.RU

"Регистр фантастических идей"




"Регистр фантастических идей"

Автор ТРИЗ, Г. С. Альтшуллер, он же - писа­тель-фантаст Г. Альтов, проанализировав большое количество научно-фантастических произведений, начал составлять "Регистр фантастических идей". Выяснилось, что многие из этих идей, возможно, также могли быть получены с использованием найденных ранее в технике изобретательских приемов!

Интересно, применяли ли схожие приемы сказочники, пусть и не зная об этом? Давайте посмотрим, и... судите сами...

  1. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДРОБЛЕНИЕ: разделить, разобрать, измельчить объект фантазирования: сказочные предмет, персонаж, действие, окружа­ющий мир... К чему это приведет? Что получится? И что же в этом будет сказочного?

Прием "дробление" помог мужику из русской народной сказки "Как му­жик гусей делил" справедливо разделить гуся и гусей и ублаготворить ба­рина; лилипутам тысячами тоненьких канатиков -бечевок закрепить на зе­мле страшного спящего великана Гулливера; многим тысячам подданных мышиной королевы Рамины из Волшебной страны вывезти с коварного Макового поля уснувшего на нем Трусливого Льва, спутника Элли; в этой же сказочной истории летучие обезьяны, повинуясь плохому приказу злой волшебницы Бастинды, поднявшись высоко в небо, распотрошили Стра­шилу на отдельные соломинки... А дорожка из камешков (гречневой кру­пы, проса) Мальчика-с-Пальчика (принцессы из сказки "Огниво"), которая помогла ему и его братьям возвратиться домой?

  1. Нередко в сказках используется и ВЫНЕСЕНИЕ: отделение от объе­кта "мешающей" части, свойства или, наоборот, выделение единственно нужной, важной части, свойства. Здесь можно вспомнить о Кощее Бес­смертном, хитроумно отделившем от тела его жизнь, упрятав ее в иголку (яйцо, яблоко), и получивший взамен надежное (до поры до времени) бес­смертие. А само бессмертие? Ведь это тоже отделение от жизни ее "пос­леднего" и в некоторой степени определяющего, качества... Можно упомя­нуть и превращение в невидимку (отделение от объекта признака "види­мость"); понимание героями сказок языка птиц и зверей (отделение от ге­роя признака "незнания" речи птиц и зверей); общение серого волка и Ива­на-царевича на чистейшем человеческом языке (обратите внимание: серый волк, в общем-то, обычен, лишь умеет немного говорить, колдовать и...слегка совестлив); и наоборот - вынужденная немота бедняжки Элизы,

молча мужественно спасающей своих братьев от злых чар из сказки Андер­сена "Дикие лебеди". Более "далекий" пример - царевна в образе лягушки:все, как обычно, только вместо свойства "красоты писаной" (кстати, един­ственного! Все другое - печь хлеб, ткать чудесные ковры или вышивать не­отразимые рубашки, чудесно танцевать на царском пире - царевна делать может!) героиня наделена жалкой лягушачьей кожей...

  1. Третий интересный прием получил название ^ "МЕСТНОГО КАЧЕСТ­ВА": перейти к неоднородной структуре объекта, или действия, или внеш­ней среды, заставить разные части объекта выполнять разные функции, причем желательно в условиях, наиболее подходящих для этих работ. Зна­менитый волшебный палец Змея Горыныча, помогающий ему "восстанав­ливать" злодейскую работоспособность отсеченных голов и находящийся в сравнительно удобном (и безопасном, кстати, тоже) для этой работы месте; неожиданное появление препятствий - бурных широких рек, непроходимых дремучих лесов, неприступных гор - на голом ("однородном") месте между Иваном-царевичем со спасенной прекрасной спутницей (Василисой Пре­мудрой, Марьей Моревной, Марьей-царевной) и их преследователями; лю­бое описание традиционной Бабы-Яги, обладающей набором необычных "местных качеств": "Баба-Яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос". Забавны и "местные качества" Страшилы Мудрого - для доказательства остроты его ума из головы сего мудреца в процессе особо интенсивных размышлений появляются острые концы бу­лавок и иголок, создавая при этом в некотором роде "неоднородную" по­верхность.

  1. Следующий в списке приемов - АСИММЕТРИЯ - перейти от симмет­ричной формы объекта к асимметричной - когда, допустим, левая часть объекта (или верхняя, или передняя) не является зеркальным отражением (в простейшем случае) правой части (или нижней, или задней), короче, чем-то неуловимо отличается от строго симметричной бабочки... Можно вспомнить одноглазого циклопа Полифема из "Путешествия Одиссея"; се­стер Одноглазку и Триглазку из сказки о Крошечке-Хаврошечке; многого­лового Змея Горыныча с непохожими головами: одна - для сна (с мерзким храпом), вторая - для внешних наблюдений, третья - для размышлений, чет­вертая - для поеданий, пятая - для мурлыканья, шестая - просто вечная, а седьмая традиционно пустая... Асимметричны и некоторые модели шапок-невидимок - они "срабатывают" лишь будучи одетыми "задом наперед"...

А что значит "асимметрия" во времени или в действиях? Видимо, непо­вторяемость, непредсказуемость событий - а уж этого в сказках хоть отба­вляй... Сюда же можно отнести и непохожесть сказочных персонажей на свои "прототипы" или на обычные объекты, например, Конек-горбунок: "ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами", традиционная избушка на обязательных курьих ножках. А "страш-новатость", сверхжестокость сказочных злодеев - это ведь тоже асиммет­рия, на этот раз - поведения... Начать список этих героев может старуха с взрастающей жадностью, преходящей в сердитую злость, из "Сказки о ры­баке и рыбке", оказывающаяся в итоге у асимметричного (разбитого трес­нувшего) корыта...

