.2) c) Учащиеся слышат одну из фраз упр. 2.2) а) и реагируют на нее в соответствии со своими увлечениями. Образец показывает, как они могут это сделать: сказать о себе, используя эти же или другие ЛЕ.

3. Внимание учащихся обращается на то, что переспрос в данной ситуации выражает не удивление собеседника, а желание услышать дополнительную информацию об этом увлечении (см. Culture Note). Учащиеся строят свои диалоги по образцу, заменяя выделенные курсивом фразы в соответствии со своим контекстом деятельности и увлечениями.

5. Упражнение в Рабочей тетради представляет собой данные о свободном времени российских школьников, собранные из различных источников.

99

^ 2. What’s Your Hobby?

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с результатами опроса газеты The Young Telegraph об увлечениях британских детей, с популярными хобби;

развивающий аспект — развитие способности к слуховой дифференциации, к выведению языковых закономерностей, осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия;

воспитательный аспект — формирование потребности и способности понимать образ жизни и поведение людей другой культуры, понимать и уважительно относиться к мнению другого человека;

учебный аспект — формирование грамматических навыков говорения (-ed and -ing adjectives);

сопутствующая задача: развитие умения читать/понимать на слух с целью извлечения общей и детальной информации.

^ Речевой материал:

продуктивный: грамматический — interesting — interested (in), boring — bored (with), exciting — excited (about), amusing — amused (by, about), surprising — surprised, relaxing — relaxed, thrilling — thrilled;

лексический — to take up;

рецептивный: лексический — a course, a horse, a recorder.

Ход урока

^ 1. В письмах британских детей происходит презентация нового грамматического явления — прилагательных, оканчивающихся на -ed и -ing.

1.2) Учащиеся вычитывают предложения, описывающие увлечения и мнения (чувства) детей о них (предложения с подчеркнутыми словами), и пытаются сделать вывод о том, как передаются чувства и состояния людей по поводу каких-то увлечений и как описываются эти увлечения, занятия. Свой вывод они сравнивают с выводом об употреблении прилагательных, оканчивающихся на -ed и -ing, в Grammar in Focus. Дома учащиеся читают об этом явлении в Grammar Support.

2.2) Учащиеся слушают каждое высказывание и с помощью зрительной опоры передают содержание услышанного. Они должны «уловить, услышать», с помощью каких слов дети выражают чувства по поводу своих занятий:

Tom says that he is excited about horses. He’d like to take a riding course.

3—4. В данных упражнениях происходит автоматизация нового грамматического явления. Используются следующие пары прилагательных: interesting — interested (in),

100

boring — bored (with), exciting — excited (about), amusing — amused (by, about), surprising — surprised, relaxing — relaxed, thrilling — thrilled.

5. Упражнение может быть организовано в группах из 3—4 человек. Каждая группа докладывает о результатах опроса в своей группе, а затем делаются обобщения.

^ 3. What Are You Going to Do This Weekend?

Цели:

социокультурный аспект — знакомство с тем, как британские дети проводят weekend, с понятиями и реалиями: weekend, Arsenal, cheerleading, a slumber party, to TP;

развивающий аспект — развитие способности к осмысленности восприятия, к анализу, синтезу, сравнению, осуществлять репродуктивные и продуктивные речевые действия;

воспитательный аспект — формирование потребности и способности понимать образ жизни и поведение зарубежных сверстников, уважительно относиться к мнению другого человека;

учебный аспект — формирование грамматических навыков говорения (Present Progressive, to be going to, Simple Future для выражения будущих действий);

сопутствующая задача: развитие умения читать/понимать на слух с целью извлечения общей и детальной информации.

^ Речевой материал:

продуктивный: грамматический — Present Progressive, to be going to, Simple Future; рецептивный: лексический — slumber, terrific, TP.

Ход урока

1. На данном уроке формируются грамматические навыки употребления в речи трех
способов выражения будущего времени — Present Progressive, to be going to, Simple Future.

Учащиеся вспоминают, какая форма описывает какое будущее действие, и вычитывают предложения из диалога: What have they planned to do? — On Saturday we are going shopping. In the evening my granny is coming (Present Progressive). What have they decided to do? — I’m going to relax. I’m going to listen to a new CD (to be going to). What do they decide to do at the moment of speaking? — On Sunday I’ll probably go to Sue’s (Simple Future).

^ 2. В данном упражнении учащиеся сначала рассматривают рисунок, прочитывают
реплики детей.

2.1) Учащиеся сначала находят предложения, которые соответствуют запланированным действиям детей (I’m going to the cinema … , I’m cheer-leading … , I’m watching football …), и говорят, будут ли они тоже выполнять эти действия или нет: I’m (not) going to the cinema too.

101

  1. Учащиеся выбирают реплику: I’m not going to do my boring homework и сообщают свои намерения по поводу домашнего задания.

  2. Учащиеся высказывают свое отношение по поводу следующих действий: Probably I’ll go to my friend’s. I’ll do nothing, but relax.

3. Следует обратить внимание учащихся на экспозицию к упражнению, где рассказывается о slumber parties, которые являются типичным времяпрепровождением подростков США и Британии.

  1. В упражнении учащиеся должны правильно выбрать вопросительные слова и задать с ними уточняющие вопросы: When is she (Laura) going to have a slumber party? How many girls is she going to invite? Is she going to take the girls for a ride in her dad’s sport car? How long are they going to stay in the bedroom? Are they going to see a late movie? What kind of video are they going to watch?