5. Не менее интересен прием ОБЪЕДИНЕНИЯ, рекомендующий соеди­нить одинаковые объекты, объединить однородные действия. Вспомним классических: Мюнхгаузена, летящего на объединенной в вынужденную стаю съедаемой предстоящим вечером компании уток; импровизирован­ный мост из живых обезьян, благодаря которому доктор Айболит навсегда расстается со злодеем Бармалеем; схожий мост из живых мышек, пробира­ющихся для выполнения поставленной боевой задачи (съедение ковра-са­молета колдуньи Арахны, напустившей ядовитый Желтый туман на Вол­шебную страну); творческую компанию Бременских музыкантов и зверей, построивших для себя зимовье из русской народной сказки "Зимовье зве­рей", либо поселившихся в знаменитом Теремке. Вообще, любое сказочное общество - это объединение. Стаи Летучих обезьян и злых пчел, Элли с друзьями и добрая фея Стелла из Волшебной страны со своими помощни­цами; Незнайка с друзьями; Малыш и Карлсон и многие-многие другие. А обязательное объединение действий, одинаковых или следующих друг за другом? Промежуточный пример, относящийся и к действиям, и к объек­там - связка (объединение!) "действующих" только "в паре" волшебных живой и мертвой воды. Некоторые виды волшебных действий также содер­жат в себе одновременное исполнение нескольких простых действий, ино­гда даже с исключением промежуточных операций, при этом процесс зна­чительно ускоряется: "не успеваешь и глазом моргнуть", как оказываешь­ся в тридевятом царстве, облачаешься в сказочно изысканные одежды, превращаешься в писаную красавицу (красавца)... Сразу несколько дейст­вий объединяет скатерть-самобранка: она и накрывает, и подогревает, и подливает, и меняет, и убирает, и даже, при желании хозяина, развлекает

его. И все - за обычную сказочную дешевизну.

  1. На рассмотренный выше прием несколько похож прием УНИВЕР­САЛЬНОСТИ - когда объект выполняет несколько разных действий, бла­годаря чему отпадает необходимость в других объектах. Это, опять же, уни­версальная скатерть-самобранка, и часто встречающийся в сказках "на все руки мастер", и волшебная лампа Алладина... Есть универсальные персона­жи и поскромнее, например, Петушок - Золотой гребешок - он и защитник, и украшение, и судья...

  1. Один из самых забавных приемов получил название "МАТРЕШКА" (сразу понятно о чем идет речь, это касается и некоторых других названий "в яблочко") - один объект располагается внутри другого или проходит сквозь полость в нем; другой, в свою очередь, находится внутри третьего и так далее... Сюда же можно отнести и ситуации, когда одно действие уже подразумевает необходимость вьшолнения другого действия, приглашения следующего персонажа. Вновь вспомним сказку о Золотой рыбке - в тре­бовании владеть новым корытом уже заложено желание иметь роскошную избу пятистенную, чин столбовой дворянки и трон вольной царицы; а в "слегка разыгравшемся море" - "помутившееся синее море" и море "с чер­ной бурей"... Нередко в одной сказке содержится несколько сюжетов, "свя­занных одной веревочкой", как бы вложенных один в другой, допустим, сказка "Иван-царевич и серый волк" - за Жар-птицу царь Афрон требует златогривого коня царя Кусмана, а тот, в свою очередь, за коня требует Елену Прекрасную, дочь царя Далмата...

Осталось царю Далмату заинтересоваться Жар-птицей, и круг замкнет­ся... Нечто схожее есть и в сказке "Каша из топора" солдат, начав с варки топора, постепенно получает от заинтригованной скупой хозяйки и все дру­гие "отсутствующие ранее" продукты. Разумеется, используется этот при­ем и в сказках "Репка" и "Теремок"... Нередко его можно встретить и в ан­глийских народных песенках - лишь стоит вспомнить "Балладу о королев­ском бутерброде", "Дом, который построил Джек", "Гвоздь и подкову". В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" королевичу Елисею "отве­чает ветер буйный, - "Там за речкой тихоструйной есть высокая гора, в ней глубокая нора; в той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный на цепях между столбов, не видать ничьих следов вкрут того пустого места; в том гробу твоя невеста. ""Самой же подходящей иллюстрацией приема можно считать месторасположение смерти Кощея Бессмертного: "... его смерть - на конце иглы, та игла - в яйце, то яйцо - в утке, та утка - в зайце, тот заяц - в кованом ларце, а тот ларец - на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет. "Ну чем не матрешка с глубоким содержани­ем?!

8. Вековой мечтой человечества можно назвать прием "АНТИВЕС", то
есть противовес, когда для уменьшения веса объекта его объединяют с
чем-то, могущим подниматься вверх, либо заставляют объект с целью сни-
жения его веса взаимодействовать с окружающей средой - в сказочных
случаях это ветер, вода, воздух... Здесь можно вспомнить летучий корабль,
ковер-самолет, Конька-горбунка, Сивку-бурку, Нагай-птицу, воздушный
шар коротышек Цветочного города. Видимо, сюда же можно отнести вол-
шебный щелчок Балды, а также его мудрый способ закидывания предме-
тов в небеса и, в некотором роде, поднимания и транспортировки лошадей.
Сказочные персонажи весьма творчески подходят к проблеме воздушных
путешествий, например, Баба Яга использует подручную утварь - ступу с
помелом, либо полудомашних "дрессированных" птиц редкой породы: Гу-
сей -Лебедей; маленький Нильс также подружился с гусями; Лягушка-пу-
тешественница - с утками; кузнец Вакула садится верхом на подвернувше-
гося под тяжелую руку черта; князь Гвидон превращается в комара; Снеж-
ная королева превращает в птиц белые хлопья снега, после чего привязы-
вает к ним белые санки похищаемого Кая, сама же с мальчиком улетает-
уплывает в родные северные чертоги на черном облаке; клоун Дудка из
сказки Л. Яхнина "Площадь картонных часов" летает на мыльных пузырях;
домик Элли вместе с забежавшей в него девочкой несет в Волшебную страну ураган, навеянный колдовством злой Гингемы; уже находясь в Вол­шебной стране, она поднимается в воздух на Летучих обезьянах; для возвра­щения в родной Канзас девочка использует волшебные башмачки (как не вспомнить традиционные семимильные сапоги!)... В этой же стране храб­рые солдаты мышинного войска королевы Рамины улетают от разъярен­ной злой Арахны, наглотавшись шерсти ковра-самолета. Мужественный Мюнхгаузен использует для полетов пушечные ядра, уток, либо поднимает себя вверх, взявшись за свои же волосы. Для освоения водных пространств в сказках появились не ощущающие в воде свой вес русалки, водяные и да­же Морские цари (обратите внимание: в простейшем виде это - объедине­ние рыбы и человека).

9. Нередко в сказках используются приемы предварительного действия.

например, ^ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, когда объекту за­ранее придают изменения, "облегчающие ему жизнь", противоположные недопустимым или нежелательным последующим "эксплуатационным" из­менениям. Вспомним сказку о Спящей красавице - добрая фея вовремя ус­пела подправить злодейский прогноз обиженной злой феи, сумев предвари­тельно заложить в ее колдовство трехсотлетний волшебный сон шестнад­цатилетней девушки вместо ее неминуемой гибели. Храбрый портняжка "на всякий случай" берет с собой немного творожного сыра и живую пти­цу - впоследствии, во время беседы с Великаном, сыр используется в роли камня, из которого богатырская рука портняжки выжимает воду, птица же в виде камня могуче забрасывается в небеса так высоко, что даже не воз­вращается... Забавна и волшебная палочка, попавшая к Незнайке - в нее предварительно заложено разумное ограничение - она теряет свои удиви­тельные свойства, если ее попытаются использовать в нехороших делах. А хрустальный башмачок Золушки? Вначале он не разбивается во время ба­лов, выдерживая вес открывшейся красавицы, затем - сказочно легко и до­вольно вовремя слетает с ножки героини, и, в конце концов, во время при­мерки подходит только действительной хозяйке... По большому счету и са­ма судьба Золушки - жизнь с предварительным напряжением - можно с уверенностью сказать, что Золушка, и выйдя замуж за принца, всегда будет добра и в мыслях, и в поступках. За добро добром...

10. Следующим в данной серии приемов стоит прием ^ ПРЕДВАРИТЕЛЬ­НОГО ИСПОЛНЕНИЯ, рекомендующий заранее выполнить требуемое

изменение объекта полностью или хотя бы частично, сделать объекты и их расположение наиболее удобными для применения. В некотором смысле -долг платежом красен... Смелый Петушок заранее набирает в себя поболь­ше воды, когда же злой и жадный барин-мелкий воришка приказывает схватить его и бросить в печь, запасливый Петушок заливает огонь водой (сказка "Петушок - Золотой гребешок и Чудо-меленка"). В похожей ситу­ации оказывается и Иван, соискатель руки царской дочери, когда ему в ка­честве обязательного задания-испытания душевно предлагается попарить­ся в докрасна раскаленной баньке. Иванушка-со-товарищи отважно идет в самое пекло, не забыв при этом при уже закрытых дверях остудить баню, пользуясь случайно припасенной ранее волшебной охлаждающей соломой. Многие сказочные путешественники на всякий случай берут с собой в до­рогу склянки с живой и мертвой водой. Владелец Летучего корабля, Мюнх­гаузен предварительно набирают хорошую компанию нужных попутчиков (незаменимых Слыхало, Объедало, Оппивало, Скорохода, Зоркоглаза и других), пригождающихся в последующих экстремальных испытаниях. В сказке "Гуси-лебеди" девочка помогает печке, яблоньке, молочной речке с кисельными берегами - чем не предварительное исполнение, подготовка, -а затем, в свою очередь, и печка, и яблонька, и речка помогают девочке. В фильме "Царевна-лягушка" проявил изобретательность даже царь! Сей новатор прикрепил тяжелую корону непосредственно к трону и в особо от­ветственных случаях торжественно вносит в неё свою голову...

  1. Интересен и прием ^ "ЗАРАНЕЕ ПОДЛОЖЕННОЙ ПОДУШКИ", рекомендующий компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными, возможно, предварительно заложен­ными, "вспомогательными" средствами. Жар-птица царя Афрона помеще­на в позолоченную клетку, к которой нельзя прикасаться, златогривый конь царя Кусмана предварительно защищен от кражи специально привле­кающей внимание непосвященных искусной уздечкой... В сказке "По щучь­ему велению" главный герой, отправляясь на самоходных груженых санях из леса домой, предусмотрительно готовится к встрече с рассерженными соседями, помещая рядом с собой дубину; в этой же истории царский вое­вода, готовясь к знакомству с Емелей, закупает дешевые пряники. Емеля же, перед встречей с царевной Несмеяной, на всякий случай влюбляет ее в себя... В другой сказке мудрая девушка, выходя замуж за царя, заключает "брачный договор", по которому, в случае развода она может забрать с со­бой "самое дорогое". Девушке пришлось воспользоваться своим правом, и она прихватила назад, в лачугу, дорогого мужа... Семья сохранилась... Час­то использовал этот прием и Кот в сапогах. Применил этот прием и Кощей Бессмертный, предусмотревший, что в случае уничтожения ранее опреде­ленного срока лягушачьей кожи ее обладательница возвращается к нему.

  2. Иногда в сказках используется принцип ЭКВИПОТЕНЦИАЛЬНО-СТИ - условия работы изменяются так, что не приходится поднимать или опускать груз, что-либо делается с минимальными затратами энергии, без излишних трат. Для случая поднимания объектов этот прием в некотором роде решает то же противоречие, что и ранее рассмотренный прием "анти-вес", но другим путем. Как можно исключить нежелательный подъем или взлет объекта, либо вообще почти ничего не делать с ним, но при этом об­легчить себе работу? С этой целью в "Коньке-горбунке" Иван потчует Жар-птицу пшеном с вином, после чего та не может быстро взлететь и ста­новится пленницей... Емеля "по щучьему велению" изменяет условия сво­его передвижения так, что не приходится даже вставать с печи. Искателю Людмилы Руслану не приходится поднимать побежденную громадную голо­ву несчастного брата коварного карлика Черномора, она "перевернулась и покатилась", и "на месте опустелом меч богатырский засверкал". После за­служенной гибели злой Гингемы Элли и ее друзья второе и последующие путешествия в Волшебную страну вынуждены совершать, проявляя при этом завидную изобретательность и находчивость, уже не по воздуху - им приходится плыть по опасным подземным рекам, придумывать механиче­ских мулов, парусные сухопутные "корабли"... Заслуживает интереса и спо­соб поиска нежелательных посетителей Бабой Ягой и другими аналогич­ными сказочными персонажами: "Фу-фу, русским духом пахнет!", т. е. фа­ктически при этом следопыт использует обязательные "спутники" искомо­го объекта - распределенные везде его запахи: не надо специально что-то проверять, искать сразу ясно: в доме - посторонний. Дешево и сердито.

  1. К прекрасным результатам приводит в сказках использование принци­па "НАОБОРОТ": перевернуть объект "вверх ногами", вместо обычного действия, события осуществить противоположное, сделать движущееся не­подвижным, а неподвижное движущимся... В финале Золушка оказывается принцессой, а Иванушка-дурачок - мудрецом. Нередко старшие братья из зависти и жадности губят младшего брата, умные дети отправляют в печь вместо себя Бабу Ягу, Людоед съедает вместо забредшего к нему Мальчи­ка с пальчика с братьями своих детей... Юный Матиуш первый особым ко­ролевским указом постановляет поменять местами взрослых и детей, Джельсомино попадает в наоборотную страну лжецов. Сюда же с удоволь­ствием можно отнести и многочисленные стихи, небылицы и нелепицы, на­пример, "классические" "Ехала деревня мимо мужика... " или "Вот это -стол, на нем сидят, вот это - стул, его едят" ("Кошкин дом" С. Я. Марша­ка)... Даже некоторые имена сказочных персонажей "наоборотны" - как Вам нравится противоречивое Трусливый Лев? Этот принцип использует­ся довольно часто, к тому же, сказочники всегда помнят, что добро должно побеждать зло -"добро наоборот"... Примерам на этот принцип посвящена книга [2. 10].