  2. В упражнении учащиеся трансформируют каждое предложение в соответствии с образцом, т. е. используют Simple Future.

  3. Новый пункт в планах девочек — to invite boys. Так как все их предложения из упр. 3.2) были приняты, т. е. они уже планируют организовать вечер таким образом, то учащиеся должны понять, что им надо все фразы из упр. 3.2) использовать со структурой Present Progressive.

  4. В качестве содержательной основы для этого упражнения учащиеся могут использовать информацию упр. 3.1), 3.2). Хотя установка данного упражнения требует от учащихся использовать только Simple Future, они могут также употреблять и другие формы: Present Progressive, to be going to, но понимать, что они сообщают то, что они уже запланировали, решили и что только предполагают сделать.

Reading Lesson.

sazonov-davajte-raznie-govoryat-odnovremenno-shedrovickij-chtobi-prodvizhenie-bilo-osushestvleno-ne-odnim.html
sb-kultishev-netipichnie-sluchai-prekrasheniya-prava-sobstvennosti-na-obekti-nedvizhimosti-i-voprosi-kompensacii-za-prekrashaemie-prava.html
sbalansirovannoe-pitanie-eto-zdorove-nacii.html
sberbank-eto-gazprom-segodnya-tv-7-pervij-kanal-novosti-18-07-2005-15-00-00-18-00-00-7.html
sberbank-rossii-prodolzhit-finansirovat-programmu-professionalnoj-perepodgotovki-uvolnyaemih-v-zapas-oficerov-baltijskogo-flota.html
sberbank.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-socialnie-ubezhdeniya-i-suzhdeniya-social-psychology.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-istoriograficheskij-obzor-problemi-i-a-chukanov-doktor-istoricheskih-nauk-docent.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-instrument-povisheniya-kachestva-zhizni.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochie-programmi-uchebnie-plani-i-programmi-dlya-professionalnoj-podgotovki-perepodgotovki-ili-polucheniya-vtoroj.html
  • tests.bystrickaya.ru/lazerno-opticheskij-pribor-dlya-opredeleniya-konfentracii-i-dispersnogo-sostava-pili-v-vozduhe-rabochej-zoni.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-ishodnih-komponentov-v-bitovih-i-stomatologicheskih-farforovih-massah-materialovedenie-v-ortopedicheskoj-stomatologii.html
  • institute.bystrickaya.ru/eshyo-odna-vstrecha-bila-posvyashena-rabotnikam-pravoohranitelnih-organov-posvyashyonnaya-dnyu-milicii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-lichnomu-sostavu-rabotnikov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/reabilitaciya-invalidov.html
  • urok.bystrickaya.ru/poryadok-peltigerales-belogore.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sudnobudvna-galuz-ukrani-konkurentospromozhnst.html
  • desk.bystrickaya.ru/otpuska-drevesini-na-kornyu-v-lesah-rossijskoj-federacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-naimenovanie-disciplini-yaziki-programmirovaniya-ukazivaetsya-naimenovanie-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom.html
  • institut.bystrickaya.ru/telo-sveta-vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-17.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-aptekarskij-pr-d-6-of-301-stranica-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-zemskogo-sobraniya-permskogo-municipalnogo-rajona.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4astronomicheskie-datirovki-kniga-yavlyaetsya-unikalnim-yavleniem-v-mezhdunarodnoj-nauchnoj-literature.html
  • bukva.bystrickaya.ru/noosfernoe-budushee.html
  • report.bystrickaya.ru/hdchechenov-professionalnoe-obrazovanie-i-modernizaciya-rossii-zakonodatelnij-aspekt.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-statisticheskogo-instrumentariya-dlya-organizacii-federalnogo-statisticheskogo-nablyudeniya-za-deyatelnostyu-osushestvlyaemoj-v-sfere-obrazovaniya-stranica-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/barzhanskaya-am-kulturno-yazikovoe-mnogoobrazie-pridnestrovya-v-zerkale-etnoyazikovih-processov-sovremennosti.html
  • college.bystrickaya.ru/-na-puti-k-zdorovomu-gorodu-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu-s.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-k-soglashenie-ob-unifikacii-trebovanij-k-sostavleniyu-i-podache-zayavok-na-izobreteniya-lejpcig-5-iyulya-1975g-.html
  • books.bystrickaya.ru/dalmatin-avstralijskaya-ovcharka.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-1-instrukciya-o-provedenii-otchetov-i-viborov-profsoyuznih-organov-v-profsoyuze-metallurgov-i-gornyakov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alternativi-teorij-modernizacii-smelzer-n-sociologiya-s50-sociologiya-per-s-angl.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-opciya-instrukciya-po-ustanovke-cifrovoj-sputnikovij-priemnik-s-podderzhkoj-signala-visokoj-chetkosti.html
  • college.bystrickaya.ru/1-predmet-i-metod-osnovnie-zakonomernosti-ekonomicheskoj-organizacii-obshestva.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-muzejnoe-delo-v-geografii-ds-04.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-ta-samaya-cel-stranica-35.html
  • studies.bystrickaya.ru/boss-bespodobnij-ili-bespoleznij-biznes-roman.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-zakazchik-i-ego-adres.html
  • predmet.bystrickaya.ru/robin-skynner-john-cleese-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-zoi-probuzhdennaya-kristin-kast.html
  • esse.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-03042007-lajkov-eduard-1300-gosduma-rf-monitoring-smi-4-aprelya-2007-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.