  1. Невзирая на некоторую экзотичность, используется в сказках и прин­цип СФЕРОИДАЛЬНОСТИ: рекомендующий для повышения сказочной

эффективности использовать шарики, ролики, спирали, перейти к враща­тельному дрижению, перейти от прямолинейных объектов и их частей к криволинейным... Здесь и знаменитый путешественник Колобок, и различ­ные разновидности клубков, указывающих дорогу, и телевизор в виде яб­лочка на тарелочке, и волшебное хрустальное яйцо... Мойдодыровские чу­деса начинаются с того, что "все вертится, и кружится, и несется кувыр­ком". Таинственное яичко курочки Рябы открыло свою тайну только пос­ле качения; вращается по просьбе посетителей "к лесу задом" избушка на курьих ножках; некоторые заблудшие богатыри летят в яму, пытаясь от­дохнуть на коварных вращающихся кроватях. Джинны чаще всего почему-то обитают в круглых бутылках, откуда они освобождаются при вращении пробки, и даже непослушный братец Иванушка превращается вновь из коз­ленка в мальчонку после троекратного кувырка через голову...

15. Широко применяется в сказках и принцип ДИНАМИЧНОСТИ:
характеристики объекта или внешней среды должны меняться так, чтобы стать оптимальными на каждом этапе работы; объект делится на части, пе­ремещающиеся относительно друг друга. Вспомним сказку "Иван-царевич и Серый волк", в которой волк, радостно помогая Ивану-царевичу, перио­дически изменяет свой облик, вынужденно проказливо олицетворяясь в не­сколько ветреную даже для царя Кусмана Елену Прекрасную. Другой волк перед заключительной встречей с Красной шапочкой пытается стать ее ба­бушкой. Нередко сказочным героям приходится прятаться - на спор, либо скрываясь от преследователей... И в кого только они по ходу дела не пре­вращаются! Здесь и иголочка, и утка с селезнем, и Царевна Лебедь со Злым Коршуном, и пастух со стадом, различные оживления и окамене­ния... Динамичны в ответ на хозяйское вранье нос Пиноккио, неплохо и его заслуженное превращение в грустного ослика... Изменяют свои размеры волшебная книга доброй феи Виллины, громоздкий багаж Мэрй Поплинс, животик Винни-Пуха, незаметно увлекшегося даровым угощением Кроли­ка (действительно, трудно отказаться от меда и сгущенного молока, не правда ли?). Буквально пронизаны динамизацией мультсериалы "Ну, пого­ди!", про кота Леопольда, про Тома и Джерри.

16. Нередко сказочная ситуация "взрывается" благодаря принципу ^ ЧАС-
ТИЧНОГО или ИЗБЫТОЧНОГО РЕШЕНИЯ: если трудно получить
что-то полностью, надо получить "чуть меньше1' или "чуть больше". Дабы
никто не смог проникнуть во дворец со Спящей красавицей, вокруг него с

явным избытком вырастает нормальный непроходимый лес, кстати, дина­мизирующийся и открывающий сквозь себя проход ровно через триста лет сна при приближении к нему случайно оказавшегося поблизости наиболее потенциального жениха. Подросший князь Гвидон, намереваясь со своей матерью покинуть бочку, выбивает дно бочки целиком. А если бы курочка Ряба снесла обычное, а не со сверхкрепкой скорлупой, золотое яичко - раз­ве возникла бы известная пикантная ситуация? Аналогично и с Репкой -только при достижении определенных экстремально больших размеров она проникает в сказку. Резко возрастает интерес к чудесному горшку (и рас­цветает сказка!), когда он начинает варить больше, чем можно, каши, по­степенно заполняющей дом, улицу, город... Не задумавшись о последстви­ях, героиня "Цветика-семицветика" затребовала к себе все игрушки. Чис­то сказочным можно считать требование "закинуть что-либо на небо", но герои легко это делают, причем использование в качестве "чего-либо"*птицы - это явно "чуть больше" того, что требуется... Явное избыточное дей­ствие - для преодоления водной преграды сказочный герой всего-навсего выпивает всю воду, вместо того, чтобы пойти традиционным путем - стро­ить мост или использовать корабль. Выходящая за разумные пределы жад­ность Касыма, брата Али-Бабы, что приводит последнего к гибели. Труд­ноуправляемо и избыточное количество голов у Змея Горыныча. Избыто­чен и широко применяющийся в сказках и "вечный" клубок-проводник. Почему он бесконечен? Путешественнику было бы гораздо веселее знать, сколько ему еще осталось идти, уменьшающийся клубок сообщал бы ему об этом...

17. Нельзя обойти вниманием и принцип ^ ПЕРЕХОДА В ДРУГОЕ ИЗ­МЕРЕНИЕ: перевести (движение, размещение, форму объекта) от линии к плоскости, далее - к объему, использовать многоэтажность; использовать обратные стороны поверхностей объектов. Можно вспомнить о Колобке, заменившем перемещение "хождением" на качение. Достаточно широко известны высокие и многоэтажные сказочные сооружения: "живая" башня из Бременских музыкантов; заблудившаяся девочка забирается на дерево и беседует оттуда с медведем, волком и лисой; горох, вырастающий до само­го неба; многоэтажное общежитие "Бабок Ешек"в одном из популярных мультфильмов. Изящно использован данный принцип в сказке "Лиса и Жу­равль" - плоское блюдо совершенно не устраивает Журавля, а потреби­тельские качества объемного кувшина с узким горлышком - Лису. Оцени­вая прием несколько шире, можно вспомнить и о переходе в четвертое, временное измерение, например, нехорошие завистливые сестры скромной героини с Аленьким цветочком в родном доме переводят все часы на час назад, а в итоге события резко ускоряются. Есть и чисто сказочные "изме­рения": тридевятое царство, тридесятое государство... Здесь же можно на­помнить и о нередком для сказок переносе действий в необычную среду (измерение!): под воду, под Землю, на небо. Под обратной стороной объе­кта можно также подразумевать и внутренний мир героев, однако в сказках чаще всего это остается за пределами повествования и переносится на до­лю читателей.

  1. Прием ^ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБА­НИЙ": привести объект в колебательное движение, использовать более "сильные" колебания также встречается в сказках. Это и страшный свист Соловья-разбойника, и волшебный свисток королевы мышей Рамины, и чудесная дудочка Нильса, благодаря которой он освобождает замок от пол­чищ крыс, завлекая их в воду. Из-за любви расстается со своим чудесным голосом Русалочка, продает свой чудный смех Тим Талер. Волк, собираясь обмануть козлят, также изменяет свой голос. Добивается своих целей шут­ник Иванушка, когда начинает играть на особом музыкальном инструмен­те, увлекающем всех в изнурительную пляску. Аналогично поступает и один из братьев Симеонов, заслуженно заставляя плясать до упаду зловредного воеводу. Многие волшебства совершаются "по звуковой ко­манде" - вспомним Свата Наума, "По щучьему велению", "Двое, из сумы!","Скатерть, накройся!", "Горшочек, вари!". Кот Баюн своими историями хладнокровно убаюкивает посетителей...

  1. Неплохой эффект достигается при применении ^ "ПРИНЦИПА ИМ­ПУЛЬСНОГО ДЕЙСТВИЯ": перейти от непрерывного действия к пери­одическому или импульсному. Золотая антилопа и Серебряное копытце, импульсно стуча своими ножками, добывают золото и самоцветы. Собрав­шись с силами, необыкновенная лягушка единственным мощным скоком

переносит через огненную реку Ивана-царевича. Разумеется, импульсно -

"раз, два - взяли!" - тянут из земли репку-великаншу. В сказке "12 месяцев" изменяется "период" смены месяцев, и героиня под Новый год собирает корзину подснежников...

  1. Оказывается полезным и принцип ^ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПОЛЕЗ­НОГО ДЕЙСТВИЯ": все части объекта все время работают с высокой

нагрузкой. Многие сказочные богатыри очень плодотворно используют "детское" время и "растут не по дням, а по часам". Все время в работе с вы­сокой нагрузкой Золушка и бедные падчерицы. "Как пчелка" трудится гос­тья у Морозко. Не тратят ни минуты зря, занимаясь любимым делом, спут­ники Мюнхгаузена: Объедало все время что-то жует, Слыхало - слушает,"Видало" - смотрит, Скороход подпрыгивает на месте...

21 Встречается в сказочных историях и принцип "ПРОСКОКА": преодоление вредных или опасных стадий на большой скорости. Многие сказочные процессы происходят умопомрачительно быстро, "ни в сказке сказать, ни пером описать", "не успеваешь и глазом моргнуть"... Особо опасные места - огненные реки, высокие горы, дремучие леса герои сказок преодолевают обычно именно проскоком. Этот же прием использует Ива­нушка из сказки про подвиги Конька-горбунка, когда принимает охораши­вающее купание в кипятке и в ключевой воде. А вот глупый царь сей реко­мендации не следует и туг же за это наказывается...

22. Неплохо зарекомендовал себя и принцип ^ "ОБРАТИТЬ ВРЕД В
ПОЛЬЗУ": использовать вредные факторы себе во благо, попробовать устранить вредный фактор за счет сложения с другим вредным фактором, либо гюпьггаться усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он пе­рестал быть вредным. Волк становится ангелом-хранителем Ивана-царе­вича, медведь несет в коробе с пирожками домой, к дедушке и бабушке, на­ходчивую Машеньку, битый Волк небитую Лису везет, Баба-Яга сама по­падает в печь вместо героев... Мультипликационные Бременские музыкан­ты остроумно с благими намерениями используют в своих целях злодей­ский облик разбойников...

23, Полезен и принцип ^ ''ОБРАТНОЙ СВЯЗИ": ввести обратную связь,
а если она уже есть, то изменить ее. "Как аукнется, так и откликнется" -
так заканчивается "Лиса и журавль" одна из первых сказок нашего детства.
Наказывается за свое поведение Колобок, по заслугам и награда лениво-иг-
ривым мышатам Крутю и Вертю из сказки "Колосок". Стрелок Андрей из сказки "Поди туда, не знаю куда", пригласив разделить с ним стол неведо­мого свата Наума, в результате обретает верного помощника. В одной из сказок про Бабу Ягу посетившая ее избушку девушка свободно уходит, при этом березка, ворота, собака, мышка, с которыми она перед этим была про­сто по-человечески добра, помогают ей и мешают бесчеловечной Бабе Яге. По заслугам одаривает и рукодельницу, и ленивицу справедливый Морозко.

24. Довольно часто встречается в сказках и принцип ПОСРЕДНИКА:

для разрешения возникающих проблем использовать промежуточный объ­ект-переносчик, временно присоединяемый к главному объекту. Хитрая эзоповски-руссконародная Лиса покидает колодец-западню, вскочив на до­верчивого Козла, которого она приглашает составить ей колодезную ком­панию. Приводит к своим хозяевам приклеившихся диких зверей Смоляной бычок. Лиса, чтобы выманить из домика Петушка, рекламирует в качест­ве посредника зернышки, орешки, горох. За состоянием здоровья отдель­ных странствующих богатырей заинтересованные лица следят по остав­ленным предметам-посредникам: сосуду с жидкостью, растению, яблоку на тарелочке... Нередко неплохой сказочной посредницей служит и Баба Яга, указующая усталому путнику дальнейшую дорогу, либо преподносящая ему волшебный клубок или полотенце -ширинку (тоже посредники!), слу­жащее паролем при его планируемой встрече с одной из родственниц Бабы Яги.

  1. Нельзя забыть и про говорящий сам за себя универсальный и идеаль­ный принцип САМООБСЛУЖИВАНИЯ: объект должен сам себя обслу­жить. "Якающий" Колобок сам и от дедушки ушел, и от бабушки, и от зай­ца... Герои сказки "Зимовье зверей" - бык, баран, свинья, кот да петух сами себе строят зимовье и самостоятельно прогоняют голодного волка. Храб­рый портняжка принуждает свирепых великанов самих биться друг с дру­гом. В сказке братьев Гримм "Пряничный домик" бедный дровосек привя­зывает к дереву палку, которая, раскачиваемая ветром, стучит по стволу дерева точно также, как и топор дровосека и дети дровосека доверчиво ду­мают, что их отец работает где-то неподалеку. Баба Яга из этой же сказки живет в пряничном домике, который иногда можно просто съесть. А раз­личные "само-": ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы (так и просится "самоходы")? Сами собой исполняются указания Золотой рыбки, Емелиной Щуки, других волшебников...

  1. Встречается в сказках и принцип КОПИРОВАНИЯ: вместо недос­тупного, сложного, дорогого объекта использовать его упрощенные копии, в том числе в виде изображений. Здесь можно вспомнить и о древнем ска­зочном телевидении, например, в виде яблочка на тарелочке, и о легендар­ном Нарциссе, влюбленном в свое отражение, и о таком же Мальчике-звез­де из сказки Оскара Уайльда, и о скульпторе, силой своей любви оживив­шем прекрасную статую (Пигмалион), и о сказочном способе "наведения

порчи" через простенькие восковые фигурки-копии живых героев. В фильме-сказке "Марья-искусница" и в некоторых других сказках предлага­ют найти лишенную голоса героиню среди нескольких одинаковых ее ко­пий. Иногда злые силы, дабы причинить дополнительные неприятности до­брым героям, предлагают их взору различного рода миражи... Благородный Кот в сапогах остроумно предлагает Людоеду превратиться в более удобо­варимую для Кота "копию" - обыкновенную мышь, которую он молниенос­но ловит...

  1. Нельзя не отметить разумный принцип ^ "ДЕШЕВОЙ НЕДОЛГО­ВЕЧНОСТИ ВЗАМЕН ДОРОГОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ" Только на один вечер получает Золушка в свое распоряжение сотворенных из "деше­вых" ресурсов лошадей, карету, кучера, свой бальный наряд. В Королевст­ве кривых зеркал весьма дешевы недолговечные короли. Для Синей боро­ды дешевы его жены. Были наказаны за кажущуюся дешевизну два поро­сенка, построившие себе домишки из соломы и веточек, и Лиса, зимовав­шая в домике изо льда, не говоря уж о попе, знакомом с работником Бал­дой. Многозначительными были и блестящие подарки Мороза Ивановича Ленивице, врученные ей за самоотверженный труд и растаявшие на глазах

ее жадной матери, потому что были они сделаны изо льда и замерзшей рту­ти...

  1. К неплохим результатам приводит использование в сказках приема ^ "ЗАМЕНА МЕХАНИЧЕСКОЙ СХЕМЫ" на световую, звуковую, запа-ховую, электрическую, живую, переменную, имеющую определенную структуру и строение. Злую медузу Горгону побеждают, рассматривая ее же отражение на блестящем щите. Ранее уже упоминался способ определе­ния нежеланных посетителей по запаху: "Фу-фу, русским духом пахнет... "Стойкого оловянного солдатика, не могущего двигаться (механически!) поочередно переносят порыв ветра, лодочка, плывущая по канату, прожор­ливая рыба. Андерсеновский Свинопас безуспешно пытается доказать

принцессе, что не может быть никакого сравнения между механическими неживыми вещами, например, горшочком, наигрывающем одну популяр­ную классическую мелодию и живыми розой и соловьем. В другой сказке Андерсена - "Соловей" это противопоставление доведено до предела, не может соловей, "искусственный, похожий на настоящего, весь осыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами", поющий "как заведенная шарман­ка", заменить душевного и скромного простого соловушки.. , Ангел-храни­тельница Крошечки-Хаврошечки яблонька с чудесными яблочками в нуж­ный момент "оживает" и приподнимает свои ветки перед нехорошими се­страми героини. Готовые сюжеты нравоучительных сказок.

29. Прием ^ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПНЕВМО - И ГИДРОКОНСТ-
РУКЦИЙ", советующий вместо твердых частей объекта использовать
жидкие и газообразные, воздушные, надувные, реактивные, также можно
найти в некоторых сказочных ситуациях. Встают перед героями непреодо-
лимые водяные стены, дуют ураганные ветры... Для преодоления огненной
реки Лягушка-скакун долго самонадувается и, наконец, совершает рекорд-
ный прыжок. Раздуваются от страха то ли от еды, то ли от воздуха, то ли от
вкусного компота и лопаются Три Толстяка. Волк с переменным успехом
дует на домики поросят, сердитая одинокая голова - на разбудившего ее не-
милосердного Руслана. Неплохо зарекомендовали себя сказочные "гидро-
конструкции" - "Чудо-Юдо Рыба-Кит, водяная горка Маленького Водяно-
го. В многочисленных сказках и легендах, например, "Шат и Дон", "Волга и Вазуза" Л. Н. Толстого их герои превращаются в красивые реки и ручей­ки. Понравилось подводное царство былинному Садко и горьковскому мальчику Ивашке, не говоря уж о 33 богатырях.

30. Несколько похож на предыдущий прием "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

^ ГИБКИХ ОБОЛОЧЕК И ТОНКИХ ПЛЕНОК": вместо объемных объ­ектов использовать оболочки и пленки, отделить ими объект от внешней среды. К оболочкам можно, прежде всего, отнести одежду: получают но­вые роскошные одеяния Золушка и друг Сивки-Бурки, набрасывает на се­бя овечью шкуру заинтересовавшийся лениво-хвастливо-шкодливой па­рочкой поросят Волк, в самый нужный момент накидывает на своих закол­дованных братьев рубашки из крапивы бедная Элиза из сказки "Дикие ле­беди", действительно сказочна и гибкая оболочка Царевны-Лягушки. В Королевстве кривых зеркал его обитателей "защищают" от внешней сре­ды и забот лживыми отражениями на тонких пленках особых зеркал. Из гибких оболочек сделан шар Незнайки и балаган Карабаса-Барабаса. По­крывается тоненькой корочкой льда один из братьев в сказке Е. Шварца "Два брата. " Чудесный полупрозрачный почти живой ковер-кисея (тонкая пленка!) ткут по заказу царя слуги Царевны-Лягушки под ее руководством. Тонкую же масляную пленку наносит на свои суставы,а также на мозговые иголки и булавки Страшилы его железный друг Дровосек.

31. Несмотря на кажущуюся экзотичность, применяется в сказках и при-

ем "ПРИМЕНЕНИЕ ПОРИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ" выполнить, объ­ект пористым, использовать пористые вставки, если же объект уже выпол­нен пористым, заполнить поры нужным, "полезным" веществом. Истинно пористым героем является хлебный Колобок. Коварная царица-красавица пытается уничтожить свою соперницу посредством соблазнительного яб­лока (пористый элемент, заполненный соком), в которое злодейка вводит отраву. Самой же красивой иллюстрацией сказочного (и разумного!) ис­пользования этого приема можно считать проверку истинности одной слу­чайной принцессы, когда в очень большую кипу пористых матрацев много­опытная королева-хозяйка приказала ввели маленькую, но твердую горо­шину, заставившую принцессу провести кошмарную ночь...

  1. Нередко находит применение в сказках и принцип "ИЗМЕНЕНИЯ

ОКРАСКИ": изменить окраску либо степень прозрачности объекта или внешней среды; для наблюдения за объектами использовать красящие до­бавки. Изменяется внешняя среда в Волшебной стране - злая Арахна выпу­скает на волю коварный Желтый туман. Основатель Изумрудного города "великий и ужасный" Гудвин приказал в обязательном порядке выдавать всем посетителям этого славного города бесплатные зеленые очки с замоч­ком, только сквозь которые и заметно истинное зеленое очарование окру­жающего мира с большим количеством безценных (это не ошибка) стек­лянных изумрудов. Меняет свою окраску обычная птичка типа павлина и превращается в ярчайшую Жар-птицу. А вот осколки зеркала злого трол­ля из историй Андерсена, попадая в глаза людям, очень сильно изменяют их восприятие мира, окрашивая все только в плохое и даже заставляют пере­дразнивать бабушку... В опасной ситуации капитан Врунгель протягивает своему помощнику Лому бинокль, глядя в который тот смело шагает со скалы на вдруг ставший близким родной корабль. По изменяющейся окра­ске ключа от заветной комнаты - на нем предательски проступают крова-вокрасные пятна - Синяя Борода узнает о непослушании очередной жены. Достаточно часто герои сказок становятся полностью прозрачными (неви­димыми) - вспомните хотя бы таинственного Свата Наума из сказки "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" (какое красивое противоре­чие даже в названии!), весьма измененной окраской обладает и Новое пла­тье короля, и живые сны, которые видит пробирающаяся к спальне моло­доженов Герда...

  1. Во многих историях нашел применение принцип "ОДНОРОДНО-

СТИ", по которому элементы, взаимодействующие друг с другом, должны быть близкими по свойствам. Тяжела судьба Гадкого Утенка, в начале сво­ей жизни оказавшегося в неоднородном для него гордом достигнутым по­ложением обществе пернатых. Муми-мама для согласования с запросами своей семьи вынуждена заводить тесто в ванне, а оладьи в столовую выво­зить на тачке. Карлика Черномора можно победить только "однородным" с ним особым волшебным мечом. Некоторые былинные богатыри для си­лы пьют волшебный напиток, при этом очень тщательно следят за своими приобретениями - как бы не перебрать! Богатырь Святогор не уследил, и его не может держать простая земля, приходится ездить по более твердым горам...

  1. Употребляется в сказках и принцип ^ "ОТБРОСА ИЛИ РЕГЕНЕРА­ЦИИ ЧАСТЕЙ", рекомендующий выполнившую свое назначение или ставшую ненужной часть объекта отбросить или видоизменить, а расходу­емые части объекта должны восстанавливаться непосредственно в ходе ра­боты. Безвозвратно пропадают использованные лепестки волшебного Цветика-семицветика, куда-то исчезает ниточка волшебного клубочка по­сле того, как рядом с ней проходит очередной Иванушка-искатель (видимо, чтобы нельзя было найти его следы), тают призы Мороза Ивановича нера­дивой Ленивице (это еще по-божески, в сюжетно схожих сказках изо рта аналогичных героинь при каждом слове безвозвратно выскакивает жаба или выползает змея, а "немецкая" бабушка Вьюга не пожалела для своей гостьи несмываемой смолы... ). Отбрасываются "разбеганием" (после вы­полнения поставленной задачи) кучер, карета и лошади Золушки, практи­чески всегда "регенерируются" злодеи - пропадает Волк в "Красной ша­почке", погибает Кощей Бессмертный, ведьму привязывают к лошадиному хвосту и отпускают лошадь в чистое поле. Очень красиво регенерируется периодически возрождающаяся из пламени птица Феникс.

  1. Нашел применение в сказках и такой очень технический прием как ^ "ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕ­КТА". Он подразумевает изменение агрегатного состояния объекта, его температуру, объем, концентрацию, степень гибкости. Нередко в сказках осуществляется увеличение или уменьшение героев (один Мальчик-с-пальчик чего стоит!), превращение объектов из одного в другой (Лебедь становится Царевной Лебедью), нередки в сказках и различные окамене­ния. Изменяются параметры теста в процессе печения Колобка. Стоило

изменить параметры речки и появилась истинно сказочная Молочная река с Кисельными берегами. Очень эффектно огненное дыхание Змея Горы-ныча. Великан-эгоист из сказки О. Уайльда после изгнания из своего чудес­ного сада играющих детей в награду получил замерзшие грустные деревья,траву и повод для долгих раздумий и благополучного перевоспитания. Неп­лохо применил этот прием и Л. Пантелеев в своей мудрой сказке "Две ля­гушки" - одна из лягушек, упав в горшок с молоком и борясь за свою жизнь, долго била лапками в молоке и сбила масло (вот вам и изменение парамет­ра молока), после чего благополучно выбралась на волю...

  1. Несколько схож с предыдущим прием ^ "ПРИМЕНЕНИЕ ФАЗО­ВЫХ ПЕРЕХОДОВ": использовать явления, возникающие при фазовых переходах, например, изменение объема, прочности, твердости, выделение или поглощение тепла... Хитрая Лиса вмораживает в лед хвост наивного Волка, зато с приходом весны тает ее ледяной домик, а номер с неподвер­женной этому фазовому переходу лубяной избушкой тихого Зайки ей не проходит. Борется с замерзанием своей полыньи быстрым плаваньем Се­рая Шейка - уточка с перебитым крылом, а вот Снежной Королеве почти удается превратить в кусок льда сердце Кая, и лишь горячие слезинки Гер-ды выполняют обратное чудесное превращение. Снегурочка, прыгая через костер, растаяла и превратилась в облачко. Так же грустно превращаются в ледяную статую младший брат из сказки Е. Шварца "Два брата" и в с'сли-точек в форме сердечка" расплавившийся в финале истории верный Стой­кий Оловянный Солдатик. Служанка Али-Бабы с помощью кипящего мас­ла побеждает затаившихся в кувшинах разбойников.

  1. На два вышеназванных приема похож и прием ^ "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРМИЧЕСКОГО РАСШИРЕНИЯ': использовать термическое рас­ширение или сжатие материала. Казалось бы, что в этом может быть ска­зочного? Судите сами... Мама Коза проводит совместные эксперименты с обманщиком Волком - прыжки через яму, на дне которой горит костер.Огрузневший Волк падает в яму, от термического расширения его брюхо лопается, козлятки оказываются вновь с мамой. Сказочно замерзает звук в охотничьем рожке Мюнхгаузена, видимо, при этом резко уменьшаясь в объеме. В тепле же, отогревшись и увеличившись, набравшийся расшири­тельных сил звук не может удержать себя в тесном объеме и победоносно продолжительное время возвещает об этом. Часто не обходится без этого приема приготовление традиционно кипящего колдовского зелья.

38. Слегка переиначивая следующий технический принцип ^ "ПРИМЕНЕ-
НИЕ СИЛЬНЫХ ОКИСЛИТЕЛЕЙ" - можно найти в сказочной литера-
туре примеры применения волшебных ускорителей процессов благодаря
замене обычных материалов более "сильными", обогащенными. В основ-
ном это - различные чудесные жидкости: живая и мертвая воды; напитки,
дающие богатырскую силу, здоровье, зрение, разум, красоту. Сюда же
можно отнести и отвратительный Желтый туман злой Арахны.

39. Похож на предыдущий и прием ^ "ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ИНЕРТНОСТИ": заменить обычную среду нейтральной. Чудесным воз­духом, нейтрализующим все вредные примеси, дышит спящая царевна и не стареет при этом (и весь окружающий ее мир также не изменяется). Про­стое втыкание в одежду Финиста Ясного сокола колдовской иголки также успокаивает и даже усыпляет последнего...

40. Последним в наиболее принятом в ТРИЗ списке приемов стоит прием

^ 'ПРИМЕНЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ: перейти от использования однородных материалов к композиционным, составным. Из композиционного материала изготовлен чудесный ковер Царевны-ля­гушки, иголочно-соломо-булавочный мозг Страшилы Мудрого, Железный Дровосек. Пристраиванием расширяется сказочный Теремок, в волшебном топоре скрыты армии и корабли, в скатерти-самобранке - различные яст­ва. К композиции переходит и хитрая Лиса, намазывая свою голову тестом, при этом сообщая Волку, что это всего-навсего ее бедные мозги. Морозко укутывает зимой деревья своей композицией - обьгшым снегом... Из инте­ресного композиционного материала изготовлен Смоляной Бычок, у кото­рого соломенное тело пропитано смолой. Неплохой материал, кстати. Из такого "бетона" можно строить без опалубки, можно легко, обычным на­гревом, ''исправлять" огрехи строительства, возможно создание прочной армированной резины...

Действительно, прав был Пушкин, воскликнувший: "Ну что за прелесть

эти сказки!"...

rukovodstvo-po-ekspluatacii-2010-g.html
rukovodstvo-po-ekspluatacii-4252-014-12560879-re-stranica-2.html
rukovodstvo-po-ekspluatacii-aabv-425513-004-03-01-re-stranica-7.html
rukovodstvo-po-ekspluatacii-atesy.html
rukovodstvo-po-ekspluatacii-bvek-438150-005re-stranica-2.html
rukovodstvo-po-ekspluatacii-data-vvedeniya-2006-g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-sostavleno-prepodavatelem-gou-spo-s-pb-fmk-a-p-kochinim.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kraevaya-dolgosrochnaya-celevaya-programma-razvitie-myasnogo-skotovodstva-v-zabajkalskom-krae-2009-2012-godi-pasport.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-rassmotrenie-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-provodilos-edinoj-komissij-v-sleduyushem-sostave-predsedatel-edinoj-komissii-zhukova-svetlana-borisovna.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-gorbovskij-inie-miri-hudozhnik-o-kovaleva-na-oblozhke-a-muntyan-logos-11-i-zolotie-niti-dao-stranica-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-s-astafeva-m-vo-obrazovaniya-rf-m-akademiya2006-223-s.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-rol-ceni-v-rinochnoj-ekonomike-evolyuciya-teorii-ceni.html
  • bystrickaya.ru/voprosi-yuvenalnoj-yusticii-329-2010-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2010-godu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr-iii-urovnya-chast-4.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-iii-legislatura-shtata-constitution-of-india-in-russian.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-marse-kak-i-na-zemle-est-vozduh-i-voda-veroyatno-tam-est-zhizn.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-gorod-grad-zaborolo-zabralo-horobroe-hrabrie-golos-glas-vorota-vrata-boron-bran.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-sociometriya-n-i-shevandrin-socialnaya-psihologiya-v-obrazovanii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/johnny-come-lately-aktivnij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/innovacionnaya-i-eksperimentalnaya-deyatelnost-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scan-ocr-spellcheck-chububu-2006-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-ekstremalnih-turistskih-marshrutov-na-rossijskom-severe-po-regionam-rossijskoj-federacii-na-primere-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-chast-11.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskazi-34-stranica-21.html
  • turn.bystrickaya.ru/optiko-elektronnie-pribori.html
  • bukva.bystrickaya.ru/primechanie-vneseni-izmeneniya-rasporyazheniem-mintransa-rf-ot-23-05-2003-os-465-r.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-korkino-10-fevralya-2012-goda-mirovoj-sudya-sudebnogo-uchastka-2-goroda-korkino-chelyabinskoj-oblasti-aganina-tatyana-anatolevna.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/komitet-po-delam-molodezhi-merii-ob-otchete-o-vipolnenii-plana-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-novosibirska-za-2004-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dlya-studentov-ikursa-obuchayushihsya-po-napravleniyam-521600-ekonomika-bakalavr-i-521500-menedzhment-bakalavr.html
  • university.bystrickaya.ru/filologicheskij-fakultet.html
  • composition.bystrickaya.ru/pogovorka-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-ot-lekarstva-k-narkotiku-albert-hofmann-lsd-my-problem-child.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-duhovnoj-temnote-k-chitatelyu.html
  • letter.bystrickaya.ru/obedinennij-fond-magazinov-prodovolstvennogo-torga-2-spravochnik-dokumenti-po-lichnomu-sostavu-v-gosudarstvennih.html
  • institute.bystrickaya.ru/fakticheskie-stavki-po-predostavleniyu-kreditovmiacr-moscow-interbank-actual-credit-raterossijskij-rubl-v-procentah-godovih.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-soderzhanie-vvodnaya-lekciya-2-mo-v-godi-fr-rev-i-napoleonovskih-voin-3-svyashennij-soyuz-i-mo-v-evrope-v-1-oj-polovine-19-v-4.html
  • education.bystrickaya.ru/-okazanie-lechebnoj-pomoshi-prikreplennomu-kontingentu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-060101.html
  • student.bystrickaya.ru/1-slushali.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-galich-pervij-dissident-sovetskogo-soyuza.html
  • turn.bystrickaya.ru/olga-gromiko.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25-yurodivie-temi-konspekta-1-1-2-i-4-po-bolshej-chasti-otrazheni-v-voprosnike-vnimatelno-prosmotrite-voprosnik.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/progress-kak-problema.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.